Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы лечения острого коронарного синдрома на догоспитальном этапе

Автор: С. Н. Терещенко, И. В. Жиров
Издание: Consilium Medicum, Том 13, №5
Коронарная болезнь сердца (КБС) является ведущей причиной смертности в мире. Острые ее формы, объединенные термином «острый коронарный синдром» (ОКС), имеют общий патогенез и сходные подходы к диагностике и лечению. Максимальная стандартизация лечения ОКС на догоспитальном этапе позволяет добиться улучшения клинических исходов при данной патологии, уменьшить показатели заболеваемости и смертности [1—3].
Следует сразу отметить, что ОКС не является диагнозом и установление этого состояния дает специалисту возможность распознать наличие коронарной катастрофы и в дальнейшем требует проведения четко определенного комплекса лечебно-диагностических методик и диктует необходимость госпитализации пациента в профильный стационар.
Классификация ОКС основана на ЭКГ-изменениях и представлена в табл. 1 [2, 3].
К основным патогенетическим механизмам формирования ОКС относятся повреждение уязвимой атеро-склеротической бляшки с последующим внутрикоронарным тромбозом, коронарный вазоспазм, резкое увеличение потребности миокарда в кислороде.
Следует отметить, что основными целями лечения ОКС на догоспитальном этапе являются уменьшение имеющейся клинической симптоматики и проведение вмешательств, влияющих на ближайший и отдаленный прогноз.
Таким образом, специалисту необходимо решать сразу несколько практических задач: оказание неотложной помощи, проведение дифференциального диагноза ишемического/неишемического генеза болей в грудной клетке, оценка риска развития осложнений и их предотвращения, госпитализация пациента в целевой стационар [1].
Диагностика ОКС основана на клинической картине, наличии специфических изменений на ЭКГ. Создание специальных диагностических отделений в стационарах позволяет оптимизировать диагностический поиск у пациентов с возможным ОКС. Необходимо помнить, что даже подозрение на наличие ОКС является абсолютным показанием для госпитализации пациента в стационар.
Учитывая особенности патогенеза ОКС, к основным стратегиям догоспитального лечения следует отнести антиишемическую, антитромботическую и реперфузионную терапию при ОКС с подъемом сегмента ST [1—3].
Антиишемическая терапия
Обезболивание — неотъемлемая часть комплексной терапии ОКС не только по этическим соображениям, но также вследствие избыточной симпатической активации при ноцицептивном раздражении. Это приводит к усилению вазоконстрикции, увеличению потребности миокарда в кислороде, повышению нагрузки на сердце. При неэффективности аэрозольных форм нитратов рекомендуется безотлагательное внутривенное введение морфина гидрохлорида 2—4 + 2—8 мг каждые 5—15 мин или 4—8 + 2 мг каждые 5 мин или по 3—5 мг до купирования боли. При систолическом артериальном давлении (САД) выше 90 мм рт. ст. следует начать внутривенную инфузию нитроглицерина в дозе 20—200 мкг/мин. В случае выраженной тревожности европейские авторы считают целесообразным внутривенное введение небольших доз бензодиазепинов, однако в большинстве случаев применение опиоидных анальгетиков позволяет добиться удовлетворительных результатов.
Респираторная поддержка. Одновременно с обезболиванием всем пациентам с ОКС необходима респираторная поддержка. Ингаляция увлажненного кислорода со скоростью 2—4 л/мин сопряжена с уменьшением потребности миокарда в кислороде и выраженности клинической симптоматики. В ряде случаев рекомендуется проведение неинвазивной масочной вентиляции, особенно в режиме положительного давления к концу выдоха (ПДКВ). Подобный режим вентиляции особенно показан при наличии сердечной недостаточности, он сопряжен с гемодинамической разгрузкой малого круга кровообращения и коррекцией гипоксемии. Неинвазивная масочная вентиляция также снижает необходимость интубации трахеи и проведения искусственной вентиляции легких, что очень важно, поскольку механическая вентиляция сама по себе способна неблагоприятно менять параметры гемодинамики у пациента с ОКС.
С целью снижения потребности миокарда в кислороде при ОКС необходимо назначение р-адрено-блокаторов (БАБ). На догоспитальном этапе целесообразно применение внутривенных их форм для быстрого наступления клинического эффекта и возможности быстрого уменьшения побочных эффектов (табл. 2, 3).
Другие препараты. При изучении эффективности антагонистов кальция в ранние сроки ОКС получены противоречивые сведения, что не позволяет рекомендовать препараты этой группы для лечения в данном случае. Аналогичные рекомендации верны и в отношении препаратов магния, а также глюкозо-калиевой смеси [2, 3].
В течение первых 24 ч от развития ОКС целесообразно применение препаратов из группы блокаторов активности ренин-ангиотензиновой системы — ингибиторов АПФ (ИАПФ) или антагонистов рецепторов ангио-тензина. Однако начинать такую терапию рекомендуется после госпитализации пациента в стационар.
Таблица 1. Классифцикация ОКС

Таблица 2. Показания и противопоказания к назначению внутривенных БАБ у пациентов с ОКС на догоспитальном этапе [1,2]

Антитромботическая терапия
АСК, НПВС, ингибиторы ЦОГ-2. Абсолютно всем пациентам с ОКС как можно раньше следует принять нагрузочную дозу ацетилсалициловой кислоты — 160—325 мг некишечнорастворимых форм под язык. Альтернатива — использование внутривенной формы АСК (250—500 мг) и АСК в виде ректальных суппозиториев. Противопоказаниями к применению нагрузочной дозы являются активные желудочно-кишечные кровотечения, известная гиперчувствительность к АСК, тромбоцитопении, тяжелая печеночная недостаточность. Применение других НПВС и селективных ингибиторов ЦОГ-2 приводит к повышению риска смерти, рецидивов ОКС, разрывам миокарда и другим осложнениям. При возникновении ОКС все препараты из групп НПВС и ингибиторов ЦОГ-2 следует отменить [2].
В дальнейшем неопределенно долгое время все пациенты должны получать низкие дозы АСК (75—160 мг) каждый день. Прием минимальных доз снижает риск кровотечения, а развитие так называемых «малых» симптомов (диспепсия и др.) снижается при добавлении в фармацевтическую форму, содержащую АСК, быстродействующих антацидов, не влияющих на всасываемость основного препарата.
Добавление клопидогрела к АСК на догоспитальном этапе значимо улучшает клинические исходы, уменьшает заболеваемость и смертность пациентов с ОКС. Дозировка клопидогрела различается в зависимости от типа ОКС и вида проводимого лечения (табл. 4).
В дальнейшем дозировка клопидогрела составляет 75 мг. Длительность двойной антитромбоцитарной терапии (АСК + клопидогрел) также различается в зависимости от типа ОКС и подхода к лечению (инвазивный/неинвазивный) и составляет 4—52 нед (как минимум 4 нед, в идеале — 1 год).
Применение препаратов из группы блокаторов тромбоцитарного гликопротеина IIb/IIIa (блокаторы ГП IIb/IIIa) рекомендовано пациентам с предполагаемым или осуществленным инвазивным подходом к лечению ОКС. Это связано с тем, что вещества данной группы блокируют окончательный каскад агрегации тромбоцитов и не влияют на проходимость инфаркт-связанной артерии. Наиболее изучен препарат абциксимаб. Схема его введения заключается в внутривенном болюсе 0,25 мг/кг с последующей инфузией 0,125 мкг/кг/мин (максимум 10 мкг/мин в течение 12 ч).
Гепарины являются стандартным звеном антикоагулянтной терапии у пациентов с ОКС. Введение нефракционированного гепарина рекомендуется начинать с внутривенного болюсного введения (не более 5000 ЕД при ОКС без подъема сегмента ST и 4000 ЕД при ОКС с подъемом сегмента ST) с дальнейшим переходом на внутривенную инфузию со скоростью 1000 ЕД/ч и контролем активированного частичного тромбопластинового времени через каждые 3—4 ч.
Использование низкомолекулярных гепаринов позволяет избежать лабораторного контроля, облегчает схему гепаринотерапии. Среди представителей группы наиболее изучен эноксапарин. Показано, что сочетанное применение эноксапарина и тромболитической терапии сопряжено с дополнительными клиническими преимуществами для пациента. Кроме того, если предполагается проведение антикоагулянтной терапии более 48 ч, то использование нефракционированного гепарина сопряжено с высоким риском формирования тромбоцитопении.
Эноксапарин при неинвазивной стратегии лечения ОКС применяют по следующей схеме: внутривенный болюс 30 мг, далее п/к в дозе 1 мг/кг 2 раза в сутки до 8-го дня болезни. Первые 2 дозы для п/к введения не должны превышать 100 мг. У лиц старше 75 лет начальную в/в дозу не вводят, а поддерживающую уменьшают до 0,75 мг/кг (первые 2 дозы не должны превышать 75 мг). При клиренсе креатинина менее 30 мл/мин препарат вводят п/к в дозе 1 мг/кг один раз в сутки [1, 2].

В случае нестабильной стенокардии или инфаркте миокарда без зубца Q тактика введения эноксапарина несколько иная — препарат вводят подкожно каждые 12 ч исходя из дозы 1 мг/кг массы тела. Средняя продолжительность терапии составляет 2—8 сут (до стабилизации клинического состояния больного).
При инвазивном подходе к лечению ОКС для введения эноксапарина необходимо помнить следующее. Если после п/к инъекции 1 мг/кг прошло не более 8 ч, дополнительного введения не требуется. Если этот срок составляет 8—12 ч, то непосредственно перед процедурой следует ввести эноксапарин в/в в дозе 0,3 мг/кг.Применение фондапаринукса у пациентов с ОКС без подъема сегмента ST может быть рекомендовано у пациентов с высоким риском кровотечений, поскольку в исследовании OASIS-5 данный препарат ассоциировался с меньшей смертностью по сравнению с эноксапарином именно за счет снижения геморрагических событий в первые дни наблюдения.
Применение фондапаринукса может быть рекомендовано пациентам с ОКС с подъемом сегмента ST после тромболизиса фибриннеспецифичными средствами и при отсутствии реперфузионного лечения (доказательная база получена в исследовании OASIS-6).
Следует особо подчеркнуть, что чем раньше начато антитромботическое лечение пациента с ОКС, тем больше вероятность успешного клинического исхода. Именно поэтому применение антиагрегантов (АСК, клопидогрел) и антикоагулянтов необходимо начинать уже на догоспитальном этапе.
Таблица 3. Дозировка БАБ при использовании у пациентов с ОКС на догоспитальном этапе [1-3]

Таблица 4. Нагрузочные дозы клопидогрела [по 1, 3 с изменениями]



Реперфузионная терапия ОКС с подъемом сегмента ST
Значимость реперфузионной терапии в случае наличия у пациента с ОКС элевации сегмента ST сложной переоценить. В Российских рекомендациях по диагностике и лечению больных острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST на ЭКГ (2007 г.) указано, что основой лечения острого ИМ является восстановление коронарного кровотока — коронарная реперфузия. Разрушение тромба и восстановление перфузии миокарда приводят к ограничению размеров его повреждения и в конечном итоге к улучшению ближайшего и отдаленного прогноза. Поэтому все больных необходимо безотлагательно обследовать для уточнения показаний и противопоказаний к восстановлению коронарного кровотока [1].
Для оценки значимости раннего начала реперфузионной терапии введено понятие «золотого часа» — ее проведение в первые 2—4 ч способно полностью восстановить кровоток в зоне ишемии и привести к развитию так называемого «прерванного» инфаркта миокарда.
Существует два способа проведения реперфузионной терапии — интервенционное вмешательство (ЧТКА) и тромболитическая терапия (ТЛТ).
На чем основан выбор стратегии лечения [по 1—3, с изменениями]? Инвазивная стратегия предпочтительна, если:
— имеются круглосуточная ангиографическая лаборатория и опытный исследователь, выполняющий не менее 75 первичных ЧТКА в год, а время от первого контакта с медицинским персоналом до раздувания баллона в КА не превышает 90 мин;
— у больного тяжелые осложнения ИМ — кардиогенный шок, острая СН, угрожающие жизни аритмии;
— имеются противопоказания к ТЛТ — высокий риск кровотечений и геморрагического инсульта;
—госпитализация больного проведена поздно — длительность симптомов более 3 ч;
— имеются сомнения в диагнозе ИМ или предполагается отличный от тромботической окклюзии механизм прекращения кровотока по КА.
Выбор в пользу ТЛТ следует делать в случае, если:
— давность инфаркта миокарда не более 3 ч;
— проведение ЧТКА невозможно (нет доступной ангиографической лаборатории или она занята, есть проблемы с сосудистым доступом, нет возможности доставить больного в ангиографическую лабораторию или недостаточен навык исследователя);
— ЧТКА не может быть проведена в течение 90 мин после первого контакта с медицинским персоналом, а также когда ожидаемое время задержки между первым раздуванием баллона в КА и началом ТЛТ превышает 60 мин.
Проведение на догоспитальном этапе ТЛТ влечет за собой значимое улучшение прогноза и клинических исходов для пациента. Показания к проведению ТЛТ:
— время от начала ангинозного приступа не превышает 12 ч;
— на ЭКГ отмечается подъем сегмента ST>0,1 mV, как минимум в 2 последовательных грудных отведениях или в 2 отведениях от конечностей, или появляется блокада ЛНПГ.
— введение тромболитиков оправдано в те же сроки при ЭКГ-признаках истинного заднего ИМ (высокие зубцы R в правых прекордиальных отведениях и депрессия сегмента ST в отведениях V1—V4 с направленным вверх зубцом T).
Противопоказания к проведениюТЛТ представлены в табл. 5.
Проведение ТЛТ на догоспитальном этапе облегчается созданием специальных опросников, заполнение которых дает возможность специалисту точнее решить вопрос о возможности/невозможности ТЛТ в каждом конкретном случае. Разработанные опросники основаны на указании показаний и противопоказаний к ТЛТ, при этом любое сомнение или отрицательный ответ говорит в пользу отказа от догоспитальной ТЛТ.
Информация о дозах и способах введения различных тромболитиков подробно представлена в Российских рекомендациях по лечению пациентов с инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST [1].
Перед проведением ТЛТ обязательны мониторинг состояния пациента и своевременное выявление и коррекция возможных осложнений.
Широкое внедрение в схему догоспитального лечения ОКС современных достижений доказательной медицины позволяет улучшить качество оказания помощи пациентам данной группы. Очень важны четкая организация и обучение специалистов догоспитального звена здравоохранения.
Таблица 5. Противопоказания к проведению ТЛТ [1]


Литература

1. Российские рекомендации. Диагностика и лечение больных острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST ЭКГ. ВНОК 2007.

2. ESC Guidelines. Management of acute myocardial infarction in patients presenting with persistent ST-segment elevation. Eur HJ2008; 29:2909-46.

3. Antonucci D, De Luca G, Dudek D et al. Acute MI: confusion with new trials or clear data?Eur HJ2008; 10 (Suppl): J1 -25.

 


<== предыдущая | следующая ==>
E) концентрируют напряжения в углах пазов | G) получатель

Date: 2015-12-13; view: 566; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию