Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация выступлений с точки зрения их основной цели. 4 page





При выступлении равно недопустимы как высокомерие, менторский (поучающий) тон, неуважение к аудитории, так и заискивающий тон, робость, самоуничижительные замечания («я, конечно, понимаю, что ничего нового и интересного я вам не скажу...»). Уверенность оратора в себе, его мимика и жесты, дружеское отношение к слушателям, скромность, подъем — необходимые качества успешного выступления.

Уважение к аудитории заключается и в заботе выступающего о том, чтобы его услышали: о четкости дикции, звучности голоса. Оратор должен почувствовать признаки утомления своих слушателей, вовремя переключить их внимание, снять напряжение шуткой, какой-либо интересной историей. Выступая с речью, лучше не читать написанный текст, а лишь заглядывать в него, сверяя нужные цифры, цитаты. Обращаться при этом нужно не к потолку, окну или своим ногам, а к людям, находящимся перед оратором. Возникающее при этом чувство взаимного общения, обратная связь с аудиторией помогают понять, что оратор достиг своей цели.

В зависимости от содержания, условий и цели высказывания в современной практике публичного общения выделяют следующие роды и виды (жанры) красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное, или церковно-богословское.

К социально-политическому красноречию относятся парламентские и митинговые речи, военно-патриотические, дипломатические, политические, агитаторские, выступления на социально-культурные, этико-нравственные, социально-политические и политико-экономические темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчётные доклады на съездах, конференциях, собраниях.

К академическому красноречию относятся вузовская и школьная лекции, научный доклад, научный обзор, научно-популярная лекция.

К судебному красноречию относятся прокурорская, или обвинительная, речь; адвокатская, или защитительная, речь.

К социально-бытовому красноречию относятся юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь (тост), поминальная речь (надгробное слово), речь на приёме и т. д.

К духовному (церковно-богословскому) красноречию относятся проповедь (слово для прихожан), официальная церковная речь.

Границы между родами красноречия весьма подвижны, в частности это касается социально-политического и академического красноречия.

Каждая публичная речь должна иметь общую и конкретную цели. Общая цель речи определяется видом реакции, какую оратор намерен вызвать у слушателей, она зависит от того, хочет ли он информировать о чем-то слушателей, убедить их в чем-либо, воодушевить какую-либо группу людей на определенные действия, наконец, просто развлечь аудиторию. В реальной практике эти цели часто сочетаются. Например, лекции, доклады, сообщения, являющиеся образцами академического красноречия, чаще всего направлены на сообщение слушателям какой-то новой информации, но они не обходятся без элементов воздействия. Выступления, относящиеся к социально-политическому роду красноречия, носят, прежде всего, агитационный, убеждающий характер, хотя они также обязательно включают какую-то информацию, могут быть занимательны и поучительны. Приветственные, застольные, юбилейные речи, представляющие собой образцы социально-бытового красноречия, обязательно должны быть интересны для слушателей. Однако оратор должен хорошо представлять себе, какая из общих установок является определяющей в каждом конкретном случае, и в соответствии с этим строить свою речь.

Таким образом, с содержательной точки зрения ораторские выступления в соответствии с преобладающим характером их воздействия на слушателей условно можно разделить на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие и призывающие. Каждый из этих типов речи имеет свои особенности.

Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь слушателей и доставить им удовольствие, в интересной, забавной форме сообщить некоторую новую информацию. Можно было бы сказать, что её цель – просто поддерживать внимание и интерес слушателя, но здесь имеются в виду занимательность, интерес как самоцель. Развлекательную речь часто произносят на банкетах и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. В ней и шутка, и серьёзная мысль, правда и вымысел. Она или проникнутое единством, связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьёзность, преувеличения и карикатура. Недружелюбный тон оратора здесь неуместен: он нарушит дружескую атмосферу. Развлекательная речь не обязательно должна быть юмористической (всё зависит от ситуации общения), это может быть рассказ или описание известного оратору или лично пережитого им события, например восхождение на горные вершины или погружение в морские глубины. В ней должны быть новизна, конкретность, по возможности драматические моменты, контрасты, действие. Для того чтобы успешно выступить с развлекательной речью, говорящий, кроме собственно ораторской подготовки, должен обладать определенными личностными качествами: обаянием, раскрепощённостью, чувством юмора. Активно используют элементы развлекательности авторы научно-популярных книг, причем это может нисколько не умалять научную значимость их трудов

 

J Дополнительный материал

Прочитайте речь А.А. Ширвиндта на юбилее З.Е. Гердта. Что можно сказать об эффекте воздействия юбилейной речи на слушателей? Каков тезис речи и на какие подтемы он делится?

Речь А. А. Ширвиндта на юбилее 3. Е. Гердта

Друзья! Разрешите поднять, в данном случае умозрительно, этот символический бокал за очаровательное украшение нашей жизни — за Зиновия Гердта.

В эпоху великой победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаично и неправдоподобно. Гердт — воинствующий профессионал-универсал. Я иногда думаю, наблюдая за ним: кем бы Гердт был, не стань он артистом?

Не будь он артистом, он был бы гениальным плотником или хирургом. Гердтовские руки, держащие рубанок или топор, умелые, сильные мужские — археологическая редкость в наш инфантильный век. Красивые гердтовские руки — руки мастера, руки артиста.

Не будь он артистом, он был бы поэтом, потому что он не только глубоко поэтическая натура, он один из немногих знакомых мне лю­дей, которые не учат стихи, а впитывают их в себя, как некий нектар (когда присутствуешь на импровизированном домашнем поэтическом вечере — Александр Володин, Булат Окуджава, Михаил Козаков, Зиновий Гердт — синеешь от белой зависти).

Не будь он артистом, он был бы замечательным эстрадным пародистом, тонким, доброжелательным, точным. Недаром из миллиона «своих» двойников Л. О. Утесов обожал Гердта.

Не будь он пародистом, он был бы певцом или музыкантом. Абсолютный слух, редкое вокальное чутье и музыкальная эрудиция дали бы нам своего Азнавура, с той только разницей, что у Гердта еще и хороший голос.

Не будь он музыкантом, он был бы писателем или журналистом. Что бы ни писал Гердт, будь то эстрадный монолог, которыми он грешил в молодости, или журнальная статья, - это всегда индивидуально, смело по жанровой стилистике.

Не будь он писателем, он мог бы стать великолепным телевизионным шоуменом — но, увы, уровень наших телешоу не позволяет пока привлекать Гердта в этом качестве на телеэкраны.

Не будь он шоуменом, он мог бы стать уникальным диктором-ведущим. Гердтовский закадровый голос — эталон этого еще мало изученного, но, несомненно, труднейшего вида искусства. Его голос не спутаешь с другим по тембру, по интонации, по одному ему свойственной иронии, будь то наивный мультик, «Двенадцать стульев» или рассказ о жизни и бедах североморских котиков.

Не будь он артистом... Но он Артист! Артист, Богом данный, и слава Богу, что при всех профессиональных «совмещениях» этой бурной натуры ему (Богу) было угодно отдать Гердта Мельпомене и другим сопутствующим искусству богам.

Диапазон Гердта-киноактера велик. Поднимаясь до чаплиновских высот в володинском «Фокуснике» или достигая мощнейшего обобщения в ильфовском Паниковском, Гердт всегда грустен, грустен — и все тут, как бы ни было смешно то, что он делает. Тонкий вкус и высокая интеллигентность, конечно, мешают его кинокарьере в нашем попмире, но поступиться этим он не может. «Живой» театр поглотил Гердта сравнительно недавно, но поглотил до конца. Его Костюмер в одноименном спектакле — это чудеса филигранной актерской техники, бешеного ритма и такой речевой скорости, что думалось: вот-вот устанет и придумает краску-паузу, чтобы взять дыхание, — не брал, несся дальше, не пропуская при этом ни одного душевного поворота.

Наивно желать Гердту творческих успехов — он воплощение успеха. Пошло ратовать за вечную молодость — он моложе тридцатилетних. Надо пожелать нам всем помогать ему, не раздражать его, беречь его, чтобы он, не дай Бог, не огорчился, разочаровавшись в нас, тех, ради ­которых он живет и творит.

Главная цель информационной речи - сообщить аудитории некоторую новую информацию, новые знания, пробудить любознательность, дать новое представление о предмете. Оратор ставит перед собой цель достичь обоюдного взаимопонимания со своей аудиторией, понимания сведений и фактов, а также идей и концепций, которые обоснованно подтверждены аргументами и фактами. На таких выступлениях совсем необязательно спорить или отстаивать свою точку зрения, а также вовсе не нужно пытаться убедить слушателей принять или изменить какое-либо решение. Тем не менее оратору необходимо приложить много усилий, для того чтобы вызвать интерес слушателей, который достигается применением контраста, сравнения, иллюстрации, классификации и анализа. Главное требование к оратору при этом - доскональное знание предмета, о котором он говорит с аудиторией. Чтобы хорошо подготовиться к выступлению подобного типа, нужно уметь отбирать самые основные факты из всех известных по данной теме или, наоборот, добавлять к известным какие-то новые факты за счет обращения к различным справочникам и энциклопедиям. В информационном выступлении чаще всего используются такие типы речи, как повествование, описание и объяснение. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

· В ней не должно быть ничего спорного;

· В информационной речи любой вопрос находит своё разрешение при соблюдении двух условий: он должен быть связан с тем, что уже существует, и выражать подлинную правду. Он не может вызывать споров, сомнений;

· Характерная для информационной речи черта заключается в том, что она пробуждает любознательность слушателя. Если у него не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, долг оратора поставить их;

· Ответы на все поднятые вопросы должны удовлетворить слушателей;

· Сообщение должно быть актуально.

При подготовке информационного выступления надо представить себе, как текст будет восприниматься на слух. Затрудняют восприятие информативная избыточность, перегруженность цифрами, названиями, сложными терминами. При составлении текста следует избегать громоздких синтаксических конструкций. Чтобы основные положения речи запомнились аудитории, оратор должен очень хорошо продумать композицию текста, апеллировать не только к разуму, но и к чувствам, эмоциям слушателей. Включенные в речь описания выиграют, если создадут у слушателей наглядно-образные представления, аудитория должна почувствовать заинтересованное, эмоциональное отношение самого оратора к тому предмету, о котором он рассказывает. В любом случае в памяти слушателей останется та информация, которая окажется для них эмоционально окрашенной, к которой они сформируют свое отношение — позитивное или негативное.

 

J Дополнительный материал

Обратите внимание на различные способы представления информации. Сравните два текста научно-популярного характера, описывающие жизнь животных. Какой их них представляется вам более удачным? Отметьте роль таких факторов в подаче информации, как антропоморфное описание насекомых (уподобление насекомых людям), выражение авторского отношения к объекту описания, метафорический стиль описания, ирония.

I. Ни одно живое существо в мире не имеет для самозащиты оружия, которое бы действовало так странно: поражая врага, оно в некоторых случаях может привести к гибели и защищающегося.

Самозащита пчелы нередко оказывается ее самоубийством. Острые зазубрины, которыми снабжено жало, часто не дают извлечь его из тела противника, и пчела отрывается от атакованного врага, вырвав у себя жало.

Обычно считают, что пчела с вырванным жалом сразу же погибает. Это необязательно.

Пчела, потеряв жало, часто способна бывает добраться до родного гнезда, отдать приемщицам свой груз нектара, сложить обножку, собранную на цветках.

Такие пчелы способны иногда прожить еще несколько дней. В полет они больше не отправляются и погибают все же раньше естественного срока. И хотя применение жала часто обрекает пчелу на преждевременную смерть, тонкий стилет ее отравленного ядом оружия всегда готов к действию.

(И. Халифман. «Пароль скрещенных антенн».)

II. Человек лишь относительно недавно придумал устройства, позволяющие ему подолгу находиться под водой, и одним из первых шагов на этом пути было изобретение водолазного колокола. Водяной паук за много тысяч лет до этого разработал свой собственный способ, чтобы проникнуть в подводное царство.

Во-первых, он преспокойно плавает под водой, неся на брюшке и на ногах некое подобие акваланга — пузырьки воздуха, позволяющие ему дышать в толще воды. Уже одно это надо признать выдающимся достижением, но паук пошел дальше: он сплетает себе под водой домик из паутины в виде опрокинутого бокала, прочно прикрепленного к водорослям. Снова и снова поднимаясь к поверхности за пузырьками воздуха, паук наполняет ими свой воздушный колокол, в котором живет и дышит так же безмятежно, как его сородичи на суше. Во время брачного сезона самец присматривает себе самку, сооружает рядом с ней домик и — видимо, не чуждый романтике — соединяет оба жилища подобием потайного хода, после чего пробивает брешь в стене дома возлюбленной, так что запасенный ими воздух смешивается. В необычной подводной обители паук ухаживает за паучихой, они сочетаются браком и живут вместе, пока из коконов не вылупятся паучата, которые покидают отчий дом, чтобы начать самостоятельную жизнь, унося каждый по пузырьку родительского воздуха. (Дж. Даррел. «По всему свету».)

Воодушевляющая речь, прежде всего, обращена к эмоциональной сфере, содержит прямое обращение к чувствам людей. Она затрагивает личные интересы слушателей и должна вызывать гнев, благодарность, восторг, преданность, воздавать хвалу, создавать хорошее настроение. Она должна пробуждать мысли об общих вопросах бытия: о справедливости и несправедливости, о любви к Отечеству, к ближнему. Такие речи могут вселять в слушателей чувства восторга, благодарности, сочувствия, сострадания, жажду справедливости, правосудия. Оратор, обращающийся к людям с воодушевляющей речью, должен обладать непререкаемым нравственным авторитетом. Если аудитория почувствует неискренность оратора, его выступление вызовет реакцию, противоположную той, на которую он рассчитывал. Для человека, избравшего этот тип выступления, существует также опасность впасть в излишнюю сентиментальность, эмоциональность. Внутренняя убежденность в том, что он хочет донести до слушателей, эмоциональный подъем и одновременно чувство меры помогут оратору справиться с этим самым трудным типом агитационного выступления.

Убеждающая речь ставит своей целью с помощью аргументов убедить согласиться с оратором в спорном вопросе. Она должна основываться прежде всего на логических аргументах, с помощью которых доказывается или опровергается какое-либо положение. Это чисто логическая задача. Такая речь стремится повлиять на образ мыслей и поведения, но она не представляет собой призыва к непосредственному действию. Перед тем, как выступать с убеждающей речью, оратор должен удостовериться в том, что поднимаемый вопрос действительно является спорным. Вряд ли аудитории будет интересна убедительная аргументация в защиту того положения, что земля является круглой. Однако когда-то этот вопрос был предметом ожесточённых дискуссий нередко с трагическим финалом. Тема выступления может быть сформулирована в виде вопроса. Поставленная проблема должна быть в принципе разрешима, и оратор должен предложить варианты своего решения.

Побуждающая речь призывает аудиторию к конкретным действиям, она содержит прямой призыв к совершению действия самими слушателями. Слушатели должны почувствовать потребность сделать то, о чем просит их оратор.

Побуждающая речь включает как логическую, так и психологическую аргументацию, содержит описание благоприятных результатов неуклонного следования советам оратора. Классическим примером побуждающей речи является реклама.

Подобные выступления могут содержать призыв поддержать какое-либо начинание, принять участие в деятельности организации, клуба, фонда и т.д. Оратор, обращающийся к определенной аудитории с призывом к действию, должен подумать о том, способны ли его слушатели на такое действие в принципе (обращаться к людям, живущим за чертой бедности, с призывом покупать дорогую косметику — значит оскорблять и раздражать их). Надо подумать также о том, соответствует ли призыв времени общей обстановке: в период стихийных бедствий вряд ли кто-нибудь откликнется на призыв создать фонд защиты бродячих животных.

Трудность воодушевляющей, убеждающей и побуждающей речи заключается в том, что аудитория может быть настроена решительно против того, к чему ее собирается призвать оратор, поэтому выступающему следует, прежде всего, обеспечить благожелательную реакцию на свою речь. Лучшие средства для этого — искренность и уважение к слушающим его людям.

 

J Дополнительный материал.

Прочитайте речь Авраама Линкольна в Геттисберге в память о крупнейшем сражении периода Гражданской войны в США. К какому типу речей её можно отнести? Как она построена композиционно? Что можно отнести к явным достоинствам речи? К каким чувствам слушателей апеллирует автор?

Восемьдесят семь лет назад наши отцы основали на этом континенте новую нацию, взращенную в условиях свободы и преданную принципу, согласно которому все люди созданы равными. Сейчас мы ведем великую Гражданскую войну, в которой проверяется, может ли эта нация или любая другая, воспитанная в таком же духе и преданная таким же идеалам, существовать дальше. Мы встретились сейчас на поле одной из величайших битв этой войны. Мы пришли сюда для того, чтобы отвести часть этого поля для последнего места успокоения тех, кто отдал здесь свои жизни ради того, чтобы эта нация могла жить.

Очень правильно, что мы делаем это. Однако, по большому счету, не мы освящаем и не мы восславляем эту землю. Те храбрые люди, живые и мертвые, которые сражались здесь, уже освятили и восславили ее и сделали это гораздо успешнее нас — мы со своими ничтожными силами ничего не можем ни добавить, ни убавить. Мир почти не заметит, и не будет долго помнить того, что здесь говорим мы, но он никогда не забудет того, что здесь совершили они. Мы, живущие, должны здесь посвятить себя тем незаконченным трудам, которые те, кто сражался здесь, так благородно осуществляли. Мы должны посвятить себя решению той великой задачи, которая еще стоит перед нами. Именно от этих людей, погибших с честью, мы должны воспринять глубокую преданность тому делу, которому они столь верно служили. Мы здесь должны торжественно заявить, что они погибли недаром, и что наша нация с благословения Господа обретет новое возрождение свободы, и что правительство народа, управляемое народом и для народа, никогда не исчезнет с лица земли.

 

Резюме

Публицистический стиль — исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных и др. Наибольшее распространение в рамках публицистического стиля получила его газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе его нередко называют газетно-публицистическим. Основные функции публицистического стиля - информативная (сообщение, передача новой информации) и воздействующая (оказание убеждающего влияния на адресата, агитация, пропаганда). Цель публицистического текста - оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом. Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность (побудительность) и полемичность. Это отличает его от других стилей литературного языка, например, научного и официально-делового. Принцип чередования «экспрессии и стандарта» (В.Г. Костомаров) – основная стилеобразующая черта публицистического стиля. Полистилизм - совмещение слов и выражений из различных пластов языка, относимых, с одной стороны, к высокой, книжной лексике, с другой - к разговорной - отличает современный публицистический стиль от научного и официально-делового стиля речи. Речевые стандарты (клишированные средства языка), характерные для газетно-публицистического стиля, облегчают процесс коммуникации. В противоположность стандартам штампы - отрицательное стилистическое явление, так как из-за высокой употребительности стилистически окрашенное речевое средство потеряло главные свои признаки выразительности – неожиданность и свежесть. Принцип социальной оценочности, предложенный профессором Г.Я. Солганик, определяет отбор языковых средств, призванных выражать, прежде всего, социальную оценку фактов, явлений, событий.

В публицистическом стиле часто встречается общественно-политическая лексика, заимствованные слова. Значительную часть составляют общелитературные слова и различные термины (экономические, политические, философские, военные, спортивные, литературы и искусства и т. д.), которые в определенном контексте переосмысливаются и получают публицистическую окраску. Для морфологического строя речи характерно употребление отвлечённых существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие; использование интернациональных суффиксов и префиксов (-изм, -ист, -ация, анти-, контр-, де-); распространены образования с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать, ультра-. Употребительны слова, образованные путём сложения, аббревиатуры, формы страдательных причастий прошедшего времени. Для синтаксиса публицистического стиля характерны конструкции разговорной речи, короткие, отрывистые предложении (рубленая проза). В нём представлены все виды односоставных предложений: номинативные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, сегментированные конструкции, присоединительные и парцеллированные конструкции.

В публицистике встречаются практически все фигуры речи, однако основная выразительная нагрузка падает на четыре типа фигур: вопросы, повторы, аппликации и структурно-графические выделения. Тропы не только украшают текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя и смещая оценки. Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется с помощью прецедентных текстов, к которым относят названия общеизвестных событий, имена или тексты, которые говорящие (пишущие) воспроизводят в своей речи. При этом прецедентные тексты служат символами определённых стандартных ситуаций.

Язык рекламы лишь условно можно отнести к публицистическому стилю, так как много необычного в речевой организации рекламных текстов. Для лексики рекламных текстов характерно использование всех пластов разговорных и книжных слов, большого количества терминов, номенклатурных наименований, иноязычной лексики, фразеологических оборотов. Синтаксис рекламных текстов ограничивается в основном конструкциями простого предложения, что объясняется стремлением как можно короче и яснее сформулировать слоган (ключевую фразу вербального текста) и комментирующую часть рекламных текстов. В рекламе часты обращения, побудительные и восклицательные конструкции, однородные члены, вопросительные и восклицательные предложения, которые подчёркивают «призывный» стиль рекламы.

Особое положение в публицистических жанрах занимает ораторская речь, родиной которой являются Древняя Греция и Древний Рим. Важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Риторика как искусство и как наука имеет многовековую историю. В становлении риторики как филологической дисциплины, охватывающей проблематику эффективности речи, сыграли огромную роль практики и теоретики Древней Греции и Древнего Рима: Сократ, Платон, Аристотель, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан и др. С наступлением христианства в Европе возникает новая отрасль риторики – церковное красноречие, или гомилетика. В рамках проповедничества развивалась риторика в Средние века на Руси. Особый этап в развитии отечественной риторики связан с именем М.В. Ломоносова, который много сделал для того, чтобы русский язык обрёл статус языка науки, языка публичного красноречия. Мысли основателя отечественной риторики в той или степени развивали известные учёные, педагоги, передовые общественные деятели: М.М. Сперанский, А.Ф. Мерзляков, Н.Ф. Кошанский, А.И. Галич. Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, А.Ф. Кони, Ф.И. Плевако и др. Риторика знала подъёмы и падения. В конце 20 гг. XX в. риторика была исключена из школьного и вузовского курса. В связи с формированием гражданского общества, демократизацией экономической и политической жизни страны, развитием предпринимательской деятельности в 80-е годы XX в. возрождается интерес к ораторскому мастерству.

Выбор темы и определение целевой установки – один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Выбранная тема должна соответствовать интересам слушателей, месту, времени и характеру аудитории, быть достаточно новой и содержать некий конфликт, который привлечёт внимание слушателей. Обдумывание композиции, состоящей из вступления, главной части и заключения, - второй и важнейший этап работы над речью. Вступление – наиболее ответственная часть речи, так как оратор стремится заинтересовать слушателей, заставить работать его мысль. С классических времён в риторике выделяют два типа начала: естественное и искусственное. Организация главной части выступления зависит от метода изложения материала, избранного оратором: хронологического, индуктивного, дедуктивного, метода аналогии, концентрического или ступенчатого метода изложения материала. В публицистическом выступлении используют разные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Смена этих типов придаёт выступлению динамический характер. Роль заключения велика, потому что это логическое завершение речи и его также необходимо тщательно планировать. Третий этап – это редактирование речи, которая должна отвечать таким её качествам, как правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство и выразительность. Наконец, речь надо запомнить и произнести перед аудиторией. Произнесение речи венчает все усилия оратора по подготовке речи.

В зависимости от содержания, цели и условий высказывания выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. В каждом роде красноречия существуют свои виды (жанры).

С содержательной точки зрения ораторские выступления в соответствии с преобладающим характером их воздействия на слушателей условно можно разделить на развлекательные, информационные, воодушевляющие, убеждающие и призывающие речи. Каждый из этих типов имеет свои особенности.

 

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Какие основные черты имеет публицистический стиль речи?

2. Каковы основные языковые особенности публицистического стиля?

3. Каковы особенности рекламного текста и как они проявляются в языке рекламы?

4. Расскажите об истории развития риторики в античном обществе, в период Средневековья, в Новое время, в современный период.

5. Что вы знаете о развитии риторики в России?

6. Какие основные роды красноречия выделяются учеными?

7. Какие три основных этапа работы над речью выделялись еще античными риторами?

8 Какими принципами должен руководствоваться оратор при выборе темы выступления?

9. Какие композиционные части публичного выступления можно выделить?

10. Каким образом можно начать и закончить публичное выступление?

11. Каким образом можно построить главную часть выступления?

12. Какие три типа ораторских выступления можно выделить в соответствии с целью, поставленной перед собой оратором? Каким требованиям должно отвечать ораторское выступление каждого типа?

13. Каким должен быть язык публичного выступления? Какие средства художественной выразительности и фигуры используют ораторы?

14. Как должен вести себя оратор, чтобы обеспечить успех своему выступлению? Как оратор должен относиться к своей аудитории?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аннушкин В.И. Риторика: Учебное пособие. - Пермь, 1994.

2. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. 2-е изд., испр., доп.- М., 2002.

3. Апресян Г.З. Ораторское искусство.- М., 1978.

4. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. 4-е изд., доп. - М., 1987.

5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д, 1999.

Date: 2015-12-13; view: 1473; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию