Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещение и наука





 

Первой ступенью образования в Риме являлась начальная школа. Школы были частными (государство не вмешивалось в образовательный процесс), и преподавали в них неудачники и лица темного происхождения: труд учителя начальной школы не имел признания в обществе и стоил гроши. В начальной школе, которую посещали дети 7–12 лет, учили чтению, письму и устному счету (следует учесть, что учебный год длился не более семестра; остальное время было занято каникулами и праздниками). Главным средством воздействия учителя на ученика были брань и побои.

Дальнейшее обучение было доступно лишь детям более или менее состоятельных родителей. В средней школе преподавали грамматики – ученые, писатели и литературные критики (чаще всего греки‑вольноотпущенники). В массе своей они, как и их менее именитые и профессиональные коллеги из начальной школы, не пользовались уважением в обществе. У грамматиков учились правильно говорить и писать, изучали древних и современных авторов, занимались комментариями и пересказами.

«Университетом» в античности являлась риторская школа, где учились с 15–16, а то и с 13–14 лет, в зависимости от способностей ученика. Риторы обучали своих подопечных приемам ораторского искусства. Поскольку в эпоху империи политическое красноречие сошло на нет, риторские школы готовили адвокатов, чья карьера была почетной и доходной. Сами риторы относились к элите педагогического и ученого сообщества, о чем свидетельствовала, в частности, довольно высокая оплата их труда.

Обучение в школе было схоластическим: ученики оттачивали свое мастерство посредством декламаций на отвлеченные темы, не имевшие ничего общего с действительностью. Главный недостаток школ грамматиков и риторов заключался в том, что, нагружая память молодых людей огромным количеством сведений из разных областей гуманитарного знания, они не прививали своим питомцам вкуса к самостоятельной аналитической работе, в результате чего полученное образование носило антикварно‑хрестоматийный характер.

Культурными центрами Римской империи были Рим, Александрия, Пергам, Родос, Афины, Карфаген, Массилия.

В эпоху принципата получили развитие теория архитектуры (труд Витрувия «Об архитектуре» в 10 книгах) и инженерная наука (сочинение «Об акведуках» Секста Юлия Фронтина, конец 1 в.), география (энциклопедический труд грека Страбона в 17 книгах, трактат Помпония Мелы «О строении земли» в 3 книгах и «Руководство по географии» в 8 книгах Клавдия Птолемея), теория риторики (сочинение Квинтилиана «Обучение оратора» в 12 книгах), агрономия (трактат Колумеллы «О сельском хозяйстве» в 12 книгах), научная и практическая медицина (деятельность выдающегося врача Клавдия Галена, 129–199 гг.). В середине I в. Плиний Старший (24–79 гг.) создает «Естествознание» в 37 книгах – огромный труд энциклопедического характера, содержащий сведения из области физической географии, ботаники, зоологии, минералогии и других наук.

Господствующими течениями философской мысли в I II вв. были стоицизм и эпикурейство. Видными представителями позднего римского стоицизма являлись Сенека Младший («Нравственные письма к Луцилию», «Естественнонаучные вопросы» и ряд философских трактатов на моральные темы), Эпиктет («Беседы») и Марк Аврелий («К самому себе»). В низших слоях общества известной популярностью пользовались киники, подчас резко критиковавшие общественные нравы и политику властей. В III в. возникает неоплатонизм – религиозно‑философское направление, в основе которого лежало учение Платона в сплаве с элементами аристотелизма, стоицизма и пифагорейства. В эпоху принципата наряду с развитием гуманитарного и технического знания среди населения империи широко распространяются суеверия, увлечение астрологией и мистицизм.

 

Литература

 

Время Августа по праву называют «золотым веком» латинской поэзии. В эту эпоху жили и творили такие корифеи, как Публий Вергилий Марон (70–19 гг. до н. э.), Квинт Гораций Флакк (65–8 гг. до н. э.) и Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. – 18 г. н. э.). Вергилий ввел в римскую литературу жанр пастушеской идиллии (сборник «Буколики» в составе 10 эклог), написал дидактическую поэму о крестьянском труде «Георгики» (4 книги) и создал прославивший его имя в веках мифологический эпос – поэму «Энеида» в 12 книгах. Гораций начинал как сатирик и полемист («Эподы» и «Сатиры» в 2 книгах), затем обратился к лирике («Оды» в 4 книгах), после чего отдал долг дидактическому жанру (I книга «Посланий»). Свои взгляды на литературу и принципы поэтического творчества он изложил во II книге «Посланий» и в «Науке поэзии». Овидий дебютировал любовными элегиями (5 книг), а впоследствии написал пародийно‑дидактические поэмы «Наука любви» и «Лекарства от любви», одновременно работая над двумя учено‑повествовательными поэмами каталогообразного типа – «Метаморфозами» (в 15 книгах) и «Фастами» (в 6 книгах). В изгнании на побережье Черного моря, тоскуя по Риму, он создал произведения, вошедшие в сборники «Скорбные элегии» (5 книг) и «Понтийские послания» (4 книги).

Талантливыми поэтами‑лириками были Альбий Тибулл (50–19 гг. до н. э.) и Секст Проперций (49–15 гг. до н. э.). Тибулл оставил после себя два сборника элегий, Проперций – один (в него вошли 92 стихотворения). Не был чужд литературному творчеству и сам император Август, создавший немало произведений в прозе и в стихах. Наиболее известным из них является политическое завещание‑отчет «Деяния божественного Августа».

В эпоху Ранней империи получили всестороннее развитие историческая проза и биографический жанр. На рубеже старой и новой эры ритор из города Патавия Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) создал не имеющий аналогов монументальный труд на латинском языке – римскую историю «От основания города» (Ab Urbe condita) в 142 книгах. От огромного компилятивного труда (Тит Ливий довел свое повествование до 9 г. до н. э.) сохранились лишь 35 книг и краткие извлечения (т. н. «периохи»). Он опирался в основном на труды своих предшественников‑анналистов (Лициния Макра, Валерия Анциата и других). В самом начале новой эры Помпеем Трогом была написана первая «Всемирная история» на латыни (Historiae Philippicae в 44 книгах), дошедшая до наших дней в конспективном изложении писателя II в. Марка Юния Юстина и в кратких извлечениях (т. н. «прологи»). От грекоязычной «Всемирной истории» в 144 книгах, принадлежащей перу советника иудейского царя Ирода I Великого Николая Дамасского и доведенной им до 4 г. до н. э., сохранились лишь отрывки. Биографический жанр в I в. до н. э. представлен именем Корнелия Непота, написавшего труд «О знаменитых людях», от которого до нас дошла сравнительно небольшая часть (24 биографии выдающихся людей и небольшой очерк «О царях»).

В конце I в. до н. э. грек Дионисий Галикарнасский создал исторический труд под названием «Римские древности» (из 20 книг полностью сохранились первые 9, от остальных уцелели только отрывки). Ценные сведения по географии и истории Италии и провинций содержатся в «Географии» Страбона (в 17 книгах; написанные им же «Исторические записки» до нас не дошли).

Из исторических сочинений I в. н. э. сохранилась (со значительными лакунами в I книге) миниатюрная «Всеобщая история» в 2 книгах, написанная при Тиберии Гаем Веллеем Патеркулом. Сборником исторических анекдотов является труд ритора Валерия Максима под названием «О замечательных делах и изречениях» (в 9 книгах). Ярким образцом риторической историографии можно считать сочинение Квинта Курция Руфа «История Александра Македонского» в 10 книгах (первые две утеряны). Богатый материал по истории восточных провинций содержится в «Иудейской войне» (7 книг) и «Иудейских древностях» (20 книг), принадлежащих перу грекоязычного иудея‑ренегата Иосифа Флавия, клиента императоров Веспасиана и Тита. Уникальной энциклопедией, содержащей сведения из самых разных областей культуры, науки и искусства, является «Естественная история» (Naturalis historia, или «Естествознание») в 37 книгах, написанная государственным деятелем, историком и писателем Гаем Плинием Секундом (24–79 гг.), который обобщил в своем грандиозном труде сведения, почерпнутые из 2 тысяч книг почти 500 авторов. Не дошедшие до нас исторические труды Плиния Старшего использовал Тацит. Примерно в это же время агроном Луций Юний Модерат Колумелла написал трактат «О сельском хозяйстве» (в 12 книгах), где последовательно изложил теорию и практику рабовладельческого сельского хозяйства I в.

Сатирический жанр в I–II вв. представлен целым рядом громких имен. Среди них Сенека Младший (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) с сатирой «Отыквление» и Петроний Арбитр с романом «Сатирикон», от которого сохранились отрывки 14‑й, 15‑й и 16‑й глав (из 20). В своем произведении Петроний дал сатирическое изображение быта и нравов разных слоев современного ему общества; так, в резко пародийном ключе автор описывает разбогатевшего вольноотпущенника Тримальхиона и его гостей.

Выдающимися поэтами‑сатириками, обличителями нравов современного им общества были Авл Персий Флакк (34–62 гг.), Марк Валерий Марциал (40–102 гг.) и Децим Юний Ювенал (60–127 гг.). От Персия до нас дошло 6 сатир, от Марциала – 15 книг эпиграмм, от Ювенал а сохранилось 16 сатир в 5 книгах. Наконец, крупнейшим писателем‑сатириком эпохи принципата стал Лукиан (120–190 гг.). В своих произведениях (их известно около 80) Лукиан, этот «Вольтер классической древности» (Ф. Энгельс), осуждал пороки своего времени и упадок нравов, зло высмеивал представителей разных социальных слоев, критиковал суеверия и религиозный фанатизм.

В I в. были созданы такие эпические произведения, как «Фарсалия» (10 книг) Лукана, повествующая о войне между Цезарем и Помпеем, «Фиваида» (12 книг) Публия Папиния Стация на сюжет «похода семерых против Фив», «Аргонавтика» (8 книг) Валерия Флакка и «Пуническая война» (17 книг) Силия Италика, посвященная событиям войны с Ганнибалом. Басенный жанр представлен Федром и Бабрием, эпистолярный – сборником писем (в 10 книгах) Гая Плиния Цецилия Секунда (61–113 гг.), племянника Плиния Старшего. Из всех речей Плиния Младшего сохранился только «Панегирик», посвященный императору Траяну.

На самый конец I – первую четверть II в. приходится литературная деятельность выдающегося римского историка, сенатора и квиндецемвира Публия Корнелия Тацита (58–120 гг.). Главными его произведениями являются сохранившиеся далеко не полностью «Анналы» (16 книг) и «История» (14 книг). Они охватывают историю императорских династий Юлиев – Клавдиев и Флавиев с 14 по 96 г. Эти труды Тацита по праву считаются вершиной античной историографии. Из числа т. н. малых произведений Тацита особенно ценным источником является «Германия» – уникальный в своем роде историко‑географический очерк общественного устройства, религии и быта германских племен.

Младшим современником Тацита был секретарь императора Адриана Гай Светоний Транквилл (70–140 гг.), написавший «Жизнеописания двенадцати цезарей» – сборник биографий римских императоров от Цезаря до Домициана. Современником Тацита был известный греческий писатель‑моралист Плутарх (46–126 гг.). В древности ему приписывали 210 разных произведений, из которых до нас дошло 150. Они делятся на две группы: т. н. «сравнительные жизнеописания» и «нравственные сочинения» (Moralia). Наиболее важным источником являются жизнеописания великих людей (23 пары и 4 непарных, всего 50 биографий греков и римлян, одного македонца – Александра Великого – и одного перса – царя Артаксеркса I).

К 160–165 гг. относится создание «Римской истории» в 24 книгах, написанной по‑гречески александрийцем Аппианом (9 книг сохранились, в том числе 5 книг, посвященных гражданским войнам в Риме; 7 книг утрачены, от остальных имеются отдельные отрывки). В конце II – начале III в. «Римскую историю» в 80 книгах на греческом языке пишет римский сенатор Дион Кассий Кокцейан (155–235 гг.). От этого труда полностью сохранились 25 книг, а также многочисленные фрагменты и извлечения. Младшим современником Диона Кассия был Геродиан, оставивший после себя написанную по‑гречески «Историю императорской власти после Марка» (после смерти Марка Аврелия и до воцарения Гордиана III, т. е. за 180–238 гг.) в 8 книгах. Латиноязычную историографию во II в. представляют т. н. малые римские историки: Луций Анней Флор с «Эпитомой» в 2 книгах, Луций Ампелий с «Памятной книжицей» и Граний Лициниан (от его обширного компилятивного труда до нас дошли лишь фрагменты).

Литература периода «греческого возрождения» (II в.) отличалась выспренностью, манерностью и повышенным вниманием к форме в ущерб содержанию. Литературным направлением, в котором культ формы был доведен до высокого совершенства, стала т. н. вторая софистика. Это направление отличали «философствующая риторика» и нарочитый архаизм. Лидерами второй софистики были риторы Герод Аттик и Марк Корнелий Фронтон, учитель Марка Аврелия. Яркие образцы характерных для второй софистики сборников всевозможных сведений из разных областей знания представляют собой «Пестрые рассказы» Клавдия Элиана (14 книг) и «Аттические ночи» Авла Геллия (20 книг). Ценными культурно‑историческими памятниками этого периода являются произведения прославленных ораторов Диона Хризостома (78 речей) и Элия Аристида (55 речей).

К жанру приключенческого романа относятся произведения Апулея «Золотой осел», «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Эфиопика» Гелиодора и некоторые другие. Драматический жанр в указанный период совершенно деградировал. От него остались лишь пантомима, ателланы и мимы. До наших дней дошли 10 трагедий Сенеки, написанные в подражание классическим греческим образцам.

 

Право

 

Период I–III вв. в истории римского права считается классическим. В это время (до 212 г.) в Римской империи существовали две формы права и судопроизводства – квиритское право и т. н. «право народов». Кроме того, в некоторых провинциях действовали местные правовые системы или эдикты римских наместников. Местное, особенно греческое, право оказывало определенное влияние на римские юридические нормы. Императоры, последовательно проводя политику имперской унификации, стремились свести к минимуму региональную правовую специфику. Важным шагом на пути к созданию единого правового пространства на всей территории империи стало опубликование Адрианом «Вечного эдикта». Император де‑юре был поставлен над действующим законодательством и сам стал источником права.

Во второй половине II в. Гай подготовил сборник «Институций» – учебник права в 4 книгах. На конец II – первую треть III в. приходится деятельность выдающихся юристов Эмилия Папиниана (казнен в 212 г.), Домиция Ульпиана (убит в 228 г.) и Юлия Павла. В IV в. правоведы занимались исключительно комментированием законов с целью приспособления их к изменившимся условиям. Они механически применяли ссылки на высказывания авторитетных юристов прошлого.

В 429–438 гг. по приказу императора Феодосия II был подготовлен свод императорских законов (начиная с 313 г.), опубликованный под названием «Кодекс Феодосия». Наконец, по инициативе императора Юстиниана I была осуществлена грандиозная кодификация римского права: в 529 г. был опубликован «Кодекс Юстиниана», а в 533 г. – «Дигесты» (сборник извлечений из трудов римских юристов в 50 книгах). Издание Corpus juris civilis подвело черту под многовековой историей развития римского гражданского права.

 

 

Date: 2015-12-13; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию