Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод опроса





 

Наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому оно дополняется опросом. Метод опроса используется для сбора субъективной информации относительно структуры процесса трудовой деятельности, характера протекания и отношения человека к работе.

Опрос может быть:

1) регламентированным, проводимым по заранее составленному опроснику;

2) нерегламентированным, предполагающим свободную беседу с опрашиваемым в соответствии с общим ее планом [5].

В зависимости от цели исследования, от привлекаемых к опросу круга лиц, от лимита времени и технических возможностей опрос производится в форме анкетирования и интервьюирования (беседы). Преимущество беседы перед анкетным методом состоит в том, что во время нее выясняются непонятные вопросы, появляется возможность фиксировать замечания опрашиваемого, выходящие за пределы поставленных вопросов, но затрагивающие обсуждаемую проблему. Метод бесе­ды требует определенных навыков, применяется при опросе небольшого количества работающих.

Успех опроса во многом зависит от качества вопросов. Различают открытые вопросы, предусматривающие свободные ответы, и закрытые, если ответ заключается в выборе одного из нескольких предлагаемых утверждений. При постановке вопросов следует учитывать следующие требования. Каждый вопрос должен быть логически законченным, крат­ким, конкретным; содержать либо все варианты ответа, либо ни одного; не иметь внушающего характера и не предполагать получение сте­реотипных, шаблонных ответов. При постановке вопросов следует из­бегать употребления малораспространенных иностранных слов и специ­альных терминов, слов с двойным значением, а также слов, вызывающих негативное отношение опрашиваемых. Вопросы объединяются в опросники в зависимости от целей и задач эргономического исследования. Разработка опросника производится методом последовательных ите­раций. Отдельные опросники существенно различаются между собой количеством вопросов (объемом учитываемых признаков и способом их группировки). Объем их варьируется от нескольких десятков до нескольких сотен. Нередко такая работа ведется на основе привлечения средств многофакторного статистического анализа. В качестве примера рассмотрим опросник, использованный при разработке оптимального варианта рабочего кресла диспетчера [5].

 

ОПРОСНИК

1. Краткие анкетные данные опрашиваемого (фамилия, имя, отчес­тво, пол, возраст, должность, стаж работы и т.п.).

2. Продолжительность рабочего дня.

3. Удобно ли Вам сидеть? (Да, нет).

4. Что вызывает чувство неудобства?

5. В какой части тела ощущается боль? (Спина, поясница, плечи и др.).

6. Удобно ли действовать руками?

7. Нужно ли, чтобы сиденье вращалось? (Да, нет).

8. Целесообразно ли, чтобы стул был на роликах? (Да, нет).

9. Нужна ли опора спине, пояснице при работе? (Да, нет).

10. Нужна ли качающаяся спинка? (Да, нет).

11. Сиденье должно быть плоское, отклонено (назад, вперед)?

12. Нужны ли подлокотники? (Да, нет).

13. На каком уровне должна быть опора спине (плечам, лопаткам, пояснице)?

14. Каким должно быть сиденье? (мягким, полумягким, жестким).

15. Какой должна быть обивка? (ткань, клеенка, искусственная кожа).

Из опросника видно, что сначала задаются общие вопросы, способ­ствующие установлению контактов с опрашиваемым. Опрос производится, как правило, непосредственно на рабочем месте, иногда в лаборатор­ных условиях с использованием экспериментального стенда или опыт­ных образцов изделий. Данные опроса обрабатываются статистически. Результаты обработки представляются в виде описания, которое сопровождается таблицами и графиками.

Дополнительно рассмотрим опросник физической активности, разработанный японской ассоциацией здоровья на основе факторно-аналитического метода и применяемый для оценки проявления утомления человека-оператора [4].

 

ОПРОСНИК ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

 

«Слабая активация» 1. Не хочется ходить 2. Срывающийся голос 3. Не готов к работе 4. Впалые щеки 5. Избегание разговоров 6. Мрачное лицо 7. Безжизненные глаза 8. Раздражительность 9. Апатичное лицо 10. Вялость «Слабая мотивация» 1. Ошибки в работе 2. Избегание взгляда 3. Затруднения в общении 4. Медлительность 5. Сонливость 6. Легкая отвлекаемость 7. Бледное лицо 8. Одеревеневшее лицо 9. Дрожание пальцев 10. Трудность концентрации внимания

 

Другие опросники в форме тестов приведены в приложении 1.

Метод опроса является обычно вспомогательным. Он используется на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон деятельности оператора, которые трудно поддаются на­блюдению и экспериментальной проверке.

 

Date: 2015-12-13; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию