Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты древнерусского государства к концу X в





3.1. Династическая (родовая) княжеская власть, ограниченная властью вече.

3.2. Простейший государственный аппарат в лице дружины, родственников и наместников князя.

3.3. Система данничества – полюдье.

3.4. Территориальный принцип расселения, вытеснявший племенной.

3.5. Монотеистическая религия, усиливавшая процесс сакрализации княжеской власти.

Выводы

1. Особенности образования восточнославянского государства.

• Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

• Сложное и удачное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило восточнославянскому государству появиться в обществе, состоявшем из общин, объединенных в племена и племенные союзы. Германские же племена восприняли достижения римской цивилизации и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

• С самого своего начала восточнославянское государство было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивавшими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

2. Результаты.

• Образование государства создало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли.

• Государство влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

• Мощный импульс получила древнерусская культура.

• В рамках Древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности – основы трех восточно-славянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

3. Особенности геополитического положения.

• Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало их удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации.

• Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Вопросы и задания

1. Какие внутренние предпосылки образования государства сложились у восточных славян в IX в.? Попытайтесь определить степень их зрелости.

2. Как внешние связи и влияния воздействовали на жизнь восточных славян в IX–X вв.?

3. В чем сущность, а также сильные и слабые стороны норманнизма и антинорманнизма? Каково происхождение этнонима «русь»?

4. Проанализируйте содержание летописной легенды о призвании варягов, а также арабские источники, рассказывающие о русах. Что в них вам представляется мифическим, а что реально отражающим процесс становления государства у восточных славян? Какова действительная роль варягов в этом процессе?

5. Расскажите об основных событиях в жизни восточных славян во второй половине IX – начале X в. Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега?

6. Найдите доказательства тому, что процесс образования государства у восточных славян завершился лишь к концу X в.

Литература

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М., 1999. Лекции 4–5.

Думин С. В., Турилов А А «Откуда есть пошла Русская земля?»// История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991.

Кацва Л. А, Юрганов А. Л. История России VIII–XV вв. М., 1993. §§ 1–6.

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск, 1995.

Рыбаков Б. А. Мир истории. М., 1984.

Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII века. М., 1994. С. 11–37.

Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 1. История России. От древних славян до Петра Великого. М., 1995.

Date: 2015-12-13; view: 862; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию