Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13. Затраты производства и ценовая политика предприятия





После определения маркетологами потребностей и пожеланий потре­бителей предприятие начинает изготовление необходимых товаров и ус­луг. Для этого необходимо предварительно закупить средства производ­ства, рабочую силу, следовательно, осуществить определенные затраты производства. Чтобы получить со временем воплощенную в товарах и услугах прибыль, а также возместить затраты, предприниматель должен проводить взвешенную ценовую политику.

13.1. Сущность и структура затрат производства

Затраты производствазатраты на приобретение основных факторов производства: рабочей силы, средств производства (средств и предметов труда, в том числе земли) для изготовления продукции на протяжении оп­ределенного периода.

В западной экономической литературе к затратам производства отно­сят затраты на приобретение земли, наемного труда, капитала и работы предпринимателей, которая измеряется величиной прибыли, или пред­принимательским доходом.

Затраты производства, как правило, меньше, чем величина авансиро­ванного капитала, поскольку к ним относится вся стоимость основного капитала, а к затратам производства — лишь стоимость их изнашивания (амортизация).

Затраты производства предприятия разделяют на явные и неявные:

- явные — это затраты на возмещение использованных факторов произ­водства, которые подлежат непосредственной денежной оплате. К ним относятся: оплата рабочей силы (заработная плата), капитала (основ­ного и оборотного), земли (арендная плата), а также транспортных и коммунальных услуг, процентов по кредиту и др. Совокупность всех явных затрат называют себестоимостью продукции. Явные платежи полностью отображаются в бухгалтерском учете, вследствие чего их называют бухгалтерскими затратами. В эти затраты прибыль пред­принимателя не входит;

- неявные (или альтернативные) — затраты, которые не оплачиваются предприятием. К ним причисляют нормальную прибыль предприни­мателя и деньги, которые могло бы получить предприятие в случае более выгодного использования собственных ресурсов. Затраты про­изводства, к которым относятся нормальная прибыль предпринимате­ля и прочие неявные затраты, называют экономическими. Они состоят из явных и неявных затрат. Из такого понимания сущности альтерна­тивных затрат для предпринимателя вытекают конкретные выводы: он


должен ориентироваться, прежде всего, на то, чтобы альтернативные затраты при производстве определенного товара или услуги были по возможности меньшими.

На основании вывода о минимизации затрат решаются и ключевые вопросы, которые стоят перед рыночной экономикой:

- что изготавливать (какие из возможных товаров и услуг будут пользо­ваться спросом в определенный период)?

- как производить (с использованием какой техники и технологии, при какой комбинации производственных ресурсов)?

- для кого (для какой группы потребителей, которая будет способна их купить)?

Если исходить из того, что целью деятельности каждого предприни­мателя является получение прибыли, то альтернативные затраты в коли­чественном аспекте — это разность между прибылью, которую можно получить при наиболее выгодном способе использования производствен­ных ресурсов, и той, которая получена реально.

Поскольку процесс общественного производства отображает два раз­ных типа отношений (взаимодействие человека с природой и взаимоот­ношения между людьми), то критериев минимизации альтернативных затрат или максимизации прибыли недостаточно для наиболее рацио­нального использования ограниченных ресурсов. Дополнительными кри­териями выступают: сохранение окружающей среды; развитие человека; наиболее полное удовлетворение нужд потребителей; рост жизненного уровня населения и др.

Наиболее эффективное комбинирование ресурсов (наиболее рацио­нальное их использование) возможно при условии их полной вовлечен­ности (экономического использования в производстве всех пригодных ресурсов) и полных объемов производства (максимально возможных при данном уровне развития техники и технологии).

Производным от понятия "экономическая эффективность" является понятие "сравнительное преимущество", то есть способность предпринима­теля изготовлять товары с меньшими альтернативными затратами. Он должен найти такой вид деятельности в определенной отрасли, где он имел бы сравнительное преимущество.

Затраты на производство разделяют также на постоянные и переменные:

- постоянные затраты — это затраты на некоторые виды заработной платы, оплату административного управления предприятия, отдель­ные коммунальные расходы, имущественные налоги, затраты на строительство и модернизацию производственных сооружений и пр.;

- к переменным относят: затраты на сдельно-премиальную часть опла­ты труда, расходы на энергию, тепло, сырье, комплектующие мате­риалы, транспортировку, хранение, проценты за кредиты, штрафные санкции и пр.

Структура себестоимости предусматривает затраты по элементам,

классификация которых используется для разработки сметы затрат на производство. В основные элементы плановой калькуляции изготовляе­мой продукции входят: материальные затраты, затраты на оплату рабочей


силы, амортизацию основных фондов, отчисления в разнообразные фон­ды (пенсионный, фонд занятости) и др. Эти элементы затрат формируют полную себестоимость продукции.

Таким образом, к затратам производства относят: затраты на сырье, топливо и материалы, транспорт, заработную плату, амортизационные отчисления, текущий ремонт, подготовку кадров, рекламу, канцелярские и почтово-телеграфные затраты, электроэнергию, отчисления на соци­альное страхование, плата за трудовые и естественные ресурсы, проценты по кредиту, услуги посторонних организаций (кроме затрат на капитало­вложения), вспомогательные производства.

В традиционном понимании себестоимость — это скалькулированные по определенной методике затраты, разнесенные определенным образом на единицу готовой продукции в конце отчетного периода.

В конце XX — начале XXI веков в условиях резкого роста цен на ре­сурсы, а также жесткой конкуренции речь идет о новом осмыслении себе­стоимости — как объекте управления. Оно заключается в отходе от ее понимания через динамику цифр к управлению себестоимостью как процессом формирования затрат. Сегодня значительная часть предпри­нимателей, осознавая роль дефиниции: "кто управляет себестоимостью как процессом формирования затрат, тот управляет предприятием", ак­тивно реорганизуют.систему управления финансами и учета.

, В Содержание происходящих перемен можно проиллюстрировать на сле-ь" дующем примере. Карлос Гон, возглавляющий с июня 1999 года ком-щпанию Nissan Motor Co. (деятельность которой с 1996 года была ^убыточной, а долги составляли более 10 млрд. долларов), получил в прозвище "убийца расходов" — за склонность к экономии и жесткие jp методы, которыми он добился этой, экономии. В течении 2001—2002 V финансового года предполагалось закрыть пять заводов Nissan Ко- I tor Co. Для тех, кого не уволили (из 130 тыс. уволено 30 тыс. ¥ работников), Гон удлинил рабочий день (с 3600 до 4400 часов в Л год), сократил почти вдвое число поставщиков, распродал собст- & венную дилерскую сеть. Действия Гона сразу принесли результат. К Уже в первой половине 2000 финансового года прибыль Nissan Motor

■ Со. составила 1,6 млрд. долларов, а в 2002 финансовом году —

■ 4,19 млрд. долларов прибыли. Затраты уменьшились на треть. Гон I получил блестящие результаты, приложив максимум усилий к сокра-1 щению трех основных статей затрат — закупки, сбыт и персонал.

Товаропроизводители в условиях обострения конкуренции должны стремиться к целенаправленному формированию затрат производства, или управления себестоимостью продукции. Это обусловлено тем, что сокращение себестоимости служит основой для снижения цен, которые, в свою очередь, дают предпринимателю возможность повысить конку­рентоспособность. Так, для снижения затрат, связанных с использованием основных фондов, необходимо улучшать качество машин, оборудования, сооружений, уменьшать долю пассивной части основных фондов (количест­во складских помещений, других сооружений, тары и др.). В особенности следует заботиться о снижении непроизводительных затрат (штрафов, воз­мещения убытков и т. п.), связанных с невыполнением предприятием своих договорных обязательств. К таким затратам относят также прогулы работников, брак в их работе.


В основу цен положены не любые, а общественно необходимые затрц. ты. Они формируются на предприятиях, которые поставляют на рынок основную массу товаров и имеют средние в данной отрасли производи, тельность и интенсивность труда. Такие средние показатели формируются при условиях преобладания на этих предприятиях работников со средним уровнем образования и квалификации, а также при соответствующих спо­собностях предпринимателя и управленческого персонала и т. п.

13.2. Сущность и виды цен

Цена — определенная сумма денег, которую выручают за проданный товар. Полнее сущность цены определяется в условиях капиталистиче­ского товарного производства, поскольку в основе товарных цен лежат не только общественно необходимые затраты производства, но и соот­ношение между спросом и предложением.

Прибыль образуется вследствие межотраслевой конкуренции с учетом изменения спроса и предложения, перелива капитала в те отрасли, произ­водство товаров в которых не удовлетворяет потребности покупателей, соот­ветствующего колебания цен (их роста в случае неудовлетворения платеже­способного спроса и снижения при превышении предложением спроса). При равновесии спроса и предложения формируется цена равновесия.

С возникновением монополий, олигополии (группы монополий) про­цесс ценообразования значительно усложняется, в частности, возникают монопольно высокие и монопольно низкие цены. С учетом этого целе­сообразно дать следующее определение цены.

Ценаденежное выражение монопольной цены производства, в кото­ром отображается действие законов стоимости, спроса и предложения, господства монополий, в том числе олигополии.

Монопольные ценыэто, прежде всего, цены производства. Сосредо­точивая современные технологии, технику и квалифицированную рабо­чую силу, внедряя самые прогрессивные формы и методы организации производства и труда, предприятия и филиалы гигантских компаний до­биваются наиболее низких затрат производства (а следовательно, и себе­стоимости). Поскольку на этих предприятиях вырабатывают основную массу продукции (например, в автомобильной промышленности США на долю трех мощнейших корпораций — так называемой "детройтской тройки" — приходится 93,7% общего выпуска легковых автомобилей), то одной из основ цен на определенный вид товаров становятся затраты производства на крупных предприятиях.

Сущность цены комплексно раскрывается в выполняемых ею функциях: учетной, распределительной и стимулирующей:

- учетная функция цены состоит в том, что благодаря ей выявляется количество общественно необходимого, а следовательно, и полезного труда. Труд, который превышает эту величину при производстве во­зобновляемых товаров, не признается потребителями, а потому стано­вится лишним;

- распределительная функция цены реализуется в процессе внутри- и межотраслевой конкуренции:

♦ при внутриотраслевой конкуренции перераспределение стоимости, прежде всего прибавочной, осуществляется в пользу тех предпри-


ятий, на которых затраты производства ниже, чем общественно необходимые, а качество товаров — выше; j • при межотраслевой конкуренции перераспределение прибавочной стоимости происходит через механизм перелива капиталов в поль­зу тех отраслей, в которых вырабатывают товары и услуги, соот­ветствующие индивидуальным, коллективным и общественным потребностям;

- стимулирующая функция цены состоит в давлении рыночных цен на
предпринимателей через механизм конкуренции в целях внедрения
новой техники и технологии, более совершенных форм и методов ор­
ганизации производства и т. п.

В зависимости от форм конкуренции различают: В рыночные цены (в условиях чистой конкуренции); в- олигопольные (в условиях господства олигополии);

- монопольные (в условиях абсолютной монополизации одним произво­
дителем или продавцом соответствующей сферы производства, а сле­
довательно, и сбыта или лишь сбыта (монопсония):

монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который занимает монопольное положение в производстве и на. рынке, ограничивает конкуренцию, учитывает права потребителей, получая вследствие этого высокие прибыли;

монопольно низкую цену устанавливают товаропроизводители под давлением монополистов. Такое давление испытывают мелкие и средние фирмы в случае заключения контрактов с монополиями, под давлением транспортных и промышленных компаний, при по­ставке сельскохозяйственной продукции на рынок, ее переработке и т. п.

В зависимости от типов рыночной системы выделяют регулируемые и нерегулируемые цены.

Значительную часть цен в развитых странах мира регулирует государство.

в Так, в Швейцарии государственный контроль над ценами охватывает І почти 50% объема товарной продукции, причем в период экономического 1 кризиса он усиливается, распространяясь почти на все цены.

Регулируемыми являются и цены на олигополистическом и монополи­стическом рынках. Такое регулирование со стороны гигантских компаний осуществляется через механизм формирования и регулирования спроса, объемов производства продукции, практику "лидерства в ценах" и др.

Классификация цен предусматривает их деление на оптовые цены Предприятия, оптовые цены промышленности и розничные цены:

- оптовая цена предприятия цена, которая состоит из себестоимости и прибыли;

- оптовая цена промышленности — цена, по которой оптовые торговые организации после покупки у производителей товары, продают их предприятиям розничной торговли. Они превышают оптовые цены предприятий на величину торговой надбавки, которая состоит из за­трат оборота и прибыли оптовой торговой организации. Затраты обо-


рота — затраты на транспортировку, хранение, расфасовку, выплату заработной платы работникам оптовой торговли и др.;

- розничная цена — цена на товары, которые продаются для личного
потребления в небольших количествах, в том числе поштучно.

13.3. Ценовая политика предприятия

Чтобы компенсировать затраты производства и получить по меньшей мере среднюю прибыль, предприятия должны проводить оптимальную ценовую политику.

Ценовая политикакомплекс экономически обоснованных мероприятий по установлению оптимальной цены на товары и услуги, ее изменению в зависимости от спроса, предложения и регулирующих действий государства

В условиях рынка цена — один из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение пред­приятия. Оно стремится к тому, чтобы цена товара была оптимальной с точки зрения интересов как производителя, так и покупателя. Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определя­ется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и на пер­спективу. В условиях рыночной экономики наиболее распространенны­ми являются следующие ценовые стратегии предприятия:

- сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рента­бельности;

- получение сверхприбыли путем "снятия сливок" с рынка;

- вытеснение конкурентов;

- обеспечение выживаемости в существующих условиях рынка и пре­дотвращение банкротства;

- внедрение на рынки новой продукции;

- завоевание лидерства по показателям качества и др.

Каждая ценовая стратегия обладает совокупностью как положитель­ных, так и отрицательных характеристик. В реальной действительности деятельность предприятия ориентируется на смешанные стратегии цено­образования.

Процесс ценообразования на предприятии складывается из следующих основных этапов (рис. 13.1):


 

- выбор цели (задачи) ценообразования;

- определение уровня спроса на данный вид продукции;

- оценка издержек производства и степени регулирования цен на про­дукцию;

- анализ цен и товаров конкурентов;

- выбор метода ценообразования;

- расчет исходной цены изделия;

- установление окончательной цены.


Ценовая политика зависит, прежде всего, от типа предприятий (круп­ные, средние, мелкие, монополистические, олигополистические и др.).

Так, в условиях господства на рынке нескольких олигополистов (групповой монополии), как правило, применяется практика "лідерства в ценах". Во избежание изнурительной конкурентной борьбы мощнейшая компания устанавливает цены на свои товары или услуги. Другие олиго-полисты с общего молчаливого согласия назначают такую же или чуть более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантий­ного обслуживания и т. п.).

При этих условиях предприятия должны учитывать:

- косвенное влияние государства на уровень цен, в частности, запрет для двух и больше конкурентов поддерживать цены на определенном уровне;

- запрет монополистам навязывать свои цены поставщикам и предпри­ятиям торговли;

- осуществление ценовой дискриминации;

- применение демпинга;

- возможность использования недобросовестной ценовой рекламы.

I Например, если субподрядчики автомобильного завода повышают цены г на свои комплектующие изделия, то завод может найти других по-I ставщиков или поднять цены на автомобили в ответ на рост цен на I комплектующие, или же за счет управления затратами поднять цены 8 в меньшей степени, чем поставщики.

I Если же цены повышают энергетические предприятия для всех участ­ие ников технологического цикла, торговые предприятия могут увели-»;; чить снабженческо-сбытовую надбавку, что будет способствовать I снижению потребительского спроса населения и отрицательно по-8? влияет на объемы производства данного товара.

По мнению американского экономиста Ф. Котлера, ценовая политика предприятий воплощается в методах расчета цен на основе анализа:

- безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

- уровня текущих цен, Прежде всего конкурентов (используется боль­шей частью мелкими предприятиями);

- закрытых торгов;

- ценности товара, то есть субъективной оценки покупателями потре­бительских благ товаров и услуг;

- высокого качества при относительно низких ценах, хотя такое качест­во дает возможность их повышать.

Выводы

1. Затраты производства — это затраты предприятия на приобретение рабочей силы, средств и предметов труда (в том числе земли), то есть основных факторов производства для изготовления продукции на протя­жении определенного периода.

2. К явным затратам относятся все затраты на возмещение использо­ванных факторов производства, которые подлежат непосредственной оплате; они формируют себестоимость продукции, в учете и отчетности их называют бухгалтерскими затратами.

Неявные затраты — затраты, которые предприятием не оплачиваются. К ним, в частности, принадлежат нормальная прибыль предпринимателя


и прочие, которые вместе с бухгалтерскими составляют экономические затраты, в значительной мере предопределяющие цены.

4. Экономические затраты лишь тогда полностью определяют уровень цен, когда выступают в форме общественно необходимых затрат, то есть таких, которые складываются на предприятиях, изготовляющих основ­ную массу продукции и имеющих средний для определенной отрасли уровень интенсивности и производительности труда.

5. Цена — определенная сумма денег, которую получает предприятие за изготовленный им товар или предоставленную услугу после ее реали­зации. В условиях господства монополий, в том числе олигополии, то есть при несовершенной конкуренции, цена представляет собой, прежде всего, денежное выражение монопольной цены производства, которая формируется на крупных предприятиях, монополизировавших самые прогрессивные факторы производства.

6. Сущность цены системно раскрывается в выполняемых ею основ­ных функциях: учетной, распределительной и стимулирующей.

7. К основным видам цен относятся: монопольно высокие (цены, по которым монополии продают свою продукцию); монопольно низкие (це­ны, по которым монополии покупают товары и услуги); монопольные (устанавливаются единственным товаропроизводителем определенного вида продукции); олигопольные (устанавливаются несколькими круп­нейшими производителями одного вида продукции); регулируемые; не­регулируемые. Цены разделяют также на оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности и розничные цены.

8. Ценовая политика предприятий — комплекс экономически просчи­танных мероприятий по установлению оптимальной цены на товары и услуги и ее регулированию в зависимости от спроса, предложения и влияния государства на процесс ценообразования.

Вопросы для повторения

1. В чем состоит различие между явными и неявными затратами про­изводства?

2. Чем отличаются бухгалтерские и экономические затраты?

3. Как соотносятся между собою затраты производства и общественно необходимые затраты?

4. В чем состоит сущность современной цены?

5. Охарактеризуйте основные функции цены.

6. Какие основные виды цен существуют?

7. Чем оптовые цены предприятий отличаются от оптовых цен про­мышленности?

8. Дайте характеристику механизма реализации ценовой политики предприятия.


Date: 2015-12-13; view: 535; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию