Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудящихся





По мере развития капитализма рос и набирал силы рабочий класс. Постепенно.оформлялась идеология рабочего класса, который превратился из «класса в себе» в «класс для себя». Идеологами ра­бочего класса стали Карл Маркс (1818— 1883 гг.) и Фридрих Эн­гельс (1829—1895 гг.). Они создали.науку о законах развития при­роды и общества, о революции угнетенных и эксплуатируемых, о по­беде социализма и строительстве коммунистического общества. В течение всей жизни они героически, самоотверженно боролись за дело пролетариата, создавая и утверждая идеологию научного ком­мунизма.

В «Манифесте Коммунистической партии», первом программном документе марксизма, К. Маркс и Ф. Энгельс возвестили о неизбеж­ности революционной смены капиталистического строя коммунисти­ческим. В «Манифесте» была раскрыта и классовая сущность вос­питания в условиях буржуазного общества, определены задачи вос­питания пролетариата в этих условиях и предопредел'ены пути воспитания в будущем свободном обществе.

В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса неоднократно поднимались вопросы воспитания, в том числе вопросы физического воспитания. Основоположники научного коммунизма с исключительной силой и яркостью показали губительное действие капитализма на здоровье, физическое и духовное развитие рабочего класса. «В безграничном стремлении к увеличению прибыли, — писал К. Маркс, — капитал захватывает почти все время рабочего, не оставляет ничего для куль­турного роста, развития и отдыха, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил... Здоровый сон, необходимый для восстановления, обновления и освежения жизнен­ной силы, капитал сводит к стольким часам оцепенения, сколько,


безусловно, необходимо для того, чтобы оживить абсолютно исто­щенный организм»*.

Отрицательное влияние разделения труда на развитие челове­ческой личности и причины невозможности всестороннего физичес­кого и духовного развития человека в условиях капиталистического общества убедительно показаны Ф. Энгельсом в работе «Анти-Дю­ринг». «Уже первое крупное разделение труда — отделение города от деревни — обрекло сельское население на тысячелетия отупения, а горожан на порабощение каждого его специальным ремеслом. Оно уничтожило основу духовного развития одних и физического разви­тия других... Вместе с разделением труда разделяется и сам чело­век. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жерт­ву все прочие физические и духовные способности» **."

Рассматривая конкретные условия жизни английского пролета­риата, Энгельс^ писал в книге «Положение рабочего класса в Анг­лии», что буржуазия дает рабочим жизнь и образование лишь пос­тольку, поскольку это в ее интересах, и что она совсем не заботится об их физическом и интеллектуальном развитии. Положение анг­лийских рабочих, при котором они не могут быть здоровыми и не могут долго жить, он назвал сознательным социальным убийством, организуемым буржуазией.

Требования коммунистов в области физического воспитания ра­бочих. В учредительном манифесте и временном уставе Международ­ного товарищества рабочих К. Маркс говорил об огромном значении сокращения продолжительности рабочего дня для улучшения физи­ческого и нравственного состояния и повышения умственного разви­тия рабочих. Отмечая в качестве положительного итога 30-летней борьбы английского рабочего класса проведение закона о 10-часо­вом рабочем дне, К. Маркс указывал на чрезвычайно благоприят­ные последствия этого закона. Победа фабричных рабочих укрепля­ла их силы и в то же время была победой принципа, первой капи­туляцией политической экономии буржуазии перед политической экономией рабочего класса.

В детях рабочих К. Маркс и Ф. Энгельс видели будущее рабочего класса и вели всемерную борьбу за улучшение их жизненных усло­вий и ограничение детского труда. В инструкции делегатам Времен­ного Центрального совета на Женевский конгресс Международного товарищества рабочих (1886 г.), написанной К. Марксом, значи­тельное место было отведено вопросам борьбы за восстановление здоровья рабочих и физическому воспитанию подрастающего поко­ления рабочего класса. В ней говорилось о необходимости борьбы за нормальные условия применения в промышленности труда детей и подростков, за соединение их труда с обучением и гимнастикой. «Под воспитанием, — писал К. Маркс, — мы понимаем три вещи:

Во-первых, умственное воспитание;

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 275. ** Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 20, с. 303.

Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гим­настических школах и военными упражнениями;


В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ре­бенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»*.

Ценой огромных усилий рабочему классу удалось добиться зако­нодательных актов, несколько ограничивающих эксплуатацию детско­го труда и обязывавших фабрикантов соединять детский труд с воспитанием в фабричных школах. Но полная реализация требова­ний коммунистов в отношении воспитания трудящихся была невоз­можна в условиях буржуазного общества.

К. Маркс и Ф. Энгельс о воспитании в обществе будущего. В «Принципах коммунизма» Ф. Энгельс указывал, что устранение частной собственности приведет к новому росту промышленности и земледелия и что они настолько разовьются, что смогут удовлетво­рять потребности всех граждан. Для достижения этого надо всесто­ронне развивать способности людей, так как ведение производства силами всего общества будет нуждаться во всесторонне развитых людях. В коммунистическом обществе, говорил Ф. Энгельс, люди смогут всесторонне применять свои способности.

В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс предсказали неизбежность возникновения коммунистического об­щества, которое даст возможность свободно и всесторонне развивать­ся- всем членам общества. В понятие «всестороннее развитие лич­ности» они включали не только умственное образование, физическое воспитание и техническое обучение, но также нравственное и эсте­тическое воспитание. Социализм даст рабочим «не только вполне достаточные и с каждым днем улучшающиеся материальные усло­вия существования, — писал Ф. Энгельс, — но также полное свобод­ное развитие и применение их физических и умственных способнос­тей» **.

В статье «Может ли Европа разоружиться?» Ф. Энгельс указы­вал, что преподавание гимнастики должно проводиться для школь­ников всех возрастов.пока их члены не утратили своей эластичнос­ти и гибкости. Говоря об армии, которой предстоит защищать завое­вания социализма, он писал, что ее воины будут сильными, ловкими, интеллигентными.

Гениальные указания К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании в коммунистическом обществе предвосхитили практику будущего.

Краткие выводы

Первый период Нового времени был особенно важным в истории физической культуры. В XVII и XVIII вв. утверждались новые бур­жуазные взгляды на воспитание человека, в частности на физичес­кое воспитание. Идеи гуманистов позднего средневековья о пользе физических упражнений расширяются и обогащаются новыми теоре­тическими положениями. Так, Дж. Локк показал прямую зависи-

• Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 16, с. 198. *• Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19, с. 227.


мость духовного развития человека от его физического развития, обосновал необходимость закаливания тела человека, развития его двигательных способностей и других физических качеств. Заботясь о воспитании молодого поколения, социалисты-утописты интуитивно сознавали необходимость соединения умственного образования и фи­зического воспитания человека с непосредственным участием его в производительном труде. К- Маркс и Ф. Энгельс научно доказали эту необходимость, думая о воспитании пролетариата в условиях буржуазного общества и воспитании всего народа в обществе буду­щего.

Массовые армии Нового времени требовали физически подготов­ленных резервов. Это обусловило возникновение в первой половине XIX в. таких национальных систем физической подготовки, как не­мецкая гимнастика (турнен) в германских государствах, естествен­но-прикладная гимнастика во Франции, шведская гимнастика в Скандинавских странах. В это же время в Англии оформился спор­тивно-игровой метод физического воспитания и возникли организа­ции (клубы) по отдельным видам спорта.

К концу первого периода новой истории произошло размежева­ние и уточнение некоторых понятий в области физического воспита­ния. Если раньше понятие «гимнастика» отождествлялось с поняти-' ем «физическое воспитание», то теперь под первым стали подразу­мевать по преимуществу искусственные, специально подобранные упражнения для отдельных частей тела, упражнения на снарядах и со снарядами, а под вторым — совокупность всех средств и методов (закаливание, подвижные игры, гимнастика и спорт).

В этот же период возникает марксистское учение о всесторон­нем воспитании человеческой личности неотъемлемой частью кото­рого является физическое воспитание. С возникновением марксизма вопросы воспитания трудящихся масс были поставлены на научную основу, что явилось новым этапом в развитии педагогической мыс­ли в этой области. Теория и практика.физического воспитания полу­чили прочный научный фундамент.

Глава 5 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

Второй период новой истории, охватывающий события от Париж­ской Коммуны до Великой Октябрьской социалистической револю­ции, отмечен обострением противоречий капитализма во всех облас^ тях общественной жизни. Они оказали существенное влияние и на развитие физической культуры и спорта. Так, противоречие между трудящимися и эксплуататорами вызвало к жизни новое направле­ние в истории физической культуры и спорта — рабочее спортивное движение и широкое распространение среди рабочей молодежи тео­рии научного коммунизма в области физического воспитания. Про-1 тиворечие между господствующими и угнетенными нациями, усилив рост национально-освободительного движения, способствовало появ­лению новых форм спортивного движения, связанных с национально-освободительной борьбой. Наконец, противоречие между самими


капиталистическими странами привело к милитаризации физического воспитания и спорта, появлению новых систем, средств и методов, направленных на ускорение военно-физической подготовки моло­дежи.

Date: 2015-12-13; view: 694; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию