Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика эргономических методов
Методологической базой эргономики является системный подход. Поэтому на его основе возможно использование в эргономических исследованиях методов различных наук, на стыке которых возникла и развивается эргономика, предметом которой является комплексное изучение человека в конкретных условиях его деятельности с использованием машин (технических средств). При этом происходит определенная трансформация используемых методов, приводящая к созданию новых методологических приемов исследования, а главной проблемой является координация различных методологических приемов при решении той или иной эргономической задачи и синтез полученных с их помощью результатов [1, 4]. Методы исследования в эргономике условно делятся на две группы: 1) аналитические или описательные; 2) экспериментальные. Они тесно переплетены между собой, применяются одновременно, дополняют и обогащают друг друга. Аналитический этап является исходным пунктом любого эргономического исследования. Анализу подлежат деятельность человека и функционирование системы «человек-машина-среда» (СЧМС). В результате анализа определяется место человека в решении задач, для которых предназначена изучаемая система, общая психофизиологическая характеристика деятельности человека в СЧМС, выявляется структура человеческих факторов, влияющих на эффективность работы системы в целом и ее частей. Анализ позволяет установить требования, которые определенный вид деятельности предъявляет к реализующим ее техническим средствам и психофизиологическим свойствам человека. Экспериментальные методы исследования предназначены для проверки истинности выдвинутой гипотезы или системы гипотез, которые представлены и обоснованы в ходе предварительного анализа. Эксперимент позволяет изучить особенности деятельности оператора, вызванные изменением условий, целей и способов выполнения этой деятельности. Он может быть лабораторным или естественным. Лабораторный эксперимент имеет лишь определенное приближение к реальной действительности, так как на его результаты большое влияние оказывает мотивация участия человека в эксперименте. Эксперимент в лабораторных условиях может быть двух видов: синтетический и аналитический. При синтетическом – пытаются воспроизвести более точно все цели и условия данного вида трудовой деятельности, а при аналитическом эксперименте воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности, остальные элементы исключаются. Примером такого эксперимента является исследование групповой деятельности с помощью гомеостата. Разновидностью аналитического лабораторного эксперимента являются тестовые испытания. Тестом называется задача или задание, с помощью которого проверяется уровень развития у оператора того или иного качества. Но тестовые испытания практически не дают ответа на вопрос о потенциальном уровне возможностей и способностей человека. Они лишь подчеркивают субъективное мнение оператора об объективной реальности. Тестирование может осуществляться и в форме опроса, которое дополняется методиками субъективного шкалирования. Естественный эксперимент является одним из наиболее продуктивных методов изучения деятельности оператора в реальных условиях производства. Он может производиться в различных формах. Например, одним из методических приемов естественного эксперимента является направленное изменение структуры изучаемой трудовой деятельности за счет поочередного выключения отдельных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.). На результаты эксперимента оказывают влияние социально-психологические факторы, обусловленные наличием экспериментальной и контрольной групп испытуемых. Кроме рассмотренной в эргономике используется классификация методов исследования на четыре последовательные группы [4]. В первую группу входят методы, называемые организационными. К ним относится система методологических средств, обеспечивающая комплексный подход к исследованиям.
Вторая группа включает существующие эмпирические способы получения данных: наблюдение, опрос, профессиографирование, диагностические методики, моделирование и др. Третью группу составляют приемы обработки данных. К этим методам относятся различные способы качественного и количественного описания данных. Четвертую группу образуют различные способы интерпретации полученных данных в контексте целостного описания деятельности человеко-машинных систем. Наиболее обширной и разработанной является вторая группа методов, которые применяются комбинированно в зависимости от цели и характера исследования.
|