Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список сокращений 46 page





Понятие, идентичное интрапсихической атаксии, дискордантности, дезагрегации.

Расщепление сознания. Проявление расщепления психического, симптом деперсонализации, выражающийся, в первую очередь, в утрате сознания единства «Я», когда возможно чувство переживания одновременного сосуществования двух или больше личностей, ведущих свою совершенно самостоятельную жизнь.

Рауш–состояние (нем. Rausch – опьянение). Легкая степень помрачения сознания, при которой существенно не нарушены алло– и аутопсихическая ориентировка, однако страдают критика к своему состоянию, адекватное отношение к ситуации, нарушены двигательные и речевые реакции («вуаль на сознании»).

Рационализация (лат. rationalitas – разумность). Один из Фрейда механизмов психологической защиты, характеризующийся бессознательной попыткой рационально обосновать абсурдный, иррациональный импульс, противоречащую общепринятому идею, преследующую неблаговидную цель. Так, например, не оказав помощи ближнему в экстремальной ситуации, человек пытается это логически обосновать тем, что его вмешательство все равно оказалось бы безрезультатным и привело бы только к увеличению, числа жертв; страдающий алкоголизмом ссылается на советы врача применять небольшие дозы алкоголя при язвенной болезни желудка. Термин предложен E. Jones [1908].

Рациональная психотерапия. См. Дюбуа рациональная психотерапия.

Рвота истерическая. Возникает вне связи с нарушениями деятельности желудочно‑кишечного тракта, при отсутствии органической его патологии.

Обычно бывает нетрудно объяснить ее связь с психогенно‑травмирующей ситуацией, с феноменом «условной приятности или желательности» по А.М. Свядощу [1982]. Например, Р.и. описана как проявление невроза военного времени, у беременных она иногда возникает в связи с желанием прервать беременность. Нередко происходит фиксация симптома – так, помещение больного солдата в госпиталь и связанная с этим перемена обстановки, выключение его из длительной психогенно‑травматической ситуации, способствует закреплению Р.и., являющейся в этом случае проявлением механизма психологической защиты.

По A. Jakubik [1979], Р.и. характеризуется упорством (до 10 месяцев и более), высокой частотой (по несколько раз в день, после каждого приема пищи), отсутствием первоначальной тошноты, хорошим или повышенным аппетитом, отсутствием признаков телесного истощения (очевидно, часть пищи все же усваивается). В рвотных массах обнаруживаются остатки непереваренной пищи.

Лишь при тяжелой истерии вследствие упорных, непрекращающихся рвот наблюдается похудание вплоть до кахексии [Карвасарский Б.Д., 1980].

Рвота циклическая. Наблюдается у детей. Начинается внезапно, приступообразно. Наблюдается в течение нескольких дней и внезапно прекращается, обрывается. Следующий цикл повторяется через несколько недель или месяцев. Этиология неясна.

Реабилитация (лат. re – вновь, habilis – удобный, приспособленный). Комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне (определение ВОЗ). Основные принципы реабилитации сформулированы М.М. Кабановым [1971]: 1. Единство биологических и психосоциальных воздействий – при построении системы реадаптации, восстановления, компенсации учитываются клинико‑биологические и психологические факторы; 2. Разносторонность («разноплановость») усилий для организации реабилитационной программы – учитываются разные стороны жизнедеятельности больного, различные сферы реабилитации (психологическая, общественная, семейная, профессиональная); 3. Аппеляция к личности больного, принцип «партнерства» – личность больного включают в лечебно‑восстановительный процесс, добиваясь активного его участия в восстановлении нарушенных функций организма и социальных связей; 4. Ступенчатость (переходность) проводимых воздействий и мероприятий – используются переходные режимы внутри лечебных отделений, в дневных и ночных стационарах, в санаториях и профилакториях.

Им же разработаны этапы реабилитации: I – этап восстановительного лечения, задачей которого является предупреждение формирования психического дефекта, инвалидизации, госпитализма (ведущая роль биологической терапии, включающей психофармакологические средства; ликвидация или смягчение психотической симптоматики создает предпосылки для организации психосоциальных мероприятий); II – этап реадаптации, заключающейся в развитии возможностей приспособления больных к условиям внешней среды (основную роль здесь играют психосоциальные воздействия, направленные на стимуляцию социальной активности больного; биологические средства выполняют роль поддерживающей терапии); III – этап собственно реабилитации, задача которого – восстановить больного в его правах, в его доболезненных отношениях с окружающей действительностью (социальные мероприятия по упорядочению быта больного и его трудоустройству).

Реадаптация (ре + лат. adaptatio – приспосабливание). Комплекс мероприятий, направленный на приспособление на том или ином уровне к условиям внешней среды. По М.М. Кабанову [1978, 1985], Р. является этапом реабилитации, на котором преобладают психосоциальные методы воздействия, стимуляции социальной активности больных (трудовая терапия, профессиональное обучение или переобучение, специальная педагогическая работа с психотерапевтической направленностью, проводимая с больными и их родственниками).

Реактивная эпилепсия [Bonhoeffer K.]. См. Аффект‑эпилепсия.

Реактивные состояния. См. Психогении.

Реакции. В психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию. В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности личности, соматическое состояние больного, его возраст. Протекают на невротическом (см. Неврозы) или психотическом (реактивные психозы) уровне. И те, и другие относятся к клинической группе реактивных состояний, однако реактивные психозы, в отличие от неврозов, характеризуются большей остротой развития, лабильностью симптоматики, ее большей тяжестью, выраженными психомоторными и аффективными расстройствами, наличием психопатологической продукции (бред, галлюцинации, расстройства сознания), нарушениями поведения. Реактивным психозам присуща значительная обратимость психопатологических расстройств.

Р. алкогольная истерическая. Истерическая реакция в состоянии алкогольного опьянения. Опьянение, как правило, облегчает проявление истерических форм реагирования даже у лиц без выраженной до того истероидности. Характеризуется нарочито‑демонстративным поведением, преувеличенным реагированием на окружающее, суицидальными высказываниями и попытками, совершаемыми обычно в присутствии окружающих и также демонстративно, например, больной наносит себе многочисленные поверхностные кожные порезы ножом или бритвой в области предплечий. Наблюдается обычно уже при наличии алкогольной деградации личности по психопатоподобному типу, во второй стадии алкоголизма.

Р. аномальные [Ушаков Г.К., 1978]. Простейшие, элементарные формы расстройств, которые составляют начальный элемент формирования аномалии индивидуальности. Характеризуются изменением форм реакций на стимул, неадекватностью реакции стимулу по силе и содержанию. Клинически различаются невротические, неврозоподобные, психопатические и психопатоподобные реакции. Учащение, сгущение аномальных реакций приводит к так называемым преходящим развитиям и в дальнейшем – к формированию приобретенных психопатий.

Р. астеническая. Характеризуется острым астеническим состоянием, наступающим в психогенно‑травмирующей ситуации. Характерны жалобы на общую слабость, повышенную раздражительность, плохой сон, снижение памяти, утрату трудоспособности, плохое самочувствие. Гипотимия.

Р. аффективно‑шоковая. Характеризуется остро наступающим аффектом страха или ужаса, сужением сознания, двигательными расстройствами. Кратковременное психотическое состояние, возникающее в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни.

Р. аффективно‑шоковая гиперкинетическая. Разновидность Р.а.‑ш., характеризующаяся беспорядочным психомоторным возбуждением.

Р. аффективно‑шоковая гипокинетичекая. Разновидность Р.а.‑ш., характеризующаяся двигательным оцепенением, ступором.

Р. аффективные острые у подростков [Личко А.Е., 1985]. Состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психической травмой или кризисной ситуацией. Длятся от нескольких минут до многих часов и даже суток. Психотического уровня аффект не достигает, явления дезориентировки и последующей амнезии отсутствуют.

а) Р. агрессивная (экстрапунитивная) проявляется в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев, или в виде вымещения злобы на случайных лицах, в виде разрушительных действий по отношению к вещам обидчиков или случайно оказавшихся в поле зрения предметов. Р. направлена на разрядку аффекта, отреагирование.

б) Р. аутоагрессивная (интрапунитивная) – нанесение повреждений себе вплоть до покушений на самоубийство. При нанесении себе повреждений, например, порезов, демонстративные тенденции отсутствуют.

в) Р. импунитивная. Аффект разряжается путем бегства из психотравмирующей ситуации (побеги из дома, из интерната).

г) Р. демонстративная. На фоне крайнего аффективного напряжения проявляются тенденции привлечь к себе внимание, пробудить сочувствие, жалость, избавиться от неприятностей. Чаще всего наблюдаются демонстративные суицидальные попытки, нарочито делинквентное поведение.

Р. бегства. Примитивная реакция бессмысленного, бесцельного. Одна из форм гипобулических механизмов.

Р. группирования со сверстниками. Проявляются в стремлении подростков образовывать более или менее спонтанные группы, объединенные неформальными отношениями. Нередки групповые правонарушения. По О.В. Кербикову [1968], Р. такого рода особенно подвержены педагогически запущенные дети.

Р. депрессивная. Р. в форме психогенной депрессии – пониженное настроение, тоскливый аффект, в переживаниях звучат психогенно‑травмирующие обстоятельства.

Р. имитации [Ковалёв В.В., 1979]. Одна из форм характерологических реакций у детей и подростков. Характеризуются изменениями поведения, связанными с подражанием поведению окружающих, представляющихся ребенку или подростку авторитетными. В большинстве случаев не имеют патологического характера, то есть являются характерологическими Р., однако при этом не исключена возможность перехода в невротические расстройства и развития социально‑отрицательного поведения.

Р. ипохондрическая проявляется возникшими опасениями за свое здоровье, нередко – убежденность в том, что больной страдает тяжелым соматическим заболеванием. Нередко характеризуется истерическими механизмами «бегства в болезнь».

Р. истерическая проявляется истерическими формами реагирования.

Р. компенсации и гиперкомпенсации [Ковалёв В.В., 1979]. Форма преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Происходит усиление личностных проявлений и появляются защитные формы поведения, маскирующие слабые стороны личности. Своеобразная попытка избавиться от переживаний собственной неполноценности. Могут быть как характерологическими, так и патохарактерологическими Р. К этому виду Р. относятся компенсаторные фантазии замещающего характера, проявление показной бравады, нарушения школьной дисциплины, приписывание себе проступков и преступлений и др.

Р. личностные аффективные параадаптивные [Заимов К., 1981]. Кратковременные или более продолжительные реакции, вызванные состоянием аффективного напряжения и характеризующиеся отклонением от адекватных форм поведения. Они остаются близкими к нормальным человеческим переживаниям. Мышление приобретает характер сверхценных переживаний и никогда не достигает степени бредообразования. Наблюдаются у психически здоровых и при личностной акцентуации. Интерпретация их природы связана с выделением единой психофизиологической, аффективно‑поведенческой системы, объединяющей уровни безусловно‑рефлекторной (инстинктивной) и условно‑рефлекторной деятельности, подчиняющиеся принципам реципрокной иннервации Введенского–Шерингтона и реципрокной индукции И.П. Павлова. Различаются два основных типа реакций: компенсаторные и инверсионные. При первых характер деятельности остается прежним, меняется лишь объект, при вторых действие переходит в другую подсистему, например аутоагрессия заменяется агрессией. Некоторые варианты аффективных пара‑адаптивных реакций личности феноменологически близки к отдельным вариантам проявлений механизмов психологической защиты по S. Freud.

Р. мнимой смерти. Примитивная гипобулическая Р., проявляющаяся внешне состоянием полной обездвиженности.

Р., обусловленные формирующимся сексуальным влечением [Личко А.Е., 1977]. Личностные реакции подросткового периода, связанные с повышенным, но недостаточно дифференцированным сексуальным влечением (мастурбация, беспорядочные половые связи, преходящие гомосексуальные тенденции и др.).

Р. оппозиции. См. Р. протеста.

Р. отказа. Форма патохарактерологических реакций у детей и подростков. Проявляются потерей инициативы, переживанием отсутствия перспектив, чувством отчаяния, избеганием контактов с окружающими, страхом перед всем новым, пассивностью, «отказом от притязаний». Часто наблюдается у детей, лишившихся родителей и попавших в закрытые детские учреждения в условия неправильного воспитания.

Р. отрыва. Возникает при длительной изоляции человека от коллектива и привычной окружающей обстановки. Наблюдаются аффективная напряженность, возбуждение, беспокойство, страх, иногда, наоборот, беспричинное веселье.

Р. параноидная характеризуется бредовыми переживаниями и галлюцинациями, но своему содержанию близкими с породившей Р. психогенно‑травмирующей ситуацией.

Р. параноические [Молохов А.Н., 1940]. Психогенные реакции, в основе которых лежат сверхценные идеи, отражающие патологическую целеустремленность. Р.п. служат началом параноическому развитию. Наиболее типичны сутяжничество и бред ревности. Перерастание сверхценных идей в бредовые происходит на высоте аффекта, когда особенно выражена кататимность мышления. В отличие от реактивных параноидов, важную роль играет особая структура психики, без которой невозможно перерастание сверхценной идеи в бредовую – характер жизни влечений, эгоцентризм, особая направленность интересов, склонность к кататимному мышлению. Предпосылка Р.п. – эпилептоидные черты личности. По K. Leonhard [1976], Р.п. особенно часто наблюдаются в случаях сочетания параноически‑застревающих и эпилептоидно‑возбудимых особенностей личностной акцентуации и психопатии. Разграничение параноических реакций и развитии весьма условно. Очевидно, об окончании Р.п. в тех редких случаях, когда она не перерастает в развитие, можно судить лишь ретроспективно.

Р. патохарактерологические [Ковалёв В.В., 1973]. Реактивные состояния у детей и подростков, преимущественно проявляющиеся нарушениями поведения, приводящие к социально‑психологической дезадаптации и нередко сопровождающиеся невротическими, соматовегетативными расстройствами. Принимают затяжное течение, длятся недели, месяцы и даже годы. Часто приводят к психопатическим развитиям и патохарактерологическим формированиям личности.

Р. примитивные. Р., обусловленные гипобулическими, по E. Kretschmer [1922], механизмами. Включают Р. бегства, паники, мнимой смерти и др., в том числе и эксплозивную – импульсивные реакции паники, крики, аффективный ступор.

Р. примитивная бредовая. Проявляется в бредовой трактовке происходящего вокруг. Связана в своем генезе с аффектом страха. События окружающей действительности интерпретируются бредовым образом в плане переживаний, обусловленных психогенными переживаниями, например, страх ареста приводит к появлению психогенных бредовых идей отношения, преследования (мнимая слежка).

Р. протеста [Ковалёв В.В., 1979]. Формы преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Могут быть характерологическими и патохарактеролсгическими.

Первые проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, иногда – агрессивного, поведения. Наблюдаются в психогенно‑травматической ситуации, имеют четкую направленность, отличаются непродолжительностью. Чаще наблюдаются у эмоционально возбудимых детей.

Вторые отличаются большей интенсивностью проявлений, обязательно агрессивным, вплоть до жестокости, поведением, выраженным вегетативным компонентом. Склонны к повторению и фиксации, нарушенное поведением при этом приобретает привычный характер.

Возможны Р. пассивного протеста – элективный мутизм, уходы, суицидальное поведение.

Син.: Р. оппозиции.

Р. ситуационная [Homburger A.]. P., сохраняющаяся, пока длится неблагоприятная ситуация.

Р. психическая личностная. Вид психогенной Р., в формировании симптоматики которой значительную роль играют преморбидные особенности личности, например, Р. истерическая у истероидной личности.

Р. сутяжная. См. Р. параноические.

Р. тимопсихическая [Bleuler E.]. Примитивная Р., протекающая со страхом, депрессией, реактивными характерологическими изменениями.

Р. увлечения [Личко А.Е., 1973]. Личностные реакции преимущественно подросткового периода. Характеризуются чрезмерно выраженными увлечениями (азартные игры, спорт, самодеятельность и др.), которые приводят к нарушениям поведения и социальной дезадаптации – запускается учеба, устанавливаются контакты с асоциальными лицами, проявляется делинквентное поведение. Нередко протекает на уровне сверхценных образований.

Син.: хобби‑реакции.

Р. фиксированная. Р., принимающая протрагированное течение, несмотря на завершение неблагоприятной ситуации, исчезновение психической травмы. При этом возникают сверхценные идеи и нередко наблюдается патологическое (параноическое) развитие личности.

Р. характерологические [Ковалёв В.В., 1973]. Непатологические нарушения поведения у детей, проявляющиеся только в определенной ситуации, не приводящие к дезадаптации в разных сферах личностных отношений и не сопровождающиеся соматовегетативными нарушениями.

Р. шизоидного типа [Фрумкин Я.П., 1928]. Остро и реактивно возникающие изменения личности по шизоидному типу, характерологическая реакция типа «шизоидизации» личности. Реактивно обусловленный характерологический сдвиг проявляется в усилении присущих больному конституционально‑личностных особенностей.

Син.: острое шизоидное состояние.

Ср.: Ганнушкина эиилептоидный тип реакции.

Р. шизофренные, шизофренические. Обобщающее понятие, охватывающее ряд непроцессуальных, реактивно возникающих и протекающих с шизоформной симптоматикой, состояний:

1. Шизофренный тип реакции [Popper Е., 1920]. Соматогенно и психогенно обусловленные реакции, протекающие с шизофреноподобной симптоматикой. Процессуально‑дефектные изменения отсутствуют.

2. Шизоидный тип реакции [Kahn Е., 1921]. Соматогенные и психогенные реакции у шизоидов. Конституциональная предрасположенность является обязательным фактором, что, по мнению автора, сближает их с истинной шизофренией.

3. Шизомания [Claude H., 1923]. Острые психотические шизоформные состояния, возникающие у шизоидных психопатов и обнаруживающие тенденцию к обратному развитию.

4. Психогенно‑невротические реакции, протекающие с шизофренной симптоматикой [Speer E., 1933]. Автор, стоявший на позициях E. Kretschmer, видел разницу между нормой, шизоидией и шизофренией только в количественном отношении и с такими критериями подходил и к оценке Р.ш.

5. По номенклатуре заболеваний 1952 г. в США в соответствии с концепцией А. Meyer – острая шизофрения.

6. По G. Langfeldt [1939], начинающиеся по типу острой шизофрении психотические состояния, развивающиеся у лиц, преморбидно без проявлений шизоидии и с хорошей социальной адаптацией, манифестирующие всегда в связи с психогенией, экзогенными факторами. Протекают прогностически благоприятно.

Р. экзогенного типа острые [Bonhoeffer К., 1908, 1910]. Психические расстройства, возникающие экзогенно и носящие характер, главным образом, состояний нарушенного сознания. Количество форм острых экзогенного типа реакций в ответ на различные внешние вредности относительно ограничено. Современными исследователями острые экзогенного типа реакции объединяются в понятие острого психосиндрома, сменяющегося переходными синдромами, за которыми следует либо выздоровление, либо формирование хронического психосиндрома, вариантами которого являются органический психосиндром и церебрально‑очаговый психосиндром.

Р. эмансипации [Иванов Н.Я., 1973]. Личностные реакции преимущественно пубертатного возраста, характеризующиеся повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и покровительства взрослых. В крайних случаях подростки уходят из дома, иногда начинают бродяжничать.

Р. эпилептоидного типа [Ганнушкин П.Б., 1927]. Длительные, нередко повторно возникающие и обусловленные влиянием психогенных факторов, неблагоприятной жизненной ситуации реакции. Проявляются направленной против окружающих дисфорической симптоматикой, озлобленностью, гневливостью, тоской. Эти состояния косят преходящий характер, иногда длятся месяцами. После них остается готовность к дальнейшему патологическому развитию личности. Возникают обычно у лиц с различной степенью выраженности эпилептоидных свойств, у которых, по выражению П.Б. Ганнушкина, «эпилептоидный круг... если не ясно выражен, то хотя бы намечен».

В качестве психотического эпизода могут отмечаться при ряде патологических процессов (эпидемический энцефалит, травматическое поражение головного мозга, церебральный атеросклероз).

Син.: острое эпилептическое состояние, эпилептическая реакция.

Ревматизм мозговой. Группа заболеваний головного мозга, включающая в себя сосудистые формы (ревмоваскулиты, тромбозы сосудов, эмболии, кровоизлияния субарахноидальные и в вещество мозга и др), ревматические менингоэнцефалиты, ревмосептические поражения головного мозга (малая хорея и др., гиперкинезы, диэнцефалиты, паркинсонизм, корковые и стволовые менингоэнцефалиты), ревмосентические поражения головного мозга, эпилептиформный синдром ревматического генеза, церебральный ревматический арахноидит, острые и затяжные ревматические психозы, ревматические энцефаломиелиты.

Ревматическая хорея. См. Хорея Сиденгама.

Ревность сверхценная. Ревность патологическая, протекающая на уровне сверхценных идей. Часто – начальный этап параноического развития. В ряде случаев – стадия формирования шизофренического паранойяльного бреда ревности.

Регредиентность (лат. regredere – отводить назад). Тип течения психической болезни с намечающейся со временем тенденцией к обратному развитию позитивных, а иногда и негативных, симптомов. Наиболее характерна для экзогенно‑органических психозов (Р. травматической деменции, Р., отмечающаяся при своевременном лечении прогрессивного паралича). В известной мере Р. присуща психозам при наступлении качественной ремиссии, особенно после первых приступов шубообразной и рекуррентной шизофрении, когда признаки аффективного дефекта в ремиссии еще малозаметны.

Регрессия (лат. regredere – движение вспять) [Freud S., 1900]. Один из механизмов психологической защиты, при котором субъект возвращается к формам поведения, типичным для предшествующих стадий его развития. В трудных ситуациях человек, подобно ребенку, проявляет свою зависимость от окружающих, отказывается от самостоятельности в поступках, от приема собственных решений, от своей ответственности за что‑либо. Это явление играет большую роль в развитии госпитализма, в уходе в болезнь, бегстве в мир мечтаний.

Редлиха симптом [Redlich E.]. Мидриаз и исчезновение реакции зрачков на свет при истерическом припадке, сопровождающемся сильным мышечным напряжением (истерической дугой).

Редлиха–Флатау болезнь [Redlich E., 1927; Flatau E., 1928]. Рассеянный энцефаломиелит. По клиническим проявлениям близка к рассеянному склерозу. Патогенез характеризуется процессом демиелинизации. Протекает с психическими нарушениями – в начальной стадии отмечаются явления астении, в дальнейшем – параноидный синдром с элементами онейроида.

Редукция энергетического потенциала (лат. reductio – отведение назад, возвращение) [Conrad К., 1958]. Наблюдающийся при шизофрении синдром глубоких изменений личности в виде редукции психической активности и продуктивности, невозможности активно пользоваться имеющимся у больного жизненным опытом. Основные симптомы: 1) стойкое снижение активности и работоспособности; 2) сужение круга интересов; 3) побледнение и стирание черт индивидуальности;4) повышенная утомляемость и раздражительная слабость; 5) нерезко выраженные дисмнестические расстройства. Различают типы «регресса поведения» в связи с Р.э.п. – эпилептоидизация, псевдопаралитический и апатико‑абулический варианты. По А.В. Снежневскому, Р.э.п. охватывает сферы психической активности, продуктивности и эмоциональности. G. Huber [1976] рассматривает «чистую» Р.э.п. как основной шизофренический процессуальный синдром, органическое ядро резидуальной шизофрении, являющееся причиной необратимости исходных состояний.

Ср.: опустошение динамическое.

Режи симптом [Regis E.]. Дромомания, непреодолимое, страстное влечение к перемене мест, бродяжничеству.

Син.: вагабондаж.

Резерфорда синдром [Rutherford М.Е., 1931]. Симптомокомплекс признаков наследственно обусловленной аномалии развития:

1) дистрофия роговицы и ее помутнение;

2) гиперкератоз десен с нарушением сроков прорезывания зубов;

3) задержка умственного развития.

Резидуальные психические расстройства (лат. residuus – оставшийся, сохранившийся). Отдельные продуктивные психопатологические симптомы, чаще всего – галлюцинации или бред, сохранившиеся после острого психотического приступа и не всегда обнаруживающие тенденции к дальнейшему развитию. Исключение – резидуальный бред больных эпилепсией, который в силу повторяемости припадков и эквивалентов, протекающих с бредовыми переживаниями, становится стабильным, хронифицируется.

Резидуальный. Остаточный, сохранившийся после перенесенного психического заболевания, психотического приступа, например, резидуальная астения, Р. галлюциноз, Р. бред.

Резистентность (лат. resistentia – сопротивление, устойчивость). 1. Свойство устойчивости организма против тех или иных патогенетических факторов; 2. Устойчивость стереотипа течения заболевания против воздействия определенной группы лекарственных средств или по отношению ко всем лечебным методам вообще (терапевтическая Р.).

Резникова метод растормаживания [Resnikoff, 1941]. Внутривенное введение амфетамина с диагностической целью, например, для растормаживания мутичных больных. В зарубежной психиатрии применяется также для лечения шизофрении, в психотерапевтических целях. В настоящее время не употребляется.

Резонанс аффективный (лат. resonans – дающий отзвук). 1. Свойство личности проявлять сочувствие, эмоциональную отзывчивость по отношению к окружающим, способность к сопереживанию. Характерен, главным образом, для синтонных личностей.

Отсутствие или слабость Р.а. наблюдается при выраженных депрессивных состояниях и шизофреническом эмоциональном отупении.

2. Повторение больным эмоционального выражения лица собеседника, его чрезмерная, утрированная откликаемость на аффективно‑мимические проявления общающегося с ним человека. Например, стоит врачу принять грустно‑озабоченное выражение лица, и больной разражается рыданиями. Наблюдается при церебральном атеросклерозе с выраженной деменцией и слабодушием.

Син.: феномен имитации.

Резонерство. Патологическое свойство личности, проявляющееся, в первую очередь, в особенностях мышления (см. Мышление резонерское). Структура резонерства определяется особенностями личностно‑мотивационной сферы [Тепеницына Т.И., 1965, 1968]. Характеризуется чрезмерной потребностью в «самовыражении» и «самоутверждении», утрированной претенциозно‑оценочной позицией больного, аффективной неадекватностью выбора объекта рассуждательства, несоответствием этого объекта способам доказательств и рассуждений, тенденцией к «сверх‑обобщениям» по пустячному поводу, недостаточной самокритичностью, своеобразной манерой речи. Р. наблюдается и у психически здоровых, однако в этих случаях степень искаженности мотивации и ее аффективная неадекватность не достигают значительной выраженности. У психопатических личностей Р. описывалась в структуре логопатии [Суханов С.А., 1912]. Наиболее части резонерство наблюдается при шизофрении, где оно сочетается с типично‑процессуальными расстройствами мышления (искажением обобщения, соскальзываниями и др.). Р. наблюдается и в клинике органических поражений головного мозга, эпилепсии, дебильности; в этих случаях речь идет о компенсаторной тенденции к рассуждательству при ограниченных интеллектуальных возможностях.

Date: 2015-12-13; view: 263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию