Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика эргономических методов





 

Методологической базой эргономики является системный подход. Поэтому на его основе возможно использование в эргономических исследованиях методов различных наук, на стыке которых возникла и развивается эргономика, предметом которой является комплексное изучение человека в конкретных условиях его деятельности с использованием машин (технических средств).

При этом происходит определенная трансформация используемых методов, приводящая к созданию новых методологических приемов исследования, а главной проблемой является координация различных методологических приемов при решении той или иной эргономической задачи и синтез полученных с их помощью результатов [1, 4].

Методы исследования в эргономике условно делятся на две группы:

1) аналитические или описательные;

2) экспериментальные.

Они тесно переплетены между собой, применяются одновременно, дополняют и обогащают друг друга.

Аналитический этап является исходным пунктом любого эргономического исследования. Анализу подлежат деятельность человека и функционирование системы «человек-машина-среда» (СЧМС). В результате анализа определяется место человека в решении задач, для которых предназначена изучаемая система, общая психофизиологическая характеристика деятельности человека в СЧМС, выявляется структура человеческих факторов, влияющих на эффективность работы системы в целом и ее частей. Анализ позволяет установить требования, которые определенный вид деятельности предъявляет к реализующим ее техническим средствам и психофизиологическим свойс­твам человека.

Экспериментальные методы исследования предназначены для проверки истинности выдвинутой гипотезы или системы гипотез, которые представлены и обоснованы в ходе предварительного анализа. Эксперимент позво­ляет изучить особенности деятельности оператора, вызванные изменени­ем условий, целей и способов выполнения этой деятельности. Он может быть лабораторным или естественным.

Лабораторный эксперимент имеет лишь определенное приближение к реальной действительности, так как на его результаты большое влияние оказывает мотивация участия человека в эксперименте. Эксперимент в лабораторных условиях может быть двух видов: синтетический и аналитический. При синтетическом – пытаются воспроизвести более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельнос­ти, а при аналитическом эксперименте воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности, остальные элементы исключаются. При­мером такого эксперимента является исследование групповой деятельно­сти с помощью гомеостата. Разновидностью аналитического лабораторного эксперимента являются тестовые испытания. Тестом назы­вается задача или задание, с помощью которого проверяется уровень развития у оператора того или иного качества. Но тестовые испытания практически не дают ответа на вопрос о потенциальном уровне возмож­ностей и способностей человека. Они лишь подчеркивают субъективное мнение оператора об объективной реальности. Тестирование может осуществляться и в форме опроса, которое дополняется методиками субъективного шкалирования.

Естественный эксперимент является одним из наиболее продуктив­ных методов изучения деятельности оператора в реальных условиях про­изводства. Он может производиться в различных формах. Например, одним из методических приемов естественного эксперимента является направленное изменение структуры изучаемой трудовой деятельности за счет поочередного выключения отдельных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.). На результаты эксперимента оказывают влияние социально-психологические факторы, обусловленные наличием экспериментальной и контрольной групп испытуемых.

Кроме рассмотренной в эргономике используется классификация методов исследования на четыре последовательные группы [4].

В первую группу входят методы, называемые организационными. К ним относится система методологических средств, обеспечивающая комплексный подход к исследованиям.

 

Вторая группа включает существующие эмпирические способы полу­чения данных: наблюдение, опрос, профессиографирование, диагности­ческие методики, моделирование и др.

Третью группу составляют приемы обработки данных. К этим мето­дам относятся различные способы качественного и количественного опи­сания данных.

Четвертую группу образуют различные способы интерпретации полу­ченных данных в контексте целостного описания деятельности челове­ко-машинных систем.

Наиболее обширной и разработанной является вторая группа методов, которые применяются комбинированно в зависимости от цели и характера исследования.

 

Date: 2015-12-13; view: 834; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию