Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура публичной речиПлан 1. Основные этапы подготовки к выступлению. 2. Композиция публичной речи.
Публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений – общественно-политических, культурных, юридических, экономических и др. Главная функция публицистического стиля – воздействующая. Языковые средства данного стиля используются, прежде всего, для того, чтобы оказать желаемое воздействие на разум и чувства адресата, настроить его определенным образом, убедить или разубедить в чем-либо. Публицистический стиль реализуется в двух основных разновидностях речи: устной и письменной. Устная разновидность осуществляется в публичных выступлениях и получила название ораторского искусства. Письменная разновидность используется в периодической печати, общественно-политической литературе и нередко называется газетно-публицистическим стилем. Таким образом, можно сказать, что в рамках публицистического стиля существует два подстиля: устная публичная речь – ораторское искусство и письменная публичная речь – газетно-публицистический подстиль. Мы уделим основное внимание рассмотрению устной публичной речи и ее высшей форме – ораторскому искусству. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения убедительных и красочных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимом является слово риторика и русское красноречие. Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов, и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль для преподавателей, политиков, прокуроров, адвокатов, менеджеров и представителей многих других профессий. Большое значение она может иметь и в различных областях повседневной жизни, так как знание законов и приемов построения монологического высказывания является надежным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием и позволяет эффективно защищаться от них. Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы. 1) инвенция - создание речи (выбирается тема, определяются цели выступления); 2) диспозиция - построение речи (обдумывается и структурируется материал, связываются детали); 3) элокуция - языковое оформление речи (осуществляется первая редакция ключевых слов, осуществляется стилистическое оформление главной части, происходит окончательная редакция текста); 4) меморио – запоминание речи (мысленно осваивается написанный текст); 5) акцио - произнесение речи (осуществляется подготовка к непосредственному произнесению подготовленных речей). 1. Подготовка к выступлению начинается с выбора темы, которая должна быть ясной и представлять несомненный интерес для слушателей. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Заглавие должно отражать суть проблемы в лаконичной форме и носить рекламный характер: привлекать внимание и затрагивать интересы аудитории. Затем необходимо конкретизировать цель выступления как для себя, так и для всей аудитории. Цели могут быть общими или конкретными в зависимости от особенностей аудитории, для которой готовится речь. Необходимым элементом подготовки является оценка состава аудитории. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав (рабочие, учителя, инженеры и т. п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории, в отдельных случаях - вероисповедание. Но самое главное — однородность или неоднородность слушателей по всем параметрам. Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Необходимо обращать внимание на настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом. Следующий этап работы – подбор материала. Его источниками могут являться научная и художественная литература, справочники, энциклопедии, словари, газеты и журналы, официальные документы, интернет-сайты, материалы СМИ. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты. 2. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина — самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы. Следующая часть композиции — вступление. Оно психологически подготавливает слушателей к содержанию выступления и вводит в процесс его восприятия. Это может быть цитата, вопрос, впечатляющая статистика, необычные сведения и факты. Вступление содержит несколько аспектов: психологический — закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный — описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование); концептуальный — указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Здесь нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоции, чтобы нужным образом повлиять на аудиторию, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Оратор пользуется здесь фактами, логичными доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры и т. д. Это основная часть, и ее следует отрабатывать наиболее тщательно. «Конец — всему делу венец» — гласит народная мудрость. И действительно, в заключении речи могут, во-первых, подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи; во-вторых, кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; в-третьих, на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи. Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки во многом зависят от темы, материала, времени, слушателей, вида и рода выступления и т. д. Работая над композицией, следует помнить, что ораторская речь должна обладать рядом несомненных достоинств, среди которых, с одной стороны, строгая последовательность изложения, связанность, соподчиненность, согласованность всех ее частей, с другой — индивидуальность и глубина мысли. После завершения речи могут быть заданы вопросы. Это наиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретического положения, с желанием получить какие-либо дополнительные сведения или разъяснение содержания, с позицией оратора и т. д. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе аудитории к выступлению. Концовка или вступление могут содержать этикетные формулы, специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания общения в избранной тональности, передачи другой информации. Существуют формулы официальные (товарищи, товарищи судьи, граждане, дамы и господа, господа, коллеги), неофициальные (разрешите на сегодня закончить, позвольте обратить ваше внимание, я позволю себе начать, позволю себе утверждать, позвольте сейчас же ответить на ваши вопросы) и эмоциональные (друзья, дорогие друзья, мне было очень приятно выступить перед вами, я хочу поблагодарить вас за внимание, благодарю вас). 3. Разумеется, оратору нужно тщательно работать над культурой своей речи, он должен стремиться говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету, то есть должен знать и уметь пользоваться коммуникативными качествами речи. 4. Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического и экономического содержания. Другие виды речей произносят. 5. Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение, темп речи, громкость голоса. Выдвигают следующие требования к поведению говорящего: демонстрировать обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность и др.
|