Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список сокращений 47 page. Р.а. автором рассматривались как временный этап развивающегося, но незавершенного рецидива шизофрении





Р.а. автором рассматривались как временный этап развивающегося, но незавершенного рецидива шизофрении.

Речевая бессвязность. Патологическое речевое возбуждение с утратой смысловых и грамматических связей между словами. Отражает бессвязность мышления. Отмечаются грубые нарушения монологической и диалогической речи, утрачивающей какую-либо связь с реальной ситуацией и становящейся фрагментарной. Иногда речь состоит из отдельных обрывков воспоминаний прошлого, между которыми невозможно установить какие-либо ассоциации. Характерен случайный, хаотический набор слов. Фразы, если они сохраняются, построены неправильно, речь больных состоит из обрывков предложений. Наблюдается при острых экзогенных психозах.

Син.: речевая спутанность, речевая инкогеррентность (лат. in — без, не, cohaereo — быть связанным).

Речевая разорванность. Отражает разорванность мышления. Речь больных лишена содержания, хотя при нерезкой выраженности разорванности отмечается известная сохранность синтаксических связей между отдельными элементами фраз, что придает речи внешнюю упорядоченность. Поэтому P.p. определяется как семантическая диссоциация при синтаксической сохранности. Однако при значительной выраженности P.p. страдает и грамматический строй речи, наряду с нарушениями ее логического построения. Несмотря на известную сохранность синтаксического строя речи, нет оснований говорить об отсутствии грамматических расстройств вообще; страдает фонетическая сторона речи — замена звуков, появление неправильных ударений, искажение интонаций, модуляций голоса. К P.p. относится и деструкция слов, появление неологизмов.

P.p. проявляется в спонтанной речи даже при отсутствии собеседника (симптом монолога). Она раньше и легче обнаруживается в письменной речи, нередки при этом сопровождается нарушениями моторного компонента письма (витиеватая манерность почерка, стереотипные украшения букв завитушками, написание букв без нажима с удвоением параллельными линиями отдельных их фрагментов).

Речевое новообразование. См. Неологизм.

Речевой автоматизм. Син.: глоссолалия. Является, в сущности, психогенным (неполным, редуцированным) вариантом психического автоматизма.

Речевой напор. Патологическое усиление речевой активности, специфически-речевое возбуждение, которое может не сопровождаться возбуждением мыслительной деятельности и двигательным. Речь при этом часто утрачивает коммуникативное значение, лишается смыслового содержания. При значительной степени выраженности симптом Р.н. приобретает нередко характер вербигерации. Часто входит в структуру речевой разорванности наряду с симптомом монолога.

Речевой эмбол (греч. embolos — клин, затычка). Проявление речевой стереотипии. Наблюдается при глубокой, корковой, моторной афазии. Чаще всего — слово или речевой оборот, произнесенный больным в момент инсульта. Р.э. является единственной формой речевого общения больного, содержание его видоизменяется только сопутствующей мимической и пантомимической реакцией.

Речевые зоны. Специфические зоны в коре головного мозга, в которых представлены центры экспрессивной и импрессивной речи. См. Центр Брока, Центр Вернике.

Речь. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, в то же время, под влиянием ряда факторов (требования общественной практики, развитие науки и т.д.) она изменяет и совершенствует язык. Р. является основным механизмом мышления. Вне Р. невозможно формирование сознания. Различают Р. устную и письменную. Основные функции Р. — коммуникативная (осуществление процесса общения); Р. как средство выражения и образования, развития мыслей; сигнификативная или номинативная (обозначение предметов, явлений, действий, живых существ и т.д.).

В Р. устной различают также Р. монологическую и диалогическую. Р. монологическая более развернута и отвечает более сложным в смысловом и грамматическом отношении требованиям. Обычно при заболеваниях, протекающих с распадом Р., монологическая Р. обнаруживает свою недостаточность раньше, чем диалогическая.

Р. автоматизированная. Воспроизведение хорошо заученных в прошлом жизненном опыте словесных блоков, серий (паспортные данные, последовательное перечисление числовых рядов, дней недели, месяцев, воспроизведение заученных в детстве или многократно повторяемых стихотворных отрывков и т.д.). Относительно долго остается сохранной в процессе распада речи. Для выявления расстройств Р.а. инструкция больному должна содержать элементы ее дезавтоматизации (перечисление указанных рядов в обратном порядке и т.п.).

Р. внутренняя. Форма речи, участвующая в процессах мышления и сознания, но не предназначенная для непосредственного общения. Р.в., по С.Л. Рубинштейну [1946], — это «речь минус звук», она не сопровождается произнесением звуков. Р.в. является непосредственным выражением процессов мышления, она носит фрагментарный, конспективный характер. В ней часто опускаются само собой разумеющиеся понятия. Мысль воспроизводится в Р.в. «пунктиром», тезисно, но в устной Р., предназначенной для общения, она приобретает законченную, словесно завершенную форму. Разработаны экспериментальные приемы, позволяющие определить степень сохранности Р.в., например, сосчитать про себя количество слогов в заданном слове.

Р. вычурная. Характеризуется употреблением не совсем адекватных в данной смысловой ситуации словоупотреблений, нарочитых интонационных подчеркиваний отдельных слов и выражений, иногда указывающих на их необычный смысл, витиеватых оборотов. Часто используются в речи малоизвестные и не совсем подходящие по смыслу слова. Подбор слов для высказывания нередко осуществляется в соответствии с их другим, мало подходящим к настоящей ситуации, значением (см. Патологический полисемантизм). Сопровождается вычурной, манерной мимикой. Наблюдается при шизофрении, иногда при истерии. См. Манерность.

Син.: речь манерная.

Р. зеркальная. Произношение и чтение слов и предложений в обратном порядке, с конца. Наблюдается при шизофрении (на протяжении обычно короткого периода), в структуре навязчивостей, при некоторых органических поражениях головного мозга. Ср.: письмо зеркальное.

Р. импрессивная (лат. impressio — выразительное впечатление). Одна из сторон речевого общения — восприятие и понимание обращенной к больному речи, устной или письменной. Страдает при сенсорной афазии и алексии.

Син.: Р. сенсорная.

Р. мимико-жестикуляционная. Общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений. Используется глухонемыми.

Син.: Р. жестовая.

Р. монотонная. Нарушение речи, характеризующееся незначительностью интонационного выделения слов и слогов. Наблюдается при органических поражениях головного мозга (паркинсонизм). Иногда отмечается у практически здоровых.

Р. обстоятельная. Нарушение речи, проявляющееся замедлением ее темпа, явлениями брадилогии, излишней обстоятельностью, склонностью к детализации, вязкостью, застреванием на незначительных по смыслу обстоятельствах. Цель высказывания, речевая задача при этом сохраняются, но путь к ним значительно замедляется. Характерна для эпилепсии.

Р. олигофазическая (греч. oligos — малый, phasis — речь). Нарушение речи, при котором наблюдается оскуднение речевого запаса, обеднение, редуцированность грамматического строя, интонационная монотонность. Наиболее типична для эпилепсии (См. Олигофазия), проявления ее наблюдаются при органических поражениях головного мозга с элементами амнестической афазии (при некоторых постинсультных состояниях, в начальной стадии болезней Пика и, особенно, Альцгеймера).

Р. парадоксальная. Нарушение речи, при котором в ней сосуществуют противоположные по смыслу высказывания. Наблюдается при шизофрении, иногда при выраженных маниакальных состояниях с нарушением логического строя мышления.

Р. персевераторная (лат. persevero — упорно держаться, продолжаться). Нарушение речи, при котором больной многократно повторяет одно и то же слово или речевой оборот, хотя речевая ситуация уже изменилась и не соответствует речевым проявлениям. Отличается от речевых стереотипии, которые не ведут начало от какого-то адекватного импульса речевой деятельности и существуют сами по себе, тогда как речевые персеверации — это застревание на первоначально в какой-то мере обусловленной речевой продукции. После перерыва в речевой деятельности возможно появление персевераций другого содержания, а речевые стереотипии в этом отношении отличаются аутохтонностью. См. Персеверация, Мышление персевераторное.

Р. пуэрильная (лат. puerilis — детский) Напоминает детскую — картавость, сюсюкание, детские искажения слов, нередко больной о себе говорит в третьем лице. Сочетается с детскостью поступков, поведенческих реакций. Наиболее часто наблюдается при истерических психозах, иногда при истериформных реакциях, при органических поражениях головного мозга.

Р. рифмованная. Нарушение речи, при котором преобладает тенденция рифмовать слова. Чаще всего это рифмования низкого уровня, по созвучию, используется в ущерб смыслу. Наблюдается при состояниях маниакального и кататонического возбуждения, нередко — при эпилепсии в сочетании со слащавостью.

Р. скандированная. Нарушение речи, для которого характерны брадилалия, слова четко разделены на слоги («разрублены»). Р. тугоподвижна, иногда — с распевными интонациями. Наблюдается при поражении мозжечка (рассеянный склероз).

Р. слащавая. Нарушение речи, являющееся проявлением дефензивного компонента эпилептической пропорции темперамента. Больные говорят вкрадчиво, льстиво, слащаво, часто употребляют уменьшительные суффиксы, шаблонные хвалебные обороты. Наиболее типична для эпилепсии, наблюдается также иногда у психопатических личностей, главным образом у эпилептоидов.

Р. эксплозивная (лат. explodo — извергать с шумом). Неритмичная речь, при которой на фоне задержек и растягивания звуков и слов происходят своеобразные словесные «выбросы», характеризующиеся скачкообразным ускорением, непроизвольно форсированной громкостью звуков (наблюдается при поражении полушарий мозжечка).

Р. экспрессивная (лат. expressio — выразительность). Одна из сторон речевого общения, проявляющаяся в спонтанном выражении своих мыслей, чувств, желаний, в произнесении слов и фраз. Страдает при моторной афазии и аграфии.

Син.: Р. моторная.

Рибо закон. См. Закон Рибо.

Ригидность психическая (лат. rigiditas — твердость). Психопатологическое состояние, характеризующееся недостаточной подвижностью психических процессов, нарушениями переключаемости мышления и речи, инертностью установок. Все это значительно затрудняет адаптацию психики больных к изменяющимся условиям внешней среды. Наиболее характерно для экзогенно-органических поражений головного мозга, эпилепсии.

Риккельса — Даунинга шкала депрессий [Rickels K., Downing R.W., 1972]. Шкала для оценки клинической картины и степени выраженности депрессивных состояний. Учитывает 23 симптома расстройств настроения, психомоторики, мышления, соматики, группирующихся соответственно шести ортогональным факторам (например, беспокойство, заторможенность, враждебные установки и т.п.).

Используется для дифференциальной диагностики, оценки динамики течения заболевания и эффективности проводимой терапии.

Рингеля пресуицидальный синдром [Ringel E., 1953]. Психологический симптомокомплекс, чаще наблюдающийся, по мнению автора, у лиц с присущей им тенденцией к суицидальным актам в сложных ситуациях (суицидопатия). В основе — «ограничение психической жизни» в силу то ли особенностей личности, то ли динамики развития характера, интерперсональных контактов, присущей человеку системы оценок. В связи с этим возникает торможение агрессии вовне, преобладают аутоагрессивные тенденции (в понимании теории фрустрации), появляются желание смерти, фантазирование о смерти. «Ограничение психической жизни» может быть и следствием психического заболевания.

Длительность синдрома — от нескольких минут до недель и месяцев. Диагностика Р.п.с. имеет значение в профилактике самоубийств.

Рипофобия (греч. rhypos — грязь, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь грязи, нечистот. Понятие, близкое мизофобии.

Ритуалы (лат. ritualis — обрядовый). Двигательный акт, простой или сложный, выполняемый попреки воле и внутреннему сопротивлению больного, символически выражая надежду таким образом предотвратить предполагаемое несчастье. В таком плане может рассматриваться как проявление механизма психологической защиты. Достигая значительной выраженности, Р. сам по себе становится мучительным ананкастическим феноменом.

Навязчивые Р. сочетаются с навязчивыми мыслями и страхами в рамках обсессивно-компульсивного синдрома. Символически-ритуальные действия иногда сложно соотносятся с породившей их причиной. Так, навязчивое мытье рук не всегда является следствием мизофобии (боязни загрязнения); оно может носить символический характер, и, как следствие смещения понятий, их подстановки, выражает стремление больного быть чистым от вины, греха.

Навязчивые защитные Р. могут быть достаточно сложными; так, при компульсивном влечении к педантичности, больные свою повседневную жизнь превращают в расписанную поминутно стереотипную систему затверженных церемоний, начиная от утреннего вставания до вечернего туалета («ритуал спальни»). S. Freud выделял при этом два вида защитных механизмов: уничтожение и изоляцию. Пример уничтожения — бесконечное мытье рук при мизофобии, пример изоляции — церемониал, заключающийся в запрещении возможности прикосновения к нежелательному предмету (табу на прикосновение).

Рише—Тулуза метод лечения эпилепсии [Richet Ch., 1899, Toulose E., 1900]. Заключается в применении бромидов при одновременном обесхлоривании организма с помощью диеты, содержащей мало пищевой соли (до 3 г в сутки). В настоящее время в качестве самостоятельного метода не применяется, однако является составной частью лечебного и диетического режима при эпилепсии.

Робина синдром [Robin P., 1929]. Наследственное заболевание, характеризующееся триадой признаков: 1) глоссоптоз в сочетании с другими аномалиями полости рта, нередко приводящий к тяжелым нарушениям дыхания; 2) микроцефалия; 3) умственное недоразвитие. Тип наследования — аутосомно-рецессивный.

Роджерса «центрированная на клиенте» психотерапия [Rogers С., 1951]. Форма недирективной психотерапии, в которой врач лишь создает оптимальную для больного обстановку, а формулирование актуальных для него проблем и поиск пути их разрешения предоставляются самому больному. Стимулируется развитие у больного чувства ответственности за свое поведение, его тенденция к независимости. Психотерапевт ограничивается лишь ролью доверенного лица, показывающего больному, что он понимает его состояние, он избегает каких-либо оценок, не направляет разговор и поведение больного. Однако тактика врача способствует появлению и укреплению у больного чувства уверенности, безопасности, дружеского расположения. Наиболее часто применяется для лечения детей и подростков и основана на вере в способность людей самостоятельно разрешать актуальные для них, в том числе и психогенно травмирующие, проблемы.

Рожнова концепция эмоционально-стрессовой психотерапии [Рожнов В.Е., 1979, 1980]. Основана на признании важности состояний целебного, саногенного стресса, вызываемого самыми различными психотерапевтическими эмоциональными приемами, в том числе и специальной Рожнова методикой эмоционально-стрессовой гипнотерапии. Концепция исторически опирается на представления о лечении идеалами А.И. Яроцкого (см. Яроцкого аретотерапия)и на представления H. Selye о благотворном, живительном действии эмоционального стресса, лишенного отрицательного аффективного компонента, дистресса (см. Селье синдром адаптации). Развивается в исследованиях М.Е. Бурно [1982], Л.П. Баканевой и Ю.В. Мельникова [1982].

Рожнова методика коллективной эмоционально-стрессовой гипнотерапии [Рожнов В.Е., 1971]. Применяется для лечения хронического алкоголизма. С помощью гипнотического внушения вырабатывается условно-рефлекторная эмоционально отрицательная реакция на вкус и запах алкоголя. Здесь играют роль групповой аффект, директивность, создание стрессовой ситуации, взаимоиндукция и т.д.

Рожнова удлиненный гипноз [Рожнов В.Е., 1953]. Гипнотический сеанс длится 1-1,5 ч, что способствует углублению гипнотического торможения и повышает терапевтическую активность лечебного внушения. Рекомендуется для групповой гипнотерапии в стационаре и амбулаторных условиях. Врач приходит к больным каждые 15-20 мин и проводит лечебные внушения продолжительностью 2-3 мин.

Розенберга симптом [Rosenberg M., 1912]. Нарушение ориентировки в правом-левом в двигательных проявлениях. Один из симптомов расстройств «схемы тела».

Розенталя синдром [Rosenthal С., 1927]. Пароксизмально развивающийся катаплектически-галлюцинаторный синдром страха, включающий в себя слуховые, зрительные и тактильные псевдогаллюцинации, чувство страха, возникающее спонтанно, без связи с какими-либо причинами, и катаплектиформные расстройства («приступы бодрствования» в ночное время). Описан при энцефалитах и шизофрении.

Розенцвейга тест фрустрации [Rosenzweig S., 1945]. Проективная методика исследования особенностей личности. Согласно теории Розенцвейга, фрустрация возникает, когда организм (личность) сталкивается с более или менее непреодолимым препятствием на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Фрустрационная устойчивость — способность приспособиться к стрессовой ситуации. Обследуемому показывают рисунки, на которых изображены фрустрационные ситуации, и он вкладывает в уста одного из персонажей рисунка слова, которые тот должен высказать по этому поводу. Реакции обследуемого различают по их направленности (порицание фрустрирующего фактора или себя, стремление нивелировать конфликтность ситуации), по типу реакции (подчеркивание фрустрирующего фактора, самозащита, потребность разрешения ситуации).

Методика полезна при исследовании личностных особенностей больных, страдающих неврозами, психопатиями.

Ромена методика активного самовнушения [Ромен А.С., 1964]. Психотерапевтическая методика, основанная на самовнушении и состоящая из двух этапов — стабильного и мобильного. Первый характеризуется обучением больного способности активно погружать себя в особое самовнушенное состояние покоя и мышечной релаксации. Второй этап посвящен реализации необходимых направленных самовнушений. В процессе занятий активным самовнушением происходит и обучение пациента способности произвольно направленно воздействовать на течение психофизиологических процессов в организме (например, вызывать у себя анестезию или гипералгезию, изменять температуру тела и т.п.). Важное условие методики — короткие сроки овладения самовнушением (1,5-3 недели).

Роршаха тeст [Rorschach H., 1921]. Проективный метод исследования личности с помощью 10 специальных таблиц («пятен»). В ответах обследуемого на вопрос, что он видит в этих пятнах, обращают внимание на такие показатели, как форма, цвет, величина деталей пятна, привлекших его внимание, кинетичность образа и т.д., и интерпретируют эти показатели. При анализе результатов руководствуются следующими основными критериями:

1) что видит обследуемый в предъявляемых ему пятнах -изображениях (силуэты людей, зверей, предметов);

2) использует ли он при создании образа отдельные детали или изображение в целом;

3) что преобладает в ответе — цвет, форма, движение и т.д.

В отечественной клинической психологии Р.т. разрабатывали в исследованиях Л.Ф. Бурлачука [1975, 1979], И.Г. Беспалько [1978], И.И. Белой [1978].

Россолимо метод психологических профилей [Россолимо Г.И., 1909]. Психологический метод, направленный на разностороннее исследование психики, в первую очередь — интеллектуально-мнестического уровня. Состоит из ряда экспериментальных приемов, позволяющих характеризовать состояние внимания, памяти зрительных образов (фиксационной, репродукционной и ретенционной), запоминание вербального и цифрового материала, осмысления, пространственной комбинаторики.

Рубинстейна—Тейби синдром [Rubinstein G., Taybi H., 1963] Симптомокомплекс признаков врожденной аномалии развития: удлиненные большие пальцы рук и ног, аномалия лица, глаз, микроцефалия, олигофрения, В крови — повышенное содержание меди. Обусловлен хромосомной аномалией.

Руброфобия (лат. ruber — красный, греч. phobos — страх). См. Эритрофобия.

Руда синдром [Rud E., 1927]. Триада признаков врожденной аномалии развития: ихтиоз, идиотия, эпилептиформные припадки.

Руминация (лат. ruminatio — пережевывание, повторение). Возвращение уже пережеванной пищи из пищевода и желудка в рот и повторное ее проглатывание. Наблюдается при неврозах.

Руминация психическая (лат. ruminatio — пережевывание, повторение). Навязчивое состояние в виде многократного или постоянного явления в сознании больного одних и тех же мыслей, повторений. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний, иногда при шизофрении.

Син.: умственная жвачка.

Рюмке симптом чувства шизофрении — Praecox-Gefuhl [Rumke H.G., 1957]. Возникающее у врача-психиатра при беседе с больным шизофренией специфическое переживание, которому придается важное диагностическое значение, аналогичное Шнейдера симптомам первого ранга. Подчеркивается роль интуиции врача, его личностных свойств диагноста, своеобразного личностного резонанса, возникающего в условиях межчеловеческой коммуникации. Без чувства шизофрении, по мнению автора, все известные шизофренические симптомы лишаются характерной окраски. Выделение чувства шизофрении и взгляды H.G. Rumke на его сущность отражают влияние на зарубежную психопатологию идеалистических идей — субъективизма, гуссерлианской феноменологии. Р.с.ч.ш. является выражением опыта психиатра, его врачебной интуиции, и в таком плане должна оцениваться его диагностическая значимость.

 

 

С_

 

Саарма симптом [Саарма Ю.М., 1953]. Проявление негативизма: больной не отвечает на непосредственно к нему обращенные вопросы, но когда беседуют окружающие его люди, принимает участие в их разговоре.

Садизм. Сексуальная перверсия, характеризующаяся стремлением причинить половому партнеру боль, увечье. Проявлением садизма в ряде случаев бывают истязания и даже убийства жертв извращенного полового влечения с последующим половым актом (см. Бертранизм).

Термин был введен R. Krafft-Ebing. Связан с именем французского писателя XVIII в. маркиза де Сада, в произведениях которого подробно описан этот вид перверсии.

Син.: алголагния активная, половой тиранизм.

Садомазохизм. Сексуальная перверсия, характеризующаяся сочетанием садизма и мазохизма.

Сакса—Леви тест незаконченных предложений [Sachs J.M., Levy S., 1950]. Проективная психологическая методика. Обследуемому предлагают для того, чтобы он их закончил, 60 незаконченных предложений. Предложения разделяются на 15 групп, каждая из которых характеризует какие-либо присущие обследуемому отношения — к отцу, матери, семье в целом, знакомым, сотрудникам и т.д. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым больным страхам и опасениям, к чувству сознания вины, свидетельствуют об отношении к прошлому и будущему. Для каждой группы отношений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или индифферентную. В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым [1969], показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.

Самовнушение. Психотерапевтический метод, характеризующийся направленностью внушения на определенные стороны собственной психической деятельности, на некоторые особенности функции нервной системы и внутренних органов своего тела. См. Куэ метод психотерапии.

Самооговор. Приписывание себе не совершенных проступков и преступлений. Часто наблюдается в судебно-психиатрической практике.

Иногда С. носит характер целенаправленной деятельности и производится с целью избежать наказания за более тяжко наказуемое преступление.

Самооценка. Оценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Зависит от состояния аффекта, бредовых переживаний и др. Должна учитываться при анализе анамнестических сведений. С. является одним из наиболее частых методов экспериментально-психологического исследования.

Самоповреждение. Нанесение самому себе телесных повреждений, умышленно или по неосторожности, случайно. Умышленное С. — частый признак психических заболеваний, особенно протекающих с депрессией, истерических.

Самосознание. Одна из сторон сознания — осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Расстройства С. в психиатрии приобретают важное диагностическое значение.

Самоубийство. Умышленное лишение себя жизни. Наблюдается при психических заболеваниях, главным образом протекающих с депрессией, а также и у психически здоровых (см. Амбрумовой концепция суицидального поведения). В некоторых случаях С. совершается одновременно двумя, обычно близкими лицами (С. двойное). Иногда С. предшествует убийство наиболее близких лиц с целью избавить их от переносимых ими или предстоящих им, по мнению больного, страданий (С. расширенное, С. альтруистические).

Син.: суицид (лат. suis — себя, caedo — убивать).

Самоуничижение. Заниженная оценка больным своих физических или моральных свойств, подчеркивание своей ничтожности, незначительности. Наблюдается в структуре бреда С., особенно часто — при депрессивных состояниях.

Самоутверждение. Стремление к завышенной самооценке, тенденция представить свою значительность, важную роль в происходящих событиях. Наблюдается у психопатических личностей параноического и истероидного круга, а также в рамках мегаломанических бредовых синдромов.

Саногенез (лат. sanus — здоровый, греч. genesis — происхождение, развитие). Процесс восстановления нарушенных в течение болезни функций организма, его саморегуляции. Понятие, противопоставляемое патогенезу.

Санте де Сантиса болезнь [Sante de Sanctis, 1905]. Одно из первых описаний детской шизофрении. Начало чаще всего в возрасте четырех лет. Глубокое эмоциональное и интеллектуальное снижение, кататонические симптомы, стереотипии, негативизм, эхолалия, манерность, приступы немотивированного гнева.

Вначале рассматривалась как заболевание экзогенного круга, инфекционного или токсического генеза, затем, с развитием учения о шизофрении E. Bleuler — как форма детской шизофрении.

Син.: «очень ранее слабоумие».

де Сантиса—Какьоне болезнь [de Sanctis С., Caccione A., 1932]. Одна из форм олигофрении. Характерны пигментная ксеродермия, малый рост, умственное недоразвитие всех степеней, неврологическая симптоматика (рефлекторные и координационные расстройства), гипоплазия наружных половых органов. Рентгенологически — малые размеры турецкого седла. В основе лежат патология гипофизарно-промежуточного мозга и расстройства порфиринового обмена.

Син.: де Сантиса—Какьоне синдром.

де Сантиса—Какьоне синдром. См. Де Сантиса-Какьоне болезнь.

Санфилиппо синдром [Sanfilippo S.J., 1962]. Комплекс врожденных аномалий: умственная отсталость, утолщение костей черепа, увеличение печени, патологическое изменение формы поясничных позвонков. В моче при этом — увеличение кислых мукополисахаридов.

Сапфизм. Женский гомосексуализм. Название связано с древнегреческой поэтессой Sappho, жившей на острове Лесбос в конце VII в. до н.э.

Син.: лесбианство, лесбийская любовь, трибадия.

Сатанофобия (греч. satanos — сатана, phobos — страх). См. Демонофобия.

Сатириазис (греч. satyros — сатир). Повышенное половое влечение у мужчин с постоянным чувством сексуальной неудовлетворенности и поиском новых партнерш. Понятие, близкое к донжуанизму.

Сатомуры синдром [Satomura A., 1979]. Своеобразное невротическое развитие, при котором основное место занимает страх оказаться смешным и неприятным в глазах значительного или вышестоящего лица. В отличие от антропофобии, больные боятся не окружающих, а себя во взаимоотношениях с ними. Характерны постоянные сомнения в самооценке, трудности межличностных контактов. Могут возникать бредовые идеи по типу сенситивного бреда отношения. С.с. рассматривается как характерный для японцев невроз, тесно связанный с социокультуральными особенностями Японии. Лечение, в том числе и психотерапия, отличается малой эффективностью.

Date: 2015-12-13; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию