Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 15. Социальная адаптация вертебрологических больныхТрадиционно результаты лечения вертебрологических больных оценивают по данным лучевых методов исследования, а индивидуальные возможности пациента характеризуют только с точки зрения определения группы инвалидности. Термины «инвалидность» и «ограничение возможностей пациента» в разных странах трактуются по-разному, что не позволяет выработать их фиксированные градации. В современных условиях абсолютно обоснованным представляется введение еще одного параметра, характеризующего состояние больного и эффективность проведенного лечения - показателя качества жизни. Качество жизни оценивают либо по приспособленности человека к ежедневной деятельности (шкала Бартела) либо по величине функциональной зависимости пациента от окружающих (Functional Independence Measure FIM). Описание этих методик цитируется нами по А.Н.Беловой с соавт. (1998). Шкала Бартела (Machoney F., Barthel D., 1965) (табл. 63) используется для определения приспособленности человека к повседневной деятельности. Рассчитываемый по этой шкале суммарный показатель отражает уровень бытовой активности пациента, при этом по каждому из девяти параметров теста выбор соответственного балла осуществляется субъективно самим больным. В зависимости от степени функциональной важности, каждый параметр теста оценен максимально от 5 до 15 баллов. Максимальная сумма баллов, соответствующая полной независимости человека в повседневной жизни, равна 100 баллам. Шкала функциональной независимости (Functional Independence Measure — FIM) (табл. 64) состоит из 18 пунктов, отражающих состояние двигательных (пункты 1-13) и интеллектуальных (пункты 14-18) функций. Оценку проводят по 7-балльной системе, сумму баллов подсчитывают по всем пунктам опросного листа, при этом пропуск пунктов не допускается, а при невозможности оценки соответствующий пункт оценивается в 1 балл. Суммарная оценка колеблется от 18 до 126 баллов (Granger С. et al., 1979; Cook L., 1994) Используемые в шкале FIM параметры оценивают по 7-балльной шкале в соответствии со следующими критериями: 7 баллов — полная независимость в выполнении соответствуюшей функции (все действия выполняются самостоятельно, в общепринятой манере и с разумными затратами времени); Частная вертебрология Таблица S3 Шкала Бартела для самооценки повседневной активности
6 — ограниченная независимость (все действия выполняются самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо для их выполнения необходим посторонний совет); 5 — минимальная зависимость (действия выполняются под наблюдением персонала либо необходима помощь в надевании протеза/ортеза); Глава 15. Социальная адаптация вертебрологических больных Таблица 64 Шкала НМЪля измерения функциональной независимости пациента Оцениваемый параметр Критерии оценки
Двигательные функции Самообслуживание Контроль тазовых функций Перемещение Подвижность Максимальная сумма баллов — 91 Прием пищи (пользование столовыми приборами, поднесение пищи ко рту, жевание, глотание) Личная гигиена (чистка зубов, причесывание, умывание лица и рук, бритье либо макияж) Принятие ванны/душа (мытье и вытирание тела, за исключением области спины) Одевание (включая надевание протезов/ортезов) на верхнюю часть тела (выше пояса) Одевание (включая надевание протезов/ортезов) на нижнюю часть тела (ниже пояса) Туалет (использование туалетной бумаги, гигиенических пакетов) Контроль мочеиспускания и, при необходимости, использование приспособлений для мочеиспускания Контроль акта дефекации и, при необходимости, использование специальных приспособлений — клизмы, калоприемника и т.д. Кровать, стул, инвалидное кресло (способность вставать с кровати и ложиться на кровать, садиться на стул или инвалидное кресло и вставать с них) 10. Туалет (способность пользоваться унитазом — садиться, вставать) 11. Ванна, душ (способность пользоваться кабиной для душа либо ванной) 12. Ходьба/передвижение с помощью инвалидного кресла (баллу «7» соответствует возможность ходьбы без посторонней помощи на расстояние не менее 50 м, баллу «1» — невозможность преодолеть расстояние более 17 м) 13. Подъем по лестнице (баллу «7» соответствует подъем без посторонней помощи на 12-14 ступеней, баллу «1» — невозможность преодолеть высоту более 4 ступеней).
Интеллектуальные функции Общение Социальная активность Максимальная сумма баллов - 35 14. Восприятие внешней информации (понимание речи и/или письма) 15. Изложение собственных желаний и мыслей (устным или письменным способом) 16. Социальная интеграция (взаимодействие с членами семьи, медицинским персоналом и прочими окружающими) 17. Принятие решений (умение решать проблемы, связанные с финансами, социальными и личными потребностями) 18. Память (способность к запоминанию и воспроизведению полученной зрительной и слуховой информации, к обучению, узнаванию окружающих) ________________________________________________ Частная вертебрология 4 — незначительная зависимость (посторонняя помощь необходима, однако 75% задания выполняется самостоятельно); 3 — умеренная зависимость (самостоятельно выполняется 50-75% необходимых для выполнения задания действий); 2 — значительная зависимость (самостоятельно выполняется 25-50% действий); 1 — полная зависимость от окружающих (самостоятельно выполняется менее 25% необходимых действий). Для определения возможностей социальной адаптации больных с патологией позвоночника как непосредственно в момент осмотра, так и в процессе проводимого лечения, F. Denis с соавтор. (1984) предложили оценивать выраженность болевого синдрома и послеоперационную работоспособность больных (табл. 65): Таблица 65 Шкала оценки болевого синдрома и послеоперационной работоспособности больных с патологией позвоночника (по F. Denis)
Собственную балльную шкалу оценки результатов лечения стенозов позвоночного канала в поясничном отделе позвоночника, построенную на определении адаптационных возможностей оперированного пациента, предложили В. Lassale, A. Deburge, М. Benoist (1985) (табл. 66). Приведенные в таблице 66 данные могут быть использованы для количественной оценки эффективности хирургического лечения. Для этого авторами предложена формула: (S2 - S1) / (Sm - S1) х 100%, где Sm — максимальная сумма баллов (всегда равная 20), S1 — исходная сумма баллов, рассчитанная до начала лечения, S2 — сумма баллов, рассчитанная после операции. Глава 15. Социальная адаптаг^сявертебрологических больных Таблица 66 Шкала оценки результатов лечения стенозов позвоночного канала (по В. Lassale с соавт.)
Клинические результаты оценивались авторами как очень хорошие при послеоперационном улучшении больше, чем на 70%; как хорошие — при улучшении от 40% до 70%'; умеренные — от 10% до 40%; плохие — послеоперационное улучшение менее, чем на 10%. Приведенные выше шкалы ориентированы в основном на взрослых пациентов. Для оценки возможности самообслуживания и социальной адаптации не только взрослых, но и детей с патологией позвоночника, а также для субъективной оценки результатов проведенного лечения, нами предложена собственная шкала (табл. 67) (Мушкин А.Ю. с соавтор., 2000). Для объективной оценки показателя утраты способности к самообслуживанию определяется сумма баллов первых пяти позиций, после чего расчитывается степень дезадаптации по формуле: Степень дезадаптации = (2^,вкс - £факт) /2^ х 100%, Частная вертебрология Таблица 67 Шкала оценки адаптационного статуса больных с патологией позвоночника Критерий 1. Боль 2. Возможность передвижения 3. Дефекация 4. Мочеиспускание 5.1. Работоспособность (взрослые) 5.2. Посещение детских учреждений общегопро-филя (детский сад, школа) 6.0. Субъективная оценка результатов лечения Вариант оценки Отсутствует Умеренная боль, прием обезболивающих препаратов не требуется Требуется периодический прием анальгетиков (НПВП) Требуется постоянный прием анальгетиков (НПВП) Трудно переносимая боль, требуется прием наркотических анальгетиков Без ограничения Без внешней поддержки, но ограниченное время С внешней поддержкой (костыли, палочка), ограниченное время Только на кресле-каталке Постельный больной Самостоятельная, порционная, периодическая, регулярная Самостоятельная, нерегулярная, очистительные клизмы не требуются Требуются периодические очистительные клизмы Требуются постоянные очистительные клизмы Требуются сифонные клизмы Порционное, самостоятельное, регулярное Порционное, самостоятельное, нерегулярное, вспомогательные мероприятия не требуются Непорционное, самостоятельное, нерегулярное, катетеризация не требуется Требуется периодическая катетеризация мочевого пузыря Требуется постоянная катетеризация мочевого пузыря Не нарушена Незначительные ограничения в работе, полный рабочий день Значительные ограничения в работе, работа неполный рабочий день на прежней работе, необходимость смены работы Невозможность работы полный рабочий день на новой, более легкой работе Невозможность выполнения любой работы Без ограничений Разрешено, с незначительными ограничениями в режиме Разрешено с существенными ограничениями в режиме по времени и характеру Разрешено посещение отдельных занятий Не разрешено Состояние значительно улучшилось, чувствую себя абсолютно здоровым Состояние улучшилось Состояние не изменилось Состояние ухудшилось Значительное ухудшение состояния ____________________________ Баллы где Ешкс — максимальная сумма баллов, которая может быть получена путем сложения максимальных баллов для каждого оцениваемого параметра, X - фактическая сумма полученных баллов. Показатель может быть рассчитан по любому сочетанию признаков (например, степень утраты функции тазовых органов - критерии 3+4). Глава 15. Социальная адаптация вертебрологических больных Необходимо подчеркнуть, что максимальная сумма баллов (в предлагаемой таблице 2^,акс равна 50 для пунктов 1-5) может меняться в случае добавления в таблицу дополнительных критериев. По данным таблицы можно также оценить эффективность проведенного лечения субъективно (самим больным или родителями) на основании критерия 6 или объективно по критериям 1 -5 по формуле, аналогичной формуле В. Lassale с соавт. (1985) (см. табл. 65) Эффективность лечения (%)= (l^r 2 — -Z^kt «) / №жс — -ZW О х Ю0, где Е — фактическая сумма баллов, полученных по оцениваемым параметрам в начале (2LKTl) и в конце (^Lkt2) лечения. При эффективности лечения 100% полное восстановление утраченных способностей расценивается как отличный результат лечения; при эффективности лечения, превышающей 50% — как хороший, при эффективности лечения 10-50% — как удовлетворительный. В тех случаях, когда эффективность лечения не превышала 10%, либо состояние больного, несмотря на проведенное лечение, ухудшилось, результат оценивается как неудовлетворительный.
|