Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с





 

Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологии А. выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Она характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта (в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией) и произвольностью, т. е. обусловленностью наличной целью субъекта.

Ассоциативный эксперимент — проективный метод, предложенный одновременно К.Г. Юнгом, М. Вертгеймером и Д. Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов–стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом–стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и „аффективных комплексах“ испытуемого. Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р. Лурия, который предложил так называемую „сопряженную моторную методику“, при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные движения двумя руками (например, нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа). При этом анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций испытуемого.

Ассоциация (от лат. associatia – соединение) – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. л.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин «ассоциация» был предложен Дж. Локком в XVII в.

Ассоциативная психология — психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов: 1). Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. 2). Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления. 3). Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Архетип (от греч. archetipos — первообраз) — центральное понятие аналитической психологии. А. — способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Согласно Юнгу, А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, ак­тов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психиче­ского отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом, который изучал неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено (надсознательные явления, поведенческое автоматизмы и стереотипы, подпороговое восприятие и др.).

Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, в котором в качестве предмета психологии фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность).

 

Вытеснение — один из видов "психологической защиты" (см. Защита психологическая), представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме тревоги, страха и т. п. Термин В. введен 3.Фрейдом (см. Психоанализ; Фрейдизм).

 

Гештальт (от нем. Gestalt – форма, структура) – основное понятие гештальтпсихологии, которое обозначает целостные (т. е. несводимые к сумме своих частей) структуры сознания. Примеры Г.: кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии, несводимое к сумме ощущений звуков этой мелодии, и др. Г. рассматривались в гештальт-психологии как единицы сознания и психики на всех ступенях психического развития.

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале ХХ в. (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка). И выдвинувшее программу исследования цедостных структур психики, не сводимых к её компонентам и певичных по отношению к ним. Согласно постулатам гещтальт-теории, мир состоит из целостных сложно-организованных форм, и человеческое сознание также представляет собой интегрированное структурное целое. Все психические процессы характеризуются целостностью, стремлением к интеграции и завершенностью. Фундаментальное понятие и объяснительный принцип данного направления – гештальт (образ, целое, структура).

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:1. Человек целостен; 2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; 3. Главной психологической реальностью являются переживания человека; 4. Человеческая жизнь — единый процесс; 5. Человек открыт к самореализации; 6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Защитные механизмы — термин для обозначения бессознательных прие­мов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.

Душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии Д.— это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного.
Наиболее общие характеристики И.: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Иногда понятие индивид используют для обозначения отдельно взятого человека в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психоло­гических и др.

Индивидуальность -это неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности унаследованных и приобретенных специфических особенностей. Соотношение понятий «индивид»-«личность»-«индивидуальность» отражено в афоризме А.Г.Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Интенция (от лат. intentio – внимание, стремление) – имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. Интенциональность (направленность) является одной из основных характеристик сознания человека.

Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П.Жане, Ж.Пиаже, А.Валлон и др.). Понятия, сходные с И., используются в психоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей “внутрь” психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания. В отечественной психологии И. трактуется как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. И. следует отличать от любых форм получения “извне”, переработки и хранения “внутри” психики знаковой информации (восприятие и память).

Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение.

Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Коллективное бессознательное — термин, введенный К.Юнгом для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием К. б. выступают архетипы — всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием.

 

Комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание) — соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов (см. Системности принцип в психологии). В этом смысле понятие “К.” употребляли многие психологи (см. Культурно-историческая теория). Специфическая интерпретация К. дана в психоанализе, где К. понимается как группа психических процессов, объединенная единым аффектом, сформировавшаяся на основе глубинных филогенетических структур (см. Филогенез). К. в психоанализе — неосознаваемое образование, обусловливающее структуру и направленность сознания; одна из задач психотерапии понимается как доведение К. до сознания пациента (см. Комплекс неполноценности; Эдипов комплекс).

Либидо во фрейдизме — теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека — к удовольствию и жизни (Эрос), с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой. У К.Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.

Личность. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В отечественной психологии в рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Таким образом, можно сказать, что личность – это социальный индивид, проявляющийся в системе его отношений и социальных ролей.

Психика (от греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Психоаналитическое направление - основано З. Фрейдом в конце ХIХ в. и в настоящее время представлено рядом концепций, часто объединяемыми понятием глубинная психология, в которых постулируется ведущая роль бессознательных процессов в поведении индивида и формировании его личности. К ним относится: психоанализ З.Фрейда и неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм), аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, а также современные психодинамические концепции, где основное внимание уделяется сложным динамическим отношениям сознательных и неосознаваемых процессов психики – например, транзактный анализ Э.Берна, трансперсональная психология С.Грофа.

Проекция — защитный механизм, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

Рефлексия — самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями.

Тест – стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

Экзистенциальная психология — психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бугенталь. Здесь выделяется следующий ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам.

 

Date: 2015-12-12; view: 1657; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию