Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, условия и порядок усыновления 1 page





Понятие усыновления. Под усыновлением или удочерени­ем (далееусыновление) понимается юридический акт, в ре­зультате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком — с другой, возникают такие же права и обязанности, как меж­ду родителями и детьми, а также их родственниками по про­исхождению (ст. 137 СК). Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия: а) установ­ление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ре­бенком и родственниками усыновителя; б) прекращение пра­вовой связи усыновленного ребенка с его родителями и други­ми родственниками по действительному кровному происхож­дению. Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридичес­ким фактом.

Усыновление является одним из самых старейших право­вых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная фор­ма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем в России в разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера (например, в запрете усы­новления чужих детей при наличии собственных детей и т. п.)[575]. В 1918 г. он был отменен вообще, что объяснялось существо­вавшим тогда отрицательным отношением к семейным формам воспитания детей-сирот в целом. Однако спустя восемь лет Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г.[576] институт усыновления был восстановлен и функционирует с соответству­ющими изменениями до настоящего времени.

В РФ усыновление является одной из основных и доста­точно широко распространенных форм устройства детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей. За период с 1980 по 1995 г. в РФ было усыновлено 144 тысячи детей[577].

В СК подробно регламентируются условия, порядок и пра­вовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Это позволяет обеспечить права и интересы, как ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. С этой же целью Семейным кодексом устанавливается судеб­ный порядок усыновления ребенка вместо ранее действовав­шего в соответствии со ст. 98 КоБС административного поряд­ка усыновления. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 125 СК (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ) порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления конт­роля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыно­вителей на территории Российской Федерации должен опреде­ляться соответствующим нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность физических и юридических лиц, не уполномоченных на то законом, в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желаю­щих усыновить детей, законом не допускается (ст. 126 СК). Однако к посреднической деятельности по усыновлению детей не относится: а) деятельность органов опеки и попечительства (то есть органов местного самоуправления), а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, определяемого Правительством Российской Федерации по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей; б) деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Но их деятельность может осуществляться на территории Российской Федерации только в силу международного договора или на основе принципа взаимности. Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели — то есть извлечение дохода. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Пра­вительством Российской Федерации; в) действия в процессе усыновления надлежащим образом уполномоченного предста­вителя лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в пределах, допускаемых законодательством.

Дети, в отношении которых допускается усыновление. Как установлено п. 2 ст. 124 СК, усыновление допускается толь­ко в отношении несовершеннолетних детей, утративших роди­тельское попечение, и только в их интересах. Эта принципи­альная норма, соответствующая требованиям ст. 21 Конвенции о правах ребенка, была предусмотрена и в ранее действовав­шем законодательстве (ст. 98 КоБС). Лица, достигшие совер­шеннолетия (18 лет), не могут быть усыновлены.

Основной социальной целью усыновления является созда­ние детям, лишившимся попечения родителей, наиболее бла­гоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Не случайно Кодексом среди форм устройства детей, остав­шихся без попечения родителей, приоритет отдается усынов­лению. Усыновление происходит также и в интересах усыно­вителей, хотя прямо об этом в законе не говорится, так как оно предоставляет, в частности, возможность лицам, не име­ющим детей, удовлетворить чувство родительской любви, по­требность в отцовстве и материнстве. Однако на первое место при усыновлении должны быть поставлены интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, при­обретает в лице усыновителей родителей и родную семью, сле­дует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей. В целом под интересами детей при усыновле­нии следует понимать создание для них благоприятных усло­вий (как материального, так и морального характера) для вос­питания и всестороннего развития (в физическом, психичес­ком, духовном и ином отношении), максимально приближен­ных к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье[578]. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитывать­ся его этническое происхождение, принадлежность к опреде­ленной религии и культуре, родной язык, возможность обес­печения преемственности в воспитании и образовании, а так­же возможность обеспечить усыновляемым детям полноцен­ное физическое, психическое, духовное и нравственное раз­витие (п. 2 ст. 124 СК).

К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые раз­нообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его за­конных прав и интересов. В частности,, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким муж­чиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявительница (заявитель) по своему возрасту, состоянию здоро­вья, материальному положению осуществлять должное содер­жание и воспитание ребенка до достижения им совершенно­летия.

Именно в интересах детей п. 3 ст. 124 СК закреплено пра­вило, согласно которому усыновление братьев и сестер раз­ными лицами не допускается (так как при усыновлении пре­кращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей. На практике данное, правило при­меняется с учетом ряда обстоятельств. Так, не рекомендуется разобщать братьев (сестер), которые воспитывались в одном учреждении или проживали совместно до их устройства в вос­питательные учреждения, а также осведомленных друг о друге и о своем родстве. Разобщение детей в этих случаях может допускаться только в их интересах и в ситуациях, когда усыновителей не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновленных детей с братьями и сестрами. Возможно разъединение братьев и сестер при усыновлении, если кто-либо из них подлежит содер­жанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении, а также, в порядке исключения, в тех случаях, когда дети, со­стоящие в родстве, одновременно передаются на усыновле­ние, но в разные семьи, где они приобретают родителей и семью.

Нередко дети, имеющие одну мать (или отца), совместно не воспитывались в семье, находятся в разных детских учреж­дениях, значатся под разными фамилиями и об их родственных связях знает лишь их мать (отец), длительное время не проявляющие о них заботы. С учетом изложенных обстоятельств на практике допускается, в порядке исключения, передача детей на усыновление в разные семьи.

Аналогичные разъяснения по применению п. 3 ст. 124 СК даны в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9: "если у ребенка, которого желает усыно­вить заявитель, имеются братья и сестры, также оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усы­новить другие лица, усыновление допустимо лишь в том слу­чае, если это отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитыва­лись совместно, не могут жить и воспитываться вместе по со­стоянию здоровья)".

Не вызывает сомнения, что легче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит при усынов­лении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении личнос­ти которого возможны дополнительные сложности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении юношей, девушек четырнадцати — семнад­цати лет лицами, ранее не участвовавшими в их воспитании или содержании, не проявлявшими о них заботы и внима­ния, выяснять истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого юноши (девушки). Усыновле­ние детей такого возраста не всегда может рассматриваться как "соответствующее интересам усыновляемого", поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновите­лей, но и в будущем на усыновленных детей, достигших совершеннолетия. В результате усыновленные четырнадцати — семнадцатилетние юноши и девушки, находящиеся на воспи­тании или содержании усыновителей непродолжительное вре­мя (1—3 года), в дальнейшем будут обязаны осуществлять со­держание и уход за усыновителями и проявлять заботу о них. Усыновление подростков такого возраста может производить­ся в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их вос­питание и содержание лицами, желающими быть усыновите­лями, или наличие между ними контактов и отношений, сви­детельствующих о проявляемой заботе, взаимной привязанно­сти, желании юридически оформить ранее сложившиеся взаи­моотношения.

Тщательное выяснение обстоятельств дела при решении вопроса о допустимости усыновления подростка — залог пре­дотвращения усыновления его недобросовестными лицами в це­лях возложения на него спустя непродолжительное время обя­занностей по собственному содержанию или получения тех или иных льгот. При этом необходимо установить, с какой целью производится усыновление подростка: заменить ему родную се­мью или получить право на жилое помещение усыновленного, пенсию, пособие, наследство и т. п.

Закон не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием, из чего следует, что усыновлены могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии здоровья ребенка и о дополнительных усилиях морального и материального харак­тера, которые потребуются от них в будущем для надлежаще­го воспитания усыновленного ребенка. В ситуации, когда речь идет об усыновлении больного ребенка, необходимо выяснить наличие у усыновителей реальных возможностей не только для воспитания, но и для лечения ребенка. Это особенно важ­но, когда усыновляют ребенка, страдающего тяжелым неду­гом, требующим специального ухода, длительного лечения, создания особых условий для воспитания. В этой связи следует иметь в виду, что закон прямо не предусматривает в качестве основания для отмены усыновления состояние здоровья ребен­ка, если о его болезни кандидаты в усыновители были своев­ременно предупреждены и несмотря на это осознанно вырази­ли желание усыновить больного ребенка. В том же случае, когда после усыновления были выявлены умственная неполноценность или наследственные отклонения в состоянии здоро­вья ребенка, существенно затрудняющие либо делающие не­возможным процесс воспитания, о наличии которых усынови­тель не был предупрежден при усыновлении, суд вправе от­менить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет (ст. 57, 141 СК)[579].

Что касается информации о состоянии здоровья ребенка, то она должна содержаться в специальном медицинском зак­лючении о состоянии здоровья, физическом и умственном раз­витии ребенка, выданном экспертной медицинской комиссией, которое прилагается к представляемому в суд заключению ор­ганов опеки и попечительства о соответствии усыновления ин­тересам ребенка (п. 3 ч. 2 ст. 263 ГПК). По желанию усынови­телей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.

В СК (п. 4 ст. 124) отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами Российской Федерации и проживаю­щим на территории Российской Федерации, а также родствен­никам ребенка (независимо от их гражданства и места житель­ства) перед усыновителями — иностранными гражданами. При­оритет указанных категорий усыновителей в ранее действо­вавшем законодательстве был введен Федеральным законом от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ[580], которым в ст. 98 КоБС устанавлива­лись дополнительные условия усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами.

Согласно п. 4 ст. 124 СК усыновление детей иностранны­ми гражданами или лицами без гражданства допускается толь­ко в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федера­ции, или на усыновление родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства. Данные ограничения соответствуют ст. 21 Конвенции о правах ребенка, в которой признано, что усыновление в другой стране может рассмат­риваться в качестве альтернативного способа ухода за ребен­ком только тогда, "когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспе­чить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ре­бенка является невозможным.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживаю­щим за пределами территории РФ, не являющимся родствен­никами детей, только по истечении трех месяцев со дня по­ступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (до вве­дения в действие федерального закона о порядке формиро­вания и пользования государственным банком данных о де­тях, оставшихся без попечения родителей, со дня постановки указанных детей на централизованный учет). В этой связи све­дения о детях, которые могут быть переданы на усыновле­ние, предоставляются данной категории лиц не ранее упомя­нутого срока[581].

Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей. Как установлено п. 1 ст. 126 СК, учет де­тей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же по­рядке, что и учет детей, лишившихся родительского попече­ния. Порядок централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правитель­ства РФ от 3 августа 1996 г. № 919[582]. Централизованный учет подразделяется на первичный, региональный и федеральный и осуществляется органами опеки и попечительства, соответству­ющими органами исполнительной власти субъектов РФ и Ми­нистерством общего и профессионального образования РФ (см. об этом § 1 настоящей главы). В целях оперативного учета де­тей, подлежащих усыновлению, разработана специальная ком­пьютерная программа[583].

Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, не подлежит правовому регулированию на федеральном уровне, поскольку согласно п. 2 ст. 126 СК должен быть определен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В некоторых субъектах Российской Федерации такой порядок уже определен[584]. Как правило, учет кандидатов в усыновители осуществляется соответствующими органами управления об­разованием или созданными на их основе специализированны­ми центрами по усыновлению.

В качестве ориентира при разработке соответствующих нормативных правовых актов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации используются отдельные нор­мы о порядке учета лиц, желающих усыновить детей, изло­женные в разд. III Положения о порядке передачи детей, явля­ющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам Российс­кой Федерации и иностранным гражданам, утвержденного по­становлением Правительства РФ от 15 сентября 1995 г. № 917, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919[585]. На практике основанием для поста­новки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители, как правило, является заключение органа опеки и попечитель­ства о возможности граждан (гражданина) быть усыновителя­ми (усыновителем) с учетом ограничений, установленных ст. 127—128 СК. Такое заключение составляется по результа­там рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства (или в соответствующий орган исполнительной власти субъек­та Российской Федерации) заявления лиц, желающих усыно­вить ребенка. К этому заявлению обычно прилагаются следую­щие документы: справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке; копия финансового ли­цевого счета с места жительства; копия свидетельства о браке (если состоят в браке); медицинская справка государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка; а также иные документы[586]. Приведенный примерный перечень документов во многом совпадает со списком документов, кото­рые необходимо представлять в суд гражданам для решения вопроса об установлении усыновления конкретного ребенка (ст. 2632 ГПК). Кроме того, лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, пре­дусмотренных законодательством РФ, другой документ, удос­товеряющий личность.

Орган опеки и попечительства (или соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ) не только изучает пред­ставленные документы, но и проводит детальное обследование условий жизни заявителя и его семьи. Предварительное обследо­вание условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, направ­лено на соблюдение прав и интересов ребенка в результате пред­стоящего усыновления, что включает выявление возможных пре­пятствий к усыновлению, а также ознакомление с личностью кандидатов в усыновители. Однако при этом должны быть со­блюдены требования ст. 23 Конституции РФ о неприкосновенно­сти частной жизни, личной и семейной тайны, - тайны переписки и т. п. Акт о результатах обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, имеет важное значение как на первоначальной стадии (при решении вопроса о постановке на учет лиц в качестве кандидатов в усыновители), так и в пос­ледующем. Не случайно, что он включен законом в число до­кументов, подлежащих обязательному изучению судом при рассмотрении дела об установлении усыновления (ст. 2633 ГПК).

На основании заявления и приложенных к нему докумен­тов, а также акта обследования условий жизни лиц, желаю­щих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение об их возможности быть усыновителями.

При положительном решении вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого им выдается информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения).

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителей. Одно­временно заявителям возвращаются все документы и разъяс­няется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд.

После постановки на учет кандидаты в усыновители име­ют право: получить подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельство­вания усыновляемого ребенка при участии представителя уч­реждения, в котором находится ребенок. Они обязаны лично изучить документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт.

Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту их жительства, они могут обра­титься за получением сведений о ребенке, подлежащем усы­новлению, в орган управления образованием любого субъекта РФ или в Министерство общего и профессионального образо­вания РФ.

В некоторых случаях предварительная постановка на учет в качестве кандидата в усыновители может не потребоваться. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших род­ственников и т. д.), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом сложившихся взаимоотношений между претен­дентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению. Понятно, что в таких случаях предварительная постановка на учет просто не нужна, а ее наличие или отсутствие не может иметь какого-либо значения для последующего принятия су­дом решения об установлении усыновления.

Другое дело, когда речь идет о гражданах, которые же­лают стать усыновителями детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся для них ранее совершенно посторон­ними, и не выдвигают требований об усыновлении конкретно­го ребенка. В подобной ситуации регистрация граждан в каче­стве кандидатов в усыновители необходима, после нее и будет осуществляться подбор ребенка для усыновления.

Имеет некоторые особенности учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являю­щихся гражданами Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 126 СК учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (то есть Министерством общего и спе­циального образования Российской Федерации). Соответствую­щий орган исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации не только ведет учет иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся в этот орган и изъявивших жела­ние усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, но и предоставляет им информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основа­ния для их усыновления иностранными гражданами или лица­ми без гражданства. Так, в Москве учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей — граж­дан РФ, ведется Комитетом образования[587].

Кроме того, орган исполнительной власти субъекта РФ в 10-дневный срок с момента подачи иностранными гражданами или лицами без гражданства заявления о желании усыновить конк­ретного ребенка должен обратиться в Министерство общего и профессионального образования РФ с письменным запросом о подтверждении того, что ребенок находится на централизован­ном учете. В запросе обязательно указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка, фамилия, имя кандидатов в усыновители, страна их проживания, а также наименование и адрес компетентной организации, подготовившей заключение на кандидатов в усыновители и взявшей на себя обязательство осу­ществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновля­емого ребенка. В свою очередь, Министерство общего и профес­сионального образования РФ в 10-дневный срок с момента полу­чения запроса письменно подтверждает наличие сведений в фе­деральном банке данных о детях, оставшихся без попечения ро­дителей, об усыновляемом ребенке и сообщает о том, что в уста­новленные законодательством РФ сроки не представилась воз­можность его передачи на воспитание в семью граждан РФ[588]. В последующем перечисленные выше документы подлежат обязатель­ному рассмотрению в суде при решении вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами (ст..125 СК; 2633 ГПК).

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, жела­ющих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, ведется и Министерством общего и профессиональ­ного образования РФ, если они обратились непосредственно в указанное министерство.

Если усыновление производится иностранными граждана­ми или лицами без гражданства — родственниками ребенка или супругом его родителя (отчимом, мачехой), то постановка на учет в качестве кандидата в усыновители не требуется.

Лица, имеющие право быть усыновителями. К лицам, выразившим желание стать усыновителями и подавшим заяв­ление в орган опеки и попечительства или в орган исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации о постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители, законом предъявляются определенные требования. Их соблюдение яв­ляется гарантией обеспечения права несовершеннолетних де­тей, передаваемых на усыновление, а поэтому обязательно, причем даже в случаях, когда предварительная постановка лица на учет в качестве кандидата в усыновители не требуется. Со­ответствие личности усыновителя требованиям закона прове­ряется и судом при решении дела об усыновлении ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 127 СК усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Несовершеннолетние граж­дане не могут быть усыновителями, даже в случае приобре­тения ими полной дееспособности (ст. 21, 27 ГК), поскольку п. 1 ст. 127 СК установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем[589].

Помимо этого усыновители должны быть в состоянии надлежащим образом выполнять родительские обязанности, что может быть выяснено как при постановке их на учет в качестве кандидатов в усыновители (ст. 126 СК), так и непос­редственно в суде. Данное требование обусловлено тем, что усыновление производится в интересах ребенка, а потому пред­полагаемый усыновитель (усыновители) по своим личным ка­чествам и условиям жизни должен обладать соответствующи­ми возможностями по обеспечению воспитания и всестороннего развития ребенка. В связи с этим закон (ст. 127 СК) устанав­ливает запрет для отдельных категорий граждан быть усы­новителями. Из числа будущих усыновителей исключены лица, в возможности которых обеспечить надлежащее воспитание детей имеются по соответствующим причинам серьезные и веские сомнения: По сравнению с прежним законодательством (ст. 99 КоБС) перечень лиц, которые не могут стать усынови­телями, значительно расширен. К ним отнесены: а) лица, при­знанные судом недееспособными или ограниченно дееспособ­ными; б) супруги, один из которых признан судом недееспо­собным или ограниченно дееспособным; в) лица, ранее диск­редитировавшие себя как воспитатели, а именно: лица, от­страненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадле­жащее выполнение возложенных на них законом обязаннос­тей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; г) лица, лишенные судом родительских прав, или лица, ограниченные судом в родительских правах; д) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять роди­тельские права. Данное ограничение не связано с виновным поведением кандидата в усыновители, а носит объективно обус­ловленный характер. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542[590] и включает следующие заболевания: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспан­серного учета; заболевания внутренних органов, нервной сис­темы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализа­ций; наркомания, токсикомания, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II груп­пы, исключающие трудоспособность.

В целях выявления возможного наличия указанных заболе­ваний кандидатами в усыновители представляется медицинское заключение о состоянии здоровья (как при постановке на учет в качестве кандидата в усыновители, так и при обращении в суд с заявлением об установлении усыновления), которое позволяет сделать вывод об отсутствии у них противопоказаний для выполнения обязанностей по воспитанию ребенка. Порядок меди­цинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, определен Министерством здравоохранения РФ[591]. Медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя дол­жно представляться им и в суд вместе с другими документа­ми, необходимыми для усыновления (п. 4 ч. 2 ст. 2632 ГПК).

Федеральным законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О вне­сении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" для усиления гарантий соблюдения законных прав и интересов усыновляемых детей к лицам, которые не могут быть усыновителями, отнесены также: а) лица, которые на мо­мент установления усыновления не имеют дохода, обеспечива­ющего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого прожива­ют усыновители (усыновитель). Под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, то есть минимального набора продуктов питания, непродоволь­ственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоро­вья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы[592]; б) лица, не имеющие посто­янного места жительства, а также жилого помещения, отве­чающего установленным санитарным и техническим требованиям. Пригодность жилого помещения (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома на праве собственности или на праве найма) для проживания определяется в порядке, пре­дусмотренном жилищным законодательством; в) лица, имею­щие на момент установления усыновления судимость за умыш­ленное преступление против жизни или здоровья граждан. В рос­сийском уголовном праве судимость — юридическое последствие осуждения за преступления, один из элементов уголовной от­ветственности[593]. Лицо, отбывающее наказание, считается суди­мым в течение определенного законом срока (в зависимости от тяжести совершенного преступления) или со дня отбытия ос­новного и дополнительного наказания до снятия судимости (ст. 86 УК).

Date: 2015-12-12; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию