Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема Специальные приёмы





Тема Основные категории олигофренопедагогики

Тема Основные этапы развития отечественной олигофренопедагогики

Темы Дидактические принципы специальной педагогики

Темы Современные классификации методов обучения.

тема Специальные приёмы

Предметом олигофренопедагогики является научное обобщение практики и разработка теории обучения и воспитания УО детей. Олигофренопедагогика разрабатывает принципы и методы обучения детей с умственной отсталостью.

 

Объект – специальное образование лиц с УО.

Субъект – ученик вспомогательной школы, имеющий особые образовательные потребности.

 

Деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется Постановлением правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 228 «Об утверждении типового положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» и письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений».

 

 

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида

Цель - коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Сроки - девять-одиннадцать лет (с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца).

Характер учреждения - углубленная трудовая подготовка обучающихся.

 

В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9(10) класс.

1. Квалификационные разряды отдельным, хорошо усвоившим профессию, выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия или учреждения начального профессионального образования.

2. Не получившим квалификационного разряда, выдается документ с характеристикой и с перечнем работ, которые выпускники способны выполнять самостоятельно.

Учитывается: уровень сложности видов труда с учетом интересов воспитанников;

психофизические возможности детей;

местные условия,

потребности региона в рабочих кадрах,

возможности трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах начального профессионального образования (ПТУ…).

 

Обучение завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов:

А) практическая работа и собеседование по вопросам материаловедения

Б) технология изготовления изделия.

Воспитанники могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерствами общего и профессионального образования РФ и здравоохранения РФ.

 

 

Прием детей в СКОУ VIII вида

подготовительный класс, 1 класс (группу) принимаются дети.

В подготовительный класс принимаются дети с недостаточным уровнем подготовленности к обучению как правило, в возрасте 7—8 лет.

Цель подготовительного класса: уточнение диагноза ребенка в процессе образовательной и лечебной работы, определение адекватности форм организации его обучения и воспитания.

Наполняемость подготовительного класса не должна превышать 6—8 человек.

 

 

I. В первые четыре (5) года проводится:

- всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности УО воспитанника;

- выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса;

- прививается интерес к получению знаний;

- формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности.

- работа по общему и речевому развитию воспитанников, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.

 

II. В старших классах (группах) воспитанники:

получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки но различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Количество воспитанников в 1—9,10 классах (группах), группах продленного дня - до 12 человек.

Для воспитанников, имеющих специфические речевые нарушения, организуются групповые (2-4 человека) и индивидуальные логопедические занятия.

В штаты СКОУ VIII вида вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 15-20 воспитанников.

Создаются и функционируют классы для детей с глубокой умственной отсталостью, наполняемость которых не должна превышать 8 человек.

Основные категории олигофренопедагогики.

 

 

Каждая живая саморегулирующая система, куда относится и человек, должна обладать определенной степенью «прочности», т. е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случаях воздействия различных патогенных факторов. Такая способность к восстановлению называется компенсацией.

 

Компенсация - (от лат. compensatio - возмещение, уpавнивание, уpавновешивание) - сложный многообpазный пpоцесс пеpестpойки функций оpганизма пpи наpушениях или утpате каких-либо функций вследствие пеpенесенных заболеваний или тpавматических повpеждений, напpавленный на испpавление наpушений pазвития на основе замещения, фоpмиpования иных способов действий. Компенсация — сложная ответная реакция индивида на внутренние нарушения. Она препятствует возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

 

 

Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях.

1-й — биологический, или телесный, уровень протекания компенсаторных процессов.

2-й — психологический уровень компенсации — чрезвычайно сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Кроме того, на этом уровне разворачивается действие так называемых копинг-стратегий, т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.

 

3-й уровень компенсаторных процессов - социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

Высший уровень организации компенсаторных процессов — социальный. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

 

Если компенсация — это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений. Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

Коррекция - это система педагогических сpедств, напpавленных на испpавление или ослабление недостатков физического и психического pазвития детей. Она стpоится на основе использования компенсатоpных возможностей pебенка.

 

 

Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку. Но если коррекционные воздействия ориентированы весьма локально, т. е. нацелены на исправление отдельных функций или сторон жизнедеятельности человека (например коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация — это система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.

 

 

Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того, к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены — медицинская, психологическая, семейная, досуговая, социально-трудовая и др.

Pеабилитация - возвpащение и включение детей в социальную сpеду посpедством коppекционно-воспитательной pаботы. Пути достижения pеабилитации: устpанение или смягчение психофизических недостатков человека, оpганизация специального обучения,пpофессиональная подготовка.

 

Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

 

 

Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении, ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено. Следовательно, абилитация — это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

 

Адаптация часто определяется как особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида. Компенсаторные процессы так же направлены на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки. Но отличие состоит в том, что равновесие между индивидом и средой может быть нарушено за счет средовых изменений и изменений в самом индивиде.

 

 

В 1-ом случае должны сработать адаптационные механизмы, приводящие к изменениям, направление которых уводит индивида от исходного состояния, тем самым восстанавливая равновесие.

Во 2-ом случае включаются компенсаторные механизмы, приводящие тоже к внутренним изменениям, но противоположным по направлению к адаптационным изменениям. Компенсаторные процессы стремятся вернуть индивида к исходному утерянному состоянию. И чем в большей степени это удается, тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

 

В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом.

Социальная адаптация - пpиспособление индивидуума (коллектива) к изменяющимся условиям окpужающей сpеды (общества), уменьшение социальной дистанции между ноpмальными и умственно отсталыми школьниками. Смысл ее в том, что pебенок осваивает все фоpмы общения, пpинятые в коллективе и обществе, коммуникативен, не чувствует себя «чужим среди своих», он не отчужден.

Date: 2015-12-13; view: 672; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию