Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Растаял мокрый снег





Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал её, не пустил? И перышко это, как укор, белеет на стекле.

Потом обсушило стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу. (В. Астафьев)

11 класс.

1.Расставьте в словах ударение. Кашлянуть, кулинария, костюмированный (бал), красивейший кремень кухонный мускулистый облегчить одновременно оптовый.

2. Выпишите слова в которых звуков меньше чем букв. Сделайте их транскрипцию. Счетчик, земля, съемка, шесть,бесшумный, счастье,прелестный.

3. Вставьте пропущенные буквы; найдите и запишите лишнее слово в каждой четверке. Объясните, почему оно лишнее. 1) Пр…возносить, пр…восходить, пр…общиться, пр…успевать; 2) пр…норовиться, пр…налечь, пр…тягивать, пр…градить.

4.Паронимами называются слова, которые частично сходны в звуковом отношении, но отличаются значением. Объясните разницу в значении паронимов. С каждым составьте предложение адресат – адресант, дипломат – дипломант.

5. Слово загородный образовано при помощи приставки и суффикса одновременно, а слово пригородный – только при помощи суффикса. Объясните это.

6. Один из фельетонов в газете начинался так: «Грязи хватает повсеместно, а вот с грязями беда». Почему мн. и ед. ч. Существительных противопоставлены друг другу? Приведите аналогичные примеры.

7. Образуйте форму И. п. мн. ч. Следующих существительных. Борщ, торт, шофер, договор, профессор, якорь, дом, адрес, брат, стул.

8. Сравните русские и татарские словосочетания. Выпишите неправильные, дайте правильный вариант ответа. Кэбестэ башы – голова капусты, инэ кузе - игольное ушко; бит сабыны – мыло для лица.

9. Расставьте знаки препинания, определите, сколько простых предложений в составе сложного. Составьте графическую схему. Синцов несколько минут простоял на шоссе прислушиваясь к тревожным гулам артиллерии и снова зашагал продолжая думать все о том же самом о чем начал думать выйдя из могилевской комендатуры что же дальше. (К. Симонов)

10.Установите, к какому функциональному стилю относится текст, какие приметы данного стиля вы можете выделить?

Одна из основ писательства – хорошая память.

Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан мною рассказ «Телеграмма».

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги. Я занял одну комнату в гулком, большом доме с почернелыми бревенчатыми стенами. Старушка жила на другой половине. К ней надо было проходить через пустые сени и несколько комнат со скрипучими, пыльными половицами. (К. Паустовский)

Олимпиада по русскому языку.

9 класс. 2014-2015 учебный год.

I. Фонетика. Орфоэпия

 

1.Укажите неверное утверждение:

А. словарный запас языка изучается в разделе «Лексика»

Б. части речи изучаются в разделе «Морфология»

В. звуки речи изучаются в разделе «Морфемика»

Г. правила произношения и ударения даются в разделе «Орфоэпия»

2.В каком слове количество букв и звуков совпадает?

А. ёрзать

Б. ямщик

В. синеет

Г. ёршик

3.В каком слове или сочетании НЕТ звука [ы]?

А. сверхинтересный

Б. цикорий

В. чиркнуть

Г. к итогам

4.Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук:

А. жалюзИ

Б. жАлюзи

В. звонИт

Г. газопровОд

 

II. Лексика. Морфемика. Словообразование

 

1.Укажите ряд омонимов:

А. (родниковый) ключ – ключ (от замка)

Б. разговорчивый – молчаливый

В. смеяться – хохотать

Г. плакать – хныкать

2.В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?

А. Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели

Б. БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание

В. Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном

Г. БАРСКАЯ усадьба находилась недалеко от леса

3.Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:

А. Вот ты держишь экзамены и будешь вольный казак.

Б. Слово – серебро, молчание – золото.

В. Это было, когда он ещё под стол пешком ходил.

Г. Бригада работала засучив рукава.

4.Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А. беспорядок

Б. безработица

В. закавказский

Г. приусадебный

5.Укажите способ образования существительного ТИШЬ:

А. приставочный

Б. суффиксальный

В. приставочно-суффиксальный

Г. бессуффиксальный

 

III. Морфология. Синтаксис

 

1.Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении

Трудящиеся вышли на демонстрацию.

А. существительное

Б. прилагательное

В. наречие

Г. деепричастие

2.Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении

Женщины, трудящиеся на заводе, получают бесплатные путёвки для детей.

А. существительное

Б. прилагательное

В. наречие

Г. причастие

3.Укажите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

А. интересная книга

Б. очень красиво

В. читающий мальчик

Г. маленький домик

4.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

А. Множество звуков вливается в ночной птичий хор.

Б. Я уже начинал беспокоиться.

В. Я готов с вами согласиться.

Г. Он рад был бы уйти.

 

IV. Орфография. Пунктуация. Сложное предложение

 

1.В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

А. отм..рить, подр..внять, пол..скать (бельё)

Б. м..кать перо в чернила, м..лостивый, к..ренья

В. з..ря, к..са, вык..сить

Г. пл..вец, зан..мать, соб..рать

2.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А. Умей жить и тогда, когда жить становится (не)выносимо.

Б. (Не)долго светило солнце.

В. Мы приближались к тому месту, где (не)сколько человек готовились к прыжку.

Г. Скамейка была (не)крашена.

3.В каком(-их) предложении(-ях) в выделенном слове пишется НН?

А. Когда погода была безветре..а, смотритель разрешал подниматься на маяк.

Б. Начальник сворачивал папиросу из кроше..ого табака, садился и закуривал.

В. Иногда он надевал форме..ую бескозырку и шёл к морю.

Г. Жил он недалеко от нас в соседнем колхозе «Труже..ик моря».

1)А

2)Б, В

3)Б, В, Г

4)А, В

4.Укажите предложение с орфографической ошибкой:

1.

1. Дискуссия шла в продолжение часа.

2. В продолжении сериала мы узнали дальнейшую судьбу героев.

3. В течении реки наблюдались пороги.

4. В течении дня шёл дождь.

5. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Ребята (1) видно (2) хорошо подготовились к выступлению.

С крыши нашего дома (3) видно (4) полгорода.

1)1,2,3,4

2)3,4

3)1,3

4)1,2

6.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1)Осветив черепицу на крыше, и, согрев древесину сосны,поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

2)Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.

3)Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, пропали, улетели вслед за уходящим летним теплом.

4)Встречая весну на утренней заре, залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки.

7.Укажите верное утверждение:

1)Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой сочинительными союзами.

2)Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.

3)Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и союзными словами.

8.Укажите неверное утверждение:

1)Дополнительным средством связи в сложносочинённом предложении может быть общий член для частей предложения.

2)Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания.

3)Между частями сложносочинённого предложения может ставиться тире.

4)Сложносочинённые предложения с соединительными союзами имеют значение противопоставления.

9.Укажите вариант ответа, в котором указаны сложносочинённые предложения. (Знаки препинания не расставлены)

А. Наступили холода и мы переехали в зимний дом.

Б. Рано утром выпал первый снег и покрыл дорожки в саду.

В. Пошли в лес и набрали полную корзину грибов.

Г. Похолодало и выпал снег.

1)А,Б

2)Б,В

3)А,Г

4)А,В

10.Укажите сложноподчинённое предложение:

1)На грядках растаял снег и появились первые росточки.

2)Левитан писал картины так, чтобы был ощутим воздух.

3)Взошло солнце, но земля ещё не прогрелась.

4)Его поражала световая дымка, придававшая громаде собора невесомость.

11.Укажите неверное утверждение:

1)Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой тесное смысловое и грамматическое единство.

2)Части сложноподчинённого предложения соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.

3)Придаточная часть сложноподчинённого предложения может стоять после главной части, перед ней или в середине её.

4)Подчинительные союзы находятся в придаточной части и являются членами предложения.

12.Укажите верное утверждение

По значению и строению сложноподчинённые предложения делятся на следующие основные группы:

1)определительные, изъяснительные, обстоятельственные

2)определительные, пояснительные, изъяснительные

3)обстоятельственные, подчинительные, изъяснительные

4)изъяснительные, дополнительные, обстоятельственные

13.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1)Вернувшись домой, когда уже смеркалось, мы застали дома только одного Николая.

2)С каждым может случиться, что жил с человеком, глядел на него, а не видел.

3)Небо на востоке слало светлеть, по мере того как над горизонтом поднималось багровое солнце.

4)Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу.

 

V. Стили речи. Типы речи

1.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в данном отрывке?

1)повествование и описание

2)повествование и рассуждение

3)рассуждение

4)описание

Он шёл по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. На теневой стороне было ещё нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. Пахло влажным асфальтом. Везде было по-утреннему легко, свободно…

Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шёл небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твёрдый, жёсткий взгляд был устремлён вперёд. Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.

2.Определите стиль речи текста

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией, без какого-то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

(Из всеобщей Декларации прав человека)

1)разговорный

2)научный

3)официально-деловой

4)публицистический

Date: 2015-12-13; view: 1324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию