Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткая теоретическая часть





Экономические системы (economic systems) — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Рисунок 2.1 – Экономические системы.

Рыночная экономика (market economy) – система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства.

Командная экономика (command economy) – система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование.

Смешанная экономика (mixed economy) – система, в которой рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной экономических систем.

Основой рыночных отношений является потребление – действия людей по использованию материальных и информационных благ для удовлетворения их потребностей.

Главным фактором, определяющим выбор рационального потребителя, является полезность. При этом он стремится к её максимизации, затратив минимум средств.

Потребительский выбор – выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности денежного дохода.

Функция полезности U – правило назначения каждому потребительскому набору некоего численного значения, при котором более предпочитаемым наборам приписываются большие численные значения, чем менее предпочитаемым. Математически функция полезности выглядит как:

U = f (Qx; Qy; Qz...),

где U – уровень полезности;

Qx; Qy; Qz – количество потребляемых продуктов или услуг за определённый период времени;

f – зависимость уровня полезности от количества потребляемых продуктов и услуг.

Различают функции: общей (TU) и предельной полезности (MU).

Общая полезность – сумма добавочных полезностей определенного продукта, который потребляет индивид:

TUn = MU1 + MU2 +... + MUn.

Предельная полезность – изменение полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара, при условии, что потребление других товаров остается неизменным:

MU = DTU/ DQ,

где

DTU= TUn – TUn-1; т.е. приращение полезности,

DQ = Qn–Qn-1, т.е. приращение количества потребляемого блага Q.

 

Рассмотрим экономическую ситуацию. У покупателя есть возможность на распродаже в торговом центре приобрести несколько пар обуви. Определим полезность покупки. Для этого построим графики общей и предельной полезности.

Рисунок 2.2– График функции общей полезности.

Q - количество пар обуви; U - полезность.

Как видно из графика, функция общей полезности возрастает, а затем, достигнув своего максимального значения, убывает:

TUmax = 4 + 2 + 1,5 + 0,5 + 0,2 = 8,2;

где

TU1 = 4;

TU2 = 4 + 2 = 6;

TU3 = 6 + 1,5 = 7,5;

TU4 = 7,5 + 0,5 = 8;

TU5 = 8 + 0,2 = 8,2;

TU6 = 8,2– 0,2 = 8.

Две пары обуви обладают для потребителя большей полезностью, чем одна; три большей, чем две и т.д. Общая полезность растёт, хотя и медленными темпами, т.е. каждая дополнительная пара приносит все меньшую и меньшую полезность.

Вывод: по мере увеличения количества потребляемого продукта, общая полезность возрастает, а прирост полезности от каждой её порции (пары) убывает (суть закона возрастающей общей полезности). Тем самым потребность в них насыщается.

Рисунок 2.3 – График функции предельной полезности.

По мере увеличения количества потребляемых пар обуви добавочная полезность каждой последующей пары убывает (суть закона убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)).

Минимум предельной полезности достигается в точке, когда общая полезность достигла своего максимума (TU5 = 8,2). Дальнейшее потребление обуви принесет «вред». Об этом свидетельствует предельная полезность шестой пары обуви:

MU6 = (TU6 – TU5) / (Q6 – Q5) = (8 – 8,2) / (6 – 5) = - 0,2 /1 = - 0,2.

Таким образом, полезность зависит:

1) от количества потребляемого продукта;

2) от интенсивности потребления.

 

В микроэкономике различают две версии рационального потребительского поведения: количественную и порядковую.

Основоположники количественной теории (Менгер, Визер, Госсен) считали, что полезность конкретных продуктов можно измерить. Единица измерения полезности - ютиль (англ. «utility -полезность)». В частных случаях для измерения полезности используют денежные единицы измерения, дополнительные баллы, бонусы и т.д.

Суть количественной теории: рациональный потребитель максимизирует общую полезность в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, евро и т.д), затрачиваемый на приобретение продуктов или услуг, приносит одинаковую полезность (второй закон Госсена или правило максимизации полезности):

MU1 / P1 = MU2 / Р2 =... MUn / Рn= l,

где

MU1; MU2;...MUn - предельные полезности потребляемых продуктов;

P1; Р2;... Рn - цены на данные продукты,

l - предельная полезность денег.

Правило максимизации полезности отражает ситуацию потребительского равновесия.

Тогда MU= Р*l,

где Р*l - предельные издержки (расходы) потребителя.

Следовательно, если МС = Р*l, то MU = МС.

Основоположники порядковой теории, в частности, Слуцкий, Хикс, Парето исходили из того, что полезность отдельных продуктов измерить нельзя, но можно расставить приоритеты, т.е. построить шкалу предпочтений.

Рассмотрим экономическую ситуацию. Данные ежемесячного потребления двух продуктов приведены в таблице:

 

Набор продуктов А В С D Е F G Н
Киви (кг)                
Груши (кг)                

 

При этом потребителю безразлично, какой продуктовый набор выбрать. На основе табличных данных построим график, характеризующий потребительский выбор. Определим степень предпочтений потребителя.

Рисунок 2.4 – Кривая безразличия.

Мы получили кривую показывающую, что в каждой её точке есть набор, состоящий из двух продуктов, который обеспечивает одинаковое удовлетворение потребностей потребителя, т.е. данные наборы продуктов одинаково безразличны потребителю.

Данная кривая получила название «Кривая безразличия» (U) – характеризует набор товаров с постоянной полезностью, когда выбор всех возможных комбинаций для покупателя безразличен.

Рассмотрим расположение точек на графике, опираясь на изученную ранее модель производственных возможностей (см. т. 1).

Можно сделать следующие выводы:

1) наборы продуктов, соответствующие точкам А, В, С, D, Е, F имеют одинаковую полезность для потребителя (т.е. потребитель безразличен к шести наборам продуктов);

2) набор продуктов, соответствующий точке G, менее предпочтителен для потребителя;

3) набор из двух продуктов, соответствующий точке Н, более предпочтителен для потребителя.

Если через точки G и Н провести кривые, параллельные исходной кривой, то получим карту кривых безразличия.

Карта кривых безразличия – это вкусы и предпочтения потребителей.

Свойства кривых безразличия на карте кривых безразличия:

1) кривые безразличия не пересекаются, т.к. один набор продуктов, который предпочтительнее другого набора, не может находиться с ним на одном уровне;

2) кривые безразличия имеют отрицательный наклон, т.к. увеличение количества одного продукта сопровождается уменьшением количества другого, входящего в тот же набор продуктов;

3) кривые безразличия пологие, т.е. вогнуты. Чем менее полога кривая безразличия, тем ниже предельная норма замещения.

Взаимозависимые (заменяемые) блага – продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности за счёт друг друга (чай и кофе, розы и гвоздики и т.д.) или совершенные субституты.
Взаимодополняемые блага – продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности лишь в комплексе друг с другом (доски и гвозди, фотоаппарат и пленка и т.д.) или совершенные комплементы.
Независимые блага – продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности независимо друг от друга (чай и гвозди).
Нежелательные блага – продукты или услуги, без которых потребитель был бы рад обойтись, но в силу каких-то причин вынужден потребить (горькое лекарство, услуги стоматолога и т.д.)

Рисунок 2.5 – Формы кривых безразличия.

Анализ потребительских предпочтений не показывает, какой из наборов продуктов купит покупатель. Следовательно, чтобы разобраться в этом, надо изучить покупательную способность потребителя. Для этого необходимо учитывать цены на продукты и доход потребителя.

Пусть X и У то количество продукта, которое хотят приобрести покупатели. При этом цены на продукты равны Рх и Ру соответственно, а I - номинальный доход потребителя (величина постоянная).

Тогда алгебраически бюджетное ограничение потребителя примет

следующий вид: Рх * X + Ру * У = I.

На основе данного тождества можно построить бюджетную плоскость:

Рисунок 2.6 – Бюджетная плоскость.

Таким образом, мы получаем Бюджетную линию – прямая, точки которой показывают наборы благ, при которых доход тратится полностью, а сам набор продуктов требует одинаковых затрат.

Выводы:

1) заштрихованная плоскость есть бюджетное пространство (бюджетные возможности покупателя);

2) все точки, лежащие внутри бюджетного пространства, показывают доступность потребителю данных продуктов (однако, приобретая их, он не полностью использует свой доход);

3) наборы продуктов, лежащие за бюджетной линией предпочтительны для потребителя, но не доступны, т.к. его доход не позволяет ему их приобрести.

Положительная разница между предельной полезностью (MU) и ценой товара (Р) (в данном случае предельными расходами/издержками) составляет предельный выигрыш потребителя (излишек).

Этот показатель означает, что потребитель оценивает данную единицу товара выше уровня рыночной цены. Потребитель был готов заплатить в соответствии со своей субъективной оценкой предельной полезности продукта. Однако рыночная цена оказалась ниже, и покупатель остался в выигрыше.

Рисунок 2.7– Предельный выигрыш потребителя (MU – Р) в точке G.

Общий выигрыш (излишек) потребителя равен разнице между совокупной полезностью потребленных одноименных товаров и общими расходами на их приобретение.

Графически совокупный потребительский выигрыш представлен площадью треугольника ABC и достигает максимума в точке, где предельная полезность товара равна его цене MU = Р.

Введение категории «выигрыш потребителя» позволяет конкретизировать понятие рационального поведения. Поведение потребителя является рациональным, если максимизируется его совокупный выигрыш (излишек).

Рисунок 2.8 – Общий выигрыш потребителя.

Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Но в экономической теории существует описание такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар – парадокс Гиффена, названный так в честь английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910).

Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела «восходящий» вид. То есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода.

 

Date: 2015-12-12; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию