Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Искусство Сахары и Северной Африки





Детально разработанная периодизация наскального искусства Сахары и Северной Африки, изучение техники петроглифов и живописи, а главное - большое количество однородного материала, относящегося ко всем периодам, дают редчайшую возможность проследить развитие художественной традиции на протяжении около десяти тысячелетий.

Крупнейшие ансамбли наскального искусства в Сахаре сосредоточены главным образом в горных массивах: Тассилин-Аджер, Ахаггар, Тибести и в прилегающих к ним районах: Феццане, Адрар Ифорасе, Аире, Борку, Эннеди и др. В меньшем количестве они встречаются повсюду — на отдельно стоящих скалах и валунах, по берегам древних высохших рек. В Северной Африке наскальные изображения находятся в горах Сахарского Атласа.

 

2.1 «Период буйвола»

«Период буйвола» в основном представлен наскальными петроглифами. Среди древних памятников первого периода наскального искусства самые интересные – реалистические, монументальные из ряда буйволов.

Тонкие по силуэту и в то же время монументальные и достаточно детализированные изображения этого животного являются убедительным свидетельством того, что оно было прекрасно знакомо авторам рисунков и занимало в их жизни важное место.

Один из лучших петроглифов этого рода находится на небольшой скале в горах Скур. Голова и корпус буйвола изображены в профиль, в то время как развернутые на зрителя рога даны в небольшой перспективе. Рисунок достигает почти трех метров, выполнен глубоко врезанной тщательно отшлифованной контурной линией. Точность, с которой линия среза прорисовывает силуэт, изящно очерчивая маленький глаз, уши и все характерные складки и выступы, кажется невероятной, учитывая размер изображения и прочность материала.

Не только изображения буйволов, но и подавляющее большинство других петроглифов этого периода, выполненные в том же стиле, представляют собой изолированные фигуры, не связанные композиционно с другими рисунками, которые часто находятся рядом на той же скале, а иногда и перекрывая их.

Французский археолог Фламан указал на то, что большие изображения раннего периода, выполненные при помощи глубокой, тщательно отшлифованной канавки, имеющей в разрезе форму U или V: ширина около 1 см. В той же группе встречаются петроглифы с контуром в виде пунктирной неровной линии, образованные небольшими углублениями, оставленные от удара каменным молотком по тыльной стороне твердого заостренного камня по принципу молотка и зубила.

Эти фигуры ничем не связаны между собой; их объединяет лишь ритм более или менее равных интервалов. Кроме этой зачаточной формы композиции встречаются парные изображения, имеющие уже не только формальную, но и смысловую связь: самец и самка, самка с детенышем, дерущиеся самцы или звери, обороняющиеся от нападения хищников. К концу первого периода появляются более сложные охотничьи сцены.

Живопись и петроглифы трех последних периодов встречаются на территории Сахары повсюду, но древние памятники, принадлежащие к эпохе охотников, сохранились лишь в нескольких местах, главным образом в районе Ливии, в Феццане и в горах Сахарского Атласа, вблизи алжиро-марокканской границы.

Петроглифы Феццана по праву считаются вершиной первобытного анималистического искусства. Здесь встречаются врезанные контурные, а иногда и рельефные изображения слонов, бегемотов, носорогов, жираф, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников в масках и т. д. Древнейшие петроглифы Феццана -это реалистические монументальные изображения крупных диких животных. Размеры фигур достигают нескольких метров, они выполнены глубоко врезанными отшлифованными линиями, очерчивающими не только контур фигуры, но и некоторые наиболее характерные детали. Иногда это всего три-четыре штриха, обрисовывающие глубокие складки на шкуре или выпуклость предплечья. Интересно отметить, что при такой лаконичности стиля, напоминающей технику витража, некоторые детали разработаны необычайно тщательно. Особое внимание уделялось фактуре изображаемого предмета, точному воспроизведению, которое дает не только зрительное, но и в прямом смысле осязаемое сходство с оригиналом.

Изображения тех же животных в охотничьих сценах отличаются более упрощенным техническим исполнением. Они менее детализованы и выполнены одним контуром. Однако и они принадлежат к той же ранней группе, так как в них сохраняются такие характерные стилистические особенности, как миндалевидная форма глаза и петлеобразная — рта.

2.2 «Период домашних быков»

К середине 4-го тысячелетия до н. э. монументальные реалистические изображения эпохи охотников постепенно уступают место полустилизованным рисункам, основным сюжетом которых становятся домашние быки. Вначале исчезают изображения буйвола, и среди прежних сюжетов, выполненных в той же технике и стилистической манере, появляются изображения барана со странными украшениями на шее и голове (диск в виде нимба над головой и орнаментированный ошейник). Фигура так называемого «священного барана» очень часто встречается в Северной Аф­рике, а также изредка в Феццане. В других местах распространения древней группы петроглифов, как, например, в Тассилин-Аджере, ей соответствуют фигуры быков и других животных, украшенные подобными же дисками и спиралями.

Искусство «периода домашних быков» распространено в Сахаре повсеместно. Тысячи изображений, оставленные скотоводческими племенами, покрывают скалы в горах Ксур и Джебель Амур, в Феццане и Тассили, Тнбестн и Хоггаре, Борку, Эннеди, Аире, Тенере, Адрар Ифорасе и других местах. Как уже отмечалось, живопись и петроглифы в Сахаре распространены неравномерно. Среди районов, особенно богатых живописью, первое место, безусловно, принадлежит горному массиву Тассилин-Аджер. В Тассилин-Аджере реалистическая тенденция достигает своего апогея примерно в середине IV тысячелетия до Н. Э., когда на этой территории обосновываются скотоводческие племена. Наряду с жанровыми сценками из повседневной жизни появляются большие панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков. Особенно высокого мастерства тассилийские пастухи достигают в изображении животных. Искусство пастухов не случайно достигло такого совершенства, так как оно развивалось на протяжении двух тысячелетий.

Прослеживая ряды изображений «периода домашних быков», можно видеть, как монументальный первобытный реализм постепенно уступает место более изящному утонченному стилю. Точное, почти иллюзорное воспроизведение натуры приносится в жертву легкой изящной линии, ко­торая не столько выявляет конструкцию предмета, сколько подчеркивает динамику. Фигуры по-прежнему пропорциональны, но они уже лишены каких бы то ни было характерных деталей. В использовании различных техник (шлифовка, полировка и т. п.) заметно любование материалом, формой как таковой. Изображение ценится теперь не столько за точность, выразительность, верность натуре, сколько за качество технического исполнения. Намечается переход от плоскостных графических изображений к объемным, рельефным.

Пастушеский период в искусстве Сахары, продолжавшийся около двух тысячелетий, дает бесконечное разнообразие сюжетов, стилей и технических приемов, при помощи которых пастухи-художники достигают необычайной выразительности и совершенства своего художественного мастерства. Высота изображений колеблется от 15 до 35 см. Техника контурного рисунка, применявшаяся ранее, постепенно уступает место силуэтной живописи, создаваемой посредством наложения плотного слоя краски, заполняющего всю поверхность рисунка.

Нередко можно видеть композиции, выполненные двумя или тремя цветами. Иногда цветовые контрасты используются для того, чтобы выявить объем фигуры или подчеркнуть масть животного. К достижениям живописи этого времени относится не только применение полихромии, но также соблюдение основных законов перспективы и построения композиции.

Одна из отличительных особенностей искусства пастухов — отсутствие канонических форм, характерное для ранних периодов. Изображение все больше конкретизируется, реализм достигает той степени развития, когда в человеческих фигурах можно определить этнический тип. Порой даже появляются намеки на индивидуальные черты, портретное сходство.

Вместе с расширением содержания искусства меняются не только стиль, но также и технические приемы. Наряду с контурным рисунком и силуэтной живописью появляются изображения, которая выполнены в технике, напоминающей пуантилизм, то есть составлена из определенным образом расположенных точек, заполняющих весь силуэт фигуры. Благодаря отсутствию непрерывной контурной линии очертания рисунка удивительно мягки и кажутся объемными. В некоторых случаях силуэт заполняется густой сетью волнистых линии или белыми мазками, нанесенными на темный фон, перекрывающий контур фигуры.

Искусство скотоводческого периода в Феццане характеризуется специфическими сюжетными и стилевыми особенностями, заметно от­личающимися от живописных изображений того же времени, широко представленных в соседнем районе - Тассилин-Аджере. Основным и едва ли не исключительным объектом теперь становятся быки с разнообразной формой рогов, то длинных, то коротких, загнутых назад, вперед или изогнутых в виде лиры. Быки изображаются в разных позах и ракурсах, в покое и в движении, но при этом они остаются, как правило, застывшими, статичными и маловыразительными.

С появлением в искусстве новых сюжетов, свидетельствующих о прибытии в Сахару скотоводческих племен, монументальный первобытный реализм уступает место новым формам в искусстве, в которых усиливаются, с одной стороны, натуралистические элементы, а с другой — элементы стилизации. Старательно очерчены силуэты животных, в разнообразии трактовки фактуры заметно любование формой. Изображение, по-видимому, ценится теперь не столько за точность и выразительность, сколько за техническое исполнение, качество обработки. Поверхность внутри контура почти всегда тщательно отшлифована или обработана другим способом. Все большее углубление контурной линии, стремление к выявлению объема приводят к появлению нового качества: петроглиф-рисунок, процарапанный на камне, становится барельефом-скульптурой.

В следующей стилистической подгруппе изображения толстокожих отсутствуют. Из диких животных остаются главным образом жирафы, страусы, появляются львы и другие хищники, которые в это время, по-видимому, тоже становятся объектом охоты, поскольку пастухам теперь приходится охранять от них свои стада. Хотя техника исполнения петроглифов повсеместно совершенствуется (контуры врезаны ясными, четкими линиями, изображения тщательно отшлифованы), качество рисунков очень различно. Рядом с мастерски выполненными легкими, эффектными силуэтами антилоп и быков можно видеть изображения тех же животных диспропорциональные, вялые и неуклюжие. Это связанно с выдви­жением на первый план технической, ремесленной стороны.

Что касается другой тенденции этого стиля, а именно усиления детализации, то теперь в ней еще очевиднее проявляется наметившийся ранее рациональный подход. Детали не просто перечисляются, но некоторые из них особо подчеркиваются размером и формой. Как правило, это те детали, которые имеют особое значение в глазах пастуха-художника.

В основных чертах техника исполнения остается прежней (глубокий, иногда сдвоенный шлифованный врез и сглаженный фон). Детали прорисовываются так же, как и прежде, линия рисунка четкая и ясная. Основным объектом изображения теперь окончательно становятся быки с длинными и короткими рогами, загнутыми вперед, широко раскинутыми в стороны или изогнутыми в виде лиры. Часто животные представлены идущими или повернутыми в живописном ракурсе. При этом они, как и не­подвижно стоящие, лишены динамики, живой выразительности.

Очень часто тщательно отделанные фигуры страдают отсутствием точных пропорций. Они как бы собраны по частям: голова с передней частью туловища, ноги и т. д. Как правило, лучше всего нарисованы рога. Непомерно большой глаз, круглый или в виде спирали, является деталью, которая может считаться принадлежностью исключительно данного стиля.

Нередко встречаются фигуры диких животных: антилопа, жираф, страус; но они немногочисленны. Зато быки заполняют все свободные плоскости и часто перекрывают более древние петроглифы. Среди петроглифов этого периода есть изображения хищников, слонов и даже крокодила, но их невозможно спутать с более ранними: рисунок вялый, неточный, фигуры непропорциональны и статичны.

 

2.3 «Период лошади»

Изображения лошади появляются в Сахаре приблизительно в середине 2-го тысячелетия до Н. Э. С их появлением в наскальном искусстве утверждается новый стиль. Он приходит на смену стилизованным пастушеским рисункам. В искусстве этого периода, охватывающего около полутора тысячелетий, различаются три фазы, каждой из которых соответствуют свои сюжеты, техника и стиль изображений. Ранние рисунки первого подпериода относятся ко времени легендарных гарамантов, о которых упоминают античные авторы, описывая племена, населявшие древнюю Ливию. Прежде всего это военные колесницы, запряженные двумя или четырьмя лошадьми и управляемые одним или двумя возницами. Ранние изображения отличаются умеренной стилизацией и особой позой летящих на полном скаку коней. Специфичен также и стиль человеческих фигур. Колоколообразные, спускающиеся ниже колен одежды и в особенности короткие, перетянутые в талии туники придают им характерную бнтреугольную форму. Большая часть рисунков этого стиля находится в центральных горных районах Сахары. Отдельные изображения гарамантских колесниц, найденные на караванных путях между Тассилин-Аджером и Гао, в частности — на юге Адрар Ифораса.

Кроме битреугольных фигур и военных колесниц к этому времени относятся сильно стилизованные изображения быков и других домашних животных. Слоны, носороги и бегемоты исчезли, но еще встречаются рисунки жирафов, антилоп, муфлонов. Они небольшого размера (от 25 до 50 см), выбиты по всей поверхности рисунка и отшлифованы. Фигуры людей и животных даются как обычно — в профиль, но колесница в более поздних рисунках часто изображается в плане (лошади в этом случае даны спинами друг к другу). Эти петроглифы относятся к следующей фазе, которая характеризуется появлением верховой лошади.

Территориально их распространение гораздо шире, чем предыдущих. Схематичные изображения колесниц имеются не только в Центральной Сахаре, но и в Северной Африке, Мавритании, Феццане и Тибести. По-видимому, к этому времени колесницей стали пользоваться уже многие соседи гарамантов.

Постепенно колесницы уступают место всадникам, вооруженным копьями и круглыми щитами, их головные уборы украшены перьями, на руке, держащей щит, висит короткий прямой меч. Размер петроглифов и техника прежние, заметны лишь небольшие изменения в стиле. Рисунок становится менее четким, художник часто ограничивается контурным выбиванием фигур. Полировка применяется редко. Изображения животных, особенно диких, менее схематичны, чем геомегризованныс фигуры всадников; быки почти не встречаются. Следующая фаза «периода лошади» обнаруживает уже все признаки последнего периода наскального искусства Сахары, а именно ярко выраженные черты схематизма и упадок техники обработки камня. Наряду с геометризованными фигурами всадников появляются изображения верблюдов.

 

2.4 «Период верблюда»

В целом эта эпоха характеризуется переходом к самому примитивному схематизму. Реалистически исполненные верблюды очень редки, однако, среди ранних петроглифов «периода верблюда» неожиданно встречаются очень красивые реалистические изображения стройных дромадеров.

Среди рисунков этого последнего периода, начало которого приходится на первые века нашей эры, можно видеть только таких животных, которые живут в пустыне или на ее окраинах и в наши дни. Это муфлоны, некоторые виды антилоп, страусы, козы и изредка жирафы. Единственной техникой становится грубое выбивание контура или всей поверхности рисунков, размер которых колеблется от 15 до 20 см. Искусство позднейшего времени отличается не только формой, но самим отношением к объекту, изображаемому в виде сухой жесткой схемы. Фигуры верблюда и человека постепенно превратились в малопонятный геометрический знак.

Появление верблюда в Сахаре совпало с окончательным наступлением засухи и глубокими переменами в жизни местного населения. Без этого животного жизнь в пустыне стала немыслимой; его изображения по количеству и территориальному распространению превосходят все, что было прежде. Рисунки верблюдов, стилизованные, схематичные или почти реалистические, встречаются в Сахаре повсюду. В наши дни верблюд продолжает безраздельно царствовать в Сахаре, и искусство «периода верблюда», существующее около двух тысячелетий, сохраняет здесь свои традиции и сегодня.

Позднейшие рисунки этого периода, как правило, сопровождаются надписями; они покрыты светлой патиной, а грубо нацарапанные человеческие фигуры часто имеют характерный туарегский головной убор. Все это также свидетельствует о том, что пришедшее в глубокий упадок наскальное искусство Сахары было живо еще совсем недавно.

 


Заключение

 

Наскальное искусство Африки относится к нескольким периодам и содержит ряд стилевых групп. Первая — включает реалистические изображения крупных диких животных. С художественной стороны это самые совершенные по стилю и технике произведения большого искусства. В них органически сочетаются острая наблюдательность и тонкое чувство гармонии, свежесть и непосредственность восприятия.

За петроглифами и живописью древнейшей эпохи, условно названной «эпохой буйвола» или «охотников», следует «период домашних быков», в котором равновесие между формой и содержанием заметно нарушается. Присущий древнейшему периоду динамизм заменяется на статичность, неподвижность, застылость линий. Техника обработки камня усложняется, совершенствуется, художественное же мастерство падает, рисунок упрощается, стилизуется. Скульптурно-графическая техника перерождается иногда в скульптурную.

Техническая обработка камня достигает наивысшего совершенства в период, когда художественное мастерство, живость, точность и выразительность рисунка были уже утрачены. Большие, гладко отшлифованные плоскости, глубоко врезанные контуры, переходящие в рельеф, как бы призваны компенсировать вялость, диспропорциональность рисунка. Техническое мастерство в какой-то период становится обратно пропорциональным художественному. Именно то, что в центре внимания оказывается не изображаемый объект, его характерные особенности, неповторимые индивидуальные черты, а обрабатываемый материал, и является косвенной причиной упадка древнего реалистического искусства.

Искусство позднейшего времени отличается не только формой, но самим отношением к объекту, изображаемому в виде сухой жесткой схемы. Фигуры верблюда и человека постепенно превратились в малопонятный геометрический знак. Эта последняя фаза в развитии искусства датируется началом исторического периода.

Таким образом, стилистическая эволюция наскального искусства начинается с реалистических монументальных изображений охотничьего периода и проходит ряд последовательных стадий, во время которых равновесие между техническим и художественным мастерством нарушается. Усложняется и совершенствуется техника обработки камня, а художественное мастерство падает — рисунок упрощается, стилизуется, превращается в геометрическую схему. Художник начинает вдохновляться не наблюдением за объектом, а представлением о нем. Вместе с тем меняются и функции искусства. Оно уже рассматривается не как непосредственное воссоздание живой реальности, а как ее отображение.

 


Список литературы

 

1. Мириманов В.Б. Африка. Искусство. – М.: Искусство, 1967.

2. Искусство Африки. – М.: Наука, 1967.

3. Искусство народов Африки. – М.: Искусство, 1975.

4. Малая история искусств – М.: Искусство, 1976.

5. Ранние формы искусства. – М.: Искусство, 1972.

Размещено на Allbest.ru

Date: 2015-12-13; view: 528; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию