Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтаксис моделей и работа с ними





 

Одна SADT-диаграмма сложна сама по себе, поскольку она содержит от трех до шести блоков, связанных множеством дуг. Для адекватного описания системы требуется несколько таких диаграмм. Диаграммы, собран­ные и связанные вместе, становятся SADT-моделью. В SADT дополнительно к правилам синтак­сиса диаграмм существуют правила синтаксиса моделей. Синтаксис SADT-моделей позволяет аналитику определить границу модели, связать диаграммы в одно целое и обеспечить точное согласование между диаграммами. Никакой дру­гой метод структурного анализа не позволяет так точно, как SADT, соединять диаграммы в тща­тельно организованные комплекты, называемые моделями.

Первый способ заключается в и дентификации декомпозиции номерами узлов SADT-модели развиваются в процессе структурной декомпозиции сверху вниз. Сначала декомпозируется один блок, являющийся грани­цей модели, на одной диаграмме, которая имеет от трех до шести блоков,

Рис 1.13. Контекстная диаграмма модели

 

затем декомпозируется один (или больше) из этих блоков на другой диаграмме с тремя-шестью блоками и т.д. На­звание диаграммы совпадает с названием деком­позируемого блока. Результатом этого процесса является модель, диаграмма верхнего уровня которой (см. Рис.1.13) описывает систему в общих терминах "черного ящика", а диаграммы нижнего уровня описывают очень детализированные аспекты и операции системы.

Таким образом, каждая диаграмма пред­ставляет собой некоторую законченную часть всей модели. В методологии SADT каждая диаграмма данной модели идентифици­руется по­средством так называемого номера узла. Номер узла для контекстной диаграммы имеет следующий вид: название модели или аббреви­атура, косая черта, заглавная буква A (Activity в функциональных диаграммах), дефис и ноль. Например, номером узла для контекстной диа­граммы на рис. 1.13 является ЭМЦ/А-0. Номером узла диаграммы, декомпозирующей контекстную диаграмму, является тот же номер узла, но без дефиса (например, ЭМЦ/А0). Все другие номера узлов образуются посредством добавления к номеру узла родительской диаграммы номера декомпозируемого блока. На рис.1.14 показаны две диаграммы модели экспериментального меха­нического цеха. Номер узла на первой диаграм­ме - ЭМЦ/А0, а номер узла на второй диаграм­ме - ЭМЦ/А1. Диаграмма ЭМЦ/А1 декомпози­рует блок 1 диаграммы ЭМЦ/А0. (Первый ноль при образовании номера узла принято опускать, поэтому вместо ЭМЦ/А01 пишется ЭМЦ/А1.)

Рис. 1.14. Связывание декомпозиции с помощью номеров узлов

Помимо номеров узлов для идентификации диаграмм используются также С-номера. С-номера применяются для связки диаграмм при движении как вверх, так и вниз по иерархии модели. Обычно С-номер диа­граммы, декомпозирующей некоторый блок, впервые появляется непосредственно под этим блоком на родительской диаграмме. Это образует "направленную вниз" связь от родительской диаграммы к диаграмме-потомку. На рис.1.14 С-номер DAM008 диаграммы “ Управлять выполне­нием задания” размещен ниже блока 1 на диа­грамме “ Изготовить нестандартную деталь”. Это указывает на то, что функция “ Управлять выпол­нением задания” была декомпозирована.

Как только образуется направленная вниз связь, на диаграмме-потомке формируется ссылка на родительскую диаграмму. В области контекста SADT-бланка (правый верхний угол) автор изо­бражает каждый блок родительской диаграммы маленькими квадратиками, заштриховывает квад­ратик декомпозируемого блока и размещает С-номер родительской диаграммы возле заштрихо­ванного квадратика. Это образует "направленную вверх" (к родительской диаграмме) связь. Метод соединения диаграмм посредством однозначно определенных номеров гарантирует, что именно нужная версия (а С-номера используются и для идентификации версий диаграмм декомпозиции) диаграммы станет частью модели. Другими словами, при использовании С-номеров осуществляется тщательный контроль за введени­ем новых диаграмм в иерархию модели. На рис. 1.14 область контекста бланка диаграммы ЭМЦ/А1 “ Управ­лять выполнением задания” содержит три квадра­тика - по одному для каждого блока диаграммы ЭМЦ/А0. Первый блок заштрихован. Это указывает на то, что диаграмма ЭМЦ/А1 декомпозирует первый блок DAM008 диа­граммы ЭМЦ/А0.

Хорошая методология структурного анали­за, позволяющая создавать отдельные диаграммы, должна гарантировать правильное соединение всех диаграмм для образования согласованной модели. SADT-диаграммы декомпозиций имеют внешние дуги ─ дуги, как бы выходящие наружу и ведущие к краю страницы. Эти дуги являются интерфейсом между диаграммой и остальной частью модели. SADT требует, чтобы все внешние дуги диаграм­мы были согласованы с дугами, образующими границу этой диаграммы. Другими словами, диаграмма должна быть "состыкована" со своей родительской диаграммой. Обычно это означает, что внешние дуги согласованы по числу и наиме­нованию (но не обязательно по расположению) с дугами, касающимися декомпозированного бло­ка родительской диаграммы. Например, у блока 1 диаграммы ЭМЦ/А0 рис.1.14 девять граничных дуг: входы рабочий комплект и деталь с биркой, управления требования по срокам выполнения задания, штамп "принято" и статус работы, а также выходы оценка степени завершенности задания, готовая деталь, план выполнения задания и дуга персонал механического цеха. Все эти внешние дуги и их имена можно найти на диаграмме декомпозиции ЭМЦ/А1 на том же рисунке..

В SADT принята система обозначений, по­зволяющая аналитику точно идентифицировать и проверять связи по дугам между диаграммами. Это схема кодирования дуг -"ICOM" (см. рис. 1.15), получившая название по первым буквам английских эквива­лентов слов вход (Input), управление (Control), выход (Output), механизм (Mechanism). Коды ICOM чрезвычайно эффективны, поскольку они позволяют аналитику быстро проверять согласо­ванность внешних дуг диаграммы с граничными дугами соответствующего блока родительской диаграммы. Они также обеспечивают согласован­ность декомпозиции, поскольку все дуги, входя­щие в диаграмму и выходящие из нее, должны быть учтены. Все внешние дуги на диаграммах нумеруются: входные и выходные дуги сверху вниз, дуги управления и механизмов ─ слева направо. Используются обозначения номеров как показано на рис. 1.11 На рис. 1.14 дуга требования по срокам выполнения задания может быть отсле­жена от ее начала (С1 блока 0 диаграммы ЭМЦ/ А-0) на границе модели через верхнюю часть диаграммы ЭМЦ/А0 к блоку “ Управлять выпол­нением задания” (СЗ блока 3 диаграммы ЭМЦ/ А1). Если начинает строиться диаграмма следующего уровня, то дуги, касающиеся деком­позируемого блока, используются в качестве ис­точников и приемников для дуг, которые со­здаются на новой диаграмме. После завершения диаграммы ее внешние дуги стыкуются с роди­тельской диаграммой для обеспечения согласо­ванности как показано на рис. 1.15. Из рисунка видно, что дуги согласуются по чисду и названиям, но не обязательно по размещению.

Коды ICOM упрощают также рабо­ту, связанную с внесением вручную локальных изменений в диаграмму, и объединяют различ­ные варианты диаграмм так, что они хорошо стыкуются в модели. Коды ICOM являются одним из наиболее важных вкладов SADT в технологию графического моде­лирования. Они обеспечивают требуемую стро­гость, позволяя в то же время авторам работать независимо, чертить разборчиво и выбирать без ущерба для предыдущей работы подходящую терминологию на последующих уровнях детализации.

Номера узлов, С-номера и коды ICOM управляют подавляющим большинством ситуа­ций внутренних связей в модели. Однако между родительскими диаграммами и диаграммами-потомками могут возникать некоторые специфи­ческие ситуации и использоваться специфи­ческие обозначения для менее распространенных интерфейсов по дугам, в которых разумное использо­вание синтаксиса модели улучшает описание мо­дели, а именно:

1) при разветвлении и слиянии внешних дуг;

2) при изменении входных дуг на управляющие и наоборот;

3) когда дуги "входят в тоннель". Такие средства изо­бражения следует использовать только в особых ситуациях для прояснения и упрощения описания системы.

 

Рис.1.15 Коды ICOM гарантируют стыковку диаграмм

 

 

Их следует применять для удобства, а не как прикрытие плохого анализа систем. Во всех этих случаях данные при пересечении границ диаграмм сохраняются, т. е. все входные данные некоторым образом используются для образова­ния всех выходных данных. Ключом к понима­нию таких ситуаций является то, что дуги SADT изображают иерархические наборы данных.

Особая ситуация возникает также тогда, когда входная дуга превращается на диаграмме декомпозиции в дугу управле­ния и наоборот. На практике такие ситуации, в которых требуется подобная техника, встречаются редко,. Поэтому целесообразно подумать об альтернативных способах построения диаграммы, прежде чем применять эту технику.

Отличительная особенность SADT как ме­тодологии описания систем заключается в том, что она, используя в качестве основы естествен­ный язык экспертов, структурирует этот язык с помощью своих графических средств. Графика SADT устраняет неоднозначность описаний, вы­полненных экспертом на естественном языке.

Устранение неоднозначности достигается в результате стандартной интерпретации графичес­ких обозначений SADT. Формально описание "Отдельный блок В, связанный с входными дуга­ми I, дугами управления С, выходными дугами О и дугами механизма М" соответствует фразе "Функция В преобразует I в О при ограничениях, заданных С, с помощью М об оценке степени завер­шённости задания.

Неоднозначность устраняется также в ре­зультате декомпозиции и уточнения диаграмм высокого уровня, что приводит к ограничению числа возможных интерпретаций. Декомпозиция и уточнения производятся до тех пор, пока диа­граммы низкого уровня не станут достаточно подробными для того, чтобы обеспечить точное значение объектов и функций системы. Иными словами, SADT-модель придает строгий смысл изложенному. Она организует описание системы в иерархическую структуру, подобную структуре, образуемой главами и разделами книги. Обратите внимание на то, что каждая диаграмма вызывает свой ход мыслей, что позво­ляет по каждой из них написать несколько пара­графов текста. Это объясняется тем, что, хотя блок и его дуги семантически эквивалентны фра­зе, отражающей одно из направлений, обычно существует еще несколько важных фактов, отно­сящихся к данному блоку, которые необходимо сообщить, чтобы достичь цели модели.

Точка зрения модели влияет на расстановку акцентов и терминологию

SADT-авторы должны владеть искусством согласо­ванного изложения. Для согласованного изложе­ния существенным является понятие точки зре­ния. В SADT модель должна быть построена ис­ходя из одной точки зрения. Выбирая единую точку зрения для данной модели и придержива­ясь ее, автор достигает двух важных целей. Во-первых, определенная точка зрения всегда выде­ляет одни аспекты системы и игнорирует другие. Например, выбирая точку зрения начальника экспериментального механического цеха, автор придает одинаковый вес обязанностям различных работников цеха. Как видно из рис. 8, управ­лять выполнением задания, выполнить задание и контролировать качество выполнения задания являются тремя самыми важными функциями механического цеха с точки зрения начальника.

Выбор одной точки зрения обеспечивает согласованность терминологии. Точку зрения луч­ше всего понимать как "вид на систему" с пози­ции определенного человека. Часто точка зрения непосредственно связана с конкретной ролью, выполняемой этим человеком, который является частью системы.

Выбор точки зрения означает также выде­ление определенных аспектов системы и приме­нение определенной терминологии. Без правиль­но расставленных акцентов и терминологии согласованное изложение практически невозмож­но. Одна из сложнейших задач автора в SADT -оставаться в рамках выбранной точки зрения, поскольку выявленное множество подробностей о работе системы, которые не вписываются в при­нятую точку зрения, вызывают сильное искуше­ние изложить их.

Стратегия разделения проблем осуществл­яется в процессе моделирования, когда авторы выбирают точку зрения для следующей модели. Например, при построении модели, которая описывает только планирование и выполнение плана-графика, можно выбрать точку зрения мастера. Аналогично, если объектом моделирования будет только обработка деталей, то наиболее подходящей является точка зрения рабочего. Если создать эти две модели, то они будут содержать перекрывающуюся информацию. В каждом из перекрывающихся описаний экспериментального механического цеха будут расставлены свои акценты. Таким образом, точка зрения не ограничивает предмет рассмотрения, но заставляет аналитика учитывать приоритеты различных аспектов системы.

Декомпозиция в ходе моделирования Декомпозиция - это процесс создания диа­граммы, детализирующей определенный блок и связанные с ним дуги. Результатом ее является описание, которое представляет собой "разламывание" родительского блока на меньшие и более частные функции. Прибавьте к этому еще и тот факт, что слово "анализ" означает разложение на составляющие, и вы получите исходное обоснова­ние термина "структурный анализ". Но декомпо­зиция - это больше, чем анализ. Она включает также синтез. Подлинная декомпозиция заклю­чается в начальном разделении объекта на более мелкие части и последующем соединении их в более детальное описание объекта. Интересно от­метить, что модель показывает только результат взаимодействия анализа и синтеза.

Следуя правилам SADT, вначале производится анализ и синтез системных объектов, за­писывая, как именно подверглись разбиению объекты, входящие в ограниченный объект.

 

Рис.4.9Пример анализа и синтеза в процессе декомпозиции

 

На рис.4.9 показано, что список данных начинается со всех граничных дуг и их ICOM-кодов, а закан­чивается их составляющими. Затем про­сматривается список данных с целью возможного объеди­нения этих составляющих, чтобы выделить те объекты, которые будут выступать в качестве управляющих.

Затем в соот­ветствии со списком данных выполняется подобный анализ и синтез функций системы. В процессе свобод­ного объединения и введения новых управляю­щих дуг создается список функций для дальней­шей детализации. Такая последовательность выполнения де­композиции имеет большое значение, поскольку в SADT анализ объектов системы оказывает важ­нейшее влияние на анализ функций. Когда де­композиция выполнена таким способом, получен­ные блоки диаграммы активизируются главным образом благодаря дугам управления. Следова­тельно, дуги управления влияют на качество и обоснованность результирующей декомпозиции. На рис.9 видно, что информация, содержаща­яся в документах, связанных с очередным шагом рабочей инструкции, используется рабочим при выборе инструментов. Если бы это было не так, дуга очередной шаг рабочей инструкции могла бы не быть дугой управления, а действие выбрать инструменты могло бы не представлять функцию.

Правило "от трех до шести" блоков на од­ной диаграмме - тоже уникальная особенность SADT. Хорошо известно, что мощность кратко­срочной памяти человека ограничена восприяти­ем примерно семи категорий, каждая из которых может содержать около семи отдельных единиц информации. SADT придерживается консерва­тивной точки зрения, разрешая в качестве верх­него предела шесть блоков - по одному на кате­горию. Имя блока и его граничные дуги пред­ставляют собой единицы информации, помещае­мые в категории в процессе чтения диаграммы.

Некоторые стратегии декомпозиции В процессе создания диаграммы авторы часто не уделяют достаточного внимания страте­гии декомпозиции. Опытный SADT-автор в отли­чие от начинающих постоянно следит за страте­гией декомпозиции и ее влиянием на качество модели. Ему доступно множество стратегий де­композиции.

Часто наилучшей является функциональная стратегия декомпозиции (декомпозиция базиру­ется на функциональных взаимоотношениях), потому что она заставляет авто­ра внимательно обдумывать, что делает система, независимо от того, как она работает. Кроме того, в функциональных декомпозициях отдается предпочтение подробному показу требуемых ограничений на функции системы, а не их после­довательности. Однако в некоторых случаях чисто функциональная стратегия декомпозиции может не привести к созданию полезной модели..

Эффективной стратегией для систем ко­манд и управления может оказаться декомпози­ция в соответствии с уже известными стабильны­ми подсистемами. Это приводит к созданию на­бора моделей, по одной модели на каждую под­систему или важную компоненту. Затем для опи­сания всей системы должна быть построена со­ставная модель, объединяющая все отдельные мо­дели Рекомендуется использовать разло­жение на подсистемы, только когда разделение на основные части системы не меняется (напри­мер, ходовая часть и двигатель в автомобиле). Нестабильность границ подсистем быстро обес­ценит как отдельные модели, так и их объеди­нение.

Некоторые системы в процессе функциони­рования непрерывно преобразуют свои входы в конечный продукт, как, например, при очистке нефти. Стратегия декомпозиции, основанная на отслеживании цикла "от рождения до смерти" (называемого обычно "жизненным циклом") для ключевых входов системы, может оказаться эффективной для описания подобных процессов. Рекомендуется применять эту стратегию, когда целью системы является улучшение одного из основных входов и когда легко можно опре­делить последовательные стадии улучшения этого входа.

Если ничто другое не подходит, всегда можно применить декомпозицию по физическо­му процессу. Результатом такого сорта декомпо­зиции будет выделение функциональных стадий, этапов завершения или шагов выполнения. Хотя эта стратегия полезна при описа­нии существующих процессов (таких, например, как работа промышленного предприятия), ре­зультатом ее часто может стать слишком после­довательное описание системы, которое не будет в полной мере учитывать ограничения, диктуе­мые функциями друг другу. При этом может оказаться скрытой последовательность управле­ния. Рекомендуеся применять данную стратегию, только если целью модели является описание физического процесса как такового или только в крайнем слу­чае, когда неизвестно как действовать.

Момент прекращения декомпозиции определяется точностью

Декомпозиция в SADT пре­кращается, когда диаграммы, образующие ниж­ний уровень модели, достаточно детализированы для достижения цели модели. Другими словами, дальнейшая декомпозиция не требуется, если модель достаточно точна, чтобы отвечать на все вопросы, соответствующие ее цели.

Процесс моделирования Процесс моделиро­вания в SADT включает сбор информации об ис­следуемой области, документирование получен­ной информации, представление ее в виде мо­дели и уточнение модели посредством итератив­ного рецензирования. Кроме того, этот процесс подсказывает вполне определенный путь выпол­нения согласованной и достоверной структурной декомпозиции, что является ключевым моментом в квалифицированном анализе системы. SADT уникальна в своей способности обеспечить как графический язык, так и процесс создания не­противоречивой и полезной системы описаний.

Как утверждают авторы методологии, SADT является мето­дологией в полном смысле, потому что она объе­диняет итеративный процесс создания модели, нотации, управляющие конфигурацией модели, язык ссылок для диаграмм, язык функций моде­лей с графическим языком описания системы, а также рекомендации по реализации аналитичес­ких проектов. Нотации, управляющие конфигу­рацией, гарантируют, что новые диаграммы будут корректно встроены в иерархическую структуру модели. Язык ссылок в SADT, правила сокраще­ний для ссылок, адресованных к отдельным час­тям диаграммы, облегчают оформление замечаний при рецензировании модели. Язык функций позволяет декларативно определять правила работы системы, что часто является особенно важным завершающим шагом в описании системы.

S

Рис. 4.10 процесс моделиро­вания в SADT, описанный с помощью SADT-диаграммы

 

На рис 4.10 изображен процесс моделиро­вания в SADT, описанный с помощью SADT-диаграммы. Диаграмма отражает тот факт, что процесс моделирования в SADT является итера­тивной последовательностью шагов, приводящих к точному описанию системы. Высокая эффек­тивность этого процесса обусловлена его органи­зацией, в основе которой лежит разделение функций, выполняемых участниками создания SADT-проектов: эксперты являются источниками информации, авторы создают диаграммы и моде­ли, библиотекарь координирует обмен письмен­ной информацией, читатели рецензируют и утверждают модели, а Комитет технического контроля принимает и утверждает модель.

Моделирование в SADT - инженерная дис­циплина. Это означает, что модели создаются ис­ходя из действительной ситуации и что эти моде­ли проходят через серию последовательных улуч­шений до тех пор, пока они в точности не будут представлять реальный мир. Одной из основных компонент методологии SADT является итератив­ное рецензирование, в процессе которого автор и эксперт многократно совещаются (устно и пись­менно) относительно достоверности создаваемой модели. Итеративное рецензирование называется циклом автор/читатель.

В методологии предлагаются специальные средства конструктивного рецензирования, применение которых иллюстрируется рис. 4.7.

Свое согласие с автором показывается крас­ной галочкой, несогласие - красным крестом. Обычно эти пометки используются для краткого комментирования конкретной части диаграммы или авторского замечания. В SADT существенные комментарии запи­сываются в виде замечаний "с кружком". Чтобы сделать такое замечание, нужно: (1) жирно пе­речеркнуть очередной номер замечаний, (2) за­писать этот номер и обвести его кружком, (3) около обведенного номера записать содержание замечания и (4) при необходимости соединить зигзагом свое замечание с соответствующей частью диаграммы. Присваивая замечаниям но­мера, дается каждому из них уникальный идентификатор. Обводя номера кружком, рецензент отличает свои замечания от замечаний автора, которые тоже могут быть на этой странице. Соединяя зигзагом замечания с соответствующей частью диаграммы, точно указываете, к чему они относятся

Начало моделирования Одной из отличительных особенностей методологии SADT является порядок моделирования. Начало моделирования в SADT означает создание диаграммы АО и на ее основе контекстной диаграммы А-0, которые затем могут быть отрецензированы. Эти две диаграммы полностью рассказывают все об изучаемой системе с минимальной степенью детализации. Создавая их, аналитик предприни­мает начальную попытку декомпозировать систе­му и затем обобщить полученную декомпозицию. Декомпозиция (диаграмма АО) освещает наибо­лее важные функции и объекты системы. Объединение (диаграмма А-0) трактует систему как "черный ящик", дает ей название и опреде­ляет наиболее важные входы, управления, выхо­ды и, возможно, механизмы.

Декомпозируя объект, нужно прежде всего обратить внимание на входные и выходные дан­ные для всей системы. Декомпозиция всей систе­мы начинается с составления списка основных типов данных и основных функций.. Потом эти списки снаб­жаются комментариями для указания основных типов как данных, так и функций системы или их различных сочетаний. Наконец, списки с комментариями используются для создания диаграммы АО, которая затем обобщается с помощью диаграммы А-0.

Списки объектов системы, создаваемые в ходе моделирования, в SADT принято называть "списками данных". Термин "данное" здесь упо­требляется как синоним слова "объект". Следова­тельно, при обсуждении различных аспектов моделирования в SADT нужно применять термин "список данных". Составление списка данных является начальным этапом создания каждой диаграммы функциональной SADT-модели. Правило заключается в том, чтобы вначале составить список данных, а потом список функций. Диаграмма начинается с выделения всех основных групп и категорий данных, используемых и генерируемых системой. Необходимо иметь в виду, что лучше запи­сать слишком много, чем провести неполный анализ.

В современных аналитических методах слишком часто уделяется повышенное внимание функциям в ущерб данным. Начиная с составле­ния списка данных, можно избежать пере­хода к немедленной функциональной декомпози­ции. Списки данных помогут выполнить более глубокий анализ и идентифицировать ограничения, определяющие функциональную декомпозицию.

SADT-диаграммы представляют границы функций и ограничения, накладываемые на них, причем ограничения должны присутствовать во всех системах. Указывая вначале ограничения, мы выявляем естественную структуру системы. Без ограничений функциональная SADT-диаграм­ма представляет собой не более чем схему пото­ков данных. Без ограничительных дуг диаграммы не смогут рассказать читателю, почему аналитик выбрал именно данную декомпозицию. Благодаря тому, что в SADT различаются входные дуги и дуги управления (информация, необходимая для пояснения декомпозиции), SADT-диаграммы ясно объясняют изучаемую систему и причину такой декомпозиции.

Составление списка функций Авторы методологии настоятельно рекомендуют закончив список данных, приступать с его помощью к составлению списка функций. Список функций должен находиться на одной странице со списком данных. При этом при составлении исходного списка не следует пытаться объединять функции между собой. Вместо этого необходимо вначале сосредоточиться на каждой конкретной функции и ее отношении к группам данных. Затем объединять функции в "агрегаты", стремясь к организации 3-6 функциональ­ных группировок. Желательно, чтобы эти группи­ровки имели один и тот же уровень сложности, содержали примерно одинаковый "объем" функ­циональности и функции в каждой из них име­ли сходные операции и цели.

Списки данных и функций обес­печивают исходное содержание диаграммы АО. Для пра­вильного описания системы содержанию надо придать форму. В SADT это делается посред­ством построения диаграммы Правильное расположение блоков является самым важным этапом построения диаграммы. Блоки располагаются в соответствии с их доми­нированием (по степени важности или по по­рядку следования). Самый доминантный блок обычно располагается в верхнем левом углу, а наименее доминантный - в нижнем правом. Это приводит к расположению, при котором более доминантные блоки ограничивают менее доми­нантные, образуя "ступенчатую" схему. Доминирование имеет важнейшее значение для ясного представления процесса. Например, не имеет смысла говорить о контроле за выполне­нием задания до изготовления детали. Затем изображают основные дуги, представляющие ограничения. Это является второй важной частью построения диаграммы АО. Они дают основание для разбиения объекта диаграммы на 3 - б системных функций, изображаемых блоками. Основными дугами, представляющими огра­ничения, всегда являются внешние дуги, т.е. дуги, представляющие данные, поступающие из непо­средственного окружения диаграммы.

Следующим шагом в построении диаграммы является размещение остальных внешних дуг и назначение им соответствующих ICOM-кодов. Таким образом, все данные, входящие в систему или выходящие из нее, оказываются учтенными на рисунке. Потеря внешней дуги - это ошибка интерфейса, одна из самых распространенных в системном анализе. Занимаясь декомпозицией объекта, можно забыть об интерфейсных данных, потому что очень легко сосредоточиться на дета­лях. Начиная с изображения всех внешних дуг, вы повысите точность диаграммы, включив все интерфейсные данные. И наконец, нарисуйте все остальные дуги, отражающие детали работы системы в целом.

Обобщение диаграммы А0 Обобщение является последним важным шагом начального этапа моделирования. Вспом­ните, что для любой SADT-диаграммы есть роди­тельская диаграмма, содержащая ее контекст, где под контекстом понимается блок с набором входных дуг, дуг управления и выходных дуг. Верхняя диаграмма модели (т.е. диаграмма А0) не составляет исключения. Контекстом для нее служит диаграмма А-0, представляющая собой обобщение всей модели. Диаграмма А-0 имеет несколько предназначений. Во-первых, она объявляет общую функцию всей системы. Напри­мер, блок на рис.? с названием изготовить нестандартную деталь ясно указывает, что делает цех. Во-вторых, она дает множество основных типов или наборов данных, которые использует или производит система. Например, справочник стандартов качества позволяет осуществлять контроль качества при выполнении задания. В-третьих, А-0-диаграмма указывает взаимоотношения между основными типами данных, проводя их разграничение. Например, рабочий комплект рассматривается как входное данное, нечто, изменяемое процессом, в то время как справочник стандартов качества контроли­рует выполнение цехом заданий. Таким образом, А-0-диаграмма представляет собой общий вид изучаемой системы.

При создании диаграммы А-0 используется информация, уже зафиксированная на диаграмме А0.

Построение диаграммы А-0 свидетельствует об окончании начального этапа моделирования. К этому моменту сделана первая попытка обобщить и описать основную деятельность системы и по­казать связь системы с ее средой. Несмотря на ограниченное число описанных деталей, диа­граммы А-0 и АО представляют законченную кар­тину, потому что они отражают все основные входы, управления, выходы и функции системы. Общий вид системы, полученный с помощью диаграмм А-0 и АО, - основная цель аналитика на начальном этапе построения SADT-модели.

 

Date: 2015-12-13; view: 579; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию