Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средства выразительности речи
Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому‑либо признаку, основанное на их сходстве. Сравнение может быть выражено: – при помощи использования союзов (как, словно, точно, будто, как будто, подобно, чем): Я в умиленье, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя! (А.С. Пушкин);
– формой творительного падежа: И сеть, ложась на песок тонкой сквозной тенью, шевелится, непрерывно растет новыми кольцами (А.С. Серафимович); – с помощью слов типа похожий, подобный: Богатые не похожи на нас с вами (Э. Хемингуэй); – с помощью отрицания: Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. (С.А. Есенин);
– сравнительной степенью прилагательного или наречия: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. (А.С. Пушкин)
Метафора – это перенос названия (свойств) одного предмета на другой по принципу их сходства в каком‑либо отношении или по контрасту. Это так называемое скрытое (или сокращенное) сравнение, в котором союзы как, как будто, словно … отсутствуют. Например: пышное золото осеннего леса (К.Г. Паустовский). Разновидностями метафоры являются олицетворение и овеществление. Олицетворение – это изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами, чертами живых существ. Например: И костер, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами на выступавший на секунду из темноты обрыв (А.С. Серафимович). Овеществление – это уподобление живых существ неодушевленным предметам. Например: Передние ряды задерживались, задние становились все гуще, и текучая людская река останавливалась, как в молчании останавливаются шумные воды, прегражденные в русле своем (А.С. Серафимович). Метонимия – это перенос названия с одного предмета на другой на основе ассоциативной смежности этих предметов. Например: Вся гимназия бьется в истерически судорожных рыданиях (А.С. Серафимович). Синекдоха (разновидность метонимии) – это способность слова называть и целое через его часть, и часть чего‑либо через целое. Например: Мелькали черные козырьки, сапоги бутылкой, пиджаки, черные пальто (А.С. Серафимович). Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее какой‑либо признак (свойство) предмета или явления, являющееся в предложение определением или обстоятельством. Эпитет может быть выражен: – прилагательным: Капустная синяя свежесть. И красные клены вдали. Последняя кроткая нежность Притихшей осенней земли. (А. Жигулин);
– существительным: Тучки небесные, вечные странники (М.Ю. Лермонтов); – наречием: И сладостно шумят полуденные волны (А.С. Пушкин). Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления. Например: Тротуарные вихри мчали самих преследователей так сильно, что они иной раз перегоняли свои головные уборы и приходили в себя только приткнувшись к ногам бронзовой фигуры екатерининского вельможи, стоявшего среди площади (И. А. Ильф, Е.П. Петров). Литота – это художественный прием, основанный на преуменьшении каких‑либо свойств предмета или явления. Например: Долго сидят крохотные игрушечные люди под белыми горами у самой воды, а у деда шевелятся сердито брови, шершавые усы (А.С. Серафимович). Аллегория – это иносказательное выражение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Например: Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громкокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. (Ф. И. Тютчев)
Ирония – это иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте речи приобретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение. Например: «Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!» (И.А. Крылов)
Оксюморон– это парадоксальное словосочетание, в котором предмету или явлению приписываются противоречивые (взаимоисключающие) свойства. Например: Дидро был прав, когда говорил, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (К.Г. Паустовский). Перифраз – это замена слова иносказательным описательным выражением. Например: Прямой долг обязывал нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара‑Бугаз) (К.Г. Паустовский). Антитеза – противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов. Например: Я все имел, лишился вдруг всего; Лишь начал сон … исчезло сновиденье! (Е. Баратынский)
Повтор – это неоднократное употребление одних и тех же слов и выражений. Например: Мой друг, мой нежный друг … люблю … твоя … твоя!.. (А.С. Пушкин). Разновидностями повтора являются анафора и эпифора. Анафора (единоначатие) – это повторение начальных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например: Ты полон весь мечтою необъятной, Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский)
Эпифора – это повторение конечных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например: Земного счастья мы не ценим, Людей привыкли мы ценить; Себе мы оба не изменим, А нам не могут изменить. (М.Ю. Лермонтов)
Градация – это особая группировка однородных членов предложения с постепенным нарастанием (или убыванием) смысловой и эмоциональной значимости. Например: И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (А.С. Пушкин)
Параллелизм – это повтор типа смежных предложений или словосочетаний, при котором совпадает, хотя бы частично, и порядок следования слов. Например: Без вас мне скучно, – я зеваю; При вас мне грустно, – я терплю … (А.С. Пушкин)
Инверсия – это нарушение общепринятого порядка слов в предложении, перестановка частей фразы. Например: Там некогда в горах, сердечной думы полный, Над морем я влачил задумчивую лень … (А.С. Пушкин)
Эллипсис – это пропуск отдельных слов (обычно легко восстанавливаемых в контексте) для придания фразе дополнительного динамизма. Например: Реже и реже перевозил Афиногеныч богомольцев. По целым неделям – никого (А.С. Серафимович). Парцелляция – художественный прием, при котором предложение интонационно делится на отдельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Например: Они даже не взглянули на приведенного, одного из тысяч здесь перебывавших. Обыскали. Произвели измерения. Записали приметы (А.С. Серафимович). Риторический вопрос (обращение, восклицание) – это вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. Его функция – привлечение внимания, усиление впечатления. Например: Что в имени тебе моем? (А.С. Пушкин) Бессоюзие – намеренный пропуск союзов для придания речи динамичности. Например: Приманивать изысканным убором, Игрою глаз, блестящим разговором … (Е. Баратынский)
Многосоюзие – это сознательное повторение союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами. При этом подчеркивается смысловая значимость каждого выделенного союзом слова. Например: И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. (А. С. Пушкин)
В качестве средств, усиливающих выразительность речи также используются фразеологизмы, синонимы и антонимы. Фразеологическая единица, или фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое функционирует в речи как неделимое с точки зрения значения и состава выражение: лежать на печи, биться как рыба об лед, ни днем ни ночью. Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие по смыслу. Виды синонимов: – общеязыковые: смелый – храбрый; – контекстуальные: Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. (А.С. Пушкин)
Антонимы – это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Виды антонимов: – общеязыковые: добрый – злой; – контекстуальные: Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. (А.С. Пушкин)
Как известно, значение слова точнее всего определяется в контексте речи. Это позволяет, в частности, определять значение многозначных слов, а также разграничивать омонимы (слова одной и той же части речи, совпадающие по звучанию или написанию, но имеющие разные лексические значения: вкусный плод – надежный плот, брак в работе – счастливый брак).
|