Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение понятий культура и субкультура

1.Происхождение понятия «культура» многократно описано. Известно, что слова cultio и culte латинского происхождения и в документах Древнего Рима означали возделывание и использовались применительно сельскому хозяйству. Уже у римских государственных деятелей эти слова обрастают новым смыслом: cultio и culte – это и развитие ума, и углубление образования и веры. Языческие культы заменяются в мировых религиях мыслью о возможности человека воспитать душу и способности в любви к Богу. Философия и теология входят в культуру, поглощают ее и поглощаются ею. К понятию культура позже добавляется понятие цивилизация от латинского термина civils – гражданский, государственный.

Собственно понятие «культура» было сформулировано немецким юристом Самуэлем Пуфендорфом (1632-1634), «цивилизация» – французскими просветителями 18 века. Сегодня под словом цивилизация обычно понимается историческое воплощение культуры.

По подсчетам американских ученых, в 19 веке было предложено семь дефиниций данного понятия, в первую половину 20 века – уже 150. Сегодня оно выросло еще на целый порядок.

2.В России термин «культура» получил распространение с 19 века. До этого времени использовался термин «цивилизация». В словаре В.И. Даля «культура – это обработка и уход, возделывание, возделка; это образование – умственное и нравственное».

На рубеже 19-20 веков: у представителей стремительно набирающего популярность социалистического учения культура – идеологическая надстройка над материальным бытием; у религиозных философов она значима лишь в том случае, если имеет религиозный смысл. У П.А.Флоренского – это гармонизация жизни во всех ее проявлениях. У Е.Н.Трубецкого – создание себя человеком по образу и подобию Божью. У С.Н.Булгакова – культ, имеющий таинственный, мистериальный смысл. У создателей русского космизма – В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилева, А.Л.Чижевского – культура есть влияние космоса, объединяющее людей в этнос, внутренние скрепы народа. В 20 веке у Ю.В.Бромлея (основоположника отечественной этнографии) культура – совокупность специфически человеческих способов деятельности и ее результатов. Выдающийся культуролог и филолог Ю.М.Лотман отмечает, что каждая историческая эпоха порождает ей присущую собственную модель культуры. Культура при этом, однако, имеет признак – «отгороженную сферу» – и осознается на фоне оппозиции «не культуры», являя, таким образом, «знаковую систему».

3.Суммируя различные подходы к культуре, можно говорить о ней как о факторе социального развития и самореализации, о преодолении человеком своего вида, о культуре как о непрерывности, о культуре как о диалоге. Очевидно, что во всех этих подходах господствует гуманитарный, человеческий принцип. Акцент делается на антропологию – науку о человеке. Мы пытаемся смотреть на культуру человеческими глазами. Но человек не одинок в мире. Над нами звездное небо, под нами земная твердь или океанская глубина. Рядом с человеком другие люди. Человек включен в историю. И в каждом случае культура оборачивается для человека новой стороной. С учетом этих обстоятельств и предлагает свое определение культуры П.С.Гуревич: «культура – это природа, которую пересоздает человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека».

Термин «субкультура» ввел в научный обиход американский социолог Т.Роззак в 30-е годы 20 века, этот термин примерно соответствовал таким понятиям, как «люди общего круга», «земляки», «богема», «высший свет», «золотая молодежь» и т.п. К.Б.Соколов отмечает, что социологи быстро осознали огромную емкость этого термина и выработали значительное количество его определений. При этом в западной науке после долгого опыта полемики наметилось относительное согласие касательно смысла понятия «субкультура». Это устроившее всех определение принадлежит английскому ученому М.Брейку: «Субкультура как нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционного стиля, принятого в данном обществе».

В отечественной литературе термин «субкультура» появился в конце 60-х годов после перевода на русский язык нескольких англоязычных работ. Однако по сугубо идеологическим соображениям теория субкультур в нашей стране в те годы не получила развития и отразилась на страницах работ только в связи с критическим рассмотрением контркультурных молодежных движений на Западе. В настоящее время, по замечанию С.И.Левиковой, это понятие, освободившись от негативного оттенка значения, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения, субкультура – это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами» (Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. 20 век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т.2. С.236).

Для нашего спецкурса принципиально важное значение имеют исследования Т.Б.Щепанской. Она рассматривает данный феномен в рамках модели коммуникативной системы, которая включает в себя каналы коммуникации (описание типов межличностных связей, структуры сообществ, формы общения и т.п. – социальный уровень культуры) и средства коммуникации (арго и фольклор, атрибутика, символика, мифология вещественного мира, телесности, пространства и времени – знаковый уровень культуры). В этом контексте под субкультурой понимается коммуникативная система, самовоспроизводящаяся во времени.

6.Чтобы определить специфику понятия молодежная субкультура, нужно осмыслить и сущность понятия «молодежь». История его формирования имеет длительную историю. Одна из первых попыток увязать становление человека с возрастными этапами была предпринята Ж.-Ж. Руссо. Его идеи оказали сильное влияние на последующие исследования 19 и 20 веков (Бюллер, Бергиус, Хурлок, Муус, Фрейд и его последователи, Розенмайер, Гризе, Эйзенштадт, Нейдгарт, Пржеклавский, Шельский, Тенбрук, Манхейм, Лисовский, Кон). Подытоживая обзор понятия «молодежь», С.И.Левикова прелагает использовать следующее определение:

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе 1)совокупности возрастных характеристик, 2)особенностей социального положения иобусловленных тем и другим 3)социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей цивилизации» (И.Кон).

На этом основании: «Молодежная субкультура – это эзотерическая*, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей» (С.Левикова).

 

*эзотерический - тайный, скрытый, посвященный в тайны к.-л. общества или учения, открытого только избранным.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Ситуация 11. Младший партнер | 

Date: 2015-12-13; view: 781; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию