Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к олимпиаде по русскому языку (9-11 классы)





Предложенные 10 заданий отражают все уровни языка – от фонетики до синтаксиса, они направлены на проверку знаний и смекалки школьников.

9 класс

1. Расставьте в словах ударение. Августовский, алфавит, баловать, буксировать, гусеница, дефис, джинсовый, досуг, добыча, договор.

2. Выпишите из текста слова, в которых есть звук /й/, но нет буквы й. Зантранскрибируйте их. Тихая моя родина! Ива, река, соловьи… (Н.М.Рубцов)

3. Вставьте пропущенные буквы. Подберите, где можно, проверочные слова. (Поразительно) изм…няться, сэк…номить (минуты), прим…рять (костюм), ст…рожил (дом), хр…нить (достоинство), разл…жить (на столе), зап…реть(в лаборатории), укр…плять (традиции), насл…ждаться (общением).

4. Паронимами называются слова, которые частично сходны в звуковом отношении, но отличаются значением. Объясните разницу в значении паронимов. С каждым составьте предложение. Добрый- добротный (доброкачественный, прочный), поступок-проступок (плохой поступок)

5. Выделите производные слова, т.е. слова, образованные от других слов. Багроветь, базировать, барабанить, баритон, барахтаться, вафельница, гранит, картина, черепаха.

6. Что лежит в основе комизма следующего высказывания? Возвращаясь из экспедиции, капитан привез с собой медведя. Он рассказал нам много интересного.

7. Подберите прилагательные-определения к существительным. Какого рода эти существительные? Какаду, какао, кофе, мозоль, рояль.

8. Расставьте знаки препинания, определите, сколько простых предложений в составе сложного. С оставьте графическую схему предложения. До сих пор я все ещё не терял надежды сыскать дорогу домой но тут я окончательно удостоверился в том что заблудился совершенно и уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места почти совсем утонувшие во мгле пошел себе прямо по звездам наудалую. (И. С. Тургенев)

9. Объясните появление вставочных глаголов в словах кекс, икс, текст (кек/ы/с, ик/ыс/, тек/ы/ст) в речи татар.

10. Установите, к какому функциональному стилю относится текст, какие приметы данного стиля вы можете выделить?

Сложная структура содержания романа Л. Н. Толстого «Война и мир» передается не отдельными изобразительно-выразительными средствами и приемами, а разнообразным и одновременным их употреблением, образующим целые стилистические совокупности. Л. Н. Толстой нередко прибегает к сосредоточению в том или ином «ударном» месте произведения «ансамбля» стилистических приемов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Основными составляющими в этом взаимодействии являются метафора, сравнение, антитеза, различные виды повторов, параллелизм, инверсия. (А. Т. Гулак)

Класс

1. Поставьте ударение в словах. Дозвониться, дозвонится, задолго, заиндеветь, заискриться, запломбировать, заржаветь, значимый, индустрия, каталог.

2. Выпишите в две колонки слова, в которых а) две буквы обозначают один звук, б) одна буква обозначает два звука. Отсчет,нравится, подъем, у колодца, прогресс, ясно, с, метелью, улыбается,сжать, существу ю щий, метель ю.

3. Вставьте пропущенные буквы; найдите и запишите лишнее слово в каждой четверке. Объясните, почему оно лишнее. 1) Пр…мудрый, пр…избыточный, пр…деланный, пр…забавный; 2) пр…лечь, пр…сесть, пр…встать, пр…ступить.

4. Паронимами называются слова, которые частично сходны в звуковом отношении, но отличаются значением. Объясните разницу в значении паронимов. С каждым составьте предложение. Представить – предоставить, нетерпимый - нестерпимый.

5. Какие из данных словобразованы непосредственно от прилагательного старый?

Старик, постареть, старина, староватый, старинный, по-старинному, старенький, старость, устарелый, старьё.

6. Что лежит в основе комизма следующего высказывания? В городе проживает миллион трудящихся. С каждым годом он благоустраивается.

7. Определите одушевленность следующихсуществительных. Аргументируйте свой ответ. Коллектив, медведь, армия, девочка, белочка, коршун, кукла, дуб, роза, покойник.

8. Расставьте знаки препинания, определите, сколько простых предложений в составе сложного. Составьте графическую схему предложения.

В господский дом Муму не ходила и когда Герасим носил в комнату дрова всегда оставалась назади и нетерпеливо его выжидала у крыльца навострив уши и поворачивая голову то направо то вдруг налево при малейшем стуке за дверью.

9. Сравните русские и татарские словосочетания и предложения. Выпишите неправильные, дайте правильный вариант ответа. Сары май – желтое масло; дару эчу – принимать лекарство; (песи) сот эчэ – (кошка) пьет молоко.

10. Установите, к какому функциональному стилю относится текст, какие приметы данного стиля вы можете выделить?

Date: 2015-12-13; view: 881; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию