Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Социоисторические условия развития анимации в начале XX века





Анимационные фильмы с 1913 года стали появляться на киноэкранах с завидной регулярностью. Анимация постепенно переставала быть операторским трюком и становилась самостоятельным искусством, с присущим ему художественным языком, использующим свои, отличные от игрового кино, образно-выразительные средства.

Анимация в этот период являла собой весьма неоднозначную форму зрелища, существующую в реалиях культурного процесса. По мнению А. Мартина, анимация тогда была подобна «кипящему горшку»[275], в котором происходили сложные процессы её развития. Эти процессы были связаны, с одной стороны, с её становлением как самостоятельного вида кинопромышленности[276]; с другой, с теми поисками, которые велись в художественно-эстетической области, повлиявшей на особенности её развития в последующие периоды. Тем самым, анимация середины 1910-х и начала 1920-х годов являла собой сложный и интересный этап, представляющий своеобразный «органический питательный бульон», в котором формировались характер и основные черты национальных аниматографических школ, получивших своё дальнейшее развитие на всем протяжении ХХ века.

Развитие анимации в Америке, Европе, России и других странах шло различными темпами в силу целого ряда социально-исторических, экономических и культурно-эстетических причин.

В качестве одной из них можно назвать распространение идей и философии авангарда, нашедших воплошение во всех областях искусства. Особенно ярко это проявилось в культуре и искусстве европейских стран и России. В кинематографе идеи авангарда стали всё отчетливее прослеживаться после Первой мировой войны. Именно они влияли на формирование основополагающих тенденций в европейской и советской анимации на протяжении 20-30-х годов. Нельзя сказать, что в американской анимации эти идеи не нашли своего отклика, но их практическое воплощение приходится на более поздний период. Развитие американской авангардной анимации явилось скорее следствием или реакцией на опыт европейского киноавангарда. В этой связи интересен и парадоксален тот факт, что такие яркие представители киноавангарда, как Мэн Рей и Дадлей Мёфи нашли свою творческую реализацию в практике европейского авангарда, приехав в Париж из Америки. При этом Мэн Рей свою творческую карьеру начал ещё в Америке, когда в конце 10-х годов, экспериментируя с фотосъёмкой, открыл для себя приём бескамерной анимации, получивший название рейографии[277].

К наиболее важным факторам социально-исторического и экономического характера, определившим неоднозначность развития анимации, относятся события, вызванные Первой мировой войной и её последствиями.

Начавшаяся война в Европе резко повлияла на развитие кинематографа и расстановку сил на кинорынке, вызвав существенные преобразования не только в жанрово-тематическом плане, но и в системе производства. Для игрового кинематографа ряда стран, их вступление в Первую мировую войну явилось неким положительным фактором. Например, для русского дореволюционного кинематографа вступление России в войну рассматривалось как его современниками, так и последующими теоретиками истории кино[278] как положительный момент. Прежде всего, это соотносилось с преобразованием русского дореволюционного кинематографа, с «таким замечательным явлением, как зарождение русской кинематографической промышленности в полном и истинном значении этого слова»[279], а также с ростом патриотических настроений общественного сознания, определяющих характер зрительских ожиданий и самоопределение национального киноэкрана. В это время появляются фильмы нового жанрового направления, такие, как агитационно-пропагандистские ленты. На фоне подъема игрового кинематографа развитие анимации не выглядело столь убедительным. Например, в России с уходом Вл. Старевича со студии Ханжонкова и работой его для кинематографического отдела при Скобелевском комитете, почти не снимались анимационные ленты, исключение составила «Лилия Бельгии» и пара фильмов, где присутствовали анимационные эпизоды.

Неоднозначно развивалась анимация и во Франции. Вернувшийся во Францию из Америки Э.Коль с трудом смог найти себе работу в области анимации, несмотря на то, что его фильмы предыдущих лет были достаточно известны и пользовались прокатным успехом. Не менее сложным было положение других французских режиссеров, таких как де Лортак и О’Галоп. На развитие французской анимации военные события оказали негативное влияние. После окончания войны она ещё долго не могла восстановиться. В других странах ситуация сложилась иначе.

Участие Англии и Германии в Первой мировой войне во многом способствовало развитию анимационной промышленности этих стран. Британские кинопромышленники получали государственное финансирование для выпуска анимационных агитационных и антивоенных фильмов. Благодаря этой поддержке в Англии в сравнительно короткий срок был налажен выпуск анимационных фильмов, и сформировалась достаточно крепкая школа анимации. Несколько иначе в этот период шло становление анимации в Германии. Её изоляция стимулировала развитие кинопроизводства, для которого со всей центральной Европы приглашались художники и режиссеры. Многие из тех, кто в это время пришел в кино, был связан с авангардным искусством. Их новационные взгляды на кино как на область нового искусства способствовали формированию идей европейского киноавангарда. Для их опытов была создана студия художественных и научных фильмов, при которой существовал эксперементальный отдел, занимающийся анимацией и получивший название института культурных исследований. Немецкая анимация стала развиваться, с одной стороны, как часть экспериментального кино, а с другой стороны, как научно-техническая и рекламная область. Это привело к появлению мощной школы авангардной анимации в Германии, повлиявшей на развитие всего европейского киноавангарда.

Война изменила само отношение к анимации, причём не столько со стороны общественного сознания, сколько со стороны самих кинематографистов. Особенно хорошо эти изменения видны на примере европейской анимации. Она перестала восприниматься творческой интеллигенцией только как операторская уловка или развлекательно-трюковой фильм. В годы войны кинематографисты увидели в анимации эффективное средство создания антивоенных и пропагандистских лент, столь же образное и выразительно ёмкое, как сатирическая журнальная карикатура. В выпуске анимационных лент данной жанровой направленности была заинтересованность со стороны государства. Впервые за историю анимации государство создавало выгодные условия для студий, производящих подобную продукцию, и даже выделяло финансовые средства на выпуск таких фильмов. Заинтересованность в анимационной продукции и поддержка кинематографистов со стороны государства способствовали развитию анимации. Однако с завершением военной кампании необходимость в подобных лентах отпала и в развитии европейской анимации все отчётливее проявлялись черты кризиса. Одним из существенных факторов, тормозивших её развитие, стало заполнение европейских кинорынков американской кинопродукцией.

Во время военных действий в Европе американская анимация оказалась в иных, более выгодных социально-экономических условиях, способствующих её активному развитию как кинопромышленности. Во-первых, начавшиеся военные действия привели к тому, что достаточно большое количество художников и кинематографистов эмигрировало в Америку. Большинство студий, — особенно во Франции, в Норвегии и Дании, — закрывались, их сотрудники увольнялись, а помещения переоборудовались под военные нужды. Во-вторых, крупные кинопроизводители, например, Ш. Патэ и Л. Гомон, сокращали производственные мощности в Европе и переводили свои активы в более спокойные районы. В основном они инвестировали средства в стремительно развивающуюся американскую кинопромышленность[280].

Успешному развитию американской анимации способствовали и внутренние национальные интересы в области культуры, в которой доминирующее положение занимали визуальные формы. Интерес общественного сознания к анимации и восприятие её как зрелищной развлекательной формы был в определенной степени подготовлен, с одной стороны, традициями комиксной культуры, а с другой, тем небывалым успехом, который сопровождал уже появлявившиеся ленты С. Блэктона, Э. Коля и особенно У. Мак-Кея. Анимация, представляемая У. Мак-Кеем как область, расширяющая возможности искусства комикса и как средство личного выражения, в течение всего нескольких лет стала одним из популярных развлечений и кинематографическим продуктом, создаваемым в условиях «конвейерного» производства.

Date: 2015-12-12; view: 998; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию