Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности выражения эмоционального и фатического аспектов коммуникации





На доречевой стадии поведения ребенка его эмоциональное состоя­ние дифференцировалось только по одному самому общему параметру: положительное эмоциональное состояние (желание чего-либо, удовле­творение от чего-то) и отрицательное (нежелание чего-то, требование или просьба, не получившие удовлетворения). Средством такой дифферен-цации служили в основном жестово-мимический комплекс и в меньшей степени интонация удовольствия/неудовольствия.

На стадиях голофраз и ситуативных высказываний выражение эмо­ционального состояния получает большую дифференциацию: можно говорить о выражении радости, огорчения, страха, обиды, удивления, требования, просьбы. В отличие от предыдущего этапа ведущим сред­ством выражения становится интонация, которая наиболее адекватно передает различные эмоциональные состояния. Теперь взрослый, чтобы понять эмоции ребенка, не обязательно должен иметь с ним в этот мо­мент визуальный контакт.

Вот несколько примеров: девочка, собираясь на прогулку, обнару­жила пропажу варежки. Варежка! — говорит она с выразительной ин­тонацией огорчения. Через некоторое время, найдя варежку в шкафу, она кричит с радостной интонацией: Варежка! (Воспитательница» нахо­дясь в другой комнате, без труда понимает, что девочка рада тому, что нашла варежку.)

Девочка обнаружила под елкой игрушку, которую очень хотела иметь. Ей сказали, что Дед Мороз принес ей подарок. Машинка!? — вос­кликнула она с ярко выраженной интонацией удивления. Она была по­ражена, что Дед Мороз угадал ее желание.

Мать с дочерью проходят мимо собаки. Укуситься! — произносит дочка. Она хочет сказать, что собака кусается, а интонация страха сви­детельствует о ее эмоциях.

Смысл таких высказываний, как было отмечено, восстанавливается из ситуации, зато эмоциональное состояние ребенка, переданное инто­национно, безошибочно опознается независимо от контекста.

На начальном речевом этапе, как показали данные осциллографи-ческого анализа, во-первых, каждый тип эмоциональной интонации имеет разные мелодические рисунки и, во-вторых, у ребенка можно фик­сировать несколько вариантов интонации одного типа. Так, например,) у каждого ребенка выявлялось около 5 вариантов интонации удивления.! В этом возрасте дети пытаются выразить интонационно разнообразные эмоциональные состояния, поэтому в их речи наблюдается богатая ин-j тонационная гамма.


Постепенно такое многообразие интонационного выражения неко­торым образом структурируется, и становится возможным с известным допущением описывать их системой интонационных контуров (ИК), вы­деленных для русского языка Е. А. Брызгуновой (Брызгунова, 1969).

Так, значение требования передается усилением словесного ударе­ния и понижением тона голоса на ударном слоге, что можно с известным допущением соотнести с ИК-2. Значение просьбы выражается повыше­нием тона голоса и удлинением гласного центра, что соответствует ИК-3, значение резкой негативной экспрессии — ИК-7, угрозы — ЙК-5, радости — ИК-4. 8 этом возрасте интонация может служить и средством выражения фатического аспекта коммуникации. Это интонация обра­щения, условно описываемая ИК-4. Происходит удлинение ударного слога с повышением на нем тона голоса, иногда с полной редукцией за­ударного слога (если он есть). Высказывание Мам! с интонацией обра­щения означает призыв к матери обратить на него внимание.

Date: 2015-12-13; view: 481; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию