Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология структурирования и логической обработки учебного материала по русскому языку





 

Предлагаемая разработка технологии структурирования учебного материала ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям.

Роль структурирования учебного материала при подготовке его к изучению очень велика: непонимание структуры материала – одна из причин его формального изучения, недостаточной культуры знаний. У многих учащихся, например, отсутствует обобщенное представление о структуре орфографии. Они не могут соотнести ее с грамматикой, фонетикой и лексикой. Так, правила правописания приставок и корней соотносят нередко не со структурой слова (т. е. его морфемным строением), а с морфологией. Отсюда – рассуждения типа: «Превосходный – пишу приставку пре-, так как это прилагательное обозначает высшую степень качества». На вопрос о том, какую приставку следует писать в наречии, образованном от этого же слова (превосходно), ученик не может дать четкого, обоснованного ответа.

Отсутствие структурного видения проявляется и в том, что многие теоретические понятия оказываются неработающими даже на завершающем этапе обучения. Например, ученик, изучивший к концу седьмого класса весь материал по орфографии, не может выделить ее основных понятий, не знает, в чем сходство и различие между понятиями «орфограмма» и «орфографическое правило», не может установить иерархии орфографических и языковых понятий и т. п. Таким образом, отсутствие структурных знаний препятствует четкости понимания сложных явлений не только общелингвистического, но и чисто орфографического характера, а кроме того, порождает смешение взаимосвязанных правил, конкурирующих написаний и в результате – орфографическую неграмотность. Поэтому эффективность работы по обучению русскому языку во многом определяется способами формирования в сознании учащихся представления о логической структуре изучаемого материала. Особое значение имеет разработка технологии структурирования учебного материала и схематизации выявленных в нем структурных отношений с помощью средств наглядности и моделирования, ориентированных на формирование правильных и четко дифференцированных обобщений.

При подготовке к структурированию необходимо вначале решить две основные задачи: 1) определить объем материала для целесообразного его объединения; 2) привести форму описания модели в соответствие с характером изучаемого материала и познавательными возможностями учащихся. Необходимо также проанализировать взаимосвязанные темы и определить линии обобщения. Затем выделяются группы наиболее близких по дифференцирующим признакам правил, образующих систематизирующие блоки учебного материала, и определяются способы его графической фиксации применительно к этапам работы над темой.

Общую структуру темы нужно представлять так, чтобы последовательность анализа материала давала учащимся возможность самим добывать знания на основе переноса, осознавать не только материал, но и процесс его усвоения. В результате логической обработки материала и установления рациональной последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний и рациональных способов деятельности.

Фиксация логических структур учебного материала может осуществляться разнообразными способами (схема, таблица, модель, формула, блок и др.).

Покажем один из возможных вариантов технологии структурирования и логической обработки грамматического и орфографического материала на примере темы «НЕ слитно и раздельно с различными частями речи».

Отметим вначале, что при структурировании знаний по орфографии и определении рациональной последовательности в изучении материала особенно важным представляется выбор стержневого понятия или базовой темы как системообразующего фактора. Так, при изучении обобщающего правила о слитном и раздельном написании не с частями речи в качестве систематизирующей (опорной) будет тема «НЕ слитно и раздельно с именами существительными», которая должна изучаться в 5 классе первой (вместо темы «НЕ с глаголом») как базовая и наиболее пригодная для дальнейшего обобщения учебного материала. Наиболее общими носителями информации для стержневого уплотнения знаний здесь выступают три основных дифференцирующих признака, определяющих слитное и раздельное написание не с существительными, прилагательными и наречиями, где наблюдается полное совпадение орфографических правил, а также с глаголами и деепричастиями (в меньшей мере с причастиями), где названные правила совпадают частично.

Первые сведения о правописании не слитно и раздельно целесообразно давать на материале базовой темы, где частные правила представляют собой основные варианты, на основе которых путем переноса знаний наращиваются обобщенные правила, касающиеся других частей речи и форм глагола. Процесс структурирования учебного материала по данной теме в нашем варианте осуществляется в три этапа.

Чтобы была ясна технология его структурирования, опишем каждый из этапов более детально.

Первый этап – построение сводной таблицы правил по теме.

Второй этап – объединение учебного материала в блоки на основе условий выбора написаний (в соответствии с расположением материала в школьных учебниках).

Структурный анализ данной таблицы наглядно показывает, что при таком расположении материала нет достаточных оснований для его блоковой подачи на основе сквозного (стержневого) обобщения орфографических правил.

Сходный материал, как видно, прослеживается в ней с большим трудом, так как общие правила и дифференцирующие признаки разбросаны, оторваны друг от друга, что, безусловно, может вызвать у некоторых учащихся, особенно слабых, большие затруднения в восприятии материала и отрицательно повлиять на его усвоение. Поэтому следующая задача состоит в том, чтобы построить такую структурную таблицу, в которой части речи, имеющие одинаковые правила написания частицы и приставки не, были расположены непосредственно друг за другом. При этом обобщение материала будет осуществляться на основе дифференцирующих признаков сходных орфографических правил.

Третий этап – определение линий обобщения (по вертикали) и перегруппировка учебного материала с целью сближения сходных правил для стержневого (сквозного) обобщения материала (по горизонтали).

В данную структурную таблицу внесены весьма существенные изменения. Так, тема «НЕ с существительными» поставлена на первое место, хотя изучается она на более позднем этапе (в 5 классе изучается «НЕ с глаголами», а «НЕ с существительными» – лишь в 6 классе).

Чем же вызвано такое перемещение материала в рамках приведенной выше структурной таблицы? Оно объясняется прежде всего спецификой самой орфографической темы, которая по содержанию основных правил правописания не с существительными фактически является базовой для усвоения последующего сходного материала, особенно для изучения слитного и раздельного написания не с прилагательными и наречиями на о, е, где все условия выбора написания фактически полностью совпадают.

В частности, в теме «НЕ с существительными» выделяется три правила правописания.

НЕ с существительными пишется слитно:

1 – если слово не употребляется без не;

2 – если слово с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением;

3 – не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а.

Такие же правила содержатся и в темах «НЕ с прилагательными» и «НЕ с наречиями на – о, – е». Правда, влияние слов: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, совсем не в этой теме, к сожалению, не рассматривается.

Эти слова (как условие раздельного написания не с частями речи) приводятся лишь при изучении правописания не с прилагательными и с наречиями на – о, – е, хотя в соответствии с орфографическими нормами современного русского письма влияние указанных слов распространяется, как известно, и на раздельное написание не с существительными. Это позволяет включить данный пункт в основные правила правописания не с существительными, чтобы, объединив их с прилагательными и наречиями на – о, – е, получить завершенный цикл общих условий выбора написаний по всем трем темам (1-й блок).

Таким образом, включение четвертого пункта в основные правила употребления частицы (приставки) не с существительными не только дополнило таблицу, но и привело к более стройному, последовательному и наглядному расположению всего материала в ней, систематизировало правила. Кроме того, включение четвертого пункта в основные правила написания не с частями речи на более раннем этапе (при изучении темы «НЕ с существительными») позволит ученику полнее и глубже усвоить систему правил, так как расположение сходного материала становится более обозримым и логичным, более последовательным и обобщенным.

Необходимо также отметить, что и саму тему «НЕ с существительными» следовало бы перенести в 5 класс, ибо, как было уже сказано выше, она является базовой для данной системы правил. К тому же изучение частей речи в 5 классе начинается с имени существительного, что значительно облегчает решение этой проблемы.

Что касается наречий, которые встали в структурной таблице после существительных и прилагательных (в ныне действующих учебниках наречие изучается в 7 классе и завершает систему самостоятельных частей речи), то они не только не нарушают логики построения материала, а скорее поддерживают ее. В условиях блоковой подачи материала тему «НЕ с наречиями на – о, – е» можно дать в плане опережения, на основе переноса знаний о слитном и раздельном написании не с существительными и прилагательными, где, как уже отмечалось, наблюдается полное совпадение правил.

В данной структурной таблице четко просматриваются еще два блока правил:

– не с глаголами и деепричастиями, где тоже наблюдается полное совпадение условий выбора написаний (2-й блок);

– не с причастиями – тема, стоящая как бы особняком и имеющая как общие, так и свойственные только ей правила слитного и раздельного написания не (3 блок).

Темы «НЕ с глаголами» и «НЕ с деепричастиями» (2-й блок) можно ввести одновременно. При этом учитель дает в опережающем (практическом) плане некоторые сведения о деепричастии. (См. описание сценариев уроков по данной обобщенной теме.)

Место причастия в таблице (после наречия и перед глаголом) объясняется спецификой данного правила. Причастие тесно связано как с первым, так и со вторым блоком правил: с одной стороны, – с глаголом и деепричастием, так как причастие – глагольное образование, а с другой, – с существительным, прилагательным и наречием, так как имеет с ними сходные правила написания частицы и приставки не.

Эта тема, хотя и занимает в таблице промежуточное место, не может (в отличие от наречия) изучаться раньше глагола. Поэтому она выведена в 3-й блок, и урок по данной теме (и заполнение таблицы) будет проводиться после изучения глагола (в соответствии с расположением материала в учебнике).

Следует особо подчеркнуть, что последовательность в расположении учебного материала в таблице не всегда совпадает с последовательностью его изучения, которая может варьироваться в зависимости от конкретных условий обучения. К тому же структурирование учебного материала на основе дифференцирующих признаков оказывает положительное влияние не только при блоковой подаче материала, но и в условиях обычной методики, т. е. при линейном изучении отдельных орфографических тем и поэтапном заполнении сетки таблицы, структура которой дается учащимся заранее при изучении первой темы.

Однако основная функция структурной таблицы состоит в том, чтобы упорядочить сходный материал, разбросанный в разных параграфах, а то и в разных учебниках русского языка, наметить сквозные линии для обобщения, создать надежную опору для блоковой подачи взаимосвязанных тем, обеспечить условия для системного усвоения материала, в том числе и на основе переноса знаний.

Ценность структурирования взаимосвязанных тем заключается не только в объединении сходного материала (в нашем случае определены три блока правил), но и в четком выделении сквозных (стержневых) линий для обобщения на основе сходных дифференцирующих признаков орфографических правил, наглядно представленных в структурной таблице. Например, таблица показывает, что слитное написание слова с не, если оно без не не употребляется, распространяется на все части речи; раздельное написание слова с не, если есть противопоставление с союзом а, – существительные, прилагательные, причастия, наречия. Кроме того, некоторые темы могут изучаться на одном лексическом материале (например, существительные, прилагательные, наречия), при этом существуют реальные условия для переноса уже имеющихся у учащихся знаний на усвоение нового материала (см. таблицу на с. 116 – неряха, неряшливый, неряшливо и др.).

Данная таблица может быть использована на всех уроках, посвященных теме «НЕ с частями речи и формами глагола», как эффективное средство системного, обобщенного усвоения и повторения материала и при подготовке к экзамену.

 

 

Date: 2015-12-13; view: 660; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию