Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Растаял мокрый снегОсталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал её, не пустил? И перышко это, как укор, белеет на стекле. Потом обсушило стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу. (В. Астафьев) 11 класс. 1.Расставьте в словах ударение. Кашлянуть, кулинария, костюмированный (бал), красивейший кремень кухонный мускулистый облегчить одновременно оптовый. 2. Выпишите слова в которых звуков меньше чем букв. Сделайте их транскрипцию. Счетчик, земля, съемка, шесть,бесшумный, счастье,прелестный. 3. Вставьте пропущенные буквы; найдите и запишите лишнее слово в каждой четверке. Объясните, почему оно лишнее. 1) Пр…возносить, пр…восходить, пр…общиться, пр…успевать; 2) пр…норовиться, пр…налечь, пр…тягивать, пр…градить. 4.Паронимами называются слова, которые частично сходны в звуковом отношении, но отличаются значением. Объясните разницу в значении паронимов. С каждым составьте предложение адресат – адресант, дипломат – дипломант. 5. Слово загородный образовано при помощи приставки и суффикса одновременно, а слово пригородный – только при помощи суффикса. Объясните это. 6. Один из фельетонов в газете начинался так: «Грязи хватает повсеместно, а вот с грязями беда». Почему мн. и ед. ч. Существительных противопоставлены друг другу? Приведите аналогичные примеры. 7. Образуйте форму И. п. мн. ч. Следующих существительных. Борщ, торт, шофер, договор, профессор, якорь, дом, адрес, брат, стул. 8. Сравните русские и татарские словосочетания. Выпишите неправильные, дайте правильный вариант ответа. Кэбестэ башы – голова капусты, инэ кузе - игольное ушко; бит сабыны – мыло для лица. 9. Расставьте знаки препинания, определите, сколько простых предложений в составе сложного. Составьте графическую схему. Синцов несколько минут простоял на шоссе прислушиваясь к тревожным гулам артиллерии и снова зашагал продолжая думать все о том же самом о чем начал думать выйдя из могилевской комендатуры что же дальше. (К. Симонов) 10.Установите, к какому функциональному стилю относится текст, какие приметы данного стиля вы можете выделить? Одна из основ писательства – хорошая память. Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан мною рассказ «Телеграмма». Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги. Я занял одну комнату в гулком, большом доме с почернелыми бревенчатыми стенами. Старушка жила на другой половине. К ней надо было проходить через пустые сени и несколько комнат со скрипучими, пыльными половицами. (К. Паустовский) Олимпиада по русскому языку. 9 класс. 2014-2015 учебный год. I. Фонетика. Орфоэпия
1.Укажите неверное утверждение: А. словарный запас языка изучается в разделе «Лексика» Б. части речи изучаются в разделе «Морфология» В. звуки речи изучаются в разделе «Морфемика» Г. правила произношения и ударения даются в разделе «Орфоэпия» 2.В каком слове количество букв и звуков совпадает? А. ёрзать Б. ямщик В. синеет Г. ёршик 3.В каком слове или сочетании НЕТ звука [ы]? А. сверхинтересный Б. цикорий В. чиркнуть Г. к итогам 4.Укажите слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук: А. жалюзИ Б. жАлюзи В. звонИт Г. газопровОд
II. Лексика. Морфемика. Словообразование
1.Укажите ряд омонимов: А. (родниковый) ключ – ключ (от замка) Б. разговорчивый – молчаливый В. смеяться – хохотать Г. плакать – хныкать 2.В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ? А. Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели Б. БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание В. Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном Г. БАРСКАЯ усадьба находилась недалеко от леса 3.Укажите предложение, в котором нет фразеологизма: А. Вот ты держишь экзамены и будешь вольный казак. Б. Слово – серебро, молчание – золото. В. Это было, когда он ещё под стол пешком ходил. Г. Бригада работала засучив рукава. 4.Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? А. беспорядок Б. безработица В. закавказский Г. приусадебный 5.Укажите способ образования существительного ТИШЬ: А. приставочный Б. суффиксальный В. приставочно-суффиксальный Г. бессуффиксальный
III. Морфология. Синтаксис
1.Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении Трудящиеся вышли на демонстрацию. А. существительное Б. прилагательное В. наречие Г. деепричастие 2.Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении Женщины, трудящиеся на заводе, получают бесплатные путёвки для детей. А. существительное Б. прилагательное В. наречие Г. причастие 3.Укажите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ: А. интересная книга Б. очень красиво В. читающий мальчик Г. маленький домик 4.Укажите предложение с простым глагольным сказуемым: А. Множество звуков вливается в ночной птичий хор. Б. Я уже начинал беспокоиться. В. Я готов с вами согласиться. Г. Он рад был бы уйти.
IV. Орфография. Пунктуация. Сложное предложение
1.В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне? А. отм..рить, подр..внять, пол..скать (бельё) Б. м..кать перо в чернила, м..лостивый, к..ренья В. з..ря, к..са, вык..сить Г. пл..вец, зан..мать, соб..рать 2.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? А. Умей жить и тогда, когда жить становится (не)выносимо. Б. (Не)долго светило солнце. В. Мы приближались к тому месту, где (не)сколько человек готовились к прыжку. Г. Скамейка была (не)крашена. 3.В каком(-их) предложении(-ях) в выделенном слове пишется НН? А. Когда погода была безветре..а, смотритель разрешал подниматься на маяк. Б. Начальник сворачивал папиросу из кроше..ого табака, садился и закуривал. В. Иногда он надевал форме..ую бескозырку и шёл к морю. Г. Жил он недалеко от нас в соседнем колхозе «Труже..ик моря». 1)А 2)Б, В 3)Б, В, Г 4)А, В 4.Укажите предложение с орфографической ошибкой: 1. 1. Дискуссия шла в продолжение часа. 2. В продолжении сериала мы узнали дальнейшую судьбу героев. 3. В течении реки наблюдались пороги. 4. В течении дня шёл дождь. 5. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые. Ребята (1) видно (2) хорошо подготовились к выступлению. С крыши нашего дома (3) видно (4) полгорода. 1)1,2,3,4 2)3,4 3)1,3 4)1,2 6.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1)Осветив черепицу на крыше, и, согрев древесину сосны,поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. 2)Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. 3)Горлинки, ворковавшие обычно в густоте лозин, пропали, улетели вслед за уходящим летним теплом. 4)Встречая весну на утренней заре, залезали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки. 7.Укажите верное утверждение: 1)Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой сочинительными союзами. 2)Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. 3)Сложносочинённым называется такое сложное предложение, предикативные части которого связаны между собой интонацией и союзными словами. 8.Укажите неверное утверждение: 1)Дополнительным средством связи в сложносочинённом предложении может быть общий член для частей предложения. 2)Грамматические и интонационно-смысловые особенности сложносочинённого предложения передаются на письме с помощью знаков препинания. 3)Между частями сложносочинённого предложения может ставиться тире. 4)Сложносочинённые предложения с соединительными союзами имеют значение противопоставления. 9.Укажите вариант ответа, в котором указаны сложносочинённые предложения. (Знаки препинания не расставлены) А. Наступили холода и мы переехали в зимний дом. Б. Рано утром выпал первый снег и покрыл дорожки в саду. В. Пошли в лес и набрали полную корзину грибов. Г. Похолодало и выпал снег. 1)А,Б 2)Б,В 3)А,Г 4)А,В 10.Укажите сложноподчинённое предложение: 1)На грядках растаял снег и появились первые росточки. 2)Левитан писал картины так, чтобы был ощутим воздух. 3)Взошло солнце, но земля ещё не прогрелась. 4)Его поражала световая дымка, придававшая громаде собора невесомость. 11.Укажите неверное утверждение: 1)Сложноподчинённое предложение состоит из частей, представляющих собой тесное смысловое и грамматическое единство. 2)Части сложноподчинённого предложения соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов. 3)Придаточная часть сложноподчинённого предложения может стоять после главной части, перед ней или в середине её. 4)Подчинительные союзы находятся в придаточной части и являются членами предложения. 12.Укажите верное утверждение По значению и строению сложноподчинённые предложения делятся на следующие основные группы: 1)определительные, изъяснительные, обстоятельственные 2)определительные, пояснительные, изъяснительные 3)обстоятельственные, подчинительные, изъяснительные 4)изъяснительные, дополнительные, обстоятельственные 13.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: 1)Вернувшись домой, когда уже смеркалось, мы застали дома только одного Николая. 2)С каждым может случиться, что жил с человеком, глядел на него, а не видел. 3)Небо на востоке слало светлеть, по мере того как над горизонтом поднималось багровое солнце. 4)Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу.
V. Стили речи. Типы речи 1.Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в данном отрывке? 1)повествование и описание 2)повествование и рассуждение 3)рассуждение 4)описание Он шёл по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. На теневой стороне было ещё нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. Пахло влажным асфальтом. Везде было по-утреннему легко, свободно… Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шёл небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твёрдый, жёсткий взгляд был устремлён вперёд. Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек. 2.Определите стиль речи текста Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией, без какого-то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. (Из всеобщей Декларации прав человека) 1)разговорный 2)научный 3)официально-деловой 4)публицистический
|