Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТрудящихсяПо мере развития капитализма рос и набирал силы рабочий класс. Постепенно.оформлялась идеология рабочего класса, который превратился из «класса в себе» в «класс для себя». Идеологами рабочего класса стали Карл Маркс (1818— 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1829—1895 гг.). Они создали.науку о законах развития природы и общества, о революции угнетенных и эксплуатируемых, о победе социализма и строительстве коммунистического общества. В течение всей жизни они героически, самоотверженно боролись за дело пролетариата, создавая и утверждая идеологию научного коммунизма. В «Манифесте Коммунистической партии», первом программном документе марксизма, К. Маркс и Ф. Энгельс возвестили о неизбежности революционной смены капиталистического строя коммунистическим. В «Манифесте» была раскрыта и классовая сущность воспитания в условиях буржуазного общества, определены задачи воспитания пролетариата в этих условиях и предопредел'ены пути воспитания в будущем свободном обществе. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса неоднократно поднимались вопросы воспитания, в том числе вопросы физического воспитания. Основоположники научного коммунизма с исключительной силой и яркостью показали губительное действие капитализма на здоровье, физическое и духовное развитие рабочего класса. «В безграничном стремлении к увеличению прибыли, — писал К. Маркс, — капитал захватывает почти все время рабочего, не оставляет ничего для культурного роста, развития и отдыха, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил... Здоровый сон, необходимый для восстановления, обновления и освежения жизненной силы, капитал сводит к стольким часам оцепенения, сколько, безусловно, необходимо для того, чтобы оживить абсолютно истощенный организм»*. Отрицательное влияние разделения труда на развитие человеческой личности и причины невозможности всестороннего физического и духовного развития человека в условиях капиталистического общества убедительно показаны Ф. Энгельсом в работе «Анти-Дюринг». «Уже первое крупное разделение труда — отделение города от деревни — обрекло сельское население на тысячелетия отупения, а горожан на порабощение каждого его специальным ремеслом. Оно уничтожило основу духовного развития одних и физического развития других... Вместе с разделением труда разделяется и сам человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности» **." Рассматривая конкретные условия жизни английского пролетариата, Энгельс^ писал в книге «Положение рабочего класса в Англии», что буржуазия дает рабочим жизнь и образование лишь постольку, поскольку это в ее интересах, и что она совсем не заботится об их физическом и интеллектуальном развитии. Положение английских рабочих, при котором они не могут быть здоровыми и не могут долго жить, он назвал сознательным социальным убийством, организуемым буржуазией. Требования коммунистов в области физического воспитания рабочих. В учредительном манифесте и временном уставе Международного товарищества рабочих К. Маркс говорил об огромном значении сокращения продолжительности рабочего дня для улучшения физического и нравственного состояния и повышения умственного развития рабочих. Отмечая в качестве положительного итога 30-летней борьбы английского рабочего класса проведение закона о 10-часовом рабочем дне, К. Маркс указывал на чрезвычайно благоприятные последствия этого закона. Победа фабричных рабочих укрепляла их силы и в то же время была победой принципа, первой капитуляцией политической экономии буржуазии перед политической экономией рабочего класса. В детях рабочих К. Маркс и Ф. Энгельс видели будущее рабочего класса и вели всемерную борьбу за улучшение их жизненных условий и ограничение детского труда. В инструкции делегатам Временного Центрального совета на Женевский конгресс Международного товарищества рабочих (1886 г.), написанной К. Марксом, значительное место было отведено вопросам борьбы за восстановление здоровья рабочих и физическому воспитанию подрастающего поколения рабочего класса. В ней говорилось о необходимости борьбы за нормальные условия применения в промышленности труда детей и подростков, за соединение их труда с обучением и гимнастикой. «Под воспитанием, — писал К. Маркс, — мы понимаем три вещи: Во-первых, умственное воспитание;
Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями; В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»*. Ценой огромных усилий рабочему классу удалось добиться законодательных актов, несколько ограничивающих эксплуатацию детского труда и обязывавших фабрикантов соединять детский труд с воспитанием в фабричных школах. Но полная реализация требований коммунистов в отношении воспитания трудящихся была невозможна в условиях буржуазного общества. К. Маркс и Ф. Энгельс о воспитании в обществе будущего. В «Принципах коммунизма» Ф. Энгельс указывал, что устранение частной собственности приведет к новому росту промышленности и земледелия и что они настолько разовьются, что смогут удовлетворять потребности всех граждан. Для достижения этого надо всесторонне развивать способности людей, так как ведение производства силами всего общества будет нуждаться во всесторонне развитых людях. В коммунистическом обществе, говорил Ф. Энгельс, люди смогут всесторонне применять свои способности. В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс предсказали неизбежность возникновения коммунистического общества, которое даст возможность свободно и всесторонне развиваться- всем членам общества. В понятие «всестороннее развитие личности» они включали не только умственное образование, физическое воспитание и техническое обучение, но также нравственное и эстетическое воспитание. Социализм даст рабочим «не только вполне достаточные и с каждым днем улучшающиеся материальные условия существования, — писал Ф. Энгельс, — но также полное свободное развитие и применение их физических и умственных способностей» **. В статье «Может ли Европа разоружиться?» Ф. Энгельс указывал, что преподавание гимнастики должно проводиться для школьников всех возрастов.пока их члены не утратили своей эластичности и гибкости. Говоря об армии, которой предстоит защищать завоевания социализма, он писал, что ее воины будут сильными, ловкими, интеллигентными. Гениальные указания К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании в коммунистическом обществе предвосхитили практику будущего. Краткие выводы Первый период Нового времени был особенно важным в истории физической культуры. В XVII и XVIII вв. утверждались новые буржуазные взгляды на воспитание человека, в частности на физическое воспитание. Идеи гуманистов позднего средневековья о пользе физических упражнений расширяются и обогащаются новыми теоретическими положениями. Так, Дж. Локк показал прямую зависи- • Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 16, с. 198. *• Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19, с. 227. мость духовного развития человека от его физического развития, обосновал необходимость закаливания тела человека, развития его двигательных способностей и других физических качеств. Заботясь о воспитании молодого поколения, социалисты-утописты интуитивно сознавали необходимость соединения умственного образования и физического воспитания человека с непосредственным участием его в производительном труде. К- Маркс и Ф. Энгельс научно доказали эту необходимость, думая о воспитании пролетариата в условиях буржуазного общества и воспитании всего народа в обществе будущего. Массовые армии Нового времени требовали физически подготовленных резервов. Это обусловило возникновение в первой половине XIX в. таких национальных систем физической подготовки, как немецкая гимнастика (турнен) в германских государствах, естественно-прикладная гимнастика во Франции, шведская гимнастика в Скандинавских странах. В это же время в Англии оформился спортивно-игровой метод физического воспитания и возникли организации (клубы) по отдельным видам спорта. К концу первого периода новой истории произошло размежевание и уточнение некоторых понятий в области физического воспитания. Если раньше понятие «гимнастика» отождествлялось с поняти-' ем «физическое воспитание», то теперь под первым стали подразумевать по преимуществу искусственные, специально подобранные упражнения для отдельных частей тела, упражнения на снарядах и со снарядами, а под вторым — совокупность всех средств и методов (закаливание, подвижные игры, гимнастика и спорт). В этот же период возникает марксистское учение о всестороннем воспитании человеческой личности неотъемлемой частью которого является физическое воспитание. С возникновением марксизма вопросы воспитания трудящихся масс были поставлены на научную основу, что явилось новым этапом в развитии педагогической мысли в этой области. Теория и практика.физического воспитания получили прочный научный фундамент. Глава 5 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ Второй период новой истории, охватывающий события от Парижской Коммуны до Великой Октябрьской социалистической революции, отмечен обострением противоречий капитализма во всех облас^ тях общественной жизни. Они оказали существенное влияние и на развитие физической культуры и спорта. Так, противоречие между трудящимися и эксплуататорами вызвало к жизни новое направление в истории физической культуры и спорта — рабочее спортивное движение и широкое распространение среди рабочей молодежи теории научного коммунизма в области физического воспитания. Про-1 тиворечие между господствующими и угнетенными нациями, усилив рост национально-освободительного движения, способствовало появлению новых форм спортивного движения, связанных с национально-освободительной борьбой. Наконец, противоречие между самими капиталистическими странами привело к милитаризации физического воспитания и спорта, появлению новых систем, средств и методов, направленных на ускорение военно-физической подготовки молодежи.
|