Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения. Задание 1.Прочитайте вслух приведенные ниже слова





Задание 1. Прочитайте вслух приведенные ниже слова. Укажите, какие слова можно произносить в соответствии с нормой с [шн], а какие — с [чн]. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем.

Булочная, взяточник, горчичники, Ильинична, конечно, лодочник, сердечный, скворечник, скучно, яичница, Никитична, молочный, подсвечник, прачечная, сливочный, яблочный, Наталья Кузьминична, двоечник, командировочный, гречневый, копеечный, спичечный, нарочно, нечто, ничто, чтобы, что-нибудь, не за что, пшеничный, справочный, отлично.

 

Задание 2. Распределите приведенные ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произнесения согласного перед [е]. Для справок используйте орфоэпические словари русского языка. Составьте предложения с подчеркнутыми словами.

Реликвия, реквием, бассейн, крем, детектив, пюре, индекс, теннис, фанера, темп, дефис, терапевт, дебаты, лотерея, рейд, бутерброд, лазер, берет, панель, сервис, термос, кузен, сонет, реле, экспресс, депо, демонтаж, декан, сессия, агрессия, тенденция, термин, музей, рейс, менеджер, компьютер, тест.

 

Задание 3. Прочитайте вслух следующие слова, следя за правильной постановкой ударения.

А. Квартал, каталог, нефтепровод, обеспечение, цемент, столяр, свёкла, афера, километр, компас, щавель, договор, диспансер, алкоголь, жалюзи, хозяева, танцовщица, медикаменты, мышление, гусеница, крапива, маркетинг, процент, шарфы, банты, торты, средства.

В. Украинский, кухонный, оптовый, грушевый, избалованный, мизерный, одновременный, красивее,

С. Ходатайствовать, звонить, черпать, уведомить, углубить, облегчить, запломбировать, премировать;

Понял – поняла – поняло – поняли, принял – приняла – приняло – приняли, нанял – наняла - наняло – наняли, отозвал – отозвала – отозвало – отозвали.

Задание 4. Устраните тавтологию.

1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чув­ство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений ру­ководствуются новейшей методической литературой. 3. В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добав­лять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абоне­ментную плату за радиоточку. 6. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 7. Они стали зани­маться рисованием и нарисовали много картин.

Задание 5. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки.

1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. 3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы постоимости. 4. Деятельность центра будет способствовать дальней­шему совместному сотрудничеству между народами разных стран. 5. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. 6. При такой обработке много древесины пропадает зря. 7. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! 8. Ностальгия по родине не давала им покоя. 9. Инаугурация президента назначена на пятое ноября. на нарушения государственных законов. 10. В обществе он всегда навязывал свой моветон. 11. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета.

 

Задание 6. Устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Спектакль оказал на ребенка большое впечатление. 2. Большое внимание благоустройству города будет оказано в следующем году. 3. Первую лекцию в этом году провел молодой преподаватель. 4. Не нужно из этого факта строить проблему. 5. Продукт пользуется авторитетом у покупателей. 6. Многие предприятия в результате неправильной политики потерпели ущерб. 7. Это важный шаг, и его надо пройти. 8. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание. 9. Ущерб от разрушений описывается специалистам. 10. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

Задание 7. Из слов правой и левой колонки составьте словосочетания.

Играть, иметь, повысить, усилить, нанести, одержать, потерпеть, оказать, открыть, внести, принять, предпринять. Роль, мнение, внимание, ущерб, вклад, поражение, помощь, попытка, счет, интерес, решение, победа, значение.

Задание 8. Учитывая род существительных, составьте словосочетания «существительное + прилагательное».

1)... бра,... кашне,... простыня,... толь,... туфля,... тюль,... шампунь; 2)... кольраби,... кофе,... манго,... повидло; 3)... алиби,... бандероль,... мозоль,... пенальти, … пари,... табель,... такси; 4)... атташе,... инкогнито,... конферансье,... маэстро; 5)... иваси,... кенгуру,... лосось,...пони,... шимпанзе; 6)... Баку,... Бали,... Дели,... Килиманджаро,...Марокко,... Миссури,... Сухуми,... Тбилиси,... Чили;

Задание 9. Образуйте форму Им. п. мн. ч. следующих существительных.

Слесарь, бухгалтер, диктор, директор, договор, жемчуг, инженер, инспектор, конструктор, лектор, месяц, профессор, торт, тренер, шофер, шрифт, эксперт, доктор, инструктор, принтер, выбор, автор, трактор.

Задание 10. Употребите данные существительные в форме Род. п. мн. ч.

1. Аптекари, башкиры, болгары, грузины, казахи, монголы, осетины, татары, турки, туркмены, узбеки, хорваты, цыгане, якуты. 2. Граммы, гектары, килограммы, километры, мегабайты, сантиметры. 3. Ботинки, бутсы, валенки, гетры, гольфы, кеды, ласты, носки, сапоги, туфли, чулки. 4. Госпитали, конюшни, пекарни, кухни, таможни, деревни, рельсы. 5. Статьи, ведомости, слоги, места, жирафы, цапли, георгины. 6. Абрикосы, апельсины, баклажаны, бананы, макароны, мандарины, помидоры, томаты, торты, яблоки.

Задание 11. От приведенных ниже прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения.

Сильный, добрый, смелый, важный, теплый, умный, серьезный, просторный, тесный,, продуктивный, сухой, красивый, твердый, горький.

Задание 12. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами. Внесите в предложения необходимые изменение там, где это необходимо.

1. Из (892 участника) съезда иногородних семьсот сорок два человека. 2. К (1219 учащихся) одной школы присоединились девятьсот тридцать два учащихся другой. 3. Пароход с (850 отдыхающих) вышел в рейд. 4. Лагерь находился в (1670 километров) от границы. 5. В этот час мы покидаем льдину, пройдя свыше (2500 километров) за время дрейфа (274; сутки). 6. Летаргический сон продолжался (32; сутки). 7. Воздух был наполнен (1000 свистов).

Задание 13. Раскрывскобки,употребите нужное числительное с данным существительным.

(Две, двое) девочки, (пять, пятеро) рукавиц, (шесть, шестеро) суток, (три, трое) ножниц, (семь, семеро) мальчиков, (десять, десятеро) носков.

Задание 14. Соедините деепричастные обороты с одним из двух данных предложений.

1.Открыв дверь,... 1. а) я увидел отнюдь не простую обстановку гостиной; б) моим глазам предстала странная картина.
2. Ничуть не смутившись,... а) она быстро прошла мимо изумленных гостей; б) вся ее фигура выражала уверенность.
3. Путешествуя вторым классом,... а) сервис был замечательный; б) никто не ожидал такого прекрасного сервиса.
4. Зорко поглядывая на и попыхивая своей трубкой,... а)комиссар думал о возможных последствиях предпринятого дела; б) у него появилась прекрасная идея.
5. Приветливо кивая всем встречающимся коллегам,... а) ему хотелось сказать всем и каждому о своей неожиданной радости; б б) он думал о неожиданно свалившемся на него счастье.

Задание 15. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Проследите, какие условия определяют выбор той или иной формы.

1. Большинство людей молчало. 2. Большинство людей хотели что-нибудь сделать. 3. Подавляющее большинство слушателей показали на экзаменах глубокие знания. 4. Большинство картин художников-передвижников было воспринято как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности. 5. Ряд столов стоял в аудитории. 6. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно занимали призовые места. 7. Часть книг, журналов и газет была списана за ненадобностью. 8. Часть абитуриентов оказались выпускниками столичных математических школ.

 

Задание 16. Раскройте скобки, поставьте существительное в нужном падеже. С полученными словосочетаниями составьте предложения.

I. 1.Согласно (устав предприятия, приказ директора, постановление правительства, указ президента, желание большинства). 2. Благодаря (помощь и поддержка друзей, успешное стечение обстоятельств, забота родителей, полученные знания). 3. Вопреки (ожидания, здравый смысл, советы врача, мнение большинства, всё). 4. По (возвращение из отпуска, приезд в столицу, окончание переговоров, прибытие на конференцию).

II. Рецензия (книга, статья, спектакль). 2. Отзыв (диссертация, монография, работа). 3. Точка зрения (события, происходящее). 4. Вклад (развитие, искусство, наука). 5. Заведующий (кафедра, отдел).

Date: 2015-12-13; view: 3677; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию