Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ум и глупость





Процесс познания – процесс расширения нашей картины мира. Звучит вроде бы просто. Картина мира – что-то вроде интерфейса, посредством которого мы воспринимаем и интерпретируем окружающую действительность. Наш мозг постоянно каталогизирует наши мысли и впечатления, присваивая ярлыки, выстраивая ассоциативные связи и распределяя информацию по степени значимости в рамках этой картины мира, которую иногда уподобляют многомерному шкафу с ящичками. Это естественный процесс, которым мы занимаемся постоянно, осознавая или нет. Но иногда, мы получаем информацию, которая не вписывается в картину мира. И здесь начинаются сложности.

Представьте, что вы собираете паззл где-то так из тысячи кусочков. Задача непростая, но вы с ней справились и картинку как-то собрали. И вдруг откуда-то появляются еще несколько кусочков паззла, которые вы забыли. А картинка уже собрана. Чтобы интегрировать эти вновь найденные кусочки, придется всю сложенную картину разобрать и собрать по новой. Не хочется, не так ли? Велик соблазн эти вновь найденные кусочки куда-то отложить и не заниматься нудной работой по повторной сборке этой картинки, возможно в совершенно иной последовательности.

Наша картина мира это точно такой же паззл, выполняющий жизненно важную роль. Через нее мы воспринимаем все происходящее вокруг нас, и она должна быть стабильной, чтобы мы понимали как действовать в случае какой-либо вводной извне. Наша психика изо всех сил старается сохранить нашу картину мира стабильной, потому что это определяет стабильность психики целиком. Если мы сталкиваемся с вызовом, который нам неизвестен и которого нет в нашей картине мира, это стресс. Мы живем так, как будто мы «знаем все» и стараемся избегать нового, если оно может привести к перестройке картины мира. Это нормальное состояние нашей психики. При этом, мир чудовищно огромен и сложен, и мы неизбежно сталкиваемся с новыми вызовами извне. И вот здесь проявляется тот же феномен, что и в случае с паззлом. Расширять картину мира не хочется, это болезненный процесс – признаться самому себе в том, что чего-то не знаешь. Здесь требуется разорвать связи элементов части картины мира (признать, что в отдельном аспекте мира все устроено не так как считал ранее) и собрать все снова. Это неприятно, и психика этому будет сопротивляться. И это не абстракции.

Книга, которую вы читаете, ориентирована именно на то, чтобы частично разрушить вашу картину мира и затем собрать ее по новой, сделав более обширной и логически связанной. Иным способом, достигнуть качественного скачка в понимании процессов невозможно. Но это вряд ли будет приятным процессом. Закономерным образом, вы будете сопротивляться, чтобы ничего не менять. Сопротивляться будет сама ваша психика, которая заинтересована в том, чтобы «здесь и сейчас» длилось вечно и оставалось неизменным.

Как психика будет сопротивляться попыткам изменить картину мира? Самая поверхностная реакция – несогласие с прочитанным. Дескать, все устроено не так. Если же вы проявите настойчивость, то и сопротивление станет сильнее. Возникнут негативные эмоции, от отвращения до ненависти к авторам и тексту. И чем больше прочитанное будет расходиться с тем, что вы знаете (сложившаяся картина мира), тем сильнее будут эти эмоции. Если же вы наступите на горло собственной песне и продолжите чтение, признав собственную неправоту, то следующей реакцией будет растерянность и разочарование. И это неизбежно, когда привычная твердая почва уходит из под ног. И только потом, приняв тезис Платона «я знаю, что ничего не знаю», у вас начнут вырисовываться контуры новой картины мира.

Познание это боль, а никакое не счастье. Счастье, как известно – наоборот, в неведении. Но именно здесь проходит разница между умом и глупостью. Глупость готова жить с частичной и упрощенной картиной мира. Ум для такой жизни органически неприспособлен. Но альтернативы развитию, пусть и через боль – нет. Мир должен принадлежать умным и компетентным, а не жертвам эффекта Даннинга-Крюгера[1]. Уважаемый читатель, вас впереди ждет не легкое чтиво наподобие «деловых бестеселлеров», где с трудом можно найти более одной простенькой идеи. Вас ждет очень трудная внутренняя работа. Но альтернативы ей нет. Умные и компетентные все более нужны миру. Смиритесь. Терпите. Читайте.

Date: 2015-12-13; view: 323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию