Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методический принцип деятельностного опосредствования





Для изменения мотивационно-смысловых отношений могут быть использованы различные методические приемы, основанные на принципе деятельностного опосредствования.

Суть этого принципа состоит в следующем: для того чтобы перестроить смысловые образования, необходимо выйти за пределы этих образований и изменить порождающие их деятельности. Все сказанное означает, что насущной необходимостью современной прикладной психологии личности является разработка активных методов воздействия на личность, в которых так или иначе реконструируется деятельность, приводящая к перестройке динамических смысловых систем. И движение в этом направлении уже началось. В психологию личности все интенсивнее внедряются игровые методы, методы социально-психологического тренинга, деловых игр, групповые методы психотерапии и т. п., которые используются как в практике воспитания личности, так и в реабилитационной работе в клинике. Ключ к формированию, перестройке и коррекции личности лежит в организации и изменении личностно-значимой деятельности субъекта. Эта идея, по сути, положена в основу практики таких педагогов, как А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Яркие примеры того, что изменение личностного смысла всегда опосредствовано изменением деятельности человека и не поддается прямому воздействию вербальной информации, приведены в «Педагогической поэме». Так, А. С. Макаренко повествует, что первые воспитанники выслушали его речь о том, что необходимо решительно переменить образ жизни, с ироническими улыбками. Позднее, вспоминая об этом печальном опыте, А. С. Макаренко писал о том, что не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. Только в деловой борьбе произошло у воспитанников А. С. Макаренко изменение личностного смысла. Деловая борьба, совместная деятельность сыграли решающую роль там, где оказались бессильны уговоры и убеждения.

Подобного рода опыт выдающихся педагогов, а также уже упоминавшиеся выше экспериментальные исследования позволяют заключить, что в фундаменте прикладной психологии личности должен быть заложен методический принцип деятельностного опосредствования динамических смысловых систем. Выбор этого методического принципа как в психологии воспитания, так и в различных видах коррекционной работы ориентирует психолога на поиск методов активного воздействия на личность. Так, например, в воспитательной практике явно недооцененными остаются методы, связанные с изменением позиции ребенка и с использованием методического приема «подстановки себя на место другого в ситуации морального выбора». Этот методический прием выпукло выступил при изучении таких проявлений гуманных отношений ребенка к сверстнику в ситуациях его наказания и награды, как сострадание и сорадование. Оказалось, что, лишь подставив себя на место другого в ситуации его наказания и награды и идентифицировавшись с ним, ребенок начинает сопереживать другому человеку. Значение психологического механизма «подстановки себя на место другого», познавательной и нравственной «децентрации» ребенка следующим образом раскрывает Д. Б. Эльконин: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения»[190]. Ìåòîäè÷åñêèé ïðèåì «ïîäñòàíîâêè ñåáÿ íà ìåñòî äðóãîãî» äî ñèõ ïîð ïðèìåíÿëñÿ â ïñèõîëîãèè èñêëþ÷èòåëüíî â èññëåäîâàòåëüñêèõ öåëÿõ, â ÷àñòíîñòè äëÿ èçó÷åíèÿ ïîçíàâàòåëüíîãî ýãîöåíòðèçìà è ýìîöèîíàëüíîé èäåíòèôèêàöèè. Ìåæäó òåì èñïîëüçîâàíèå â ïðàêòèêå âîñïèòàíèÿ ñèñòåìû ìåòîäèê, ïîñòðîåííûõ íà ýòîì ìåòîäè÷åñêîì ïðèåìå, ìîæåò îêàçàòü ñóùåñòâåííóþ ïîìîùü â ðåøåíèè òàêîé çàäà÷è âîñïèòàíèÿ, êàê ïðåîäîëåíèå íðàâñòâåííîãî ýãîöåíòðèçìà ëè÷íîñòè è ôîðìèðîâàíèå ó ÷åëîâåêà ñïîñîáíîñòè ñîïåðåæèâàòü äðóãèì ëþäÿì.

Психодрама, социодрама, деловые игры, социально-психологический тренинг[191] — âîò äàëåêî íå ïîëíûé ïåðå÷åíü ìåòîäè÷åñêèõ ñðåäñòâ, êîòîðûå ìîãóò áûòü îðãàíèçîâàíû ñ îïîðîé íà ïðèíöèï äåÿòåëüíîñòíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ äèíàìè÷åñêèõ ñìûñëîâûõ ñèñòåì è âíåäðåíû â ïðàêòèêó äóõîâíîãî ïðîèçâîäñòâà ëè÷íîñòè. Èñïîëüçóÿ ýòè ìåòîäè÷åñêèå ñðåäñòâà, ïñèõîëîã ðåàëüíî âêëþ÷èòñÿ â ïðîöåññ âîñïèòàíèÿ ëè÷íîñòè, â ïðîöåññ ðîæäåíèÿ ãðàæäàíèíà.

 

 

Date: 2015-12-12; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию