Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект лекции





Термин «мотивация» часто понимают как любую детерминацию активности человека. Между тем «детерминация» является более общим понятием, «мотивация» — его разновидностью; первый термин связан с любым раздражителем — как внешним, так и внутренним — и может вызывать непроизвольное и произвольное реагирование; второй — связан только с произвольным реагированием, т. е. сознательным и преднамеренным. Мотивация — это самодетерминация.

Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое — рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том, и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, — появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается либо как потребность, либо как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).

В других случаях мотивация рассматривается как процесс формирования мотива поведения или же как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический когнитивный процесс формирования мотива (как основания поступка).

Можно выделить несколько видов мотивации:внутреннеорганизованую, внешнеорганизованную и внешнеобусловленную. Первая провоцируется потребностями личности, вторая — вербальными воздействиями на субъекта: внушением, убеждением, манипулированием, инструктированием, приказом; третья — привлекательностью внешнего объекта.

Мотивация как процесс формирования мотива. Понимание мотивации как когнитивного процесса построения основания (обоснования для самого себя) действия или поступка означает получить ответ на вопросы: почему, для чего и почему именно таким способом я намерен совершить то или иное действие или поступок.

Такой подход требует рассмотрения процесса мотивации как стадиального, включающего в себя: 1) осознание потребности и абстрактной цели, 2) перебор способов удовлетворения потребности с учетом ряда факторов (мотиваторов), 3) принятие решения о том, каким способом и средством будет удовлетворяться потребность, т. е. выбор конкретной цели.

Итогом этого когнитивного процесса является формирование мотива (основания) действия или поступка.

Рассмотрим этапы формирования мотива, когда стимулом является биологическая потребность личности, проявляющая себя в виде нужды, влечения.

Перваяй стадия (этап) — формирование первичного (абстрактного) мотива. Он состоит из актуализации и осознания потребности личности и возникновения абстрактной цели.

Для того чтобы нужда (органическая потребность) превратилась в потребность личности, надо, чтобы человек принял ее, сделал значимым для себя ее удовлетворение. А для этого необходимо, во-первых, чтобы нужда была осознана, т. е. чтобы появилось чувство голода, жажды и т. п.; во-вторых, нужно, чтобы чувство голода, жажды достигло по интенсивности некоторого порога, за которым начинается беспокойство человека по поводу возникшего дискомфорта, переживание этого чувства как неприятного.

Чтобы нужда стала побудителем активности, она должна найти отражение в переживании. Возникновение переживания порождает состояние напряжения и аффективное стремление избавиться от него, восстановить нарушенное равновесие. Следовательно, появление желания устранить нужду является третьим моментом в формировании потребности, под влиянием которой возникает побуждение к поиску путей и средств ее удовлетворения.

Таким образом, потребность, как аккумулятор, заряжает энергией всю дальнейшую поисковую активность человека. На этом этапе предмет удовлетворения потребности выступает в качестве обобщенного образа понятия (мне нужна пища, жидкость, или мне нужно поесть, попить), т. е. сначала появляется абстрактная цель, без ее конкретизации (что поесть, что попить) и без продумывания пути ее нахождения. При этом чем сильнее выражена потребность, тем менее специфичен объект ее удовлетворения: потребность удовлетворяется тем, что подвернется. Появление абстрактной цели ведет к формированию побуждения, к поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление этого побуждения означает конец формирования первичного (абстрактного) мотива (в структуру которого входят и потребность, и цель) и побуждение к поиску конкретной цели, т. е. к проявлению человеком какой-то активности.

Вторая стадия формирования конкретного мотива — поисковая внешняя или внутренняя активность.

Внешняя поисковая активность осуществляется человеком в том случае, когда он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой для принятия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заняться поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность (по принципу «что подвернется»).

Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения. Приводимый в движение рассудок и осуществляет выбор цели и путей ее достижения с учетом многих факторов: конкретных внешних условий (местонахождения человека, имеющихся под рукой средств и т. д.), имеющихся знаний, умений и качеств, нравственных норм и ценностей (наличия определенных убеждений, идеалов, установок, отношения к чему-либо), предпочтений (склонностей, интересов) и уровня притязаний.

То, что для инициации поведения недостаточно иметь актуализированную потребность и предмет ее удовлетворения, а нужны наличие и учет многих внешних и внутренних факторов, отмечают многие психологи. Новые условия порождают познавательную потребность (как достичь цели) и вызывают поисковую активность, направленную на обнаружение неизвестного, которое выступает как новая и первично неосознаваемая цель познавательной потребности. Это означает, что, приступая к поиску, человек не знает еще, что он найдет или что выберет. Это можно отнести к тем случаям, когда условия деятельности — неопределенные.

Первопричиной деятельности, поступков являются потребности. Однако отдавая дань роли потребности в придании энергии мотиву, в осознании нужды, все же надо видеть ограниченную ее роль в направлении энергии по определенному руслу.

Задачей второго этапа мотивационного процесса прежде всего является определение субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности. Этот прогноз делается человеком с учетом его возможностей и ситуации, в которой он находится.

Другой важной задачей второго мотивационного этапа является предвидение (прогнозирование) последствий выбираемого пути достижения цели. Здесь прежде всего учитываются нравственные критерии того или иного поступка, которые могут сыграть роль морального запрета для реализации намечаемого плана достижения цели. Может учитываться также реакция других людей на предполагаемое действие или же как скажется достижение цели на самом субъекте (вредное воздействие никотина на организм курящего, опасность получения травмы и т. д.).

Наличие второй стадии формирования мотива показывает, что в мотивации может быть несколько причин и побуждений: одни — приводят к поисковой активности, другие — к выбору цели и путей ее достижения. Поэтому мотивацию правильнее рассматривать не как сочетание одной причины и одного побуждения, а как совокупность и определенную последовательность ряда причин и побуждений.

Учитываемые в процессе формирования мотива факты (оценка внешней ситуации, своих возможностей, склонностей и т. п.) составляют мотивационное поле. Оно может быть широким (когда учитывается много факторов) и узким (когда принимаются во внимание один-два фактора, лежащих на поверхности сознания).

Третья стадия формирования мотива — выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. После рассмотрения различных вариантов удовлетворения потребности человек должен на чем-то остановиться, выбрать конкретную цель и способ ее достижения.

Цели выполняют следующие функции:

– указывают направление,

– активизируют усилия,

– укрепляют настойчивость,

– мотивируют выработку стратегий (т. е. поиск путей достижения цели).

Цели бывают ближайшими и отдаленными. Большей побудительной силой обладают ближайшие цели. Их достижение приближает человека и к достижению отдаленной цели. Отдаленные цели без ближайших приводят к бездействию. С другой стороны, при малой привлекательности ближайшей цели ее достижение стимулируется отдаленной целью и связанными с ее достижением предвосхищающими эмоциями. Достижение ближайшей цели при наличии препятствий связано с упорством, а отдаленной — с настойчивостью.

Мысленная постановка человеком перед собой конкретной цели связана с предвосхищением не только средства удовлетворения потребности (объекта, предмета потребности) и процесса ее удовлетворения (принятия еды, питья), но и результата этого процесса (например, удовольствия). В ряде случаев целью является и достижение определенной ситуации, в которой потребность может быть удовлетворена с помощью данного объекта. В связи с этим, вслед за Ф. Хоппе, целесообразно говорить о представляемой цели как о структурном психологическом образовании или как о сложном многокомпонентном образе того, чего человек хочет достигнуть. Цель, выступая для субъекта как задача, включает в себя значительно более обширное ситуационное содержание, чем только предмет.

Обладание средством удовлетворения потребности может быть и самостоятельной целью действия на данном отрезке времени. Но при выяснении конечной цели становится ясно, что эта цель является все-таки промежуточной. Выбор — действовать или нет в данной ситуации, а также выбор конкретного предмета и способа удовлетворения потребности — связан с принятием решения, которое порой может быть мучительным для человека, затрагивая его нравственные и мировоззренческие установки. В ряде ситуаций принимаемое решение носит вероятностный характер, когда оно связано с предвидением результатов, последствий поступка или с поиском реального объекта удовлетворения потребности. Возможна и разработка человеком запасных вариантов удовлетворения потребности при ведущей и первоочередной роли одного из них.

Цель характеризуется не только содержанием (чего хочу, что надо), но и уровнем, качеством (какой результат нужен — высокий, низкий). Поэтому ее выбор определяется имеющимся у человека уровнем притязаний. Субъективная трудность достижения цели определяет степень мобилизации человека, его старание, терпеливость, настойчивость. Уровень притязаний наряду со многими факторами определяется имеющейся у человека установкой (потребностью на достижение успеха или избегание неудачи). Первые (с первым типом решимости), правильнее оценивая свои возможности, обладают адекватным уровнем притязаний. Вторые, имея завышенную или заниженную самооценку, обладают и неадекватным (завышенным или заниженным) уровнем притязаний.

Таким образом, на третьей стадии формирования мотива возникает намерение достичь цели, побуждение воли, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека, и именно с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива. Отсюда видно, почему является ошибочным принимать побуждение за мотив: оно является лишь частью (компонентом) мотива, уподобляясь висящей капле: она уже обладает потенциальной энергией, готова сорваться вниз, но в то же время составляет целое с остальной жидкостью. Как видно из изложенного, мотив — это системное образование, а побуждение — это его энергетическая сторона, определенное состояние готовности начать действие.

Итак, все вышеизложенное свидетельствует о том, что в мотиве происходит сознательное отражение будущего на основании использования опыта прошлого.

Формирование мотива нельзя представлять как всегда линейный процесс, в котором одна стадия и этап последовательно сменяются другими без возврата на какие-то исходные позиции. Мотивация, как отмечает В. А. Иванников (1991), — это решение частных задач, протекающее не только линейно, но и с циклическими возвращениями к предыдущим задачам.

Процесс формирования мотива как основания действия, поступка и побуждения к ним начинается с возникновения потребности личности и заканчивается возникновением намерения и побуждения к достижению цели, если эта цель необходима человеку. Между этими двумя психологическими феноменами располагается промежуточный этап мотивационного процесса, в котором актуализируются имеющиеся у человека психологические образования, обеспечивающие обоснованный выбор им предмета и способа удовлетворения потребности (личностные диспозиции). Отсюда мотивация — это процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, а мотив — это продукт этого процесса, т. е. мотивации.

Мотиваторы. Психологические факторы (образования), участвующие в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения, называются мотиваторами (мотивационными детерминантами); они при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения.

Мотиваторы можно разделить на ситуативные и устойчивые.

К ситуативным относятся следующие группы мотиваторов:

– внешняя ситуация (наличие инструментальных средств достижения цели, угроза здоровью и престижу);

– состояние других людей;

– собственное состояние в данный момент;

– последствия своего действия, поступка (одобрение — неодобрение со стороны других, поощрение — наказание и т. п.);

– затраты усилий и времени.

К устойчивым мотиваторам относятся:

– нравственный контроль (наличие нравственнных принципов),

– предпочтения (интересы, склонности),

– собственные возможности (знания, умения, качества),

– ценности;

– социальные установки (гендерные установки, культурные традиции, сложившееся отношение к объекту т. п.).

В процессе мотивации (при выборе цели и способов ее достижения) многие мотиваторы остаются только «знаемыми», «понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию побуждения. Сформированный же мотив всегда действенен, потому что включает в себя побуждение к достижению.

Запуск мотивации может провоцироваться как воздействиями извне (в западной литературе в этом случае говорят об экстринсивной мотивации), так и внутренними факторами —потребностями (интринсивная мотивация). Внешние факторы могут быть физическими стимулами — и тогда следует говорить о внешнеобусловленной мотивации — или второсигнальными (вербальными) воздействиями других людей — и тогда нужно говорить о внешнеорганизованной мотивации. Если же мотивация является следствием возникшей потребности, то речь должна идти о внутреннеорганизованной мотивации. Однако чем бы ни провоцировался мотивационный процесс, по своей сути он всегда внутренний, когнитивный. Ведь человек сам формирует основание своего действия или поступка, а не действует рефлекторно, как автомат.

Потребности. О сущности потребности как мотивационного феномена высказываются разные точки зрения. Потребность понимается то как нужда, то как предмет удовлетворения нужды, то как ценность, то как необходимость, то как состояние. Несмотря на односторонность этих точек зрения на сущность потребности, они содержат ряд положений, которые необходимо учитывать при обсуждении проблемы мотивации и мотива. Первое положение заключается в том, что потребность тесно связана с нуждой, понимаемой в широком плане как нужность, желанность чего-то, а не только как дефицит чего-то. Однако прямая аналогия потребности с нуждой недопустима вследствие того, что нужда организма отражает объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием и пониманием нужды, т. е. имеет и субъективную сторону. Второе положение заключается в том, что из потребности личности нельзя исключить потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом для человека о необходимости удовлетворения возникшего желания. Это состояние является реакцией организма и личности на воздействия внешней и внутренней среды, приобретающие для человека (в силу необходимости, привлекательности) личную значимость. Третье непреложное положение состоит в том, что возникновение потребности личности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности. Четвертое положение заключается в необходимости разделения понятий «потребность организма» и «потребность личности».

Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Первое: не всякая нужда организма (органическая потребность) осознается человеком и превращается в побуждение, например, нужда в минеральных веществах, витаминах и т. п. Поэтому часть нужд организма (которые не отражаются в сознании) могут не переходить в потребность личности:

 

Потребности организма (нужды)  
не осознаваемые (не ощущаемые) осознаваемые (ощущаемые) биологические осознаваемые (понимаемые) социальные
  потребности личности
     

 

Виды потребностей человека

 

Второе: осознаваемые органические потребности (называемые биологическими) — в пищевых веществах, в кислороде и т. п. — отражаются в сознании человека не только в виде ощущений («сосание под ложечкой» при голоде, например), но и как переживание напряжения в виде желания разрядить это напряжение, а порой и усилить, если оно связано с положительными эмоциями. Поэтому потребность личности — это не просто осознание нужды в виде ощущения, это, чаще всего, трансформированная в переживание и желание нужда. Человек испытывает нужду не в белках, жирах и углеводах, а в пище, притом приготовленной определенным способом, не в кислороде, а в воздухе, во вдохе и т. д. Учитывая еще, что многие потребности личности не связаны с биологическими потребностями организма, по крайней мере, напрямую, приходишь к выводу, что потребности личности и организма — не тождественные образования.

Говоря о потребности личности как состоянии, важно иметь в виду две ее стороны, выступающие в единстве — физиологическую и психологическую. С физиологической стороны потребность является реакцией организма и личности на воздействие как внутренних раздражителей — эндогенные потребности, так и внешних (как приятных, так и неприятных, угрожающих) — экзогенные потребности. При этом переживаемое личностью «здесь и сейчас» потребностное состояние не всегда воспринимается как дискомфортное, но может быть и положительно эмоционально окрашенным, переживаемым как удовольствие, как предвкушение приятного. Именно поэтому усиление потребности может служить такой же «наградой», как и ослабление чрезмерно сильной потребности.

В возникновении потребностей личности участвует и интеллектуальная компонента, так как происходит ментализация потребности, обусловленная пониманием того, чем вызвано появившееся ощущение, переживание, желание (о чем сигнализирует возникшее потребностное состояние); осознанием значимости и актуальности потребности в данный момент. В этой связи становится очевидной одна из функций потребности личности — сигнализация о появлении дефицита, нужности чего-то, отражения этого в сознании человека.

Итак, можно дать следующее определение потребности личности: это отражение в сознании нужды, часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

Раскрывая и уточняя данное определение, напомним, что нужда — это не только дефицит чего-то, но и желание обладать привлекательным, нужным, необходимым для достижения цели объектом или желание устранить неприятное ощущение или переживание (либо усилить их, если они приятны). Таким образом, данное определение потребности не основывается только на дефиците, не рассматривает потребность лишь как отрицательный феномен, связанный только с неприятными переживаниями человека. Потребность может быть связана и с положительными эмоциональными переживаниями. Поэтому желанием человека может быть не исчезновение данной потребности, а ее продолжение.

Второе пояснение состоит в том, что в данном определении потребности говорится о побуждении психической активности, а не о побуждении действий, деятельности, поступков. Эта психическая активность направлена на понимание сущности возникшей потребности и на формирование цели (абстрактной или конкретной), т. е. на представления объектов и действий, могущих удовлетворить данную потребность. Это уточнение необходимо потому, что имеются потребности пассивные, не действенные в обычном понимании, не приводящие к каким-либо результативным действиям и поступкам: желание, чтобы важное для меня событие свершилось (например, выиграла моя любимая футбольная команда), желание кому-то понравиться, потребность в уважении и любви со стороны других людей (я хочу, чтобы это было, но сам для этого не предпринимаю никаких шагов, хотя бы потому, что от меня ничего в данной ситуации может и не зависеть). Но эти пассивные потребности тоже вызывают психическую активность человека (переживания, рефлексию, раздумья, мечты).

Данное определение дает возможность говорить не только о базовых, фундаментальных (первичных) потребностях человека, но и о вторичных — о потребностях в знаниях, определенных средствах, умениях, называемых Анри Пьероном и К. Левином «квазипотребностями», а, по существу, являющихся чаще всего социальными потребностями, формирующимися в онтогенезе в процессе социализации человека, в том числе и в процессе воспитания.

 

Список литературы

Date: 2015-12-12; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию