Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сопр-ие Семьи

СОПРОТИВЛЕНИЕ.

Сопр-ие внутри СС.

С-ие к воздействиям внешней среды или к изменениям, к которым СС еще не готова. Рассматривается с 3х аспектов:

1) С т.з. структуры семьи

2) С т.з. семейной динамики: - застревание на одном из этапов жизненного цикла;

- коммуникативные нарушения;

- ригидность.

3) С т.з. семейной истории: - игнорирование, фальсификация или сокрытие важных фактов семейной истории;

- следование семейным сценариям и шаблонам, когда необходимо творческое взаимодействие;

- мифологизация важных событий и соответствующее семейному мифу поведение.

2. Сопр-ие Терапевта есть потеря нейтральности:

1) у Тер-та форма Сопр-ия часто бывает зеркальна семейному Сопр-ию, выражается в тех же позах, эмоциях, жестах.

2) Сопр-ие в форме внезапно возникающих у Тер-та чувств: - ком в горле;

- вдруг боль, слезы, скука, раздражение;

- пустота в голове, рационализация;

- внезапные нехарактерные поведенческие акты (зевота).

3) Сопр-ие в форме усиления характерологических особенностей (обычно молчалив, и вдруг вообще слова сказать не может)

4) Сопр-ие в форме появления полностью необычного для Тер-та поведения: - вдруг начал думать "матом";

- срочно нужно в туалет.

Когда Тер-т теряет нейтральность, он перестает видеть потребности семьи.

Способы работы/обращения Тер-та со своим Сопр-ем:

- сканирование своих чувств/мыслей/поведения, вопрос к себе: "Что со мной происходит?", быть в постоянном контакте с собой;

- позаботиться о себе в процессе сессии - взять время подумать, прийти в себя - озвучить свои чувства семье;

- супервизия;

- котерапия;

- заполнение РКС;

- анализ сессии.

Сопр-ие Семьи.

1)Сопр-ие на стадии знакомства (здесь Тер-ту нужно очень сильно вложиться в установление контакта):

- один из членов семьи может отрицать необходимость терапии;

- семья может хотеть переложить ответ-ть за необходимость терапии на Тер-та;

- "молчание", незаинтересованность в контакте.

Что делать:

- семья очень тревожится, у нее нет объективных оснований доверять Тер-ту. Нужно попытаться снизить уровень тревоги. Напр.: "Мы не оцениваем, кто плохой, кто хороший, мы здесь, чтобы всем из вашей семьи жилось лучше."

- вернуть ответ-ть семье: "Договоритесь здесь и сейчас, нужна ли вам терапия." (наблюдаем за коммуникациями, пока они договариваются);

- признать за каждым право сказать "нет";

- дать технику/задание, чтобы посмотреть, как взаимодейстуют и получить материал для интерпритации (напр. социограмму);

- открытость, искренность, вовлеченность, эмоциональная поддержка Тер-ом семьи.

2) Проблемная стадия 2:

1. Семья с ИП/"козлом отпущения": - выявляем Циркулярную послед-ть;

- доносим до семьи, что это дисфункция всей семьи порождает "козла отпущения"

- здесь можем использовать Тест Геринга, технику "Позитивная Коннотация"

2. Форма Сопр-ия "Готовое объяснение": - здесь ответ-ть за дисфункцию перекладывается на другого;

- приводим семью к системному видению.

3. Сопр-ие в форме дилегирования полномочий: - один из членов семьи - эксперт в проблеме, рассказывает о ней, остальные - не вовлечены, скучают;

- задача: включить всех членов в обсуждение, заставить всех поговорить и обсудить;

- демонстрируем уважение к мнению каждого.

4. Сопр-ие в виде "заморожености чувств": - задаем вопрос: "Что с вами происходит?"

- говорим про свои чувства;

- даем обратную связь: "Мне кажется, что...."

- расшатываем: метафора, анекдот, притча, можно - задание, сделать что-то живое, напр., нарисовать рисунок.

5. Сопр-ие в форме наличия "Семейной тайны": - стратегия: "Что случилось бы, если бы тайна стала известна всем присутствующим?"

6. Сопр-ие в форме отрицания семейной проблемы: - даем поддержку и подтверждение того, что у них — хорошая семья, только потом идем в обсуждение проблемных областей;

- дискуссия «Как семья понимает, что такое проблемная ситуация»;

- задаем волшебный вопрос: «Если вдруг проблема пройдет за ночь, то какой будет ваша жизнь?»

7. Переключение внимания/забалтывание/ругань: - почему они это делают? - им небезопасно, нужно повысить уровень доверия;

- «Мне кажется, мы говорим не совсем о том, с чем вы пришли. Что вы сейчас чувствуете?»

- наблюдаем за коммуникациями, потом возвращаем то, что увидели;

- вводим правило: все коммуникации здесь через меня.

 

3) Сопр-ие на стадии определения целей терапии:

- семья должна сформулировать общий запрос на терапию, все члены семьи должны согласиться на терапию;

- у семьи могут быть неадекватные ожидания от терапии, необходимо их развеять: «Терапия — это не волшебство, а работа.»;

- если семья говорит, что проблема непреодолима, задаем вопрос «Почему вы так думаете?» «Вы уже столько всего сделали для того, чтобы решить проблему, где вы взяли силы на это?» - вопрос про ресурсы.

4) Сопр-ие на стадии Заключения контракта: согласие семьи может быть чисто формальным.

5) Сопр-ие на стадии формулир-ия и проверки Гипотез может выражаться в

- Сверхгибкости (формальная гибкость демонстрируется семьей), здесь Тер-ту следует показать, что он видит несогласие семьи;

- Сверхригидности — это значит, что Тер-т не учел чего-то важного, он вместе с семьей исследует, где что не так.

6) Сопр-ие на этапе психотерап-го вмешательства может выражаться в слабом интересе или равнодушном согласии. Что делать:

- используем парадоксальный метод: «У вас и так все хорошо, вам не надо ничего менять!»

- провокативный метод (??)

- «Тема нелегкая, а вы так легко все воспринимаете....»

Семья приходит с невыполненным Д/З, варианты реакции Тер-та:

- «Вы отвечаете за свое будущее, вы решаете делать Д/З или нет»

- «Стабильность — это хорошо, может быть, вам и не нужно ничего менять»

- можно быть директивным и заставить выполнять Д/З прямо на сессии.

Семья вступает в прямую конфронтацию с Тер-ом: важно выдерживать, т. к. семья проверяет Тер-та на устойчивость, сможет ли он выдерживать и контейнировать их эмоции:

«Мне кажется, мы сейчас ссоримся, вы часто так общаетесь между собой?»

Семья сомневается в компетентности Тер-та: - начале нужно хорошо представиться;

- на вопросы типа «А вы-то замужем?» «А у вас-то дети есть?» можно ответить «А как нам это поможет в нашей работе?»

- «Я здесь не для того, чтобы делиться собственным опытом, у меня есть специальное образование, я знаю особенности семейных проблем и у меня есть идеи об их решении».

ПОМНИТЬ! Всем этим семья спрашивает вас: «А вы вообще выдержите то, с чем мы к вам пришли?»

7) Сопр-ие завершению терапии: - не хотят расставаться, т.к. не верят в свои собственные силы — поддерживаем, говорим, что могут вернуться в терапию, как только захотят;

- расстаемся постепенно — назначаем встречи с большими интервалами во времени;

- если не пришли на последнюю назначенную встречу — скорее всего не умеют завершать отношения.

ИНДУКЦИЯ — Тер-т входит в СС, придерживаясь ее правил, т. е. теряет нейтральность.

ПРАВИЛО: нарушать правила семьи, называть вещи всоими именами, идти туда, куда страшно.

Семья может попытаться Триангулировать Тер-та с помощью лести например, тогда Тер-т может включиться и начать решать проблемы семьи вместо них. НО! Задача — не делать за них, а научить их самостоятельно решать свои проблемы!

СОПРОТИВЛЕНИЕ (системное видение) — это коммуникативное послание СС Тер-ту (способ сотрудничества), нужно расшифровать это послание и найти адекватный ответ.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
От издательства. Автор этой уникальной книги Дикуль Валентин Иванович – академик РАЕН, профессор, доктор биологических наук | Класс - обществознание

Date: 2015-12-13; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию