Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные признаки правовых отношенийПравоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов: субъекты, объект и содержание. Субъекты- это участники правоотношения (физические лица, организации). Объект- это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага, отражающие личный или общественный интерес). Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения. Виды правоотношений по характеру содержания правоотношения: § общерегулятивные; § регулятивные; § охранительные. Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон: § относительные; § абсолютные. Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения: § активные; § пассивные. Правопоря́док — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частейобщественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др[ источник не указан 689 дней ]. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей. Основными признаками правопорядка являются: · его регламентация правовыми нормами · реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений · гарантированность государством. К главным принципам правопорядка относятся: · законность · конституционность · целостность · структурность · иерархичность · нормативность · справедливость · подконтрольность · простота · гарантированность. Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Структура: Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом. Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания. Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д. Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления). Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения. Виды: Индивидуальное правосознание — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида. Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов. Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание. Массовое — правосознание обширных масс людей. Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества). Правосубъе́ктность — способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность. Дееспособность в свою очередь делится на деликтоспособность и сделкоспособность. Правоспособность — это способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, в современных юрисдикциях общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец. Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их. Деликтоспособность - это способность нести юридическую ответственность за свои действия Правосубъектность может быть общей (способность быть субъектом права вообще), отраслевой (способность быть субъектом права в определенных социально-правовых отношениях) и специальной (например, правосубъектность юридических лиц). Правоспосо́бность — установленная законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Способность быть субъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью», которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания. Правоспособность — это общая или абстрактная возможность каждого быть носителем прав и обязанностей. Правоспособностью наделяются все без исключения, она есть неотъемлемый элемент правового статуса человека. Правоспособность с этой точки зрения является общественно-правовым (естественным) качеством субъекта, имеющим абсолютный, универсальный характер. Принято различать три вида правоспособности: а) общую — вытекает из общего или конституционного статуса личности; б) отраслевую — предусмотрена нормами конкретных отраслей права (так, гражданско-правовая правоспособность закреплена в ст. 18 ГК; аналогично закреплены семейно-брачная, трудовая, избирательная и др.); в) специальную или должностную, профессиональную — вытекает из особенностей правового статуса субъекта права, осуществляющего специфический вид профессиональной деятельности (правоспособность врача, депутата, преподавателя эксперта, лицензионного органа и т.д.). Специальной является правоспособность организаций и юридических лиц, предусмотренная в уставах, положениях. Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм. В узком смысле правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума). Наряду с правотворчеством в узком смысле слова в научном юридическом лексиконе довольно часто используется также термин и понятие«правотворчество в широком смысле слова». В качестве его синонима употребляется термин и понятие«правообразование». Оно включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Принципы: Демократизм, Законность, Профессионализм, Планомерность, Своевременность, исполнимость Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений. · В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми. Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов. · Предмет существует как у каждого отдельно взятого правового средства (норма права, институт права, отрасль права,правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. В зависимости от средств правового регулирования[4]: · Нормативное — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая. · Индивидуальное (казуальное) — регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры,правоприменительные акты: административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его. · Координационное (саморегулирование) — регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий). · Субординационное — регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений). В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование[4]: · Государственное — осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм. · Негосударственное — осуществляется общественными организациями, коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств. В зависимости от степени централизации[4]: · Централизованное — единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны. · Децентрализованное — регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве). В зависимости от сферы действия права[4]: · Общее — распространяется абсолютно на всех субъектов. · Ведомственное — распространено только в какой-либо сфере государственного управления. · Местное — распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований. · Локальное — распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.
Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Таких стадий 3: 1. Установление фактических обстоятельств дела - это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. 2. Установление юридической основы дела. 3. Решение дела и документальное оформление принятого решения
Принципы демократии п редставляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества. Демократические принципы — составляющие демократии как общечеловеческой ценности. Принцип суверенитета народа, суть которого состоит; в том, что именно народу принадлежит учредительная; конституционная власть в государстве, что он выбор своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятия законов путем народных инициатив и референдумов. Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Принцип принятия решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении Принцип выборности основных органов государства
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства: При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов. Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым — принцип состязательности вгражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве Виды принципов права: 1. В зависимости от сферы реализации: общие (принцип справедливости), межотраслевые, отраслевые, институциональные или отдельных правовых институтов. 2. В зависимости от способов изложения: прямо или косвенно закрепленные в конкретном нормативно-правовом акте. 3. По характеру содержания: общесоциальные, специальноюридические (присуще только праву).
|