Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура научной речиПлан 1. Особенности научного стиля. 2. Композиция научных текстов. 3. Виды научных тестов.
Основной общественной сферой функционирования научного стиля является сама наука. В европейской культуре формирование научного стиля началось еще в античную эпоху, в работах Пифагора, Архимеда, Аристотеля и других великих ученых. Формирование языка русской науки относится к первой трети XIII века – периоду деятельности Российской академии, которая в этот исторический отрезок опубликовала ряд своих трудов на русском языке. На основе научного стиля создаются научные тексты. Под научными текстами, прежде всего, понимают произведения, которые появляются в результате научных исследований, изысканий, теоретических обобщений и разработок и публикуются с целью информировать ученых или специалистов высшей квалификации о последних достижениях науки и техники. Предметом содержания научных текстов является сама наука, ее идеи, факты, законы и категории, добытые или открытые учеными в результате экспериментов, наблюдений, теоретических изысканий. Содержательная сторона предъявляет свои требования к форме существования научной речи. Исконная форма существования научной речи письменная, и это не случайно. Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию (а именно этого требует наука, отражающая стабильные связи мира). Во-вторых, она более удобна и надежна для обнаружения малейших информативных неточностей и логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины. В-третьих, письменная форма экономична, так как дает адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия. Так, например, научный доклад, который в устном выражении занимает 40 минут, хорошо подготовленным в данной области адресатом может быть воспринят в письменной форме за 5 минут (чтение «по диагонали»). Наконец, в-четвертых, письменная форма позволяет обращаться к информации многократно и в любое время, что также очень важно в научной работе. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все служит достижению конечной цели и прежде всего - композиция, но при этом отбрасываются эмоции, многословие, многозначность, подтекст. Его красота - это изящество аргументации, простота и логичность построения. В научном тексте выделяют следующие части: заголовок, вводная часть, основная часть, которая членится на главы в соответствии с задачами работы, и заключение. Все материалы, не являющиеся важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Во введении обосновывается актуальности выбранной темы. Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы. Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием. Каждая новая мысль основной части оформляется в новый абзац. Важную функцию выполняет заключение, имеющее форму выводов. Это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные достижения, указывается практическая польза исследования. Научные тексты бывают первичными и вторичными. Первичные - это первоисточники, оригиналы. К ним относятся, например, научная статья, монография. Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография - научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса. В эту группу жанров - оригинальных сочинений исследовательского характера – можно включить курсовую и дипломную работу. Их цель - выявить навыки самостоятельной научной работы студента. Требования к курсовой работе: актуальность тематики, изучение и анализ научной литературы по предмету исследования, изучение и анализ истории проблемы, проведение самостоятельного исследования, характеристика, описание анализа опытов, обобщение результатов исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций, культура оформления. Курсовая работа должна содержать глубокое и четкое изложение поставленных вопросов простым литературным языком с употреблением терминов. Объем курсовой работы – 35 — 40 печатных страниц. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, главы, заключение, литература, список приложений (возможны варианты). Для курсовой работы обязательна ее защита на кафедре. Самый главный труд, итог всех лет обучения - это дипломная работа. Ее написание - последний, завершающий этап обучения в вузе. Она является формой итогового контроля знаний и умений студента. Структура дипломной работы следующая: титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения. Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. сжатие). С помощью компрессии текст становится меньше по объему, в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Итак, сжатое изложение может быть представлено в виде конспекта, аннотации, рецензии или реферата. Конспект - письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал. Аннотация(лат. заметка) - краткая характеристикасодержания статьи, книги. Основные требования, предъявляемые к аннотации, - это краткость и информативность, но в таком своем качестве, которое с наибольшей точностью передаст содержание научного произведения. Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация не должна содержать никакой оценочной лексики, для её написания используются клишированные обороты (в работе описаны…, рассматриваются вопросы…, дается характеристика…, в работе нашли отражение проблемы…, статья рекомендуется, предназначена..). В практике вуза аннотация используется при написании дипломного проекта. Реферат(лат. доказывать, сообщать) - краткое изложение научной работы. Цель реферата, по словам М.В. Ломоносова, в том, «чтобы схватить новое и существенное в сочинении». Реферирование представляет собой творческий процесс, включающий осмысление исходного текста и аналитико-синтетическое преобразование информации (описание текста, целевое извлечение наиболее важной информации, ее перераспределение и создание нового текста). Выделяются следующие основные признаки реферата: – полная зависимость содержания реферата от содержания реферируемых источников; – точное изложение без субъективных взглядов и субъективной оценки; – постоянство структуры: вводная часть с библиографическим описанием, собственно реферативная часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называется основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы; – ограниченный объем (около 200-300 слов). Рецензия (лат. рассмотрение) - письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы). В структуру рецензии входят: введение, указывающее на проблемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему; автор статьи - известный ученый), характеристика, краткое содержание (статья посвящена теме…, проблемам; в статье рассматриваются…, автор описывает методы…), оценочная часть - достоинства и недостатки (к достоинствам работы относятся…, необходимо отметить творческий характер исследований…), выводы (оценивая работу в целом, необходимо отметить…, следует подчеркнуть). Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи. Использование устной формы (доклада, лекции) требует строгой ее кодификации. Лекция – это монологический способ изложения учебного материала, обеспечивающий взаимодействие педагога со студентом. Педагог, читающий лекцию, несет живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информацию. Он выступает и как ученый, добывающий это знание, и как оратор, его пропагандирующий, и как воспитатель, чувствующий аудиторию и стимулирующий развитие личности. Лекция выполняет ряд функций: информационную, мотивационную (развитие интереса к науке, познавательных потребностей), организационно-ориентационную (советы по научной организации познавательной работы, ориентация в первоисточниках), профессионально-воспитательную (воспитание профессионального призвания, профессиональной этики, развитие специальных способностей), методологическую (образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза), оценочную и развивающую (формирование мыслительных умений, чувств, отношений, оценок). Реализация указанных функций позволяет осуществлять на лекции разностороннее воспитание студентов. Доклад – публичное сообщение или развернутое, аргументированное, подробное изложение какой-то новой темы. В научной сфере доклад относится к устным жанрам, но, как правило, имеется письменный текст, который зачитывается, например, на конференции.
|