Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные экологические проблемы и охрана окружающей среды





Эволюция привела к возникновению человеческого общества, которое с нарастающей силой начало влиять на окружающую его природу и на Землю в целом. Сначала это влияние чаще всего носило отрицательный, характер. Бездумное вырубывание лесов по берегам водоемов, разорение речных пойм приводило к обмелению их, заболачиванию, пересыханию, образованию оврагов, ветровой эрозии. Тем не менее на протяжении большого промежутка человеческой истории эти влияния людей носили местный, локальный характер, и лишь за последние 100 лет влияние человека на окружающую среду возросло в тысячу раз и приняло глобальный характер. Это связано как с резким возрастанием численности людей («демографический взрыв»), так и с научно-технической революцией.

Совокупность растений и животных, а также источники сы­рья составляют природные ресурсы. Они подразделяются на вос-полнимые и невосполнимые. К невосполнимым природным ре­сурсам относятся источники сырья (руды, уголь, нефть), которые образовались в земной коре за сотни миллионов лет, а использу­ются человеком за несколько десятилетий. К восполнимым ресур­сам относятся микроорганизмы, растения и животные, которые сравнительно быстро размножаются и служат для удовлетворения потребностей человека в пище и одежде.

Используя во всевозрастающих масштабах природные ресур­сы для удовлетворения своих потребностей, человечество загряз­няет биосферу. Основными источниками загрязнения атмосферы служат автомобили и промышленные предприятия. Ежегодно в атмосферу поступает более 200 млн т оксида и диоксида углерода, 150 млн т сернистого газа, 50 млн т оксидов азота и др. Оксиды азота и серы, соединяясь с водяными парами, образуют азотную и серную кислоты, выпадающие на Землю в виде слабо концентри­рованных кислотных дождей, которые уничтожают растительный и животный мир и вредно действуют на здоровье человека.

Воздух над промышленными центрами содержит в 150 раз больше пыли, чем над океаном, вследствие чего задерживается до 50 % солнечных лучей. За последние 100 лет содержание в возду­хе диоксида углерода возросло на 10 %, результатом чего являет­ся «парниковый» эффект, который может привести к повышению температуры на планете, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. В атмосфере значительно возросло со­держание фреонов, разрушающих озоновый слой, что чревато проникновением на поверхность Земли коротковолнового ульт­рафиолетового излучения, губительного для всего живого.

Основной причиной загрязнения водных бассейнов является сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод промыш­ленными предприятиями. С полей смываются минеральные удоб­рения и ядохимикаты. В водоемы попадают нефтепродукты и синтетические моющие средства. Все это приводит к гибели мно­гих организмов преимущественно в прибрежных районах. Осо­бенно вредное воздействие на морских обитателей оказывают нефтяные пленки, образующиеся после аварий танкеров и при добыче нефти на океанских шельфах. Они отравляют живые ор­ганизмы и уменьшают насыщенность воды кислородом, что па­губно сказывается на размножении планктона — первого звена экологической пирамиды в океане.

Причиной загрязнения литосферы является ненормированное применение в сельском хозяйстве минеральных удобрений, инсек­тицидов, дефолиантов и других препаратов. Особую проблему созда­ют отходы производств (пустые породы) и бытовой мусор. Плодород­ный слой почвы в природных условиях формируется очень медленно (1 см за 100 лет). Для предупреждения истощения почв необходимо вносить органические и минеральные удобрения. Деятельность че­ловека часто приводит к эрозии почв — разрушению и сносу плодо­родного слоя потоками воды или ветром.

Особое место занимает загрязнение окружающей среды ра­дионуклидами в связи с испытаниями ядерного оружия и мирным использованием радиоактивных изотопов. Особенно обострилась эта проблема после аварии на Чернобыльской АЭС, послужившей причиной радиоактивного загрязнения больших территорий Бе­ларуси, Украины и России. Особенно опасно накопление в орга­низме животных и человека изотопов стронция-90 и цезия-137, имеющих длительный период полураспада. Повышение радиоак­тивного фона может быть причиной увеличения частоты мутаций и развития опухолей.

Интенсивное загрязнение атмосферы, почвы и воды промыш­ленными отходами, ядовитыми и радиоактивными веществами отражается на здоровье человека. В последние годы наблюдается рост количества хронических заболеваний легких и желудочно-кишечного тракта, аллергических заболеваний, опухолей и наслед­ственных болезней, обусловленных экологическими факторами.

В настоящее время перед человечеством вполне реально вста­ет вопрос об экологическом кризисе, т. е. о таком состоянии окру­жающей среды, когда она будет непригодной для жизни расте­ний, животных и самого человека. По мнению экспертов, эколо­гическая ситуация, складывающаяся на Земле, действительно таит в себе опасность серьезных и, возможно, необратимых нару­шений биосферы в том случае, если деятельность человека не приобретет планомерного, согласующегося с законами развития биосферы характера.

В 1948 г. при ЮНЕСКО был создан Международный союз ох­раны природы и природных ресурсов (МСОП), который проводил исследования по охране биосферы и пропаганде рационального использования природных ресурсов. Его комиссия по редким и исчезающим видам издала Международную Красную книгу, в которую было занесено около 20 тыс. видов. Все виды животных и растений в ней разделены на 5 категорий состояния популяций и их охраны:

0-я — виды, по-видимому, исчезнувшие, не обнаруженные в течение ряда лет, но, возможно, уцелевшие в некоторых недос­тупных местах или в неволе (культуре);

2-я — находящиеся под угрозой исчезновения виды, которым грозит непосредственная опасность вымирания; дальнейшее су­ществование их невозможно без осуществления специальных мер охраны;

3-я — редкие виды, не находящиеся под непосредственной угрозой исчезновения, но встречающиеся в таком небольшом ко­личестве, что могут быстро исчезнуть;

4-я — сокращающиеся виды, численность и ареал которых уменьшается в течение определенного времени либо по естествен­ным, либо по антропогенным причинам;

5-я — не определенные (в плане систематики) виды, очевид­но, находящиеся под угрозой исчезновения, но недостаточно изу­ченные.

С 1971 г. ЮНЕСКО осуществляет международную программу «Человек и биосфера» (МАБ). В 1973 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН принята межправительственная программа по наиболее острым проблемам охраны окружающей среды (ЮНЕП).

В 1974 г. была издана Красная книга СССР, в которую внесе­но свыше 1200 видов животных и растений.

В 1977 г. в Женеве подписана конвенция о запрещении военного и какого-либо враждебного использования средств воздействия на природную среду. Ее подписали 33 государства — члены ООН.

В 1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты резо­люции «Об исторической ответственности государств за сохране­ние природы Земли для сегодняшних и будущих поколений» и «Всемирной хартии природы».

Меры по охране природы должны быть направлены на борьбу с эрозией почв путем специальных агротехнических приемов, на­пример безотвального рыхления почвы, защитного лесонасажде­ния, залуживания, применения научно обоснованных норм вне­сения удобрений, степени орошения и осушения.

Главное направление развития промышленности — создание безотходных технологий, предусматривающее комплексное исполь­зование сырья и замкнутые циклы производства, исключающие вы­бросы вредных веществ в атмосферу и сточных вод в водоемы.

Сложная задача стоит перед человечеством по сохранению гено­фонда растений и животных. Для этого созданы и создаются запо­ведники, заказники, национальные парки; особо редких животных содержат в неволе, а растения разводят в специальных хозяйствах.

На территории бывшего СССР создано около 150 заповед­ников, 600 заказников государственного значения и большое ко­личество местного. Заповедники — это территории (акватории), на которых запрещена деятельность человека (кроме научной) и весь природный комплекс сохраняется в естественном состоянии. Национальные парки — это охраняемые территории с сохранив­шимися природными комплексами, частично или полностью от­крытые для посещения. Заказники — это территории (аквато­рии), на которых временно сохраняются определенные виды рас­тений, животных, элементы ландшафтов и другие памятники природы. Памятники природы могут быть уникальные или эта­лонные, имеющие ценность в научном, познавательном или эсте­тическом отношении. Это разнообразные природные объекты: отдельные деревья, рощи, парки, озера, водопады, пещеры и т. п.

В соответствии с законом природно-заповедный фонд Российской Федерации это:

1. Государственные природные заповедники, включая биосферные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, красные книги республик в составе Российской Федерации, образуют природно - заповедный фонд Российской Федерации и обеспечиваются особой охраной государства в интересах настоящего и будущего поколений людей.(ст. 60).

2. Изъятие земель природно - заповедного фонда Российской Федерации запрещено.

3. Природно - заповедный фонд находится в ведении и управлении специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

4. Режим природно - заповедного фонда и его составных частей определяется настоящим Законом, дополняющими его законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

К объектам природно-заповедного фонда отнесены:

· естественные заповедники:

· биосферные заповедники (объекты международного значе­ния, созданные для охраны наиболее типичных природных объектов с целью фонового мониторинга;

· национальные природные парки (их роль раскрывают функ­циональные зоны: заповедная, регулированной и стацио­нарной рекреации, хозяйственные)

· региональные ландшафтные парки (созданные для охраны типичных для данной местности ландшафтов и организованного от­дыха населения);

· заказники (общегосударственные и местные);

· памятники природы общегосударственного и местного значения (комплексные, ботанические, зоологические, гидрологические, геологические);

· заповедные урочища;

· ботанические сады;

· дендропарки;

· зоологические парки;

· памятники садово-паркового искусства.

Природные процессы динамичные, экологические системы подвижные. Только мы не замечаем изменений, происходящих медленно, на протяжении десятков, сотен, тысяч лет. Мы говорим обычно об экологическом равновесии, но, наверное, более точным будет представление о нормальном ходе естественных процессов. Познание этих процессов дает в руки человека возможность учи­тывать законы природы, которые руководят ними. Тем не менее мы можем располагать довольно большой информацией о воз­можных последствиях наших действий для природы, иметь пред­ставление об юридической ответственности за них и в то же вре­мя, отдавая преимущество близкой выгоде или необходимости, действовать вопреки с экологическими и правовыми нормами. Пока наши представления о биосфере не будут закреплены в виде незыблемых норм, мы едва ли сумеем полностью побороть в себе безответственного потребителя.

Исходя из целевых установок совершенствования экологиче­ского обучения и воспитания, вытекающих из проблем охраны окружающей среды, важно добиваться, чтобы подрастающее по­коление было экологически грамотным. Экологическая культура органически включает мировоззренческие знания (естественно­научные, технические, правовые, моральные и т.п.). Экологиче­ски грамотный и воспитанный человек должен владеть навыками правильного поведения при общении с природой, сознательно беспокоиться о сохранении экологической ситуации в границах нормы, понимать суть основных экологических взаимосвязей, необходимость предусматривать последствия влияния человека на природу, способы оптимизации этого взаимодействия. Научно-экологические знания должны быть активными, органически входить в сознание человека, его поведение и деятельность.

Выполнение трудовых задач в промышленном и сельскохо­зяйственном производстве, сфере обслуживания должны согласо­вываться с требованиями охраны окружающей среды, бережли­вым использованием естественных ресурсов и энергии, так как «экономично только то, что экологично».

Экологическая ответственность каждого человека должна стать частью его личной позиции, элементом целостной ориентации в окружающем мире, отношениях к людям, себе, ма­териальным природным и духовным ценностям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

2. Биология: Справочные материалы / Под ред. Д. И. Трайтака.М., 1988.

3. Богоявленский Ю. К., Улиссова Т. П., Яровая И. М., Ярыгин В. Н. Биология / Под ред. В. Н. Ярыгина. — М.: Медицина, 1985.

4. Готовимся к экзамену по биологии / Под ред. А. С. Батуева. М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.

5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990.

6. Заяц Р. Г. Биология для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская, В. М. Стамбровская. — 5-е изд., стер. — Мине»: Выш. шк., 2001.

7. Каменский А. А, Соколова Н. А., Титов С. А. Биология. Отве­ты на вопросы. Теория и примеры решения задач. — М., 1998.

8. Кемп П.,Апмс К. Введение в биологию. — М., 1988.

9. Ковалева Н. Е., Шевчук Л. Д., Щуренко О. Я. Биология для подготовительных отделений медицинских институтов. — М., 1986.

10. Мамонтов С. Г. Биология для поступающих в вузы. — М.: Высш. шк., 1992.

11. Общая биология: Учебник для 10—11 классов школ с уг­лубленным изучением биологии / Под ред. А. О. Рувинского. М., 1993.

12. Павлов И. Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология: По­собие-репетитор для поступающих в вузы. — Ростов-на-Дону, 1997.

13. Пособие по биологии для поступающих в вузы/ Н. А. Лемеза, М. С. Морозик, Е. И. Морозов и др. — Минск, 1993.

14. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т.: Пер. с англ. — М.: Мир, 1990.

15. Сапин М. Р., Билич Г. Л. Анатомия человека: Учеб. для студ. биол. спец. вузов. — М.: Высш. шк.,. 1989.

16. Слюсарев А. А., Самсонов А. В., Мухин В. Н. Биология / Под ред. В. А. Мотузного. — 2-е изд., перераб. и доп. — Выща шк., 1990.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Date: 2015-12-13; view: 560; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию