Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лексико-грамматические разряды существительных 6 page





3.Переменные морфологические признаки: место­имение употреблено в В. п.

4. В предложении является прямым дополнением.

II. На того Болконского.

1. Начальная форма тот. Это местоимение.

2.Постоянные морфологические признаки: местоиме­ние указательное, относится к лексико-грамматическому раз­ряду признаковых местоимений, изменяется по смешанному склонению прилагательных.

3.Переменные морфологические признаки: место­имение согласуется с существительным (на) Болконского по признакам одушевленности, м. р., ед. ч. и В. п.

4. В предложении является согласованным определением.

III. Который сидел.

1. Начальная форма который. Это местоимение.

2.Постоянные морфологические признаки: местоиме­ние вопросительно-относительное (в роли относительного), от­носится к лексико-грамматическому разряду признаковых местоимений, изменяется по основному склонению прилага­тельных.

3.Переменные морфологические признаки: место­имение согласуется в формах м. р. и ед. ч. с существительным Болконского, использованным в главной части сложноподчи­ненного предложения; употреблено в И. п.

4. Выполняет роль союзного слова, входит в состав грамма­тической основы придаточного предложения, являясь подле­жащим.

298. Выполните полный морфологический разбор всех местоиме­ний в тексте.

Все в городе похваливали Ивана Трофимовича за его твер­дый нрав и обычай, и, благодаря Бога, у нас, в Реженске, и до


сих пор все осталось по-прежнему: на улицах грязь0 по колено,
по рынкам пройти нельзя. Та только разница, что вместо по­
жарной трубы в последнее время у нас заведена прекрасная зе­
леная бочка, к которой приложены два также зеленых багра,
но, по завещанию2 Ивана Трофимовича, на пожар они никогда
не вывозятся, ибо иначе легко могли бы испортиться, а хра­
нятся за замком, в нарочно для того определенном сарае (По
В. Одоевскому).
___________________________________________________________________ {@>

Глагол

Глаголом называется самостоятельная часть речи, обозна­чающая действие. Грамматическое значение действия обнару­живается постановкой вопросов что делать? что сде­лать? Общее значение действия проявляется в основных раз­новидностях: активное действие (строить), состояние (ле­жать), процесс, т. е. изменение состояния (расти), отношение (любить) и свойство (белеть). Система морфологических при­знаков глагола включает постоянный признак вида и целый ряд переменных признаков: залог, наклонение, время, лицо, число, род (а для причастий — также полнота/краткость и падеж).

Глагол является одной из важнейших частей речи, активно используемых при построении предложения. Соотношение грамматических форм глагола отличается особой сложнос­тью: глаголу свойственны различные типы грамматических форм — неопределенная форма, спрягаемые формы, причас­тия и деепричастия.

1. Неопределенная форма (инфинитив): дышать. Это начальная (словарная) форма глагола, которая называется неопределенной потому, что не имеет морфологических гла­гольных признаков наклонения, времени, лица и числа. Для инфинитива характерен лишь постоянный морфологический признак вида: решит» (совершенный вид), решать (несовер­шенный вид) и словоизменительный признак залога — дейст­вительного (Решать эту проблему нужно немедленно) или страдательного (Проблема должна решаться немедленно).

Грамматическим показателем инфинитива является слово­
изменительный суффикс -ть (играть, бороться); реже-------- тй

(идти, нести; безударный суффикс -ти наблюдается лишь

 

9. Современный русский язык


в производных глаголах с приставкой вы- типа выйти, вынес­ти); для некоторых глаголов можно выделить также суффик­сы -стй (вести, мести; ср.: вывести, вымести, с безударным суффиксом), -сть (украсть) и нулевой суффикс в инфинитиве глаголов с основой на к, г, которые чередуются с ч; пеку, пе­чёшьпечь (печ-0); могу, можешьмочь (моч-0).

В предложении инфинитив является частью составного сказуемого (Он начал дышать), дополнением (Врач посовето­вал глубже дышать), а также подлежащим (Дышатьзна­чит жить).

2. Спрягаемые формы (дышу, буду дышать, дыши, ды­шал бы и т. п.) — это формы наклонений, времен, лиц; именно эти формы в наиболее отчетливом виде представляют граммати­ческие свойства глагола как части речи. В предложении спря­гаемые глагольные формы используются как простое глаголь­ное сказуемое [Гаврик глубоко и редко дышал... (Кат.)].

3. Причастия (дышащий, дышавший) — это особые склоняемые формы глагола, сочетающие глагольные морфоло­гические свойства (вид, залог, время) с грамматическими при­знаками прилагательных (изменяемость по родам, числам и падежам, синтаксическая роль согласованного определения или именной части составного сказуемого).

4. Деепричастие (дыша) — особая неизменяемая форма глагола, сочетающая глагольные признаки вида и зало­га с грамматическими свойствами наречия.

Все указанные формы (например, формы глагола читать: читал, читаю, читай, читающий, читая и т. п.), заметно различающиеся с грамматической точки зрения, тем не менее объединяются в одно слово благодаря тому, что 1) ойи имеют одно и то же лексическое значение; 2) у них наблюдается пол­ное или частичное совпадение морфемного состава основы; 3) сохраняется общность морфологического признака вида (со­вершенного или несовершенного); 4) наблюдается одинаковая грамматическая сочетаемость, например способность подчи­нять одни и те же грамматические классы слов и их граммати­ческих форм: громко читать, громко читал, громко чита­ющий, громко читая; читать (читал, читающий, читая) книгу (ср. с совершенно иной сочетаемостью у близкого по своему лексическому значению отглагольного имени чтение: громкое чтение; чтение книги).


299. Докажите, что все слова принадлежат к одной части речи.
Распределите глаголы на группы по значению: 1) действие (в том чис­
ле физическое, интеллектуальное, социальное и т/п.); 2) состояние;
3) процесс; 4) отношение; 5) свойство. Составьте предложения с од­
ним из глаголов каждой группы.

Синеть, уважать, стоять, строить, оскорблять, шить,, бо­леть, плясать, думать, грустить, висеть, понимать, размыш­лять, дорожать, радоваться, бежать, резать, ненавидеть, пи­лить, воображать, ломать, падать.

300. Укажите спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.
Назовите их морфологические признаки и определите роль в предло­
жении.

Третьего3 дня ходил в лес, на охоту, присел под березой на опушке. Чудесный пейзаж — такой грустный1. Русские про­сторы, русская печаль. Вот откуда начало русской песни, от которой хочется плакать.

Пролетели2 журавли, сбившись со строя, сделали в небе круг. И еще острее чувство утраты. Боже, как знакомо это с са­мого детства. Поколения русских детей прощались с отлетаю­щими журавлями, таинственно манившими наши души в сча­стливые теплые страны. И я смотрю на отлетающих журавлей с чувством острой тоски (И. Соколов-Микитов).

301. Назовите начальную форму (инфинитив) для всех глаголь­
ных форм прошедшего времени. Выделите основу. Какой вид имеют
основы каждого из этих глаголов в формах настоящего (простого бу­
дущего) времени?

Читал, встретился, боролся, цвел, берёг, мёл, старался, об­жегся, нес, брел, увиделся, предусмотрел, насмотрелся, сте­рег, упал, смотрел, вгляделся, купался.

302. Определите, являются ли глаголы производными. Для про­
изводных глаголов назовите производящие слова.

Белить, столярничать, знать, синить, загреметь, румянить, плутовать, княжить, круглить, взяться, сапожничать, улы­баться, запеть, предсказать1, полнить, царствовать, смолить, сесть, крахмалить, рулить, зеленить, проговорить, взлететь, веселить, проварить.


 



9*



303. Определите способ образования глаголов.

Слетать, разбегаться, синеть, взбегать, изрубить, изреше­тить, перемахнуть, раскрошить, упрямиться, обессилеть, бе­лить, всходить, распороть, скупиться, пришить, преумень­шить, прилуниться, разбросать, дождаться, обездолить, вспорхнуть, клеить, достучаться, приковылять, светлить, пере­лететь, исколесить, темнить, бродяжничать, пилить.

304. Распределите глаголы по группам в зависимости от их сло­
вообразовательного значения: 1) 'совершать действие, свойственное
лицу'; 2) 'сделать что-либо каким-либо'; 3) 'становиться каким-
либо'.

Рыбачить, перчить, толстеть, бодрить, грустнеть, желтить, чернить, сторожить, седеть, умнеть, грязнить, тиранить, круг­лить, дырявить, молодеть, батрачить, здороветь, худеть.

305. С помощью префиксов у-, при-, под-, до-, от-, в-, вы-, вз-,
с-, на-, за-, пере-, про-, об-
образуйте глаголы от глаголов движе­
ния. Определите, какое значение вносят приставки в производные
глаголы.

Лететь, бежать, плыть, ползти, ехать, идти. __

___________________________________________________ <#>

Лексико-грамматические разряды глаголов

Выделяются лексико-грамматические разряды глаголов переходных и непереходных, возвратных и невозвратных, личных и безличных.

Переходные и непереходные глаголы — это два больших разряда глаголов, различающихся значением и особенностями управления.

Переходными называются глаголы, которые обозна­чают действие или отношение, направленное на определенный предмет (объект), и управляют беспредложной формой вини­тельного падежа существительного (а при глаголах с отрица­нием и ряде других глаголов — формой родительного падежа), имеющей значение предмета, на который направлено дейст­вие: читать газеты, не читать газет; попить чаю.

Не являются грамматически переходными: 1) глаголы, управляющие винительным падежом не со значением предме­та, на который направлено действие или отношение, а с дру­гим падежным значением: проболеть неделю (падежная фор-


ма существительного имеет значение меры времени); книга стоит тысячу рублей (винительный беспредложный имеет значение меры стоимости); 2) глаголы, при которых объектное значение (т. е. значение предмета, на который направлено дей­ствие) выражено не формой винительного падежа без предло­га, а другими падежными формами или предложно-падежны-ми конструкциями: доверять другу; заведовать гаражом; трудиться над сочинением.

Непереходные глаголы (идти, лежать, верить и т. п.) никогда не сочетаются с беспредложным винительным падежом в указанном значении. Дополнительным показате­лем непереходности может служить возвратный словообразо­вательный постфикс -ся, имеющийся у многих непереходных глаголов: строиться, переговариваться, улыбаться и т. п. (возвратных переходных глаголов не бывает).

Возвратные и невозвратные глаголы различаются нали­чием/отсутствием специального возвратного словообразова­тельного постфикса -ся/-сь.

Невозвратными являются как переходные (брать, рисовать, говорить), так и непереходные (дышать, лежать, разговаривать) глаголы, не имеющие в своем составе постфик­са -ся/-сь.

Возвратными называются глаголы со словообразова­тельным постфиксом -ся (они всегда являются непереходны­ми): учиться, перезваниваться, смеяться. Большинство та­ких глаголов образовано от невозвратных глаголов: браться <— брать, готовиться <— готовить. Нередко в обра­зовании возвратных глаголов участвуют наряду с постфикса­ми и приставки: лечь —> разлечься, читать —> начитаться. Но есть и непроизводные возвратные глаголы: смеяться, улы­баться и др.

От возвратных глаголов необходимо отличать глагольные формы с не входящим в основу словоизменительным постфик­сом -ся: 1) грамматические формы страдательного залога не­возвратных глаголов: Гостиница строится туристической фирмой (в этом предложении использована страдательная форма невозвратного глагола строить); 2) безличные глаголь­ные формы типа хочется (грамматическая форма невозврат­ного глагола хотеть), работается (грамматическая форма невозвратного глагола работать).


 




Личные и безличные глаголы различаются отношением к категории лица, грамматической сочетаемостью и ролью в предложении.

Личные глаголы составляют большую часть русских глаголов. Эти глаголы способны изменяться по лицам: чи­тать (читаю, читаешь, читает), говорить (говорю, гово­ришь, говорит), толкнуть (толкну, толкнешь, толкнет) и т. п. Они имеют полный набор возможных для русского глагола спрягаемых и неспрягаемых грамматических форм. В двусоставном предложении личные глаголы выполняют роль простого глагольного сказуемого и сочетаются с имени­тельным падежом подлежащего (Учитель читает книгу).

Безличные глаголы (смеркается, нездоровится, недо­стает) — это глаголы, которые не сочетаются с подлежащим и используются в качестве главного члена односоставных без­личных предложений: Детям надлежит учиться; В январе резко похолодало. Безличные глаголы обозначают состояние природы: вьюжит, светает, смеркается или живых существ: знобит, нездоровится, тошнит; они выражают также раз­личные модальные значения: подобает, следует, а также ме­ру наличия чего-либо: недостает, хватает (не хватает).

Набор грамматических форм безличных глаголов отличает­ся неполнотой — у них нет изменения по лицам и числам, ис­пользуются лишь окончания 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени: знобит, завьюжит, будет недоставать, а также среднего рода единственного числа про­шедшего времени: пуржило и сослагательного наклонения: следовало бы. В составных формах глагольного сказуемого ис­пользуются также формы инфинитива: Стало светать; На­чнет холодать.

Кроме безличных глаголов, в современном русском языке имеются особые безличные глагольные формы «обычных» (личных) глаголов, образуемые при помощи словоизменитель­ного постфикса -ся/-сь: Не спится, няня... (П.); форма спит­ся представляет собой безличную форму глагола спать. Ср. также: Здесь хорошо работается (<— работать). От безлич­ных глаголов следует отличать и безличное употребление спрягаемых форм некоторых личных глаголов; ср.: Роза пах­нет нежно и сладко (обычное употребление спрягаемой фор­мы личного глагола пахнуть).В комнате пахнет розами


(безличное употребление той же глагольной формы); также: Река шумит.В ушах шумит.

Один и тот же глагол входит в разные лексико-грамматиче-ские разряды и характеризуется со всех указанных точек зре­ния. Так, глагол учиться [Учись, мой сын... (П.)] является не­переходным, возвратным, личным.

306. Выпишите в две группы переходные и непереходные глаго­
лы. Чем они отличаются друг от друга?

1. Лариосик покраснел, смутился и сразу все выговорил, и
что в винт он играет, но очень, очень плохо... Лишь бы его не
ругали, как ругали в Житомире податные инструктора... Что
он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает ду­
шой, потому что это совершенно исключительный человек...

— Вы, позвольте узнать, стихи сочиняете? — спросил Мышлаевский, внимательно всматриваясь в Лариосика.

— Пишу, — скромно, краснея, произнес Лариосик.

— Так... Извините, что я вас перебил... Так мир бессмыс­лен3, вы говорите? Продолжайте, пожалуйста...

— Да, бессмыслен, а наши израненные души ищут покоя вот именно за этими кремовыми шторами... (По М. Булгакову).

2. Под самым окном нашего1 домика зимой я устроил для
птиц кормушку. На прикрепленную к сучкам рябины дощеч­
ку мы сыпали хлебные крошки, кашу, мелкие кусочки сала и
мяса. Всякий день сюда стали слетаться черноголовые бойкие
синицы, другие лесные птички. Пухлые на морозе синички
бойко клевали рассыпанный корм (И. Соколов-Микитов).

307. Сопоставьте словосочетания. Докажите, что постфикс -ся
в возвратных глаголах не является словоизменительным. Используй­
те для своих рассуждений синонимические связи невозвратного и
возвратного глаголов.

Образец:

принять лекарствовыписать лекарство; приняться работатьначать работать.

Выбрать профессию — выбраться из леса; занимать день­ги — заниматься химией; находить кошелек — находиться в лесу; перебрать рис — перебраться в город; плести кружева — плестись по дороге; положить книгу — положиться на друга; бросить камень — броситься бежать; притворить дверь — при­твориться больным; раздать по яблоку — раздаться вширь.


308. Выпишите только те глаголы с -ся, которые образованы от
невозвратных переходных глаголов.

Белеться, мыться, садиться, разгуляться, строиться, оде­ваться, ложиться, продаваться, прятаться, зазеваться, поку­паться, вглядеться, издаваться, забавляться, светлеться, за­смотреться, покрыться, смеяться, чернеться.

309. Выпишите глаголы, которые обозначают действие, направ­
ленное на самого производителя действия.

1. Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, ку­выркаться... (Чук.). 2. Степь покроется нежной молодой зе­ленью, а сад побелеет от цветущих фруктовых деревьев (Сп.). 3. Он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел (П.). 4. Кончив шить, Ассоль сложила работу на угловой столик, разделась и улеглась (А. Гр.). 5. Дро­жа всем телом, спешно переодеваюсь в сухое белье... (Сп.). 6....Тайга наполнилась тревожным шумом (Л. Map.). 7. Лиза, увидев нас с попугаем, вспыхнула, серое ее лицо покрылось жарким румянцем... (Пауст.).

310. Замените безличные предложения двусоставными глаголь­
ными. Выясните, чем отличаются соотносительные глаголы с -ел и
без -ся.

Образец:

Мне не читается. — Я не читаю.

1. Мне не спится, нет огня, всюду мрак и сон докучный (П.). 2. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником ши­нели, вам дремлется (Т.). 3. Ему захотелось где-нибудь сесть или лечь на улице (Д.). 4. Где-то плачет иволга, схоронясь в дуп­ло, только мне3 не плачется, на душе светло (Ее). 5. Обо всем этом подумается ему позднее (Айт.). 6. Мне дышалось свободно и глубоко (Айт.). 7. Как нам тогда мечталось (Лук.).

Вид глагола

Вид является постоянным морфологическим признаком глагола. Противопоставлены глаголы несовершенного вида (решать, прочитывать, строить) и глаголы совершенного вида (решить, прочитать, построить).


Глаголы совершенного и несовершенного видов различают­ся по значению. Смысловые различия видов обнаруживаются постановкой вопросов: что делать? (несовершенный вид) или что сделать? (совершенный вид). Совершенный вид указывает, что данным глаголом названо завершенное дейст­вие, доведенное до определенного результата или конца: ска­зать, прочитать. Несовершенный вид обозначает, как прави­ло, действие продолжающееся, не завершенное, не доведенное до результата (Студенты сидели и читали учебники). Но важно иметь в виду, что иногда несовершенный вид может обозначать и завершенное в прошлом действие: Мы уже чита­ли этот роман (т. е. 'прочитали'); Вчера мы смотрели «Гам­лета» ('посмотрели').

Формальные отличия глаголов разных видов проявляются в словоизменении и грамматической сочетаемости.

1. Глаголы несовершенного вида имеют полный набор вре­менных форм: читал, читаю, буду читать; у глаголов совер­шенного вида нет форм настоящего времени: прочитал, прочи­таю.

2. Форма будущего времени у глаголов несовершенного вида составная: буду строить, а у глаголов совершенного ви­да — простая: построю.

3. Глаголы совершенного вида никогда не сочетаются с гла­голами типа начатьначинать, продолжать, кончитькончать.

Любой русский глагол имеет признаки совершенного или несовершенного вида. При этом многие глаголы составляют видовые пары: делатьсделать, зажигатьзажечь; у членов видовой пары одинаковое лексическое значение, они различаются только по виду.

Однако ряд глаголов не имеет видовой пары. Например, ждать, жить и др. — это непарные глаголы несовершенного вида; взреветь, сказануть (разг.) и др. являются непарными глаголами совершенного вида. Некоторые глаголы (женить, казнить, национализировать, электрифицировать) в разных предложениях обнаруживают свойства то совершенного, то не­совершенного вида: Неожиданно крестьянин женил своего сына (что сделал? — совершенный вид); Зажиточный крестьянин три дня подряд женил своего сына (что де­лал? — несовершенный вид); такие глаголы называются двувидовыми.


Для образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида к непроизводному глаголу несовершен­ного вида прибавляется приставка: делатьсделать, доде­лать, переделать; знатьузнать, вызнать или суффикс -ну-/-н-: толкатьтолкнуть, колотькольнуть. Чтобы, напротив, образовать от глагола совершенного вида произ­водный глагол несовершенного вида, к основе глагола совер­шенного вида прибавляются суффиксы -ива-/-ыва-, -ва-, -а-: раскачатьраскачивать; отпоротьотпарывать; за­петьзапевать; решитьрешать. При образовании гла­голов несовершенного вида обнаруживаются также чередова­ния звуков в основе: удешевитьудешевлять; расколотьраскалывать и мена ударения: разрезатьразрезать.

311. Выпишите отдельно глаголы несовершенного и совершенно­
го вида в их словарной форме. По каким грамматическим признакам
можно определить глагольный вид (постарайтесь обнаружить все
средства проявления вида в глагольной форме и в предложении)?

— Пойду сыщу брод, — продолжал Ермолай с уверенно­стью1'2'3, будто во всяком пруде непременно должен существо­вать брод, взял у Сучка шест и отправился в направлении бере­га, осторожно выщупывая дно.

— Да ты умеешь ли плавать? — спросил я его.

— Нет, не умею, — раздался его3 голос из-за тростника.

— Ну, так утонет, — равнодушно заметил Сучок... (И. Тур­генев).

312. Выпишите видовые пары. Определите грамматическое видо­
вое значение глаголов, входящих в пары.

1. Вот тебе и муж предоставлен. Убивали, да не убили (А. Т.). 2. Колумб был счастлив не тогда, когда открыл Амери­ку, а когда открывал ее (Д.). 3. Что же делал Бельтов в продол­жение этих десяти лет? Все или почти все. Что он сделал? Ни­чего или почти ничего (Герц.). 4. Что-то3 она задумывала, что-то она решала в своем уме теперь (Л. Т.). 5. Наташа редко испы­тывала столь радостное чувство, как то, которое она испытала теперь (Л. Т.). 6. Кузьмин все ждал, что она, наконец, спросит о Башилове, но она не спрашивала (Пауст.).

313. Определите, когда с помощью приставки образуется видовая
пара, а когда — новый глагол. В последнем случае укажите словооб­
разовательное значение приставки.


Кипеть — вскипеть, бесить — взбесить, лететь — взлететь, препятствовать — воспрепятствовать, учить — выучить, бежать — выбежать, солить — засолить, петь — запеть, ме­рить — измерить, писать — исписать, кормить — накормить, ехать — наехать, слепить — ослепить, брызгать — обрыз­гать, пить — отпить, сыреть — отсыреть, рвать — оторвать, мстить — отомстить, мести — подмести.

314. Образуют ли видовые пары следующие глаголы?

Лезть — подлезть, плыть — приплыть, готовить — приго­товить, читать — прочитать, грызть — прогрызть, морозить — разморозить, будить — разбудить, мерить — смерить, катить­ся — скатиться, красть — украсть, скакать — ускакать.

315. Определите, каким способом образуются парные по виду гла­
голы. Укажите аффиксы.

Воспламенить — воспламенять, засекретить — засекречи­вать, обуздать — обуздывать, брать — взять, решить — ре­шать, воскресить — воскрешать, разрезать — разрезать, засы­пать — засыпать, закрепить — закреплять, класть — поло­жить, говорить — сказать, делать — сделать, лечить — вылечить, возбудить — возбуждать, выгрузить — выгружать.

316. Выпишите глагольные формы. Определите значение вида.
Если это возможно, образуйте видовую пару.

Спал Леонид долго. Часа в три3 проснулся; мать принесла
ему поесть, он выпил стакан муската и заснул. Работал Андре­
ев по ночам. Неделями и месяцами ничего не писал, обдумы­
вал вещь, вынашивал, нервничал, падал духом, опять оживал.
Наконец садился писать — и тогда писал с поразительною бы­
стротою2 {В. Вересаев).
__________________________________________________ <#>

Словоизменительные категории глаголов

ЗАЛОГ

Залогом называется словоизменительный морфологиче­ский признак глагола, который бывает выражен в противопо­ставлении действительных и страдательных форм одного и то­го же глагола: строитьстроиться.


Действительный залог указывает на то, что смысло­вым центром данного предложения является деятель — подле­жащее в таких предложениях выражено именительным паде­жом со значением деятеля: Учащиеся сами ремонтируют школу; Родители любили сына.

Страдательный залог указывает на то, что смыс­ловым центром предложения является не деятель, а пред­мет, на который направлено глагольное действие (т. е. объект действия): Школа ремонтируется самими учащимися; Сын был любим родителями. Что касается деятеля, то он при гла­гольных формах страдательного залога бывает выражен тво­рительным падежом или же вообще может быть не назван: Школа ремонтируется (была отремонтирована) очень бы­стро.

Образование страдательных форм зависит: 1) от вида гла­гола и 2) от того, какую форму — спрягаемую или неспрягае­мую — нужно образовать.

Спрягаемые страдательные формы глаголов несовершенно­го вида образуются от форм действительного залога прибавле­нием словоизменительного залогового постфикса -ся/-сь (Дача строится рабочими); иногда используется и составная форма, образуемая сочетанием спрягаемых форм вспомогательного глагола быть с кратким страдательным причастием: Николай был уважаем, но нелюбим в обществе (Л. Т.). Формы страда­тельного залога переходных глаголов совершенного вида быва­ют, как правило, составными: Кузьма не был вами допрошен (Ч.).

Действительные и страдательные формы причастий образу­ются с использованием особых залоговых суффиксов: -ущ-/ -ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-, -ш- в действительном залоге (жду­щий, поющий, слышащий, говорящий, любивший, несший) и -ем-1-ом-, -им-, -нн-, -енн-, -т- в страдательном залоге (изуча­емый, несомый, любимый, сыгранный, построенный, разби­тый).

Все глагольные формы имеют признаки определенного за­лога. Большинство переходных глаголов изменяется по зало­гу: читатьчитает и читается (Книга читается всеми), читавший и читанный; одеватьодевает и одевается (Ре­бенок одевается матерью), одевающий и одеваемый. Однако все непереходные, возвратные и безличные глаголы (типа за­видовать, радоваться, нездоровиться), а также ряд переход-


ных глаголов (типа благодарить) являются однозалоговыми действительными глаголами: они не образуют страдательных форм.

317- Замените глагольные формы действительного залога страда­тельными формами тех же глаголов. Сделайте из активной конструк­ции пассивную.

Образец:

Снег покрывал поля.Поля покрывались снегом.

1. У острова реку перегораживали деревянные плотины (Вамп.). 2. Эта машина приводила в движение и воздуходувки, и прокатные станки, и все машины токарного цеха (Купр.).

Date: 2015-12-13; view: 667; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию