Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессиографирование
Деятельность человека – ведущий компонент производственного процесса. Любой конкретный вид трудовой деятельности осуществляется в рамках СЧМС. Это предопределяет наличие рабочих мест, приспособленных для выполнения определенных видов труда и для работников соответствующей квалификации с учетом их физических и психических возможностей и особенностей. В современном производстве имеет место исторически сложившиеся три типа труда: ручной, механизированный и автоматизированный, которые являются предметом исследования эргономики. Тем самым имеются объективные предпосылки для наличия большого количества профессий. Профессиографические исследования рассматривают широкий круг вопросов. Прежде всего, проводится анализ условий среды и пространственной организации рабочего места. Ниже приводится примерная схема проведения анализа пространственной организации рабочего места. Она включает [5]: 1) выделение основных типов сенсорной активности (зрительная, слуховая, зрительно-кинестетическая и т.п.); 2) выявление характера моторной активности; 3) пространственное определение зон сенсорной активности; 4) пространственное определение зон моторной активности; 5) составление эскиза расположения основного оборудования относительно работающего с указанием основных сенсорных и моторных зон; 6) составление эскиза расположения вспомогательного оборудования относительно работающего человека; 7) составление общего эскиза рабочего места; 8) анализ полученного материала. Путем наблюдения за оператором определяются основные и вспомогательные типы оборудования, зоны моторной и сенсорной активности. Затем путем опроса и наблюдения выявляются основное рабочее место и позы работающего. На основании эскизов выявляются несоответствия существующей пространственной организации рабочего места психофизическим и антропометрическим характеристикам человека и даются рекомендации относительно оптимальных путей реконструкции рабочего места. После этого приступают к профессиографическому анализу конкретного вида деятельности на данном рабочем месте. Такой анализ можно делать с помощью определенной схемы. В качестве типовой рекомендуется следующая схема профессиографической характеристики деятельности: 1) краткое описание основных рабочих операций и схема логических, временных и пространственных взаимосвязей между ними; потребное время на совершение операций; фактические временные затраты человека-оператора; 2) данные о функции анализаторов (органов чувств): какой анализатор ведущий; требования, предъявляемые к характеристике анализаторов (пороги восприятия, особенность распределения и переключения внимания и т.п.); 3) данные об оперативной и долговременной памяти (объем сведений, которые необходимо запоминать на короткие промежутки времени в процессе выполнения рабочих (технологических) операций, действий; характер материала долговременной памяти (преимущественно цифровой, образной и т.п.)); 4) данные об основных способах переработки информации: автоматизированные реакции выбора, операции слежения; виды процессов принятия решения (связанные с преобразованием понятий, наглядно-образным мышлением, вычислительные, творческие и т.п.); 5) данные о функциях двигательного и речевого аппарата: положение человека-оператора при выполнении основных рабочих операций, частота изменения этого положения; характер рабочих движений рук и ног (силовая нагрузка, амплитуда, сложность координации и т.п.); характер речевой деятельности (специфичность лексикона, требования к громкости, дикции и т.п.); 6) волевая и эмоциональная напряженность: частота возникновения ситуаций, требующих больших волевых усилий (выполнение работы при неблагоприятных условиях внешней среды, при отвлекающих воздействиях и т.п.); вид и степень эмоциональной напряженности (ситуация опасности, большой ответственности, дефицита времени и т.п.); 7) наличие особых психических состояний (апатии, сенсорной депривации, тревожности и т.п.); 8) структура (организация во времени и в пространстве) действий оператора в основных режимах работы: схемы последовательных переключений внимания; совместимость сигналов и двигательных реакций. Профессиографический анализ деятельности служит основой для разработки требований к профессионально важным качествам (свойствам, функциям) личности. Полученная на его основе профессиографическая характеристика деятельности используется для разработки профессиограммы человека-оператора. В качестве примера приведена схема типового содержания профессиограммы [14]. Профессиограмма содержит шесть разделов, отражающих деятельность оператора на конкретном рабочем месте в условиях окружающей среды.
СХЕМА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОГРАММЫ
1. Общие сведения
1.1. Общая характеристика деятельности оператора
Цель деятельности (конечная цель, система частных промежуточных целей), специфический характер деятельности. Перечень основных операций, осуществляемых человеком-оператором для достижения цели.
1.2. Рабочее место оператора
Информационное и моторное поля рабочего места, рабочее сиденье. Информационные связи.
2. Краткая характеристика условий на рабочем месте
2.1. Особенности микроклимата и газовой среды
Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха. Состав газовой среды, атмосферное давление, вредные вещества в воздушной среде. Уровень освещенности, организация освещения.
2.2. Характеристика физических факторов
Механические колебания: вибрация, шум, ультразвук. Излучения: инфракрасные, ультрафиолетовые, ионизирующие, электромагнитные, волны радиочастот. Профессиональные инфекции и биологические агенты. 2.3. Физиолого-гигиенические характеристики одежды и защитных приспособлений
Наличие и вид рабочей одежды, ее удобство в физиолого-гигиеническом и эксплуатационном отношении в различные периоды года. Наличие защитных устройств и спецснаряжения, удобство работы при их использовании.
2.4. Характеристика эстетических факторов
Светоцветовое оформление рабочего пространства и рабочего места, гармоничность звуковой среды, ароматичность запахов, интерьер рабочего места, эстетический уровень оборудования.
3. Данные о конструкции и организации рабочего места
3.1. Краткие сведения о конструкции и назначении рабочего места
Общее назначение рабочего места. Уровень механизации, специализации рабочего места. Приспособленность для конкретного вида труда и для работников определенной квалификации с учетом их физических и психических возможностей. Соответствие функциональным требованиям и предлагаемым условиям эксплуатации.Обеспечение быстроты, безопасности, простоты и экономичности обслуживания в нормальных и аварийных условиях. Рабочее сиденье и его конструкция.
3.2. Данные об организации рабочего места
Оснащение рабочего места средствами и предметами труда. Конфигурация и способ размещения панелей индикаторов и органов управления. Потребность в образе рабочего места (пульта). Необходимость использования рабочей поверхности для письма или других работ, для установки телефонных аппаратов, для хранения инструкций и других материалов. Размещение органов управления и других технических средств в зонах досягаемости. Организация информационного поля рабочего места, соблюдение углов обзора.
4. Характеристика деятельности
4.4.1. Краткое описание основных рабочих операций
Перечисление основных рабочих операций, схема логических, временных и пространственных взаимосвязей между ними. Потребное время на совершение операций. Фактические затраты времени человека-оператора.
4.4.2. Данные о функции анализаторов
Выделение ведущего анализатора. Требования, предъявляемые к характеристике анализаторов (пороги восприятия, особенности распределения и переключения внимания и т.п.).
4.4.3. Данные об оперативной и долговременной памяти
Объем сведений, подлежащий запоминанию на короткие промежутки времени. Условия изменения обстановки. Пространственные представления и их динамика. Характер материала долговременной памяти (цифровой, буквенный, образный и т.п.).
4.4.4. Данные об основных способах переработки информации
Указать основные способы переработки информации (операций слежения, логические операции и т.п.), виды процессов принятия решений (перекодирование и преобразование понятий, вычислительные, творческие т.п.).
4.4.5. Данные о функции двигательного и речевого аппарата
Рабочее положение и частота его изменения. Характер рабочих движений рук и ног (силовая нагрузка, амплитуда, сложность координации, гармоничность рабочих поз и трудовые движения, ритмичность движения и т.п.). Характер речевой деятельности: использование профессионального лексикона, требования к громкости и дикции и т.п.
4.4.6. Волевая и эмоциональная напряженность
Частота возникновения ситуаций, требующих больших волевых усилий (выполнение действий при неблагоприятных условиях внешней среды, при отвлекающих воздействиях и т.п.). Вид и степень эмоциональной напряженности (большая ответственность за выполнение задания, определенный риск, опасность для жизни, неожиданные ситуации и т.п.). Наличие особых психических состояний: апатии, тревожности и т.п.
4.5. Сведения о динамике психофизиологического состояния в процессе трудовой деятельности
4.5.1. Характер и степень изменения основных психофизиологических функций
Изменение основных психофизиологических функций при выполнении рабочих операций. Утомляемость оператора, снижение чувствительности анализаторов. Причины утомления.
4.5.2. Характеристика ошибок в работе оператора
Основные причины ошибок в зависимости от конструкции оборудования, размещения информационных элементов и органов управления, от тренированности, индивидуальных особенностей личности и т.п.
4.6. Заключение и выводы Отличительный признак деятельности оператора. Выявление наиболее слабого звена в деятельности. Предложения и рекомендации для профессионального отбора. Основные направления эргономической оптимизации.
Перед составлением профессиограммы студент должен на основе анализа разработать характеристику своей производственной деятельности и определить свои антропометрические данные (смотри рисунок 2 и таблицу 22). На основе этих параметров и в соответствии с рисунками 3, 4 и 5, а также таблицам 23, 24 и 25 определяются размеры рабочего места с регулируемыми и нерегулируемыми параметрами в зависимости от выполняемой работы. Это служит основой для разработки эскизного эргономического проекта компоновки рабочего места с указанием углов обзора и зон досягаемости. Примеры таких эскизных проектов приведены на рисунках 6 и 7.
Рисунок 2 – Антропометрические признаки в положении: а – стоя; б – сидя
Таблица 22 – Антропометрические данные (в сантиметрах) для определения размеров рабочих мест и зон досягаемости
Рисунок 3 – Зоны досягаемости моторного поля рабочего места: а – в горизонтальной плоскости; б – в вертикальной плоскости; I - при работе в положении сидя; II - при работе в положении стоя; 1 – оптимальная зона; 2 – зона легкой досягаемости; 3 – зона досягаемости; 4 – край рабочей поверхности
Рисунок 4 – Схема определения высоты рабочей поверхности, сиденья и пространства для ног на рабочем месте Рисунок 5 – Основные параметры диспетчерского пульта управления
Таблица 23 – Высота рабочей поверхности, сиденья и пространства для ног при работе сидя в зависимости от вида работы и роста работника на рабочем месте с регулируемыми параметрами
Таблица 24 – Высота рабочей поверхности при работе стоя в зависимости от тяжести работы и роста работника на рабочем месте с регулируемыми параметрами
Таблица 25 – Размеры рабочего места с нерегулируемыми параметрами
Рисунок 6 – Эскизный эргономичный проект компоновки КТС АРМ. Вид сверху. Вариант с 2-мя дисплеями
|