Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень фантазии





 

Можно даже расклассифицировать и технические, и художественные открытия – изобретения. Скажем, отнести к высшему уровню создание новых жанров или видов искусства. В этом смысле создатель симфоний Гайдн, изобретатели первых опер Галилей (старший) и Скарлатти, как и Дюрер с Верном, могут быть отнесены к изобретателям «высшего уровня». Чуть пониже, где изобретения осуществляются в рамках уже существующего жанра, расположим творцов следующего уровня. Например, Бетховен ввёл в Девятую симфонию хор, Гойя усовершенствовал графическую технику создания офортов, Герберт Уэллс создал социально направленную фантастику. Далее можно усовершенствовать или найти новое необычное применение для инструментов художественного творчества. Вот, скажем, «светящиеся» портреты работы Решетова, или музыкальные иллюстрации Мусоргского «Картинки с выставки», или лингвистические сказки Петрушевской, или… Понятно, что примерам несть числа.

А.Н. Лук приводит примеры фантазии, замешанной на несуразностях: «Одно время в Вене пользовались успехом анекдоты о графе Артуре, построенные на «остроумии нелепости».

«Какая разница между крокодилом? – спрашивает граф. – Между крокодилом и чем? – Не крокодилом и чем, а между крокодилом? – Не знаю. – Крокодил в воде плавать умеет, а по суше – нет».

Остроумие нелепости широко используется в жанре литературной пародии. Отличие этого приема от доведения до абсурда состоит в том, что абсурдность высказывания достигается путем преувеличения или преуменьшения, а остроумие нелепости заложено в самой ситуации, противоречащей повседневному опыту и здравому смыслу.

Читатели знаменитой сказки Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» много раз смеются над остроумием нелепости. Возьмем, к примеру, рассказ о чеширском коте, на лице которого почти всегда была улыбка. Иногда улыбка исчезала, и оставалось только лицо; но случалось, что исчезало лицо, и оставалась лишь улыбка». К подобным актам можно отнести и случай с Марком Твеном: когда печать распространила ложные слухи о его смерти, он выступил с опровержением: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Нелепость формулировки сделала её остроумной.

Если же говорить только о фантастике, то можно использовать для оценки произведений этого жанра шкалу «Фантазия», предложенную Генрихом Альтовым и Павлом Амнуэлем. По этой шкале научно‑фантастическое произведение оценивается по пяти показателям:

✓ новизне идеи,

✓ убедительности её обоснования,

✓ человековедческой ценности (естественно, ибо хорошая фантастика – это хорошая литература),

✓ художественному уровню,

✓ по чисто субъективному принципу: «нравится – не нравится».

Каждый показатель оценивается в баллах от одного до четырёх. Например, если в рассказе используется уже известная идея, взятая без каких‑то изменений у другого писателя, оценка его по новизне – один балл. Если идея известна, но уже изменена и позволяет видеть в старой ситуации нечто новое – два балла. Совершенно новая идея «стоит» четыре балла.

В художественном творчестве классификация по уровням достижений всё же хотя и возможна, но далеко не столь выразительна, как в техническом. Здесь можно выделить пять уровней творчества. На первом, низшем, можно расположить мельчайшие изобретения, для которых вполне достаточно знаний и технических средств в рамках одной профессии. Второй уровень мелких изобретений требует уже знаний и технических решений в пределах одной отрасли. Уровень средних изобретений возможен, если вы свободно ориентируетесь и оперируете средствами в пределах одной науки.

Для крупных изобретений – создания новой технической системы – понадобится иной уровень мышления. Придётся использовать знания разных наук, найти возможность по‑новому их синтезировать. Однако здесь ещё не требуется выйти за пределы существующего знания.

Такой выход нужен только для крупнейших изобретений. Чтобы была создана принципиально новая техническая система, могут оказаться необходимы такие технические средства и научные сведения, которых ещё просто нет. Совершить открытие, выйти за пределы известных знаний – необходимое здесь условие. Только в этом случае удастся реализовать замысел. Тот самый замысел, который мог появиться либо как следствие планомерной творческой работы, когда после долгих размышлений понимаешь логику движения мысли, либо в результате интуитивного интеллектуального прыжка – озарения, с которым, по словам Ницше, встречается далеко не каждый, кто готов к такой встрече.

Можно привести не один пример, подтверждающий разумность приведенной классификации уровней изобретения. Но не это важно. Главное, что изобретательство в любом деле опирается на интеллектуальную смелость, на умение находить неожиданные, неизвестные ранее приёмы, методы, решения. Конечно, способности необходимы, чтобы там, где обычно человек видит просто летящую птицу, увидеть летящего на механических крыльях человека. Увидеть мыслью – и суметь эти крылья создать. Так что здесь не только идея важна, но и способность её претворить в жизнь.

«Конечно, вдохновение – праздник мастера, но ремесло… оно тоже необходимо художнику. Ремесло поставил я подножием искусству» – так говорил композитор Роберт Шуман. И это относится ко всем видам творчества: нужно подготовить своё мышление к творческой работе, а ещё нужно быть готовым не только генерировать идеи, но и уметь их подпирать, закладывать под них фундамент.

 

 

Date: 2015-12-12; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию