Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление фонологических противопоставлений в произнесенииНачалом собственно речи, по-видимому, правомерно считать использование единиц типа „мама", „баба", „папа" в соответствующих ситуациях. Надо отметить, что между лепетом и речью, как, впрочем, и между более ранними этапами, нет четкой границы: имеет место некоторая зона перекрытия, когда у ребенка сосуществуют вновь появившиеся речевые структуры со старыми лепетными. Ч, Фергюсон писал, что при фонологическом развитии на речевом уровне ребенок в своем произнесении сохраняет ту же последовательность появления фонем, какая имела место в лепете при формировании соответствующих звуков (Feiguson, Macken, 1980). Р. О. Якобсон и М. Халле отметили (и это вполне согласуется с нашими экспериментальными данными), что ребенок в своем фонологическом развитии начинает расщеплять оба компонента слога на различающиеся пары, причем сначала согласные, а потом гласные (Jakobson, Halle, 1957). Первыми возникают противопоставления по типу резонаторов: различаются носовой/ртовый [mama — papa]. Затем согласные дифференцируются по способу образования — смычные противопоставляются фрикативным [papa — tata — vava]; далее дифференциация происходит по месту образования — лабиальные противопоставляются дентальным [baba — dada]. Позднее происходит различение звонких и глухих, а также палатальных и велярных. {В данных примерах [tata] означает „тетя", [vava] — „собака", [baba] — „бабушка", [dada] —.дедушка".) В соответствии с данными К. Пейнтера, в подобных случаях можно говорить о наличии собственно речи, поскольку звуки, производимые ребенком, соотносятся с определенным смыслом (Painter, 1984). В период сосуществования лепета и речи наблюдается наличие звука в лепетной структуре при невозможности использования его в целях смыслоразличения. Такой случай описан В. Лабовым. Ребенок в возрасте 14 месяцев легко произносил со/, mamma, однако [dj было только в лепетных структурах типа [dada], появившихся в возрасте 9 месяцев. Первые значимые единицы, включающие [d] как фонему, появились у него только к 16 месяцам [daddy] (Labow, Labow, 1978). По нашим наблюдениям, которые согласуются с данными Р. О. Якобсона, звуки [г] и [1], как правило, присутствуют в лепетных структурах. Однако фонологическая оппозиция г/1 относится к числу наиболее поздних приобретений ребенка на речевой стадии (Jakobson, 1971). Как видно из приведенных примеров, ребенок, варьируя согласные, как правило, использует поначалу один гласный неверхнего подъема [а]. Несколько позднее появляется противопоставление [а] — [и] и [а] — [о], т. е. дифференциация по подъему и лабиализации; в последнюю очередь — противопоставление по ряду [u] — [i]. Эта факты, на наш взгляд, находятся в соответствии с утверждением Н. С. Трубецкого о том, что „в русском языке для гласных фонологически релевантными оказываются такие признаки, как подъем и лабиализация, а не признак ряда" (Трубецкой, I960. С. 115).
|