Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Агрессивные дети. 4. 1. Что такое агрессивность.





4.1. Что такое агрессивность?

Слово "агрессия" произошло от латинского "aggressio", что означает "нападение", "приступ". В русский язык сначала попало прилагательное "агрессивный", которое впервые встречается в работах Чернышевского, затем пришло существительно "агрессия". Оно появилось в словарях в начале нашего столетия. И последним из этой группы терминов вошло в употребление слово "агрессор", которое означает "зачинщик, тот, кто нападает".

Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину: "Агрессия" — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам, правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)

Каковы же причины появления агрессии у детей? Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Огромную роль играетвоспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества. как тревожность,подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наооборот, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, там эти качества у детей не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия — либо снисходительность, либо строгость. Так вот, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком "мягких" родителей и чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, вопреки их ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, воспитывая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Если родители не обращают внимания на агрессивные вспышки своего ребенка и такое поведение каждый раз остается ими "не замеченным", то ребенок начинает понимать, что он ведет себя дозволенным образом, и его единичные сильные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

И только родителям, которые умеют находить разумный компромисс, удается научить своих детей справляться с агрессией. Эти данные приведены в книге Фурманова "Агрессивность".

4.2 Портрет агрессивного ребенка.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом становится "грозой" всего детского коллектива и источником огорчений воспитателей и, конечно же, родителей. Этого ребенка, ершистого, драчливого, грубого очень трудно "принять" таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, тоже нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия — это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребенка чувство, что его не любят. "Как стать любимым и нужным" — вот главная и неразрешимая проблема, стоящая перед человеком, которому зачастую всего 4-6 лет. Ребенок ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать не знает.

Вот так описывает Кряжева И.Л. поведение этих детей: агрессивный ребенок, используя любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать..., стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он "не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку". Нам, родителям и воспитателям, не всегда понятно чего добивается ребенок и почему он это делает, если заранее знает, что со стороны детей он может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. А ведь в действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое "место под солнцем." Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире.

Наблюдая за такими детьми, воспитатель может заметить, что они очень часто подозрительны и настороженны, любят сваливать вину на других. Например, играя во время прогулки в песочнице, двое детей подготовительной группы подрались. Рома Б. ударил Сашу К. совком. На вопрос воспитателя, почему он это сделал. Рома искренне ответил: "У Саши в руках была лопата, и я очень боялся, что он ударит меня". По словам воспитателя, Саша К. не проявлял никаких намерений обидеть или ударить Рому, но Рома воспринял ситуацию именно как угрожающую.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств, в основном, преобладают мрачные тона, аколичество реакций на даже стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Крометого, агрессивный ребенок имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это умение чувствовать состояния другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

4.3 Диагностика агрессивного ребенка.

Выявляя агрессивных детей в группе, мы должны помнить, что главная наша задача — не постановка точного диагноза и тем более не навешивание ярлыка, а прежде всего — оказание посильной своевременной помощи нуждающемуся в ней ребенку. Американские специалисты разработали систему определения агрессивности по следующим критериям.

1. Ребенок часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила и просьбы.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках и поведении.

6. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

7. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

8. Часто завистлив, мстителен.

Однако для того, чтобы предположить, что ребенок является агрессивным, необходимо, чтобы в течение не менее 6 месяцев он проявлял хотя бы 4 из 8 критериев.

А в том случае, если большое количество перечисленных критериев все же проявляется в поведении ребенка, воспитатель должен знать: этому ребенку необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Кроме того, мы приводим эти критерии для того, чтобы педагог смог выработать свою стратегию поведения с таким ребенком и помог адаптироваться ему в детском коллективе.

4.4 Помощь агрессивному ребенку.

Задача взрослого-воспитателя и родителей — научить агрессивных детей оценивать свою агрессивность, брать ответственность на себя (а не обвинять в неудачах окружающих), а также показать различные способы выхода из конфликтных ситуаций, дать возможность посмотреть на себя глазами других детей. Отрабатывать эти навыки мы рекомендуем через ролевую игру, через тренировку поведения.

Агрессивный ребенок зачастую не знает других способов выражения своих отрицательных эмоций, кроме гнева. Для того, чтобы он не стал своеобразной "копилкой гнева", необходимо научить его выражать этот гнев сразу, но в приемлемой форме: прямо просить то, чего хочет ребенок. Например, он может просто попросить конфету у родителей, а не пользоваться хитроумными приемами, чтобы вытянуть ее у них: "Если я завяжу шнурки сам, ты дашь мне конфету" или "Если ты не дашь мне конфету, я не буду завязывать шнурки". В свою очередь подобная манипуляция часто выводит нас, взрослых, из состояния равновесия, порождая снова и снова взаимную агрессию.

Также следует учить ребенка говорить о том, что ему нравится ли не нравится. Например, если ребенок стесняется нарочито ласкового обращения к нему мамы или бабушки, он может прямо оказать, что ему не нравится подобное обращение.

Параллельно с этой работой необходимо учить ребенка управлять своим гневом и сдерживать его в тех ситуациях, когда это крайне необходимо. А если взрослый уже замечает первые предвестники надвигающейся бури, он должен мгновенно направить поток бурной энергии в другое русло, включить ребенка в игру, в которой он сможет "выпустить пар": бить, ломать, кидать, не причиняя при этом вреда себе и другим. Для этого мы рекомендуем воспитателям и родителям в арсенале игр и игрушек иметь такие необходимые атрибуты, как ударные музыкальные инструменты, свисток, пластмассовые цепи из отдельных звеньев, наручники, резиновые молотки, боксерские груши и т.д., при помощи которых мы можем справиться с отдельными вспышки гнева.

Технология программы "Сообщество" построена таким образом, что в организации пространства и форм взаимодействия взрослого и ребенка заложено все необходимое для работы с разными категориями детей.

Прежде всего, огромную помощь воспитателю может оказать организация группового сбора. Здесь каждый ребенок может открыто выразить свои мысли и чувства И воспитатель должен использовать эту замечательную возможность.

Если в группе есть агрессивные дети, то воспитанию чувств можно посвятить несколько групповых сборов. На чувстве гнева следует заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним. Дети могут описать словами те чувства и ощущения, которые владеют ими в момент проявления агрессивности. Младшим детям воспитатели могут задавать такие простые вопросы: "Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?", "Какое оно в этот момент?", "Что делают и чувствуют твои руки, спина"?, "Какого цвета твоя злость?".

Чаще всего дети описывают свое агрессивное состояние так: у меня горят щеки, болит или колет в животе, пальцы находятся постоянном движении, что-то рвут и что-то мнут, горячо в груди, не хватает воздуха..." В результате такой работы ребенок научается понимать самого себя, свои чувства и эмоции.

Следующей формой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок сможет поставить себя на место других оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла драка, во время группового сбора можно разобрать эту ситуацию, пригласив в гости, скажем, Котенка и Тигренка или любых известных детям сказочных героев. На глазах у ребят гости от своего лица разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла недавно в группе, а затем просят детей помирить их. Или, сидя в кругу, с удовольствием предлагают варианты выхода о конфликта и сами учатся друг у друга вести себя в подобных ситуациях. Общее обсуждение проблемы способствует сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Даже сам большой ковер, на котором и проходит групповой сбор, может служить удобным местом для работы с агрессивными детьми. Для снятия излишнего напряжения и обучения навыкам управления своим телом здесь можно выполнять упражнения на релаксацию, о которых будет написано ниже.

В центре изодеятельности можно дать детям, например, такие задания: нарисуй себя:

- когда ты счастлив,

- когда ты злишься (нарисуй свою злость или где она прячется.

А если в процессе рисования воспитатель по желанию ребенка подписывает все, что он рисует, эффект от работы удвоится. Кроме того, можно заранее подготовить и оставить на мольберте листы, на которых изображены фигурки детей с непрорисованными деталями лица. Воспитатель может попросить ребенка изобразить на лице этой фигурки то чувство, которое допытывает в этот момент или сам ребенок или предполагаемый противник. Причем, ребенок должен не только нарисовать но и назвать это чувство.

Возможна работа воспитателя с использованием цветного теста (которое можно мять в руках и бросать на мольберт), рисование пальцами, ладошками, ступнями ног.

Работа с глиной также способствует снятию агрессивных состояний. Как правило, ребенок знает сам, что ему делать: лепить или мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные глиняные фигурки. Все это пойдет ему на пользу и поможет избавиться от излишнего напряжения.

Центр "Песок и вода" — это просто находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными. Из песка можно строить замки и крепости, а затем бомбить их, выплескивая отрицательные эмоции, можно закапывать мелкие игрушки и представлять, что это конкретные обидчики. Некоторые воспитатели могут препятствовать такому выражению агрессивности, направленному на определенную личность. Как знать, может быть это и есть самый безобидный способ "отмщения смертельному врагу". Реализовав свой гнев во время игры, у ребенка вряд ли возникнет желание проигрывать это еще раз в реальной жизни.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг и каждый воспитатель, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессивности и излишнего напряжения детей. Хотелось бы поделиться играми, которые придумали сами дети:

1) Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2) Сдувать из дудочки кораблик.

3) Сначала топить, а затем наблюдать как "выпрыгивает" из воды легкая пластмассовая фигурка.

4) Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня наполненные водой).

Центр "Блоки" тоже может оказать неоценимую помощь воспитателю, здесь можно строить крепости из мягких блоков и рушить их кулаками или резиновыми молотками, можно поиграть в боксеров, используя вместо боксерской груши мягкий кубик, можно построить "стадион" и бегать или прыгать в длину.

В центре "Литература" можно предложить детям организовать театр, попросив их обыграть определенную ситуацию, например, такую: "Как Мальвина поссорилась с Буратино".

Во время прогулки воспитатель может позволить детям играть в умные игры, не ограничивая их двигательной активности.

 

4.5 Работа с родителями агрессивного ребенка.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям и вместе с ними выработать стратегию воспитания ребенка, либо тактично порекомендовать родителям обратиться за помощью к психологам.

 

Таблица.

Стили воспитанияродителей

(в ответ на агрессивные действия ребенка).

 

Стратегия воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребенка Почему ребенок так поступает
Резкое подавление агрессивного поведения ребенка "Прекрати!", "Не смей так говорить". Родители наказывают ребенка. Агрессивный. (ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения
Игнорирование агрессивных вспышек ребенка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал. Агрессивный. (ребенок продолжает действовать агрессивно) Ребенок думает, что делает все правильно и агрессивные формы поведения закрепляются и перерастают в черту характера.
Родители дают возможностьребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношении к другим. Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая в снимет его гнев. Родители объясняют ребенку как надо вести себя в определенных ситуациях. Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом. Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.

 

Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях мы рекомендуем использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Примером такой информации может служить приведенная таблица.

Подобная таблица и другая наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями или психологом ДОУ.

Очень полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р.Кэмпбелла "Как справляться с гневом ребенка", советуем прочитать эту книгу.

Доктор Кэмпбелл советует родителям прежде всего научить своих детей рационально мыслить. Он считает, что это поможет им развить умение обращаться со своим гневом.

Для этого родители должны читать вместе с детьми книги и обсуждать прочитанное, поправлять ребенка в ситуациях, когда он начинает несправедливо обвинять героев книги. Очень важно у'чить ребенка вставать на позицию другого человека или сказочного персонажа, развивать у него чувство эмпатии и симпатии. Так, например, читая известную всем сказку о колобке, можно спросить у детей: "А как вы думаете, что чувствовали дед и баба, когда колобок от них убежал, что почувствовал колобок, когда встретил лису?".

Общаясь с ребенком, следует говорить не только о том, что ребенку нравится и получается у него, но и о его трудностях и неудачах. Каждый раз можно и нужно помогать ребенку вырабатывать стратегию поведения в таких неприятных ситуациях инаходить причины их возникновения.

Воспитывая ребенка, следует помнить об огромной силе примера. Дети всегда смотрят на нас и сознательно или неосознанно копируют то, что делаем мы, взрослые. Для того, чтобы научить ребенка не сваливать всю вину на других, Кэмпбелл рекомендует родителям свои обращения к ребенку начинать не с местоимения "ты" и обвинения (Ты почему не убрал игрушки?, Ты надоел мне своим нытьем и т.д.), а с местоимения "Я" и описания собственных чувств: "Я расстраиваюсь, когда вижу как разбросаны твои игрушки". Таким образом, мы сами разговаривая в более мягких тонах, научим и его прямо выражать свои мысли и чувства. А для того, чтобы овладеть такой формой общения, мы рекомендуем родителям некоторые игры, которые начинаются со слова "Я" ("Я вижу стол", "Я слышу лай, "А я умею... ").

4.6 Психокоррекция агрессивнного ребенка.

Агрессивные дети, как и все дети на свете, любят и хотят играть. Играя с ними, надо помнить: для того, чтобы снизить их агрессивность, следует подбирать игры, которые:

1. научат их выражать свой гнев приемлемым способом;

2. будут способствовать развитию саморегуляции.

Описания многих из этих и других подобных игр вы может* найти на страницах книг* указанных нами в конце главы.

1. Игра "ОБЗЫВАЛКИ"

ЦЕЛЬ: эта игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не только дла агрессивных, но и для обидчивых детей. Кроме того, игра может помочь воспитателю провести занятие по классификации.

СОДЕРЖАНИЕ: Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели.) Каждое обращение должно начинаться со слов: А ты...морковка."

В заключительном круге обязательно следует сказать своем соседу что-нибудь приятное, например: "А ты.. сопнышко".

ПРИМЕЧАНИЕ: Игра будет полезна, если проводить ее быстром темпе, а перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

2. Игра "ДВА БАРАНА"

ЦЕЛЬ: Игра предоставляет ребенку "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное апряжение. Воспитатель при помощи этой игры направляет энергию детей в нужное ему русло.

СОДЕРЖАНИЕ: Воспитатель говорит: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, они упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Б-е-е".

ПРИМЕЧАНИЕ: Воспитатель должен следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

3. Игра "КАМУШЕК В БОТИНКЕ"

ЦЕЛЬ: Игра дает детям возможность сообщить о своих трудностях, как только те возникают, в нее полезно играть, когда кто-либо из детей обижен, сердит или никак не может сосредоточиться на выполнении задания.

СОДЕРЖАНИЕ: Играющие сидят в кругу. Ведущий предлагает им рассказать, что происходит, когда к кому-то в ботинок попадает камушек. Возможно, сначала этот камушек не очень мешает. Может, даже случается так, что вы забываете о нем и ложитесь спать, а утром обуваете ботинок, забыв вынуть камень. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка или мозоль, и маленькая проблемка становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога останется целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете: "У меня камушек в ботинке.", то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: "У меня нет камушка в ботинке" или "У меня есть камушек ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что вас еще удручает.

ПРИМЕЧАНИЕ: Время от времени имеет смысл повторять эту игру в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказать о своих проблемах и заботах. Полезно обсудить отдельные "камушки", которые будут называть в группе.

4. Игра "ТОЛКАЛКИ"

ЦЕЛЬ: С помощью этой игры дети могут научиться канализировать свою агрессию через игру и позитивные движения, соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело, а кроме того, следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.

СОДЕРЖАНИЕ: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По сигналу ведущего начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.

ПРИМЕЧАНИЕ: Время от времени можно вводить новые варианты игры. Например, дети могут толкаться, скрестив руки крест-накрест: левой рукой толкать левую руку партнера, а правой — правую. Дети могут толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия.

5. Игра "ЖУЖА"

ЦЕЛЬ: Игра учит агрессивных детей быть менее обидчивыми, а также дает возможность посмотреть на себя глазами окружающих, "побыть в шкуре" того, кого они обычно обижают не задумываясь.

СОДЕРЖАНИЕ: "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь задеть их полотенцем по спинам.

ПРИМЕЧАНИЕ: Воспитатель должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.

6. Игра "ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ"

ЦЕЛЬ: Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

СОДЕРЖАНИЕ: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка — здороваемся плечиками, 3 хлопка — здороваемся спинками.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

7. Игра "РУБКА ДРОВ"

ЦЕЛЬ: Эта игра помогает развлечься при всеобщей апатии в группе и переключиться на активную деятельность после долгой, сидячей работы. Дети смогут прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание. Для игры не потребуется много места.

СОДЕРЖАНИЕ: Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор? В каком положении должны находиться руки, ноги?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного места. Представьте, что вам надо нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: "Ха". Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет, сколько чурок он перерубил.

ПРИМЕЧАНИЕ: Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, "ударять" по самой чурке по очереди.

8. Игра "ДА И НЕТ"

ЦЕЛЬ: Эта игра, как и предыдущая, направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос.

СОДЕРЖАНИЕ: Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово "да", а кто — "нет". Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например колокольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

ПРИМЕЧАНИЕ: Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.

9. Игра "ТУХ-ТИБИ-ДУХ"

ЦЕЛЬ: Эта игра — еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должн произносить слово "тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

СОДЕРЖАНИЕ: Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить остановитесь напротив одного из детей и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово "Тух-тиби-дух!" После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы волшебное слово действительно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

10. Игра "КОРОЛЬ"

ЦЕЛЬ: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь "потерять лицо".

СОДЕРЖАНИЕ: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

В этой игре вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и т д.

ПРИМЕЧАНИЕ: Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу надо сказать детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, на групповом сборе обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем.

11.Игра "ВОРВИСЬ В КРУГ"

ЦЕЛЬ: Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ: Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру?

Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками, один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться прорваться в него и остаться в нем. Будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль.

ПРИМЕЧАНИЕ: Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пропустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит и продолжает игру.

12.Игра "ПОДУШЕЧНЫЕ БОИ"

ЦЕЛЬ: Игра помогает детям прямо "здесь и сейчас'' непосредственно за событием, вызвавшим агрессию, выплеснуть гнев, а не подавлять его и не загонять вглубь.

СОДЕРЖАНИЕ: Играющие кидают друг в друга маленькие подушки, издавая победные крики, колотят друг друга ими, стараясь попадать по разным частям тела. Сюжетом игры может быть "Сражение двух племен." или "Вот тебе за."

ПРИМЕЧАНИЕ: Игру начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессии.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Генри Парено. "Агрессия наших детей".

2. Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей.

3. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать".

4. РБэрон, Д.Ричардсон "Агрессия".

 

Date: 2015-12-13; view: 280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию