Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV век – время «собирания» Руси





Русь XV века. В пятнадцатом веке, во время правления Ивана Третьего, вновь была начата перестройка кремля. Его возвели из красного кирпича. Появились 20 башен и 1045 зубцов на стенах. Появляется площадь, которая впоследствии получит название – красной. Возводится пятиглавый Успенский собор.

Русскую культуру пятнадцатого века часто называют «собирательницей» Русских земель. Литературные произведения, созданные в это время призывали к объединению и борьбе с татаро-монгольским нашествием.

Образы русских богатырей XV века. В русских былинах издавна народ наделял богатырей необыкновенными способностями и силой. Один богатырь мог справиться с врагом. Это воодушевляло русских людей на борьбу с врагом и способствовало объединению, т.е. «собиранию» страны.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай Иванович, Святогор, Чурило, пахарь Микуло Селянинович – вновь становятся народными героями. В былинах черты врагов приняли Идолище поганый, Соловей разбойник, Кощей бессмертный, Змей Горыныч.

Богатыри, сражавшиеся со всей этой нечестью, тоже имели исторические прообразы. К примеру, прообразом Добрыни Никитича был воевода Добрыня – дядя Владимира Красное Солнышко. И сам Владимир не раз упоминается в русских былинах. Именно к нему на службу отправился в стольный град Киев из села Карачарова крестьянский сын Илья Муромец. «Буду служить Руси родной верой и правдой, беречь землю русскую от недругов – ворогов», обещает Илья Муромец.

Всего в русских былинах упоминается более 90 богатырей, но одним из самых любимых был – Илья Муромец. Его подвиги вдохновляли русичей на борьбу за свою Родину.

Андрей Рублев – великий русский иконописец. Москва в пятнадцатом веке является не только культурным, но и духовным центром Руси. Именно в это время творит русский иконописец Андрей Рублев.

Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев (считают, что это 1360 год), кто был его учителем. Когда ему было лет 14-15, он попал в Троицкий монастырь. Во главе обители стоял хорошо известный на Руси и уважаемый в народе человек – Сергий Радонежский. Он оказал огромное влияние на Андрея. В монастыре Рублев выучился грамоте и освоил иконописание. Научился выбирать подходящие для икон липовые доски, правильно готовить краски.

Для красок использовали минералы различных цветов. Их растирали до мельчайшего порошка, а затем добавляли в него яичный желток и квас. Каждый цвет имеет свое особое значение: золотой- цвет бога, красный- цвет любви, синий и голубой - цвет неба и богоматери, зеленый- цвет природы, коричневый - цвет земли, черный - цвет зла и смерти… Первоначально Андрею доверяли писать только несложные места. Но постепенно оттачивалось мастерство иконописца.

Мастерство иконописи. Для того чтобы написать икону, надо было знать много правил, ведь икона это не картина. Это окно, помогающее человеку во время молитвы заглянуть в другой, высший мир. Поэтому здесь все так непривычно: нет уходящего вдаль пространства; фигуры, часто расположенные на золотом фоне, будто лишены веса, «бесплотны». Каждый жест выражает какое-то чувство. Рука, прижатая к щеке, означает печаль, протянутая вперед – покорность. … Очень часто предметы на иконе по мере удаления в глубину не уменьшаются, а увеличиваются, как бы разворачиваются навстречу зрителю. Если на иконе все линии предметов продолжить, то они сойдутся впереди иконы. Икона как бы открывается навстречу, помогая ему войти в свой, особый мир. Нередко фигуры святых на иконах изображали, вписанными в круг, это очень важный символ иконописи, он означает Вечность, не имеющий ни начала, ни конца. Нашим предкам иконы были понятны, они легко разбирались в сюжетах и святых, потому что с детства читали библию.

Иконопись Андрея Рублева. До нас дошло немного работ художника - он расписывал храмы Москвы, Владимира, Звенигорода. Известно, что вместе со старыми признанными мастерами молодой Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском кремле. Но эти росписи не сохранились. К счастью, частично уцелела его роспись в Успенском соборе во Владимире.

В 20-х годах пятнадцатого века мастера во главе с Андреем Рублевым украсили иконами и фресками Троицкий собор в монастыре Сергия Радонежского. Именно в это время Андрей Рублев написал свою известную икону – «Троицу» (1422 – 1427), в похвалу «своему святому отцу Сергию».

Икона была написана на сюжет из библии. Под видом трех странников явились к человеку по имени Авраам три юноши. Авраам был стар, да и его жена была уже немолодой женщиной. Детей у них не было, что очень огорчало их. Какова же была радость Авраама, когда трое странников предсказали ему рождение сына. Авраам догадался, что перед ним ангелы, и отблагодарил их за добрую весть – накрыл богатый стол и хорошо угостил.

Андрей Рублев изображает трех ангелов, которые сидят за столом и ведут тихую беседу. Юноши изображены так, будто-то они переговариваются друг с другом взглядом. Левый ангел, означающий Бога – Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Бог – сын), с опущенной на престол рукой выражает покорность воле Бога – Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (святого духа) утешает обреченного на жертву. Икона была написана прозрачными и нежными цветами: зеленый, золотистый. Выделяется на иконе голубой цвет.

Произведение полно радости жизни, веры в победу. А ведь оно было создано в тяжелое время для Руси – монголо–татарского ига. Живопись Андрея Рублева – часть истории нашего Отечества. Как без Московского Кремля, Великого Новгорода, Куликова поля нет Руси, так ее нет и без Андрея Рублева.

1. Объясни, почему культуру пятнадцатого века часто называют «собирательницей» русских земель?

2. Вспомни названия русских былин. Расскажи, что тебе известно о былинных героях.

3. Расскажи об Андрее Рублеве и русской иконописи.

4. Расскажи о создании Андреем Рублевым иконы «Троица».

 

Date: 2015-12-13; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию