Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные экологические проблемы и охрана окружающей среды⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Эволюция привела к возникновению человеческого общества, которое с нарастающей силой начало влиять на окружающую его природу и на Землю в целом. Сначала это влияние чаще всего носило отрицательный, характер. Бездумное вырубывание лесов по берегам водоемов, разорение речных пойм приводило к обмелению их, заболачиванию, пересыханию, образованию оврагов, ветровой эрозии. Тем не менее на протяжении большого промежутка человеческой истории эти влияния людей носили местный, локальный характер, и лишь за последние 100 лет влияние человека на окружающую среду возросло в тысячу раз и приняло глобальный характер. Это связано как с резким возрастанием численности людей («демографический взрыв»), так и с научно-технической революцией. Совокупность растений и животных, а также источники сырья составляют природные ресурсы. Они подразделяются на вос-полнимые и невосполнимые. К невосполнимым природным ресурсам относятся источники сырья (руды, уголь, нефть), которые образовались в земной коре за сотни миллионов лет, а используются человеком за несколько десятилетий. К восполнимым ресурсам относятся микроорганизмы, растения и животные, которые сравнительно быстро размножаются и служат для удовлетворения потребностей человека в пище и одежде. Используя во всевозрастающих масштабах природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, человечество загрязняет биосферу. Основными источниками загрязнения атмосферы служат автомобили и промышленные предприятия. Ежегодно в атмосферу поступает более 200 млн т оксида и диоксида углерода, 150 млн т сернистого газа, 50 млн т оксидов азота и др. Оксиды азота и серы, соединяясь с водяными парами, образуют азотную и серную кислоты, выпадающие на Землю в виде слабо концентрированных кислотных дождей, которые уничтожают растительный и животный мир и вредно действуют на здоровье человека. Воздух над промышленными центрами содержит в 150 раз больше пыли, чем над океаном, вследствие чего задерживается до 50 % солнечных лучей. За последние 100 лет содержание в воздухе диоксида углерода возросло на 10 %, результатом чего является «парниковый» эффект, который может привести к повышению температуры на планете, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. В атмосфере значительно возросло содержание фреонов, разрушающих озоновый слой, что чревато проникновением на поверхность Земли коротковолнового ультрафиолетового излучения, губительного для всего живого. Основной причиной загрязнения водных бассейнов является сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод промышленными предприятиями. С полей смываются минеральные удобрения и ядохимикаты. В водоемы попадают нефтепродукты и синтетические моющие средства. Все это приводит к гибели многих организмов преимущественно в прибрежных районах. Особенно вредное воздействие на морских обитателей оказывают нефтяные пленки, образующиеся после аварий танкеров и при добыче нефти на океанских шельфах. Они отравляют живые организмы и уменьшают насыщенность воды кислородом, что пагубно сказывается на размножении планктона — первого звена экологической пирамиды в океане. Причиной загрязнения литосферы является ненормированное применение в сельском хозяйстве минеральных удобрений, инсектицидов, дефолиантов и других препаратов. Особую проблему создают отходы производств (пустые породы) и бытовой мусор. Плодородный слой почвы в природных условиях формируется очень медленно (1 см за 100 лет). Для предупреждения истощения почв необходимо вносить органические и минеральные удобрения. Деятельность человека часто приводит к эрозии почв — разрушению и сносу плодородного слоя потоками воды или ветром. Особое место занимает загрязнение окружающей среды радионуклидами в связи с испытаниями ядерного оружия и мирным использованием радиоактивных изотопов. Особенно обострилась эта проблема после аварии на Чернобыльской АЭС, послужившей причиной радиоактивного загрязнения больших территорий Беларуси, Украины и России. Особенно опасно накопление в организме животных и человека изотопов стронция-90 и цезия-137, имеющих длительный период полураспада. Повышение радиоактивного фона может быть причиной увеличения частоты мутаций и развития опухолей. Интенсивное загрязнение атмосферы, почвы и воды промышленными отходами, ядовитыми и радиоактивными веществами отражается на здоровье человека. В последние годы наблюдается рост количества хронических заболеваний легких и желудочно-кишечного тракта, аллергических заболеваний, опухолей и наследственных болезней, обусловленных экологическими факторами. В настоящее время перед человечеством вполне реально встает вопрос об экологическом кризисе, т. е. о таком состоянии окружающей среды, когда она будет непригодной для жизни растений, животных и самого человека. По мнению экспертов, экологическая ситуация, складывающаяся на Земле, действительно таит в себе опасность серьезных и, возможно, необратимых нарушений биосферы в том случае, если деятельность человека не приобретет планомерного, согласующегося с законами развития биосферы характера. В 1948 г. при ЮНЕСКО был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), который проводил исследования по охране биосферы и пропаганде рационального использования природных ресурсов. Его комиссия по редким и исчезающим видам издала Международную Красную книгу, в которую было занесено около 20 тыс. видов. Все виды животных и растений в ней разделены на 5 категорий состояния популяций и их охраны: 0-я — виды, по-видимому, исчезнувшие, не обнаруженные в течение ряда лет, но, возможно, уцелевшие в некоторых недоступных местах или в неволе (культуре); 2-я — находящиеся под угрозой исчезновения виды, которым грозит непосредственная опасность вымирания; дальнейшее существование их невозможно без осуществления специальных мер охраны; 3-я — редкие виды, не находящиеся под непосредственной угрозой исчезновения, но встречающиеся в таком небольшом количестве, что могут быстро исчезнуть; 4-я — сокращающиеся виды, численность и ареал которых уменьшается в течение определенного времени либо по естественным, либо по антропогенным причинам; 5-я — не определенные (в плане систематики) виды, очевидно, находящиеся под угрозой исчезновения, но недостаточно изученные. С 1971 г. ЮНЕСКО осуществляет международную программу «Человек и биосфера» (МАБ). В 1973 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН принята межправительственная программа по наиболее острым проблемам охраны окружающей среды (ЮНЕП). В 1974 г. была издана Красная книга СССР, в которую внесено свыше 1200 видов животных и растений. В 1977 г. в Женеве подписана конвенция о запрещении военного и какого-либо враждебного использования средств воздействия на природную среду. Ее подписали 33 государства — члены ООН. В 1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты резолюции «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для сегодняшних и будущих поколений» и «Всемирной хартии природы». Меры по охране природы должны быть направлены на борьбу с эрозией почв путем специальных агротехнических приемов, например безотвального рыхления почвы, защитного лесонасаждения, залуживания, применения научно обоснованных норм внесения удобрений, степени орошения и осушения. Главное направление развития промышленности — создание безотходных технологий, предусматривающее комплексное использование сырья и замкнутые циклы производства, исключающие выбросы вредных веществ в атмосферу и сточных вод в водоемы. Сложная задача стоит перед человечеством по сохранению генофонда растений и животных. Для этого созданы и создаются заповедники, заказники, национальные парки; особо редких животных содержат в неволе, а растения разводят в специальных хозяйствах. На территории бывшего СССР создано около 150 заповедников, 600 заказников государственного значения и большое количество местного. Заповедники — это территории (акватории), на которых запрещена деятельность человека (кроме научной) и весь природный комплекс сохраняется в естественном состоянии. Национальные парки — это охраняемые территории с сохранившимися природными комплексами, частично или полностью открытые для посещения. Заказники — это территории (акватории), на которых временно сохраняются определенные виды растений, животных, элементы ландшафтов и другие памятники природы. Памятники природы могут быть уникальные или эталонные, имеющие ценность в научном, познавательном или эстетическом отношении. Это разнообразные природные объекты: отдельные деревья, рощи, парки, озера, водопады, пещеры и т. п. В соответствии с законом природно-заповедный фонд Российской Федерации это: 1. Государственные природные заповедники, включая биосферные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, красные книги республик в составе Российской Федерации, образуют природно - заповедный фонд Российской Федерации и обеспечиваются особой охраной государства в интересах настоящего и будущего поколений людей.(ст. 60). 2. Изъятие земель природно - заповедного фонда Российской Федерации запрещено. 3. Природно - заповедный фонд находится в ведении и управлении специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 4. Режим природно - заповедного фонда и его составных частей определяется настоящим Законом, дополняющими его законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. К объектам природно-заповедного фонда отнесены: · естественные заповедники: · биосферные заповедники (объекты международного значения, созданные для охраны наиболее типичных природных объектов с целью фонового мониторинга; · национальные природные парки (их роль раскрывают функциональные зоны: заповедная, регулированной и стационарной рекреации, хозяйственные) · региональные ландшафтные парки (созданные для охраны типичных для данной местности ландшафтов и организованного отдыха населения); · заказники (общегосударственные и местные); · памятники природы общегосударственного и местного значения (комплексные, ботанические, зоологические, гидрологические, геологические); · заповедные урочища; · ботанические сады; · дендропарки; · зоологические парки; · памятники садово-паркового искусства. Природные процессы динамичные, экологические системы подвижные. Только мы не замечаем изменений, происходящих медленно, на протяжении десятков, сотен, тысяч лет. Мы говорим обычно об экологическом равновесии, но, наверное, более точным будет представление о нормальном ходе естественных процессов. Познание этих процессов дает в руки человека возможность учитывать законы природы, которые руководят ними. Тем не менее мы можем располагать довольно большой информацией о возможных последствиях наших действий для природы, иметь представление об юридической ответственности за них и в то же время, отдавая преимущество близкой выгоде или необходимости, действовать вопреки с экологическими и правовыми нормами. Пока наши представления о биосфере не будут закреплены в виде незыблемых норм, мы едва ли сумеем полностью побороть в себе безответственного потребителя. Исходя из целевых установок совершенствования экологического обучения и воспитания, вытекающих из проблем охраны окружающей среды, важно добиваться, чтобы подрастающее поколение было экологически грамотным. Экологическая культура органически включает мировоззренческие знания (естественнонаучные, технические, правовые, моральные и т.п.). Экологически грамотный и воспитанный человек должен владеть навыками правильного поведения при общении с природой, сознательно беспокоиться о сохранении экологической ситуации в границах нормы, понимать суть основных экологических взаимосвязей, необходимость предусматривать последствия влияния человека на природу, способы оптимизации этого взаимодействия. Научно-экологические знания должны быть активными, органически входить в сознание человека, его поведение и деятельность. Выполнение трудовых задач в промышленном и сельскохозяйственном производстве, сфере обслуживания должны согласовываться с требованиями охраны окружающей среды, бережливым использованием естественных ресурсов и энергии, так как «экономично только то, что экологично». Экологическая ответственность каждого человека должна стать частью его личной позиции, элементом целостной ориентации в окружающем мире, отношениях к людям, себе, материальным природным и духовным ценностям. ЛИТЕРАТУРА 1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 2. Биология: Справочные материалы / Под ред. Д. И. Трайтака.М., 1988. 3. Богоявленский Ю. К., Улиссова Т. П., Яровая И. М., Ярыгин В. Н. Биология / Под ред. В. Н. Ярыгина. — М.: Медицина, 1985. 4. Готовимся к экзамену по биологии / Под ред. А. С. Батуева. М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998. 5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990. 6. Заяц Р. Г. Биология для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская, В. М. Стамбровская. — 5-е изд., стер. — Мине»: Выш. шк., 2001. 7. Каменский А. А, Соколова Н. А., Титов С. А. Биология. Ответы на вопросы. Теория и примеры решения задач. — М., 1998. 8. Кемп П.,Апмс К. Введение в биологию. — М., 1988. 9. Ковалева Н. Е., Шевчук Л. Д., Щуренко О. Я. Биология для подготовительных отделений медицинских институтов. — М., 1986. 10. Мамонтов С. Г. Биология для поступающих в вузы. — М.: Высш. шк., 1992. 11. Общая биология: Учебник для 10—11 классов школ с углубленным изучением биологии / Под ред. А. О. Рувинского. М., 1993. 12. Павлов И. Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология: Пособие-репетитор для поступающих в вузы. — Ростов-на-Дону, 1997. 13. Пособие по биологии для поступающих в вузы/ Н. А. Лемеза, М. С. Морозик, Е. И. Морозов и др. — Минск, 1993. 14. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т.: Пер. с англ. — М.: Мир, 1990. 15. Сапин М. Р., Билич Г. Л. Анатомия человека: Учеб. для студ. биол. спец. вузов. — М.: Высш. шк.,. 1989. 16. Слюсарев А. А., Самсонов А. В., Мухин В. Н. Биология / Под ред. В. А. Мотузного. — 2-е изд., перераб. и доп. — Выща шк., 1990. Начало формы Конец формы Начало формы Конец формы
|