Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие категории крестьян





5.1. По Положению 1863 г. удельные крестьяне (4 % всех крестьян) становились собственниками земли. Часть земли у них также «отрезали», но несколько меньше, чем у бывших помещичьих крестьян.

5.2. В 1866 г. началась реформа государственной деревни. Государственные крестьяне (44 % всех крестьян) получили весь свой надел, стоимость которого начали выплачивать с 1886 г.

5.3. Крестьянская реформа на «национальных окраинах» России проводилась позже (в Закавказье – в 1864–1883 гг., в Бесарабии – в 1868) и на худших для крестьян условиях, чем в Центральной России.

Выводы

1. Реформа была величайшим прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало ускоренной модернизации страны – переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу, подорвала основные устои как крепостнического, так и натурального укладов.

2. «Великая реформа» дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Показательно, что в Соединенных Штатах Америки ликвидация рабства, произошедшая на насколько лет позже, стала возможной лишь в результате Гражданской войны.

3. Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений, привела к утверждению капиталистических отношений.

4. Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др.

5. Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом.

6. Однако интересы помещиков и, особенно, государства в проводившихся преобразованиях учитывались больше, чем интересы крестьян, что предопределило сохранение ряда существенных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур.

• Сохранилось крупное помещичье землевладение.

• Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, которые не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), владели землей в разных полях, что затрудняло хозяйствование. Главное же заключалось в том, что в пореформенный период нарастала нехватка земли, приводившая к крестьянскому малоземелью, что в итоге стало одной из причин аграрного кризиса начала XX в.

• В условиях земельного «голода» крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. Из-за отсутствия необходимых для денежной аренды средств они были вынуждены расплачиваться за нее отработками на земле помещика. В результате сложилась отработочная система, напоминавшая барщину со всеми ее негативными последствиями и замедлявшая развитие как крестьянского, так и помещичьего хозяйства.

Тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих крестьян к обнищанию.

Сохранение поземельной общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств и такого крестьянина, который бы стал настоящим хозяином на земле. Община в ряде регионов способствовала укреплению коллективистских настроений, а с развитием рыночных отношений она превращалась в один из оплотов традиционализма, стоявшего на пути модернизации России.

Сословная неравноправность крестьян, которые оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов, несли различные повинности, подвергались телесным наказаниям по решению волостного суда.

• Реформа придала самодержавию новый запас прочности. Но, встав на путь преобразований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и прийти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и привлечь граждан к управлению страной определили незавершенность реформ, стали одним из факторов глубокого общественно-политического кризиса начала XX в.

7. В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50—60-х гг., ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой – неадекватной реакции крестьян. Но, сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило непоследовательность реформы 1861 г. Все ее недостатки, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала XX в.

Вопросы и задания

1. Каковы предпосылки отмены крепостного права? Каким образом личные качества императора влияли на подготовку и осуществление реформы? Справедливо ли Александра II называют «Освободителем»?

2. Какие проекты реформ были предложены представителями различных течений русского общества? Чем вызывались их особенности?

3. Почему, несмотря на сопротивление основной массы дворянства, Александр II настоял на освобождении крестьян с землей?

4. Какую роль в подготовке реформы сыграли губернские комитеты и Редакционные комиссии?

5. Проанализируйте содержание Манифеста и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Что в этих документах отвечало интересам помещиков, крестьянства, государства?

6. Что такое «отрезки», как они влияли на хозяйственную деятельность крестьян?

7. Расскажите о крестьянской общине, ее организации и функциях. Как она влияла на хозяйственную деятельность, жизнь и сознание крестьянства?

8. Каковы прогрессивные и консервативные стороны реформы? Какое влияние она оказала на весь последующий ход русской истории?

Литература

Выкупная операция//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Дворянское землевладение//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Зайончковский 17. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993.

Ляшенко Л. М. Царь-освободитель: Жизнь и деяния Александра II. М., 1994.

Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Реформы и реформаторы в истории России. М., 1996.

Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М., 1997.

Date: 2015-12-13; view: 421; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию