Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект лекции. Наиболее прямыми предшественницами теории ожиданий являются широко известные в области психологии мотивации теории Толмена и Левина





Наиболее прямыми предшественницами теории ожиданий являются широко известные в области психологии мотивации теории Толмена и Левина, а также экономическая теория полезности Неймана и Моргенштерна. У своих психологических предшественниц эта теория заимствует ключевые понятия, а у экономической — формализованный подход к описанию с использованием математических моделей.

Вроом вводит три основных понятия — действия, результаты и последствия. Примером могут служить действия рабочего, результатом которых является произведенная продукция, а последствием — заработанные им за это деньги. В соответствии с Вроомом, результаты оказываются ценными лишь настолько, насколько они связаны с ценными для нас последствиями (напр., с заработной платой). Из этого соображения вытекают четвертое и пятое понятия теории ожиданий. Результаты могут различаться по своей инструментальности, под которой понимается уверенность индивида в способности определенного результата вызывать определенные последствия. Чем в большей степени оплата зависит от количества произведенной продукции, тем выше будет такая инструментальность. Последствия могут различаться по своей валентности, под которой подразумевается степень их субъективной ценности, или привлекательности. В нашем примере заработная плата является привлекательным последствием, однако высокая зарплата — более привлекательной в сравнении с низкой. Как инструментальность, так и валентность являются субъективными понятиями. Люди будут по-разному оценивать инструментальность одних и тех же результатов и валентность одних и тех же последствий. Наконец, следует сказать о последнем, шестом понятии теории ожиданий. Как и результаты, действия не являются сами по себе привлекательными или непривлекательными. Они начинают нас привлекать, когда приводят к привлекательным для нас результатам. Уверенность индивида в способности определенного действия приводить к определенному результату называется ожиданием. Таким образом, теория ожиданий включает три базовых понятия (действие, результат и последствия) и три понятия, описывающие взаимосвязи между этими базовыми понятиями (валентность, инструментальность и ожидание). Теория ожиданий была впервые изложена Вроомом в книге «Труд и мотивация». Главная заслуга Вроома состоит в том, что он представил формальное описание взаимосвязей этих переменных в виде математических моделей.

Теория Вроома состоит из трех моделей. Две основные — модель валентности и модель мотивации — прогнозируют трудовые аттитюды и мотивацию работников. Третья — модель выполнения, прогнозирующая продуктивность работников, появилась позднее в виде дополнения к двум основным.

Модель валентности. Эта модель позволяет прогнозировать отношение к результатам каких-либо действий. Как уже говорилось, сами по себе результаты (количество заключенных сделок или произведенной продукции) не обладают самостоятельной ценностью. Они привлекают нас лишь в той мере, в какой могут вызывать ценные для нас последствия. Чем больше таких последствий и чем выше их привлекательность, тем ценнее будет для нас результат. В соответствии с моделью валентности, чтобы спрогнозировать отношение индивида к какому-нибудь результату, необходимо реализовать три следующих шага: 1) определить перечень возможных последствий и оценить их привлекательность; 2) оценить инструментальность результата для каждого последствия; 3) определить валентность результата. Соответствующие оценки выявляются в ходе опроса, в котором людям предлагают ситуации с просьбой оценить инструментальность результата и привлекательность последствий при помощи специальных шкал. Модель валентности используется сегодня главным образом в исследованиях удовлетворенности работой, поскольку она позволяет оценить отношение человека к какому-либо результату, реально существующему (напр., работа в данной организации) или находящемуся в воображении (напр., увольнение с этой работы или переход на другую). Она также может использоваться для оценки других аттитюдов работников (напр., преданности организации, профессии) и в целом для изучения различных аттитюдов людей (к политической деятельности, к рекламе, продуктам и т. п.).

Модель мотивации. Согласно этой модели мотивация совершать какое-либо действие будет зависеть, с одной стороны, от привлекательности его результата, а с другой — от уверенности индивида в том, что данное действие позволит его достичь. Например, если работник убежден, что чем рациональнее он будет использовать свое рабочее время (действие), тем больше он произведет продукции (результат) и тем больше он заработает денег (последствие), тем больше он будет стараться тратить время на саму работу и меньше на перерывы (мотивация). В соответствии с моделью мотивации, чтобы спрогнозировать мотивацию индивида к выполнению какого-либо действия, необходимо реализовать три следующих шага: 1) определить валентность результата (определяется на основе предыдущей модели); 2) оценить ожидание в отношении этого результата; 3) определить силу мотивации к выполнению действия. Как и в случае модели валентности, соответствующие оценки выявляются в ходе опроса. Модель мотивации чаще всего использовалась для прогнозирования трудовых усилий и продуктивности работников, а также для прогнозирования выбора профессии.

Модель выполнения. Рассматривается как дополнение к моделям валентности и мотивации. Прогнозирование продуктивности работников является важной прикладной задачей, однако модель мотивации оценивает лишь степень усилий или старания работника в выполнении своих обязанностей. Модель мотивации может с успехом прогнозировать продуктивность лишь в тех видах деятельности, где уровень продуктивности зависит в первую очередь от усилий или старания, т. е. в достаточно простых видах деятельности. Между тем исследования показывают, что важнейшим фактором продуктивности, в особенности в сложных видах трудовой деятельности, является уровень интеллектуальных способностей. Из них же известно, что мотивация не имеет значимых связей со способностями, являясь независимым фактором, влияющим на продуктивность. Модель выполнения пытается объединить оба эти фактора с тем, чтобы увеличить прогностическую способность теории ожиданий в отношении эффективности работников. Для этого в нее было введено дополнительное понятие, способность, под которой подразумевается восприятие индивидом своей способности к выполнению задач, возникающих в трудовой деятельности. Как и в случае предыдущих моделей, для оценки способности респондентам предлагают какую-либо шкалу с просьбой оценить свои профессиональные навыки и умения. Для прогнозирования продуктивности используется оценка, получаемая из модели мотивации, которая умножается на самоооценку способности.

Теория ожиданий проверялась в многочисленных исследованиях, которые подтвердили ее эффективность. В целом наши данные согласуются с результатами зарубежных обзоров, говорящих об эффективности моделей Вроома в прогнозировании удовлетворенности и продуктивности работников.

Список литературы

Date: 2015-12-12; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию