Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллизионное регулирование отношений собственности в РФ





Имущество гос-ва и его лиц может находиться на территории другого гос-ва постоянно или временно. Это может быть движимое и недвижимое имущество; федеральная собственность, собственность субъектов Федерации; собственность муниципальных образований; собственность физ. и юр. лиц РФ. Значительная часть имущества за границей принадлежит Русской Православной церкви, различным благотворительным и общественным организациям.

В состав гос-военного имущества, находящегося за границей, входят акции, ценные бумаги, доли и паи в юр. лицах, недвижимость. Правовой статус гос-военной собственности за рубежом определяется российским законод-вом, правом страны места нахождения имущества и м/ународными договорами РФ. Росс-ое законод-во определяет, какие гос-военные органы осуществляют управление этой собственностью, кто правомочен принимать решения о ее приобретении или отчуждении, сдаче в аренду и т.п.

В соответствии с законод-вом РФ управление гос-военной собственностью РФ за рубежом осуществляет Правительство РФ. От имени Правительства властные функции по управлению федеральной собственностью, находящейся за рубежом, распоряжение этой собственностью и контроль за эффективным ее использованием осуществляет Министерство РФ по управлению гос-военным имуществом, которое является полномочным представителем Правительства РФ.

Решения о приобретении в федеральную собственность недвижимого имущества за рубежом, ценных бумаг, паев, долей и акций в находящихся за границей юр. лицах за счет фед-ого бюджета принимаются Правит-ом РФ. Оно также принимает решения о продаже, мене, залоге, дарении и изъятии такого имущества.

Сдача в аренду недвижимого имущества, закрепленного на балансе гос-военных предприятий и учреждений, на срок до одного года осуществляется самостоятельно этими предприятиями; на срок до пяти лет — по согласованию с Мингосимуществом РФ; на срок свыше пяти лет — по решению Правительства РФ. При приватизации гос-военных предприятий закрепленное на их балансе имущество, находящееся за рубежом, не подлежит включению в уставный капитал акционерных обществ, создаваемых в результате преобразования гос-военных предприятий и продажи их на конкурсах и аукционах.

Росс-ое законод-во устанавливает порядок участия РФ в находящихся за границей юр. лицах. Учредителем и участником от имени РФ выступает Мингосимущество РФ, которому по решению Правительства РФ предоставлено право вносить федеральную собственность в уставные капиталы таких юр. лиц (за исключением имущества, закрепленного за гос-военными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения). Гос-военное предприятие осуществляет оплату уставного капитала юр. лиц (выкуп долей, паев, акций) по согласованию с Мингосимуществом.

Порядок и условия приобретения за границей гос-воом, гос-военными и частными лицами РФ недвижимого имущества полностью подчиняется законодательству гос-ва места нахождения имущества.

Гос-военная собственность пользуется за границей особым режимом — иммунитетом собственности гос-ва. Иммунитет собственности гос-ва, находящейся за границей, проявляется в том, что эта собственность не может быть объектом насильственных мер со стороны гос-ва места нахождения имущества. Собственность гос-ва без согласия собственника не может быть подвергнута отчуждению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; ее нельзя насильственно удерживать на иностранной территории; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого гос-ва, его органов или частных лиц.

Такая собственность не просто изымается из-под действия принудительных мер судебного характера; к ней не могут применяться и административные меры; она не может быть объектом взыскания по любым внесудебным требованиям (в частности, не может быть национализирована).

В настоящее время в связи с повсеместным признанием функционального иммунитета гос-ва имеет место отказ от безусловного иммунитета собственности иностранного гос-ва и от связанной с ним доктрины акта гос-ва (если гос-воо владеет имуществом и заявляет, что это имущество принадлежит ему, то в суде другого гос-ва такое заявление не может подвергаться сомнению).

Практика показывает, что по частноправовым сделкам гос-ва имеет место наложение ареста на его имущество в порядке предварительного обеспечения иска. Однако такие случаи достаточно редки; обращение взыскания на имущество иностранного гос-ва производится только по вступившему в законную силу решению суда.

Даже в российской правовой доктрине уже признано, что гос-воо не всегда может претендовать на иммунитет его собственности, а в некоторых случаях не может и ссылаться на иммунитет такой собственности. На практике иммунитет собственности иностранного гос-ва определяется законод-вом гос-ва места нахождения собственности и м/ународным правом.

Росс-ое предприятие, за которым гос-военное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, является юр. лицом и осуществляет в отношении такого имущества права и обязанности собственника. Оперативную работу по экспорту и импорту ведут внешнеэкономические объединения РФ, созданные в различных правовых формах (в том числе полностью или частично принадлежащие гос-воу). Такие предприятия и объединения — это самостоятельные юр. лица, по обязательствам которых гос-воо не несет ответственности; имущество подобных предприятий не может пользоваться иммунитетом.

В отношении внешнеэкономических объединений (гос-военных промышленных предприятий) полностью действует принцип раздельной ответственности гос-ва и юр. лиц (за некоторыми изъятиями в отношении казенных предприятий). Имущество предприятия не пользуется иммунитетом от предварительного обеспечения иска или принудительного исполнения решения, если речь идет об обязательствах этого предприятия.

В ином положении находятся гос-военные юр. лица, финансируемые из гос-военного бюджета, не занимающиеся частнопредпринимательской деятельностью, а осуществляющие гос-военные или публично-правовые функции (напр., музеи). Такие лица пользуются судебным иммунитетом и иммунитетом собственности на равных основаниях с гос-воом (решение Парижского суда Большой инстанции от 16 июня 1993 г.).

Вопрос об иммунитете собственности иностранного гос-ва часто возникает в связи с иммунитетом гос-военных торговых судов. В Протоколе 1974 г. к Договору о торговом судоходстве м/у РФ и Великобританией 1968 г. предусмотрено, что морские суда и грузы, принадлежащие на праве собственности одному гос-воу, не будут подлежать задержанию или аресту в связи с исполнением любого решения суда другого гос-ва. Однако гос-воо-собственник обязано принимать в таких случаях необходимые административные меры для исполнения решения суда другого гос-ва. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. признает полный иммунитет только гос-военных некоммерческих судов.

Особый режим предоставляется собственности иностранного гос-ва и в области налогообложения. Это закреплено и в национальном законод-ве, и в м/ународных соглашениях. Напр., по законодательству США, собственность, которая принадлежит иностранному гос-воу и используется для официальных целей, освобождается от общего и специального налогообложения. Обложение налогом недвижимости, принадлежащей иностранному правительству, находится в США в компетенции местных властей.

Судебная практика США — в силу принципа иммунитета к иностр-ым правительствам не могут предъявляться иски по поводу налогообложения их собственности, находящейся в США. В консульской конвенции м/у США и РФ закреплено, что недвижимость в США, принадлежащая росс-ому гос-воу и используемая в официальных целях, подлежит освобождению от всех фед-ых, штатных и местных налогов.

 

26. Иностр-ые инвестиции: понятие, правовое регулирование, статус инвестора, гарантии.

Иностр-ые инвестиции - это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юр. и физ. лицам одного гос-ва и находящиеся на территории другого гос-ва с целью извлечения прибыли.

Под неимущественными инвестициями следует понимать права на литературные и художественные произведения, в том числе звукозаписи; права на изобретения, промышленные образцы, топологии интегральных схем; а также специфические технологические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиденциальную коммерческую информацию, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, то есть все то, что входит в понятие интеллектуальной собственности. Все остальные категории инвестиций относятся к имущественным инвестициям. Их характерным признаком является материальное выражение: финансы, материальные ценности, вещные права.

инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные) инвестиции. Прямые инвестиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранному инвестору. При такой форме инвестирования иностр-ые инвесторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении предприятием (компанией).

Косвенные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (компанией), а предполагают получение иностр-ыми инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, то есть на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме.

Как показывает практика, самые значительные прямые инвестиции осуществляются в экономику ведущих развитых стран. Это связано прежде всего с хорошо отлаженным механизмом правовых гарантий иностр-ым инвестициям. Но эти страны характеризуются высоким уровнем конкуренции, поэтому более высокий потенциал получения прибыли у стран с развивающейся экономикой, хотя там выше риск для иностранного инвестора.

И наконец, в зависимости от источника финансирования иностр-ые инвестиции можно разделить на гос-военные^ которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых гос-вами и м/ународными организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.) и частные, осуществляемые иностр-ыми юр.и и физ.и лицами. Объектом правового регулирования м/ународного частного права являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностр-ым инвестированием.

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: 1) м/ународно-правовой, формирующийся путем заключения м/ународных договоров и 2) внутригос-военный, основу которого составляет национальное законод-во принимающего гос-ва.

М/ународно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется, как уже было сказано, путем заключения гос-вами и другими субъектами м/ународного права м/ународных договоров. По кругу участников такие м/ународные договоры можно разделить на три группы-это многосторонние м/ународные договоры, основной целью которых является защита иностр-ых инвестиций на межгос-военном уровне (напр.. Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров м/у гос-вами и иностр-ыми лицами 1965 г.; Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.); региональные м/ународные договоры (напр., соглашения стран СНГ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях м/у гос-вами по вопросам защиты иностр-ых инвестиций, устранению двойного налогообложения, так и соглашениях м/у гос-вами и м/ународными организациями - МБРР, ЕБРР, ЕС).

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров м/у гос-вами и иностр-ыми лицами была подписана в Вашингтоне 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г.!. РФ не является участником Конвенции. В соответствии с Конвенцией при МБРР был создан М/ународный центр по разрешению инвестиционных споров м/у гос-вами с одной стороны и физ.и и юр.и лицами, выступающими в качестве иностр-ых инвесторов с другой. Инвестиционные споры разрешаются путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства (гл. IV).

Развитие новых форм экономического сотрудничества привело к созданию более действенного механизма защиты иностр-ых инвестиций - страхованию.

В сентябре 1985 г. в Сеуле была подписана Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 гЛ Основная идея Конвенции - предоставить иностр-ым инвесторам финансовые гарантии от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Цель всех видов страхования - стимулирование потока капитала в менее развитые страны путем снижения политического риска для определенного круга инвесторов в связи с финансированием ими отдельных проектов в развивающихся странах. Агентство в этих случаях выступает гарантом того, что обязательства перед инвестором будут соблюдаться.

Для достижения поставленных целей Агентство: а) предоставляет гарантии, включая сострахование и перестрахование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов (п. «а» ст. 2); б) проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и м/у ними (п. «в» ст. 2); а также в) пользуется такими другими дополнительными полномочиями, которые могут потребоваться для выполнения поставленных целей (п. «с» ст. 2).

В зависимости от того, какие некоммерческие риски покрываются Агентством, можно выделить следующие виды страхования, упомянутые в Конвенции.

1. Перевод валюты. Этот вид страхования защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью инвестора конвертировать денежные средства в местной валюте (доходы, выплаченная сумма долга, проценты по долгу, капитал и другие платежи) для вывоза их из страны. По данному виду страхования инвестору гарантируется защита на случай задержек с получением конвертируемой валюты в связи с действием или бездействием правительства принимающего гос-ва; неблагоприятным изменением законов по обмену валют; ухудшением условий, влияющих на обмен и возможность вывоза иностранной валюты.

2. Экспроприация или аналогичные меры. Этот вид страхования защищает инвестора от «любых законодательных или административных действий или бездействий, исходящих от принимающего правительства, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности на свои капиталовложения, контроля над ними, или существенного дохода от такого капиталовложения».

3. Война и гражданские беспорядки. Этот вид страхования защищает инвестора от повреждения, разрушения или исчезновения основных фондов в результате войны или гражд-их беспорядков. Этот риск включает в себя революции, восстания, гос-военные перевороты и другие аналогичные акты, которые не могут регулироваться Правит-ом принимающего гос-ва. При этом данное положение, по общему правилу, не должно касаться террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий.

Помимо покрытия традиционных некоммерческих рисков Конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договорного обязательства, взятого Правит-ом принимающего гос-ва по отношению к инвестору, или отказа от такого обязательства.

4. Нарушение условий договора (контракта). Данный вид страхования гарантирует инвестору защиту от потерь, связанных с нарушением условий или разрывом контракта со стороны правительства принимающего гос-ва. Компенсация предоставляется только в случаях, когда не существует органа, к которому инвестор мог бы обратиться с иском по договору (контракту) против правительства принимающего гос-ва; или обращению к такому органу препятствует неразумная задержка, как она определена в договоре о гарантии; или после вынесения окончательного решения в свою пользу иностранный инвестор не может добиться его осуществления. При наличии любого из трех условий Агентство выплачивает компенсацию.

Застраховать свои инвестиции может любой инвестор любой страны-члена, кроме той страны, в которую вкладываются средства (ст. 13). Однако из этого правила есть одно исключение. Право на получение гарантии может быть распространено на физ. лицо, которое является гражданином принимающей страны, или юр. лицо принимающей страны.

Иностр-ыми инвесторами, согласно ст. 2 Соглашения, являются юр. и физ. лица гос-во-участников, а также сами гос-ва-участники и расположенные в пределах их территории гос-военные и административно-территориальные образования. Включение в состав субъектов инвестиционной деятельности самих гос-во-участников позволяет сделать вывод о том, что Соглашение распространяется не только на частное иностр-ое инвестирование, но и на гос-военное.

Иностр-ым инвесторам Соглашение гарантирует выплату адекватной, быстрой и эффективной компенсации в случае национализации (ст. 7); беспрепятственный перевод в гос-ва-участники прибыли, полученной от инвестиционной деятельности (ст. 8); освобождение от взимания таможенных пошлин и налогов на имущество, ввозимое из других гос-во в качестве вклада в уставный капитал предприятия и предназначенное для собственного материального производства (ст. 15); право пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами (ст. 20).

В развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 28 марта 1997 г. в рамках СНГ принимается Конвенция о защите прав инвестора, которая определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы2.

Согласно Конвенции для иностр-ых инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, которые определяются национальным законод-вом принимающего гос-ва). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законод-ва (ст. 5); защиты инвестиций от национализации (ст. 9); использования доходов (ст. 12). Инвесторам предоставляется право приобретать акции и иные ценные бумаги, в т. ч. и гос-военные (ст. 14); участвовать в приватизации (ст. 15); приобретать вещные права на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество в соответствии с законод-вом принимающего гос-ва (ст. 18); заключать концессионные договоры и соглашения о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего гос-ва (ст. 19).

Споры по осуществлению инвестиций в рамках указанной Конвенции могут рассматриваться судами или арбитражными судами стран-участников спора. Экономическим Судом СНГ и/или м/ународными судами или м/ународными арбитражными судами.

В целом Конвенция посвящена институту гарантий и может быть успешно использована в будущем в качестве основы для заключения двусторонних соглашений м/у гос-вами-участниками.

Наиболее гибким инструментом регулирования межгос-военных инвестиционных отношений являются соглашения о взаимном поощрении и взаимной защите иностр-ых капиталовложений.

В настоящее время на территории РФ действуют соглашения с иностр-ыми гос-вами, как заключенные СССР, так и Россией. Советский Союз подписал такие соглашения с Финляндией, Францией, Нидерландами, Канадой, Италией, Австрией и рядом других стран.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1992 г. № 395 был одобрен типовой проект Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. На основании этого типового проекта были заключены соглашения с Болгарией, Грецией, Данией, Кубой, Польшей, Румынией, Словакией и США. Соглашения обращают внимание на следующие моменты: установление режима для иностр-ых инвестиций; предоставление гарантий по защите интересов иностр-ых инвесторов; разрешение инвестиционных споров.

В соответствии с соглашениями капиталовложениям или доходам инвесторов каждой из сторон всегда предоставляется справедливый и равноправный режим в соответствии с принципами м/ународного права - режим наибольшего благоприятствования.

В случае нанесения ущерба капиталовложениям инвесторов на территории одной из сторон соглашения в результате войны, других вооруженных конфликтов; введения чрезвычайного положения или других чрезвычайных обстоятельств предусматривается компенсация убытков путем восстановления имущества, возмещения ущерба, компенсации. Предусматривается компенсация за такие действия принимающего гос-ва, как национализация или экспроприация, которые могут проводиться в общественных интересах в установленном законом порядке и которые не должны носить дискриминационный характер. При этом такие меры должны сопровождаться своевременной, достаточной и эффективной компенсацией. Инвестиционные споры м/у принимающим гос-воом и иностр-ым инвестором могут рассматриваться арбитражем.

Помимо двусторонних соглашений о защите иностр-ых капиталовложений инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего гос-ва в значительной мере способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения были заключены СССР с Великобританией, Канадой, Испанией, Кипром, Италией, Бельгией, Нидерландами, Данией, Норвегией, Францией, Финляндией, Швецией, Швейцарией, Австрией, Японией, ФРГ, Малайзией, Индией. Все эти соглашения являются действующими для РФ.

Аналогичные соглашения РФ заключила с США, Украиной, Словакией, Ирландией, Словенией, Югославией и Бельгией.

Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию гос-во, согласовать наиболее важные в налоговых вопросах термины, установить круг доходов, облагаемых налогами в нескольких гос-вах, установить налоговый режим, приемлемый для обоих сторон и, наконец, определить порядок оказания взаимной помощи в вопросах налогообложения. Все это создает дополнительные гарантии для иностранного инвестирования.

Действующие м/ународные договоры создают единый механизм, направленный на защиту иностр-ых инвестиций и исходят из некоторых единых принципов правового регулирования инвестиционных отношений.

Инвестиционное законод-во принимающих стран, используя этот механизм и эти принципы, носит комплексный характер и, как правило, представлено специальными инвестиционными законами, законами в области валютного регулирования и валютного контроля, трудовым законод-вом, регулирующим отношения с иностр-ым элементом, и другими специальными законами.

Особенностью инвестиционного законод-ва является то, что оно не применяет коллизионный способ регулирования и его нормы прямо регулируют отношения м/у иностр-ым частным инвестором и гос-воом.

В принимающих гос-вах иностр-ым инвестициям может быть предоставлен национальный режим, режим наибольшего благоприятствования или привилегированный режим. При национальном режиме иностр-ые инвесторы осуществляют свою деятельность на тех же условиях, что и национальные инвесторы за некоторым исключением. При режиме наибольшего благоприятствования иностр-ым инвесторам предоставляются равные условия осуществления инвестиционной деятельности без предоставления каких-либо преимуществ некоторым из них. Привилегированный режим заключается в предоставлении некоторых льгот при ввозе сырья и оборудования, освобождении от таможенных пошлин и налогов и т. д. для иностр-ых инвесторов, осуществляющих свою деятельность в слаборазвитых отраслях экономики, труднодоступных регионах, географических центрах со слаборазвитой инфраструктурой и требующих крупных вложений капитала.

Принимающие гос-ва могут проводить мероприятия по ограничению иностр-ых капиталовложений, которые сводятся к следующему: 1) запрещение деятельности иностранного инвестора в определенных отраслях экономики; 2) установление особого гос-военного контроля за допуском иностранного инвестора к разработке недр и естественных богатств; 3) обязательное долевое участие гос-ва в создаваемых иностр-ым инвестором предприятиях; 4) установление специального фискального режима; 5) определение концессионной политики.

Гос-ва, проводящие активную политику привлечения иностр-ых инвестиций имеют и более развитое инвестиционное законод-во (КНР, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика и др.).

На проходившей в 1994 г. конференции ЮНКТАД по проблемам торговли и развития были опубликованы данные о м/ународном переплетении капиталов. В число 10 стран с развивающейся рыночной экономикой и являющихся самыми крупными объектами инвестирования ТНК, вошел Китай. На него пришлось 1/4 всех капиталовложений, на Сингапур и Мексику - по 1/8, на Аргентину и Малайзию - по 1/10. Остальная часть инвестиций распределилась м/у Таиландом, Индонезией, Бразилией и Нигерией.

Правовая база для иностранного инвестирования в РФ прежде всего представлена специальными законами: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностр-ых инвестициях» 1999 г. Кроме того имеются отдельные отраслевые законы, а также указы президента и постановления правительства.

Закон об иностр-ых инвестициях от 14 июля 1999 г. понимает под иностр-ыми инвестициями вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражд-их прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражд-их прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации (ст. 2).

Правовой режим иностр-ых инвестиций, а также деятельность иностр-ых инвесторов по их осуществлению, согласно ст. 4 Закона, не может быть менее благоприятен, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юр. лиц и граждан РФ лишь за некоторым исключением.

Изъятия ограничивающего характера для иностр-ых инвесторов могут быть установлены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностр-ых инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. При этом виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законод-вом РФ.

Закон предусматривает целый комплекс мер, представляющих собой гарантии капиталовложениям иностр-ых инвесторов. Перечень этих мер значительно расширился по сравнению с 1991 г., когда был принят первый российский закон об иностр-ых инвестициях. Среди них гарантии правовой защиты деятельности иностр-ых инвесторов на территории РФ; использования иностр-ым инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ; перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностр-ыми инвестициями; защиты от неблагоприятного изменения законод-ва РФ; обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с инвестиционной деятельностью; использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм; права на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции; права на приобретение ценных бумаг; участия в приватизации; предоставление права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 5-15).

Закон 1999 г., так же, как и Закон 1991 г., предусматривает в исключительных случаях возможность национализации иностранной собственности с выплатой адекватной и своевременной компенсации. Рассмотрим данный вопрос несколько подробнее.

В собственном смысле слова термин «национализация» означает огос-воление, т. е, переход из частной собственности в собственность гос-ва земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т. д.

Право гос-во на национализацию было подтверждено Декларацией об установлении нового м/ународного экономического порядка 1974 г., Хартией экономических прав и обязанностей гос-во 1974 г. и целым рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время право это общепризнанно и не вызывает сомнений. Спорным остается лишь вопрос о выплате компенсации при национализации.

 

27. Понятие, признаки, виды и форма м/ународных сделок.

В настоящее время при определении внешнеторговой сделки следует обратиться к ФЗ о гос-военном регулировании внешнеторговой деятельности от 13 октября 1995 г. В нем нет определения сделки, но дается определение внешнеторговой деятельности. Это - «предпринимательская деятельность в области м/ународного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)». Отсюда, внешнеторговая сделка - это сделка, опосредующая предпринимательскую деятельность в области м/ународного обмена товарами, работами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью.

Внешнеэкономическая (м/ународная) сделка, как и любая гражданско-правовая сделка, может быть односторонней, когда для ее совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (напр., доверенность), и двух" или многосторонней, когда для ее совершения необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон. Последние являются договорами (контрактами). Примерами двусторонних договоров являются договоры м/ународной купли-продажи, бартера, комиссии и др.; примерами многосторонних могут быть договоры финансового лизинга, факторинга, договоры о совместной деятельности, о кооперации и др.

Центральное место среди м/ународных сделок занимает договор м/ународной купли-продажи. Когда-то он был единственной формой, опосредующей м/ународные хозяйственные связи, которые сводились к торговле. И до сих пор он остается самой распространенной формой. Отсюда до сих пор и в практике, и в доктрине часто термин «М/ународная торговая сделка» применяется в качестве собирательного термина, охватывающего все виды м/ународных коммерческих сделок. В любом случае термин «М/ународная торговая сделка» (в равной мере, как и «Внешнеторговая сделка») не сводится к купле-продаже.

Различные виды м/ународных коммерческих сделок различаются по своему содержанию друг от друга. Содержание договора м/ународной купли-продажи отличается от содержания договора м/ународного бартера или договора м/ународного финансового лизинга и т. д. Как правило, их содержание аналогично содержанию одноименных «внутренних» гражданско-правовых сделок. Поэтому невозможно дать общее определение для всех м/ународных сделок, включающее и их содержательную сторону. Видимо, в этом и нет никакой необходимости. Вместе с тем, все виды м/ународных сделок независимо от их содержания объединяются в одну группу наличием у каждого из них общего классификационного критерия - критерия «м/ународности». Следовательно, определение понятия м/ународной коммерческой сделки в конечном счете сводится к ответу на вопрос, при наличии каких обстоятельств гражданско-правовая сделка приобретает м/ународный характер.

Впервые признак местонахождения коммерческих предприятий сторон в разных гос-вах был применен в Гаагских конвенциях 1964 г. о м/ународной купле-продаже (известно, что проекты этих конвенций разрабатывались более 30 лет и в 338 числе спорных вопросов был вопрос о понятии м/ународной купли-продажи) \ Правда, в них он был сформулирован как основной, наличие которого для признания «м/ународности» купли-продажи является обязательным. Кроме того, требовалось присутствие еще хотя бы одного из трех дополнительных признаков: 1 - пересечение товара через границу, 2 - совершение оферты и акцепта на территории разных гос-во, 3 - передача товара на территории другого гос-ва, чем то, где были совершены оферта и акцепт (ст. 1 обеих конвенций).

Местонахождение коммерческих предприятий на территории разных гос-во означает не только то, что стороны находятся в разных странах, но и то, что они связаны с разными правовыми системами. Это обстоятельство серьезно осложняет процесс заключения и осуществления сделок. В результате, в них появляется целый ряд специальных дополнительных условий, отсутствующих в одноименных гражданско-правовых «внутренних» сделках. Отметим основные:

1. В м/ународных хозяйственных операциях осложняется возможность получения платежей. Продавец не всегда имеет достаточные сведения о покупателе и о порядке получения платежей в соответствии с его национально-правовой системой. Отсюда возникает потребность включения в м/ународные сделки тщательно разработанных условий, связанных с платежом. При этом используются сложившиеся в м/ународной практике обычаи делового оборота. Кроме того, продавец стремится включить в сделку условия по обеспечению платежа, желательно банком собственной страны.

2. С платежами тесно связаны валютные условия. Их включение в м/ународную сделку связаны с тем, что, как правило, либо для всех сторон, либо хотя бы для одной стороны валюта, используемая во взаимных обязательствах, будет иностранной. Отсюда возникает потребность включения в сделку следующих положений: определение валюты цены, то есть валюты, в которой выражена цена товара, услуг и пр.; валюты платежа; условия перевода одной валюты в другую, если валюта цены и валюта платежа не совпадают; меры по предотвращению валютных рисков.

3. Как правило, товар должен быть транспортирован через территорию двух или более гос-во, поэтому условия перевозки занимают важное место в м/ународной коммерческой сделке.

4. С перевозкой связано и страхование. Перевозимый на значительное расстояние и часто перегружаемый с одного вида транспорта на другой товар подвергается повышенной опасности утраты или повреждения. Поэтому стороны путем страхования товаров пытаются оградить себя от наступления убытков. Важно и определить моменты перехода рисков случайной гибели или повреждения товаров с одной стороны на другую.

5. Особенностью м/ународных коммерческих сделок является то, что товары, услуги, как правило, «пересекают» границы двух или более гос-во и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом 342 каждого гос-ва таможенных правил. Поэтому в содержание сделки входит распределение обязанностей м/у сторонами по выполнению таких правил, а также правил транзита через третьи страны.

6. Для решения этих и других проблем часто основной договор (купли-продажи, выполнения услуг, строительства промышленного объекта и пр.) сопровождается заключением дополнительных контрактов с перевозчиком, банком, страховой компанией. В результате одна коммерческая операция осуществляется с помощью целого комплекса взаимосвязанных контрактов. В каждом - свои стороны, свои условия, свое применимое право. Однако обеспечение эффективности хозяйственной операции требует их согласования.

7. В м/ународных хозяйственных отношениях существует значительный риск невозможности выполнения обязательств из-за наступления непредвиденных событий: политические перевороты, вооруженные конфликты, повышение таможенных ставок, запрещение вывоза валюты и пр. Отсюда важно включить в сделку положения о влиянии подобных событий на распределение ответственности сторон за полное или частичное неисполнение обязательств.

8. Так как м/ународная коммерческая сделка лежит в сфере действия права разных гос-во, важно включить в нее условия о применимом праве.

9. Не менее важно Предусмотреть в сделке условия и порядок рассмотрения споров, которые могут возникнуть м/у сторонами при исполнении обязательств, так называемую «арбитражную оговорку». Отсутствие таких условий могут серьезно осложнить и даже сделать невозможным разрешение спора м/у сторонами.

10. Наконец, существуют особые правила о форме, а иногда и о порядке подписания м/ународных коммерческих сделок. Напр., по росс-ому праву внешнеэкономическая сделка обязательно должна быть заключена в письменной форме, несоблюдение которой влечет ее недействительность (п. Зет. 162).

Для решения коллизионных вопросов формы внешнеэкономических сделок сложились особые коллизионные нормы. В отечественном праве коллизионные вопросы формы сделок решены в п. 1 ст. 165 Основ гражд-ого законод-ва. Он устанавливает: «Форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования советского права.

Форма внешнеэкономических сделок, совершаемых советскими юр.и лицами и гражданами, независимо от места совершения этих сделок определяется законод-вом Союза ССР».

Обратим внимание на несколько моментов применения этих правил:

1. Часть первая п. 1 ст. 165 является основной коллизионной нормой, устанавливающей выбор права в отношении формы любых гражданско-правовых сделок с участием иностранного элемента (кроме внешнеэкономических), в том числе если стороной ее является росс-ое юр. лицо или российский гражданин (напр., иностранец заключает в Москве договор найма жилой площади). Она предусматривает применение формулы прикрепления, традиционно используемой для решения вопросов, связанных с формой сделок: locus regit formam actus- закон места совершения акта определяет его форму. Однако, если при совершении сделки за рубежом будут нарушены требования местного права в отношении формы, то такая сделка будет действительной, если ее форма соответствует требованиям росс-ого права. Следовательно, отсылка к росс-ому праву используется в качестве дополнительного (субсидиарного) коллизионного начала;

2. Рассмотренная норма применяется и к внешнеэкономическим сделкам, если они заключены м/у иностранцами -иностр-ыми юр.и и физ.и лицами, т. е. если в них не участвует российский предприниматель;

3. Часть вторая п. 1 ст. 165 является исключением из общей коллизионной нормы, рассмотренной выше. Она применяется только к внешнеэкономическим сделкам с участием российских предпринимателей. В этом случае форма сделки всегда, даже если она заключается за рубежом, должна соответствовать требованиям росс-ого права.

Данное положение следует понимать как оговорку о публичном порядке в позитивной форме (см. главу 5), согласно которой определенные императивные нормы права данного гос-ва в силу их особой, принципиальной значимости для этого гос-ва должны применяться всегда, даже если собственная коллизионная норма отсылает к иностранному правопорядку.

Подчинение формы внешнеэкономической сделки своему праву сложилось в советское время. Советское гос-воо, осуществляя монополию внешней торговли, жестко определяло круг организаций, имевших право выхода на внешний рынок, и условия этого выхода. К условиям относилась, во-первых, письменная форма сделки и, во-вторых, особый порядок ее подписания, который регламентировался специальными правовыми актами (последний по времени - постановление Совета Министров СССР от 14 февраля 1978 г. «О порядке подписания внешнеторговых сделок»). Эти правила, имеющие принципиальное значение для гос-ва, а именно, охраняющие гос-военную монополию, должны были в обязательном порядке соблюдаться. Подчинение сделки иностранному праву, подписание сделки за рубежом не могли никаким образом их поколебать.

В ст. 165 Основ есть еще две коллизионные нормы в отношении формы сделок: 1 - форма сделки по поводу строений и другого недвижимого имущества, находящегося в России, подчиняется росс-ому праву (односторонняя императивная норма, требующая применения росс-ого права даже, если сделка заключается за рубежом) - ч. 3 п. 1; 2 - форма и срок действия доверенности определяется по праву страны, где выдана доверенность; однако доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям росс-ого права п. 3.

Аналогичные коллизионные правила в отношении формы внешнеэкономических сделок содержатся в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенном странами-членами СНГ в 1992 г. Это неудивительно, поскольку рассмотренные правила сложились еще в советский период и сохраняются в настоящее время. Согласно ст. 11 Соглашения «форма сделки определяется по законодательству места ее совершения», «форма сделок по поводу строений, другого недвижимого имущества и прав на него определяется по законодательству места нахождения такого имущества» (п. «г»); «форма и срок действия доверенности определяется по законодательству гос-ва, на территории которого выдана доверенность» (п. «д»).

Нельзя не отметить, что решение вопросов о форме внешнеэкономических сделок, как коллизионно-правовых, так и материально-правовых, предусмотренное в росс-ом праве и в Соглашении 1992 г. м/у странами-членами СНГ, в значительной степени расходится с новыми тенденциями, складывающимися в мировой практике. В континентальном и англо-американском праве нет никаких императивных требований к форме сделок, в том числе и к форме внешнеэкономических сделок - они могут совершаться в любой форме, и в письменной, и в устной (какие-то требования могут устанавливаться только для определенных видов сделок). Эта практика нашла отражение и в Венской конвенции о договорах м/ународной купли-продажи товаров 1980г. Согласно ст. 11 «Не требуется, чтобы договор купли-продажи заключался или подтверждался в письменной форме или подчинялся иному требованию в отношении формы. Он может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания».

Одновременно Конвенция предусматривает компромиссный вариант для тех гос-во, которые исходят из обязательности письменной формы. Суть его в том, что гос-воо, законод-во которого требует обязательного соблюдения письменной формы для договора м/ународной купли-продажи, может сделать оговорку о неприменении ст. 11. если хотя бы одна сторона договора имеет коммерческое предприятие в этом гос-вое (ст. 96). Для тех гос-во, которые воспользовались этим правом, вместо ст. 11 действует ст. 12 Конвенции, которая в императивной форме запрещает применение положений о возможности заключения договора не в письменной форме (в ст. 12 подчеркивается, что стороны договора купли-продажи не могут отступить от ее положений или изменить ее действие). СССР, присоединяясь к Конвенции, сделал такую оговорку3. Следовательно, для российских предпринимателей соблюдение письменной формы остается обязательным, в том числе и для внешнеэкономических сделок, лежащих в сфере действия Конвенции 1980 г., если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие на российской территории 1.

При решении коллизионных вопросов формы сделок в праве других гос-во также, как и в нашем праве, используется коллизионная норма, согласно которой форма сделки определяется законом места ее совершения – locus regit formum actus. Это классическая коллизионная норма, сложившаяся еще в средние века. Однако в XX веке в Европе изменилось отношение к этому коллизионному правилу. Считается, что если какой-то правопорядок, установленный с применением соответствующих коллизионных норм (напр., избран сторонами), регулирует обязательство, вытекающее из сделки, то целесообразно, чтобы этот же правопорядок решал и все вопросы, связанные с формой сделки, ибо место заключения сделки может носить случайный характер. Отсюда появилась новая коллизионная норма: форма сделки определяется правом того гос-ва, которое регулирует самое содержание сделки, ее сущность, обязательство, вытекающее из сделки, предмет сделки (формулировки могут быть разные) – lex causae, то есть закон сущности.

Закон сущности не вытеснил полностью традиционный закон места совершения сделки. Они действуют параллельно: в одних странах - как равнозначные альтернативные привязки (форма сделки определяется или по закону места совершения сделки или по закону, регулирующему содержание сделки); в других странах – lex causae выступает в качестве основной, генеральной привязки, а lex loci actus - в качестве дополнительной, субсидиарной привязки.

Подобные коллизионные правила в отношении формы предусмотрены в Гаагской конвенции 1986 г. о праве, применимом к договорам м/ународной купли-продажи товаров. Конвенция в ст. 11 предусматривает два варианта: первый - когда стороны договора купли-продажи находятся в одном гос-вое, второй - когда стороны находятся в разных гос-вах. Но в обоих вариантах предусмотрена, прежде всего, отсылка к 1ех сайтов. В качестве альтернативной привязки в первом варианте предусматривается применение права гос-ва, где договор заключен, во втором варианте - право одного из гос-во, где находятся стороны. Так же, как и Венская конвенция 1980 г., Конвенция 1986 г. предусматривает, что любое гос-воо, законод-во которого требует обязательной письменной формы для договора купли-продажи, при присоединении к Конвенции вправе сделать оговорку о неприменении рассмотренных коллизионных правил, если в момент заключения договора одна из сторон имеет коммерческое предприятие на его территории (ст.21).

 

28. Применимое право при определении обязательственного статута м/ународных сделок.

В целом же, если говорить о западной континентальной нормативной основе статута действительности договорного обязательства, то она исходит из его единства. Указанный подход закреплен в п. 1 ст. 8 Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам (1980 г.): "Наличие и действительность договора или любого его условия определяются законом, который регулировал бы данный договор согласно настоящей Конвенции, если бы такой договор или его условия были действительными". То есть, это право, выбранное сторонами (п. ст. 3 Конвенции), либо же в отсутствие такого выбора право, с которым договор имеет наиболее тесную связь (п. 1 ст. 4 Конвенции).

Росс-ое м/ународное частное право не содержит специальных правил о применимом праве в отношении действительности гражданско-правовых отношений с иностр-ым элементом за исключением последствий недействительности договора (ст. 1215 ГК РФ), которые аналогичны правилам Римской конвенции (1980 г.).

Вместе с тем российская арбитражная практика исходит из возможности выбора права, применимого к обязательственным отношениям сторон, руководствуясь тем, что обязательственные отношения сторон и форма сделки могут регулироваться различными нормами права.

Так, в Московском арбитражном суде Московского округа был заявлен иск о взыскании долга и процентов за неисполнение договора купли - продажи. Суд определил право, применимое к отношениям сторон, на основании м/ународного двустороннего договора, учитывая следующие обстоятельства:

- контракт был заключен м/у сторонами, предприятия которых находятся в разных гос-вах, следовательно, данный спор вытекает из внешнеэкономической сделки;

- соглашением сторон не определено применимое право;

- Россия и Чехия являются участниками Договора м/у СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 12 августа 1982 г. Ст. 36 этого Договора предусматривает, что форма сделки определяется законод-вом договаривающейся стороны, которое применяется к самой сделке. Достаточно, однако, соблюдения законод-ва места совершения сделки.

В соответствии с вышеуказанной статьей Договора к отношениям сторон суд первой инстанции применил нормы росс-ого права. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Кассационная инстанция отменила решение суда первой инстанции и передала дело на новое рассмотрение, т.к. судом первой инстанции неправильно было выбрано право, подлежащее применению.

При этом подчеркивалось, что ст. 36 Договора м/у СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой от 12 августа 1982 г. определяет применимое право сторон к форме сделок и не определяет право, применимое к обязательственным отношениям сторон при решении спора, вытекающего из внешнеэкономической сделки. При разрешении вопроса о применимом праве суду необходимо было руководствоваться общими правилами выбора применимого права *(594). При этом в Обзоре судебной практики прямо указывалось, что арбитражный суд при выборе применимого права, руководствуется тем, что к обязательственные отношения сторон и форма сделки могут регулироваться различными нормами права *(595).

 

Обязательственный статут—это право, подлежащее применению к обязательствам, вытекающим из односторонних сделок и договоров. Раздел VI ГК РФ содержит целую систему коллизионных норм, с помощью которых следует определять применимое к обязательствам право. Напр., к договору купли-продажи применимым правом будет право страны, где находится место жительства пли основное место деятельности продавца, или к договору подряда применимым правом будет право страны, где находится место жительства или основное место деятельности подрядчика и т. д. (ст. 1211). В данных примерах объемами коллизионных норм являются договор купли-продажи и договор подряда; привязками соответственно являются право страны продавца и право страны подрядчика. Как рассматривалось выше, привязка —это как раз та часть коллизионной нормы, которая определяет право, подлежащее применению к отношениям, указанным в объеме. Следовательно, привязка коллизионной нормы определяет обязательственный статут. Правда, в приведенных примерах коллизионные привязки устанавливают обязательственный статут не в целом, а только для отдельных договоров: первая коллизионная норма определяет статут обязательства по договору купли-продажи, вторая—обязательства по договору подряда.

В разд. VI есть коллизионные нормы, охватывающие все виды договоров, а значит, устанавливающие обязательственный статут, т. е. применимое право для всех договоров. Согласно ст. 1210 ГК стороны договора могут выбрать право, которое подлежит применению к данному договору. Отсюда следует, что обязательственный статут для любого договора —это право гос-ва, избранное сторонами. Здесь речь идет об обязательственном статуте в целом.

Право, применимое к договорам, решает следующие вопросы, связанные с договором: 1)толкование договора; 2)

права и обязанности сторон договора; 3)исполнение договора; 4)последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора; 5)прекращение договора; 6)последствия недействительности договора.

При всем разнообразии вопросов, включенных в сферу действия применимого права, обращает на себя внимание то обстоятельство, что все они связаны с правами и обязанностями сторон договора. Даже такой элемент, как последствия недействительности договора, касается прав и обязанностей: либо появляются новые права и обязанности, либо изменяются предусмотренные договором права и обязанности. Поэтому зд основу определения границ сферы действия обязательственного статута может быть взят главный элемент договорного обязательства — права и обязанности сторон договора. Все остальные вопросы, прямо не связанные с правами и обязанностями, не входят в сферу действия обязательственного статута. Форма договора, способность лица обязываться по договору и пр. подчиняются праву, избранному на основании других коллизионных норм, с помощью других коллизионных привязок.

Правда, это не означает категорического неприменения обязательственного статута для решения вопросов, не входящих в его сферу. Такое применение возможно в силу прямого указания закона. Так, напр., в соответствии со ст. 1208 ГК «исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению». Отсюда следует, что в отношении договорных обязательств исковая давность будет определяться обязательственным статутом, который и регулирует данное обязательственное отношение. В этом случае обязательственный статут выполняет функцию особой коллизионной привязки: lex causae, т. е. закон страны, регулирующий существо отношения. Аналогично решается вопрос об уплате процентов: основания взимания, порядок исчисления и размер процентов по денежным обязательствам определяются по праву страны, подлежащему применению к соответствующему обязательству (ст. 1218). Следовательно, уплата процентов по договорному обязательству, элементом которого является денежное обязательство, будет регулироваться таким обязательственным статутом, как lex causae. Обязательственный статут применим и к уступке требования, в частности к таким вопросам, как допустимость уступки требования, отношения м/у новым кредитором и должником, условия, при которых это требование может быть предъявлено к должнику новым кредитором и вопрос о надлежащем исполнении обязательства должником. Все эти вопросы согласно п. 2 ст. 1216 «определяются по праву, подлежащему применению к требованию, являющемуся предметом уступки». Любые требования по договорному обязательству регулируются обязательственным статутом.

Последнее, на что необходимо обратить внимание. Ст. 1215 устанавливает круг вопросов, которые непременно должны решаться правом, применимом к конкретному договору, избираемом на основании соответствующей коллизионной нормы. Но коллизионные нормы пользуются термином «договор», не раскрывая его содержания. Поэтому при применении коллизионной нормы, устанавливающей применимое право для того или иного договора, ее объем следует толковать через призму ст. 1215. Напр., из ст. 1213 вытекает, что к договору в отношении недвижимого имущества применяется право страны, где находится недвижимое имущество. Объем этой нормы — «договор в отношении недвижимого имущества». С учетом ст. 1215 объем этой же нормы выглядит по-другому: «договор в отношении недвижимого имущества, в частности: толкование договора, права и обязанности сторон по договору, исполнение договора, последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, прекращение договора, последствия недействительности договора». Для решения всех этих вопросов должно применяться право страны, где находится недвижимое имущество. Ст. 1215 как бы конкретизирует содержание понятия «договор» с позиции выбора применимого права и поэтому является обязательной составляющей объема любой коллизионной нормы, предусматривающей выбор права для договорных обязательств.

 

29. Венская конвенция о договорах м/ународной купли-продажи товаров 1980 г. (основные черты содержания).

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В м/ународной коммерции этот вид договора наиболее часто встречается, и его м/ународно-правовое регулирование характеризуется очень высокой степенью унификации. В качестве наиболее важных источников, получивших очень широкое распространение, можно назвать Венскую конвенцию 1980 г. о договорах м/ународной купли-продажи товаров и Инкотермс.

В настоящий момент в Венской конвенции участвуют 59 гос-во. Сфера применения Венской конвенции достаточно широка. Основное условие ее применения – нахождение коммерческих предприятий сторон в разных гос-вах. Венская конвенция не применяется к купле-продаже: товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; электроэнергии.

Основные вопросы, регулируемые Венской конвенцией: заключение договора; права и обязанности сторон (продавца и покупателя); ответственность.

Предложение заключить договор, адресованное определенному лицу, д/б достаточно определенным и выражать намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта, а также должно содержать обозначение товара и его количество. Оферта не может быть отозвана, если в ней указывается определенный срок для акцепта либо адресат рассматривает оферту как безотзывную.

Наиболее важной обязанностью продавца является поставка товара надлежащего качества. Если в договоре качество не определено, то соответствие товара может быть определено по следующим критериям: товар не пригоден для тех целей, для которых он обычно используется, товар не пригоден для любой конкретной цели, товар не обладает качествами, представленного образца, товар не упакован обычным способом.

Основными обязанностями покупателя является принятие товара и уплата цены. Если цена не определена в договоре, то она определяется как цена, которая в момент заключения договора обычно взималась за аналогичные товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли.

Ответственность. Положения Конвенции об ответственности исходят из принципа полного возмещения убытков. Под убытками в Конвенции понимается реальный ущерб, который был причинен стороне неисполнением обязательств, в том числе и упущенная выгода. Кроме того, если сторона допустила просрочку в уплате цены или иной суммы, то другая сторона имеет право на проценты с просроченной суммы без ущерба для любого требования о возмещении убытков. Сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием непреодолимой силы (форс-мажор).

 

30. Источники материально-правового регулирования м/ународной купли-продажи.

К источникам правового регулирования м/ународной купли-продажи товаров относятся м/ународные конвенции, соглашения, национальное законод-во, торговые обычаи. В практике м/ународной торговли наиболее часто применяется Венская конвенция ООН о договорах м/ународной купли-продажи товаров, принятая в 1980 г. и вступившая в силу в 1988 г. (в Республике Беларусь — с ноября 1990 г.).

Конвенция обеспечивает широкую унификацию национальных законодательств в сфере м/ународных торговых отношений и применяется вместо других норм национального права, если гос-ва, к которым принадлежат стороны договора, являются участниками Конвенции. Венская конвенция подробно излагает порядок заключения договора м/ународной купли-продажи и его основные условия. Положения Конвенции регулируют порядок заключения договора, права и обязанности сторон, их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, определяют признаки м/ународного характера договора, перечень объектов купли-продажи, на которые не распространяются положения Конвенции, формы договора купли- продажи, не затрагивая его содержания и вопроса прав собственности на проданный товар.

Венская конвенция состоит из четырех частей (101 ст.). I.Сфера применения и общие положения. II.Заключение договора. III.Купля-продажа товаров. IV.Заключительные положения.

В статье 1 оговорены признаки, которыми должен обладать договор м/ународной купли-продажи, два из которых являются обязательными: •местонахождение фирм (сторон по договору) в разных гос-вах; • при исполнении договора товар перемещается через гос-военные границы.

Это означает, что договор, заключенный м/у находящимися на территории одного гос-ва фирмами разной гос-военной принадлежности, не признается м/ународным. В то же время договор купли-продажи товаров, заключенный фирмами одной гос-военной принадлежности, коммерческие предприятия которых географически расположены в разных гос-вах, признается м/ународным.

В соответствии со ст. 30 определены обязанности продавца — поставить товар и передать на него документы, ст. 53 устанавливает обязанности покупателя — уплатить цену за товар и принять поставку.

В статье 2 определяется перечень товаров, которые не могут быть объектом м/ународной купли-продажи товаров: •товары, приобретаемые для личного, семейного или домашнего пользования; •проданные с аукционов; •фондовые бумаги, акции; •суда водного и воздушного транспорта; •электроэнергия.

Положения Венской конвенции носят диспозитивный характер, это означает, что она предоставляет сторонам договора право изменить ее действие или отступить от любого из ее положений (ст.

6). Согласно ст. 11 Венской конвенции, не требуется, чтобы договор заключался обязательно в письменной форме. Однако Республика Беларусь при присоединении к Конвенции сделала заявление о неприменимости положения данной статьи. Законод-во Республики Беларусь требует обязательной письменной формы договора купли-продажи. Письменная форма обязательна и для изменений, вносимых в контракт, а также для оферты и иных предложений, запросов и ответов.

В практике м/ународной торговли широко применяются торговые обычаи — общепризнанное правило, сложившееся в сфере торгового обмена на основании длительного и единообразного регулирования конкретных фактических отношений.

Обычаи не зафиксированы в законодательных или нормативных документах, но являются источниками права, в этом их отличие от норм закона. Прямые ссылки на них содержатся в м/ународных соглашениях, включая и Венскую конвенцию 1980 г., ст. 9 которой констатирует, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях. Применение принятых в м/ународной практике торговых обычаев, в основном, осуществляется при рассмотрении спорных ситуаций.

 

31. Коллизионно-правовое регулирование м/ународной купли-продажи.

Договор м/ународной купли-продажи товаров представляет собой основной вид внешнеэконом-их сделок. Основные принципы м/ународной торговли совпадают со специальными принципами всего МЧП в целом —принципы наибольшего благоприятствования, национального или преференциального режима, недискриминации, взаимности, автономии воли сторон.

Первостепенное значение среди всех этих принципов имеет принцип автономии воли сторон. Предмет договора современной м/ународной купли-продажи товаров — только движимые материальные вещи. В современном мире м/ународная купля-продажа регулируется в основном посредством унифицированных м/ународных материально-правовых норм.

Венская конвенция ООН о договорах м/ународной купли-продажи товаров 1980г. является основным м/ународно-правовым докум-ом, регламентирующим м/ународную куплю-продажу в современном торговом обороте. Нормы Конвенции имеют материальный, самоисполнимый и диспозитивный характер. Предусмотрена возможность применения национального коллизионного права по вопросам, не урегулированным в Конвенции.

Пробелы в Конвенции могут восполняться и при помощи «общих принципов, на которых она основана». В доктрине «общие принципы» понимаются как Принципы м/ународных коммерческих договоров УНИДРУА 1994 г. (Конвенция вступила в силу в 1988 г.). Представляется, что более правильно понимать «общие принципы» как общие принципы права, свойственные цивилизованным нациям.

Сфера применения Венской конвенции 1980 г. —договоры купли-продажи товаров м/у сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных гос-вах. Нахождение коммерих предприятий в разных гос-вах не принимается во внимание, если это не вытекает из договора, или деловых отношений, или обмена информацией м/у сторонами. При определении применимости Конвенции не имеет значения национальная принадлежность сторон, их гражд-ий или торговый статус, гражд-ий или торговый характер договора. В ст. 2 дан перечень видов купли-продажи, к которым Конвенция не применяется: продажа товаров для личного потребления; продажа ценных бумаг, акций и денег; продажа судов водного и воздушного транспорта; продажа электроэнергии.

Конвенция устанавливает порядок заключения м/ународного коммерческого контракта м/у «отсутствующими». Момент заключения контракта основан на «доктрине получения»: оферта вступает в силу, когда она получена ее адресатом, а договор считается заключенным в момент, когда вступает в силу акцепт оферты. Место заключения контракта также определяется в соответствии с доктриной получения — это место получения акцепта.

Офертой является предложение, адресованное одному или нескольким лицам, если такое предложение достаточно определенно и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта. Конвенция определяет понятия отзывной и безотзывной оферты; устанавливает право оферента на отзыв оферты; определяет момент, когда оферта утрачивает силу.

Акцептом является заявление или иное поведение адресата оферты, выражающее согласие с офертой. Акцепт оферты вступает в силу, когда указанное согласие получено оферентом. Конвенция закрепляет течение срока для акцепта — он должен быть получен в установленный оферентом срок; если срок не указан — то в разумный срок (который определяется на основании фактических обстоятельств договора). Конвенция определяет, когда ответ на оферту, содержащий дополнительные или отличительные условия, может считаться акцептом; устанавливает понятие встречной оферты.

Конвенционные требования к форме сделки учитывают распространенную м/ународную практику не связывать стороны жесткими требованиями о форме договора. Договор купли-продажи может заключаться и в письменной, и в устной форме, а факт договоренности может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания.

При этом в нормах Конвенции закреплены «п

Date: 2015-12-13; view: 898; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию