Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткая теоретическая часть ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Экономические системы (economic systems) — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Рисунок 2.1 – Экономические системы. Рыночная экономика (market economy) – система, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства. Командная экономика (command economy) – система, в которой доминируют государственная собственность, коллективное принятие решений и централизованное планирование. Смешанная экономика (mixed economy) – система, в которой рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной экономических систем. Основой рыночных отношений является потребление – действия людей по использованию материальных и информационных благ для удовлетворения их потребностей. Главным фактором, определяющим выбор рационального потребителя, является полезность. При этом он стремится к её максимизации, затратив минимум средств. Потребительский выбор – выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности денежного дохода. Функция полезности U – правило назначения каждому потребительскому набору некоего численного значения, при котором более предпочитаемым наборам приписываются большие численные значения, чем менее предпочитаемым. Математически функция полезности выглядит как: U = f (Qx; Qy; Qz...), где U – уровень полезности; Qx; Qy; Qz – количество потребляемых продуктов или услуг за определённый период времени; f – зависимость уровня полезности от количества потребляемых продуктов и услуг. Различают функции: общей (TU) и предельной полезности (MU). Общая полезность – сумма добавочных полезностей определенного продукта, который потребляет индивид: TUn = MU1 + MU2 +... + MUn. Предельная полезность – изменение полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара, при условии, что потребление других товаров остается неизменным: MU = DTU/ DQ, где DTU= TUn – TUn-1; т.е. приращение полезности, DQ = Qn–Qn-1, т.е. приращение количества потребляемого блага Q.
Рассмотрим экономическую ситуацию. У покупателя есть возможность на распродаже в торговом центре приобрести несколько пар обуви. Определим полезность покупки. Для этого построим графики общей и предельной полезности. Рисунок 2.2– График функции общей полезности. Q - количество пар обуви; U - полезность. Как видно из графика, функция общей полезности возрастает, а затем, достигнув своего максимального значения, убывает: TUmax = 4 + 2 + 1,5 + 0,5 + 0,2 = 8,2; где TU1 = 4; TU2 = 4 + 2 = 6; TU3 = 6 + 1,5 = 7,5; TU4 = 7,5 + 0,5 = 8; TU5 = 8 + 0,2 = 8,2; TU6 = 8,2– 0,2 = 8. Две пары обуви обладают для потребителя большей полезностью, чем одна; три большей, чем две и т.д. Общая полезность растёт, хотя и медленными темпами, т.е. каждая дополнительная пара приносит все меньшую и меньшую полезность. Вывод: по мере увеличения количества потребляемого продукта, общая полезность возрастает, а прирост полезности от каждой её порции (пары) убывает (суть закона возрастающей общей полезности). Тем самым потребность в них насыщается. Рисунок 2.3 – График функции предельной полезности. По мере увеличения количества потребляемых пар обуви добавочная полезность каждой последующей пары убывает (суть закона убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)). Минимум предельной полезности достигается в точке, когда общая полезность достигла своего максимума (TU5 = 8,2). Дальнейшее потребление обуви принесет «вред». Об этом свидетельствует предельная полезность шестой пары обуви: MU6 = (TU6 – TU5) / (Q6 – Q5) = (8 – 8,2) / (6 – 5) = - 0,2 /1 = - 0,2. Таким образом, полезность зависит: 1) от количества потребляемого продукта; 2) от интенсивности потребления.
В микроэкономике различают две версии рационального потребительского поведения: количественную и порядковую. Основоположники количественной теории (Менгер, Визер, Госсен) считали, что полезность конкретных продуктов можно измерить. Единица измерения полезности - ютиль (англ. «utility -полезность)». В частных случаях для измерения полезности используют денежные единицы измерения, дополнительные баллы, бонусы и т.д. Суть количественной теории: рациональный потребитель максимизирует общую полезность в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, евро и т.д), затрачиваемый на приобретение продуктов или услуг, приносит одинаковую полезность (второй закон Госсена или правило максимизации полезности): MU1 / P1 = MU2 / Р2 =... MUn / Рn= l, где MU1; MU2;...MUn - предельные полезности потребляемых продуктов; P1; Р2;... Рn - цены на данные продукты, l - предельная полезность денег. Правило максимизации полезности отражает ситуацию потребительского равновесия. Тогда MU= Р*l, где Р*l - предельные издержки (расходы) потребителя. Следовательно, если МС = Р*l, то MU = МС. Основоположники порядковой теории, в частности, Слуцкий, Хикс, Парето исходили из того, что полезность отдельных продуктов измерить нельзя, но можно расставить приоритеты, т.е. построить шкалу предпочтений. Рассмотрим экономическую ситуацию. Данные ежемесячного потребления двух продуктов приведены в таблице:
При этом потребителю безразлично, какой продуктовый набор выбрать. На основе табличных данных построим график, характеризующий потребительский выбор. Определим степень предпочтений потребителя. Рисунок 2.4 – Кривая безразличия. Мы получили кривую показывающую, что в каждой её точке есть набор, состоящий из двух продуктов, который обеспечивает одинаковое удовлетворение потребностей потребителя, т.е. данные наборы продуктов одинаково безразличны потребителю. Данная кривая получила название «Кривая безразличия» (U) – характеризует набор товаров с постоянной полезностью, когда выбор всех возможных комбинаций для покупателя безразличен. Рассмотрим расположение точек на графике, опираясь на изученную ранее модель производственных возможностей (см. т. 1). Можно сделать следующие выводы: 1) наборы продуктов, соответствующие точкам А, В, С, D, Е, F имеют одинаковую полезность для потребителя (т.е. потребитель безразличен к шести наборам продуктов); 2) набор продуктов, соответствующий точке G, менее предпочтителен для потребителя; 3) набор из двух продуктов, соответствующий точке Н, более предпочтителен для потребителя. Если через точки G и Н провести кривые, параллельные исходной кривой, то получим карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия – это вкусы и предпочтения потребителей. Свойства кривых безразличия на карте кривых безразличия: 1) кривые безразличия не пересекаются, т.к. один набор продуктов, который предпочтительнее другого набора, не может находиться с ним на одном уровне; 2) кривые безразличия имеют отрицательный наклон, т.к. увеличение количества одного продукта сопровождается уменьшением количества другого, входящего в тот же набор продуктов; 3) кривые безразличия пологие, т.е. вогнуты. Чем менее полога кривая безразличия, тем ниже предельная норма замещения.
Рисунок 2.5 – Формы кривых безразличия. Анализ потребительских предпочтений не показывает, какой из наборов продуктов купит покупатель. Следовательно, чтобы разобраться в этом, надо изучить покупательную способность потребителя. Для этого необходимо учитывать цены на продукты и доход потребителя. Пусть X и У то количество продукта, которое хотят приобрести покупатели. При этом цены на продукты равны Рх и Ру соответственно, а I - номинальный доход потребителя (величина постоянная). Тогда алгебраически бюджетное ограничение потребителя примет следующий вид: Рх * X + Ру * У = I. На основе данного тождества можно построить бюджетную плоскость: Рисунок 2.6 – Бюджетная плоскость. Таким образом, мы получаем Бюджетную линию – прямая, точки которой показывают наборы благ, при которых доход тратится полностью, а сам набор продуктов требует одинаковых затрат. Выводы: 1) заштрихованная плоскость есть бюджетное пространство (бюджетные возможности покупателя); 2) все точки, лежащие внутри бюджетного пространства, показывают доступность потребителю данных продуктов (однако, приобретая их, он не полностью использует свой доход); 3) наборы продуктов, лежащие за бюджетной линией предпочтительны для потребителя, но не доступны, т.к. его доход не позволяет ему их приобрести. Положительная разница между предельной полезностью (MU) и ценой товара (Р) (в данном случае предельными расходами/издержками) составляет предельный выигрыш потребителя (излишек). Этот показатель означает, что потребитель оценивает данную единицу товара выше уровня рыночной цены. Потребитель был готов заплатить в соответствии со своей субъективной оценкой предельной полезности продукта. Однако рыночная цена оказалась ниже, и покупатель остался в выигрыше. Рисунок 2.7– Предельный выигрыш потребителя (MU – Р) в точке G. Общий выигрыш (излишек) потребителя равен разнице между совокупной полезностью потребленных одноименных товаров и общими расходами на их приобретение. Графически совокупный потребительский выигрыш представлен площадью треугольника ABC и достигает максимума в точке, где предельная полезность товара равна его цене MU = Р. Введение категории «выигрыш потребителя» позволяет конкретизировать понятие рационального поведения. Поведение потребителя является рациональным, если максимизируется его совокупный выигрыш (излишек). Рисунок 2.8 – Общий выигрыш потребителя. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара. Но в экономической теории существует описание такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар – парадокс Гиффена, названный так в честь английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела «восходящий» вид. То есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода.
|