Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фидеистические основы филологического отношения к слову





По всей видимости, истоки самой ранней филологической рефлексии уходят в ту же непроницаемую толщу времен, что и начало самомышления человека, его первичный акт познания самого себя, и относятся к эпохе зарождения речи. «Я есть та точка, из которой говорящий смотрит и выражает в слове весь мир», – пишет Сергей Николаевич Булгаков о происхождении и сущности личного местоимения [Булгаков 1998: 78]. Этим «констатируется мистический акт выхода субъекта в космос или вхождения в него космоса, соприкасание сознания и бытия» [Там же: 77]. И этот словесный жест уже есть первое «красноречивое свидетельство о природе слова» [Там же: 78]. Еще в ритуале и мифе, считает Владимир Николаевич Топоров, возникает у человека «то состояние души, которое стучится в мир слова» [Топоров 1988: 60]. Сотворение миропорядка, существование природных циклов и поклонение божествам увязываются с тотальной властью слова, признанием его магической силы. В мифопоэтическом сознании имя воспринимается как сакральное знание о самой сути предмета, как «ключ» к его сокровенному смыслу, а связь имени с вещью мыслится как безусловная и прямая. Рефлексия над словом облекается в фидеистические формы (от лат. fides – «вера»), вот почему мы обязаны говорить об особом предрелигиозном и религиозном подтексте изначальных филологических воззрений. Основой мифологического «словоцентризма» является представление о Слове как высшей реальности, что убедительно показывает тот же В.Н. Топоров на примере древнеиндийской системы верований, сохранившей «глубочайшее понимание суверенности Слова, Речи» [Топоров 1985: 6]. Анализируя одну из древнейших систем вероисповедания, ученый обращает внимание на культ Сарасвати, формирующийся как поклонение сакральной реке Инду и одноименной богине, жене творца всего сущего, «создавшего воды из мира в образе речи». Соединение божественных символов речи и реки вообще свойственно мифопоэтическим традициям древних народов: египтян, ханаанеян, хеттов и многих других.

Безоговорочное исповедание слова, не только поэтическое, но и фактическое, является смыслообразующим основанием фольклора. Профессор Нина Борисовна Мечковская отмечает: «Верой в магические свойства имени пронизан весь фольклор. Даже в поздних фольклорных жанрах (таких, как былички, бывальщины, легенды, устные рассказы и т.п.) смысл бесчисленных историй сводился к тому, что если знать имя нечисти, то именем можно нечисть и отвести; если отгадать имя, то получишь власть над тем, кто носит имя; от слова зависит судьба и жизнь» [Мечковская 1998: 59]. В фольклорной традиции весьма многочисленны жанры фидеистической коммуникации: заговоры, заклятия, заклинания, благословения, проклятия, обеты, ворожба, гадания, славословия и др. С.Н. Булгаков так пишет об этом интуитивном знании «подпочвенной, скрытой энергии слова»: «…Народная мудрость… знает волшебство слова, его белую и черную магию, благословение и проклятие, заговор и колдовство. Она знает, что значит «знать слово»» [Булгаков 1998: 192]. Конечно, это еще не филологическое знание, но именно то, в недрах которого формируются первые ростки стремления познать слово как некую самостоятельную, значительную и уникальную величину.

Это знание затем, с возникновением письменности, обретает формы поклонения букве и начертанному знаку, правильность священного текста отождествляется с чистотой и нерушимостью самой веры, малейшее отклонение от буквы сакрального текста воспринимается как посягательство на духовные смыслы, как ересь и нередко как основа многочисленных конфессиональных конфликтов и расколов.

Мировые религии также развиваются и строятся как традиции «словоцентрические», ибо их суть раскрывается в Откровении творца, в передаче человеку истинного знания посредством Божественного Слова: Израиль слышит Завет своего Бога, при этом прародители получают милостью создателя новые имена Авраама и Сарры; вместе с божественным озарением принц Гаутама становится проповедником Буддой; Слова Аллаха, вещающего с Неба всегда от первого лица, записываются в сердце пророка Мухаммада. О христианской традиции, под влиянием которой во многом формировалось и светское знание о слове, речь впереди.

Филология возникает тогда, когда человек начинает пристально всматриваться в слово и делает слово особым предметом своего наблюдения. Закономерно, что первые филологические штудии появляются как комментарии к словарям, представлявшим собой списки слов, отобранные в соответствии с различными целями и критериями и снабженные разъяснениями и толкованиями, в ту пору, конечно, далеко не совершенными. При этом одной из важнейших задач подобной систематизации была забота о сохранении текстов религиозного канона. В IX – VIII вв. до н.э. в Китае был получен первый опыт лексикографической работы с иероглифами, распределявшимися по значению и происхождению (словари «Шо вэнь», «Эр я» и др.). Первая в мировой истории грамматика представляет собой комментарий, написанный древнеиндийским ученым Панини (IV в. до н.э.) к составленным им перечням слов и корней санскрита (языка священных ведических книг). Примечательно, что этому событию предшествовало возникновение в VIII в. до н.э. в Древней Индии лексикографической школы «Нирукта», решавшей задачи истолкования сакрально-богослужебной лексики санскрита и ее группировки. Александрийские филологи в III – II вв. до н.э. создают глоссарии (от греч. glossa – язык), устроенные как объяснения к собранию малопонятных слов, встречающихся в каноническом гомеровском эпосе. Вот почему уже у Дионисия Фракийского именно слово рассматривается как ключевое звено грамматики и основа речи. Начало арабской филологической традиции в раннем Средневековье прежде всего связано с попечением о сохранении священного слова Корана. Очевидно, что филология обязана своим рождением фидеистическим воззрениям.

Однако раньше всего мы обязаны разобраться в истории вопроса, ставшего, возможно, первопричиной возникновения споров о природе слова как такового, как именно уникального феномена бытия, в вопросе, с момента обсуждения которого обозначились две ведущие линии филологического отношения к основному предмету своего исследования.

 

 

Date: 2015-12-13; view: 1327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию