Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схемы сезона





Выбор схемы сезона - дело персональное, но определенный подход к этому делу должен быть обязательно. В зависимости от количества команд схемы могут быть разными. Чем больше команд играет, тем лояльнее должна быть схема сезона, и наоборот: чем меньше команд - тем схема жестче. Хотя, никто не мешает вам изменять схему по ходу дела. Количество команд и вытекающую из него схему сезона желательно определять в зависимости от двух показателей. Во-первых - от цели вашей Лиги. Об этом мы уже говорили: просто играть - играют все (ура!), играть по-взрослому - ближе к Большому КВНу, то есть играют не все (увы!). Во-вторых, схема сезона зависит от общего уровня команд и частных перепадов этого уровня. Здесь остановимся чуть подробнее.
Если перепад уровней играющих команд существенен, схему надо делать более жесткой, то есть слабым командам дается шанс только на первом этапе сезона (первом круге). Прошли - молодцы! Значит, уровень игры по сравнению с фестивальным выступлением вырос, и команда готова играть дальше. Не прошли - «курим бамбук» и учимся дальше. Кроме всего прочего рекомендуем организаторам равномерно распределять команды по игровым подгруппам, иначе в финале вашей Лиги могут встретиться изначальные аутсайдеры сезона, да и сезон будет протекать вяло. В общем-то, понятно, что глупо сводить в первой игре, например, 6 лидеров сезона, а во второй - 6 аутсайдеров. Получится ситуация «Здравствуй, слабый! До свидания, сильный!» И потом, если слабый считает себя сильным, он должен это доказать, встретившись с действительно сильным соперником.
Далее в качестве наглядных пособий приводим примеры схем сезонов Высшей Лиги КВН. Каждая из этих схем была продиктована конкретной ситуацией, сложившейся в данном сезоне и была обусловлена либо количеством играющих команд, либо их качественным уровнем, либо общей идеей сезона. Выбирайте схему, наиболее приемлемую для вашего конкретного случая. Причем вовсе не обязательно использовать ее полностью, достаточно какую либо из схем просто взять за основу, внеся свои изменения. Итак, щелкайте мышкой по схемам, укрупняйте и смотрите!
Схема сезонов КВН 1986-88 гг.
Количество команд - 6.
Количество этапов - 3 + утешительная игра.

Присутствие в этой схеме утешительной игры было обусловлено тем, что КВН только возродился и судить об уровне играющих команд тогда было рано. Поэтому командам, занявшим 2-е места на этапе 1 финала, была предоставлена возможность проявить себя еще раз. Этой возможностью в сезоне 86-87 годов успешно воспользовалась команда КВН МХТИ, которая в итоге дошла до финала сезона. В сезоне 87-88 годов схема была скорректирована из-за ничьей в одном из полуфиналов, в результате чего звание Чемпионов разыгрывали не две, а три команды.
Схема сезона КВН 1989 года.
Количество команд - 10.
Количество этапов - 3.

Идея большой четвертьфинальной игры, включившей в себя сразу 10 команд, появилась в связи с мощным по тем временам притоком новых команд - 9 команд из 10. Отсюда и лояльное развитие событий: 6 команд прошли в полуфинальный круг. А далее трем командам было предложено померяться силой в финале сезона.
Схема сезона КВН 1990 года.
Количество команд - 8.
Количество этапов - 3.

В этом году была практически повторена схема первых двух сезонов, за исключением отсутствия утешительной игры, так как команд было не 6, а 8.

Схема сезона КВН 1992 года.
Количество команд - 12.
Количество этапов - 3.
1992-й год также повторил предыдущую схему, но в каждой подгруппе первого круга играло уже не по 2, а по 3 команды.

Схема сезона КВН 1993 года.
Количество команд - 6.
Количество этапов - 3.

Избранная на этот раз схема была обусловлена, прежде всего, общей идеей сезона, который получил название "Битва титанов". Команд такого уровня на то время действительно было немного, поэтому четвертьфинальный круг поместился в двух играх. Правда, коллизии этого памятного сезона еще не раз приносили сюрпризы Клубу: отказ от второй игры со стороны команды ОГУ, ничья в полуфинале между "Девушками из джаза" и "Парнями из Баку" и, как следствие - тройной полуфинал.

Схема сезонов КВН 1994-97 гг.
Количество команд - 12.
Количество этапов - 4.

Эта схема выдержала подряд 4 сезона, поэтому ее по праву можно считать наиболее оптимальной, хотя схемы меняются, как и вся наша жизнь.

Схема сезона КВН 1998 года.
Количество команд - 15.
Количество этапов - 3 + утешительная игра.

Небывалый наплыв новых команд на Сочинские Фестивали заставил остановиться организаторов на схеме, предусматривающей участие 15 команд. 15 команд - на сегодняшний день это рекорд Международного Клуба Веселых и Находчивых. Правда, теперь игры начинаются с 1/8 финала, из каждой игры которого дальше проходят по две команды. А роль утешительной игры может сыграть решение жюри и зрительское голосование по дополнительному выходу команд в четвертьфинал. В последние годы схема выглядела так:

Но и это не догма. В полуфинал КВН-2003 вышли 5 команд и тогда было принято весьма оригинальное решение - провести один полуфинал, но в две игры. То есть все пять команд участвовали в двух играх, сыграв в общей сложности 7(!) конкурсов. Это был настоящий МАРАФОН! Победители определились по сумме за два дня. А Президент перед второй игрой объявил о том, что после второй игры в финал пройдут 3 команды. В общем, включайте фантазию, господа!
Первый сезон Премьер-Лиги побил количественный рекорд Вышки, собрав на этапе 1/8 финала 20 команд. Часть команд присоединялась к играм по ходу дела, слив 1/8 Вышки. Схема выглядела так же, как и в Вышке, но игр 1/8 финала было 4, и в каждой участвовало по 5 команд. Из 20-ти в ¼-ю прошло 12 команд. В полуфиналах встретились 8 команд (по 4 в игре). А в финал было решено взять 4(!) команды! Новая Лига - новая схема!
Что касается схем сезонов Первой Лиги КВН Воронежского этапа, тот их внешний вид определялся тем, что Воронежская сцена считалась не столько местом соревнований, сколько учебы, школы молодого КВН. Поэтому 10 команд в полуфинале и "тройник" в финале - там было обычным делом. Что до Казанского этапа Первой Лиги, то тут схема сезона обусловлена графиком телевизионных съемок, так как игры в Казани выходят в эфир на ГТРК «Татарстан». Однако, будучи приближенной к схеме Высшей Лиги, Казанская схема, как и Воронежская, предполагает некоторые коррективы количества команд, проходящих в следующий круг. Но это, опять же, по ходу дела.
Еще один положительный момент, опробованный в Центральных и Межрегиональных Лигах - проведение игр одного круга по схеме «N игр в N дней». То есть все команды одного круга заезжают практически одновременно, играя игру своей подгруппы в определенный день. В остальные же дни команды имеют возможность наблюдать за игрой своих потенциальных соперников. При этом происходит невольный обмен опытом, да и дружба КВНовская в таких условиях крепчает гораздо быстрее. А это тоже важно. Конечно, существуют и другие схемы сезонов, но это уже - инициативы на местах.

Сценарий игры.
Повторим, что уровень игры в большей степени зависит от уровня играющих команд, но, зрителю, как правило, этого бывает мало и он (зритель) прав! Зритель вообще всегда прав. Поэтому многое в организации сезона зависит еще и от самого проведения игр, от идеи, заложенной в сценарии этого действа. Хороший сезон должен быть продуман с самого начала: от идеи самого сезона до идеи каждой отдельно взятой игры, не говоря уже о конкурсах.
Идея сезона.
Речь идет о посвящении сезона какой-либо теме. И тема эта должна быть как можно более объемной, дающей возможность в своих рамках сделать весь пакет игр максимально разнообразным. Широта темы дает командам творческий простор, как в отдельной игре, так и на протяжении всего сезона. Но, наверное, не стоит посвящать целый сезон, к примеру, медицине. Это тема всего одной игры. Что касается темы сезона, то желательно, чтобы она в своей формулировке содержала некое "условно безграничное понятие", дающее возможность КВНовской фантазии гибко отображать ее в теме каждой игры. В качестве примера можно привести телевизионный «Сезон Муз». Логичность выбора очевидна. Понятие «Муза» издревле является символом сразу нескольких направлений: тут вам и мифология, и история, и покровительство, и поклонение, и определенная сфера человеческой жизнедеятельности. Такой спектр для КВНщиков - настоящий Клондайк! Плюс ко всему - возможность парадоксальных пересечений времени, наложений друг на друга древности и современности и многое, многое другое.
Но если подходить к этой теме формально, то тему каждой игры этого сезона надо было бы посвятить конкретно одной из муз древнегреческого пантеона, а таковых в нем насчитывалось девять. Для дальнейшей наглядности вспомним их поименно: Эвтерпа - муза лирической поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев, Эрато - любовной поэзии, Полигимния - гимнов, Урания - астрономии, Каллиопа - эпической поэзии. С КВНовской точки зрения некоторых муз надо было бы объединить. Ну, Эвтерпу, Эрато, Полигамнию и Каллиопу - сам Зевс велел, так как все они отвечают за различные виды поэзии. Талия и Мельпомена вступили бы в союз по принципу "Театра драмы и комедии". Таким образом, у нас осталось бы 5 тем для игр, а надо 7. Вот тут то, причем абсолютно по честному, в бой вступила та самая КВНовская фантазия, о которой мы говорили. И действительно, кто сказал, что КВНщики не имеют права придумать своих покровительниц? В результате на свет в виде тем отдельных игр появились: музы шахмат, бизнеса, кино, телевидения, и даже "Муза КВН" в финале. И каждая из этих муз при единой теме сезона, не нарушая его общей органики, довольно дифференцированно определила тему соответственно каждой игры: шахматы (спорт), бизнес (работа), кино ("важнейшее из искусств"), телевидение (дом родной) и собственно «КВН». Так что "творите, выдумывайте, пробуйте!".
Идея игры.
Общая тема игры должна быть наиболее, хотя и по-КВНовски условно, связана с идеей сезона, чего в полной мере не скажешь о темах конкурсов внутри этой самой игры. Игра - это тот же самый сезон в миниатюре. Внутри игры действуют те же принципы дифференцированного подхода к общей теме, дающие возможность командам не идти по узкому коридору темы, а по возможности гулять в чистом поле. Название игры, задающее тему, может носить, как общий характер, так и идиомный (общеизвестный). К примеру, в том же «Сезоне Муз» игры назывались просто: «Муза Бизнеса», «Муза телевидения» и т.д. А в 1998 году в «Сезоне Проблем» темы игр формулировались ближе к афоризмам: «Цыплят по осени считают» - игра по проблемам сельского хозяйства. Идея игры может также носить мемориальный характер и быть приурочена к какому-либо событию. А если это событие еще и находится в створе самой идеи сезона - тут, как говорится, попадание в десятку. В «Сезоне Муз» один из полуфиналов назывался «Муза Кино». Именно в этом (1995-м) году праздновалось 100-летие знаменитого изобретения братьев Люмьер. Так что иногда заглядывайте в календарь, а то вдруг что интересное пропустите.

Темы конкурсов.
Кроме всего прочего идея игры должна предполагать некую хронологичность развития событий от конкурса к конкурсу. Здесь предполагается не только хронология во времени. К примеру, можно от конкурса к конкурсу повышать степень актуальности общей темы игры. Речь может идти и о затрагивании разных сторон выбранной темы. Может также работать схема «от простого к сложному». Наиболее распространенный вариант предусматривает смешение всех перечисленных принципов с легким превалированием одного из них.
Важно также не промахнуться в выборе названий тем каждого конкурса. Здесь уже не место произвольным формулировкам, здесь - территория идиом. Короткая общеизвестная фраза-афоризм - лучше названия не придумаешь. И этой фразой могут быть: народная мудрость, афоризм классика, общеизвестная фраза, пришедшая к нам из средств массовой информации. В конце концов, это может быть и просто слово, не нуждающееся ни в каких комментариях. Причем желательно, чтобы выбранное название каждого конкурса в той, или иной степени, соответствовало форме и ожидаемому содержанию этого конкурса. Приведем несколько примеров.
Примером хронологичности развития событий может служить полуфинал 1998 года, посвященный сельскому хозяйству. Итак, тема игры - «Цыплят по осени считают». Сама эта народная мудрость, естественно, имеет отношение не только к сельскому хозяйству, но лексически выстроена ближе именно к этой теме.
Приветствие - «Ни свет, ни заря!» Здесь мы имеем и хронологический старт во времени, и непосредственное отношение темы приветствия к идее игры, ведь раннее утро - это начало рабочего дня, а когда начинают свой рабочий день труженики села - мы все знаем с детства, равно, как и то, что КВН начинается с приветствия.
Разминка - «Вести с полей». Относительно темы игры - известное всем название сельскохозяйственной рубрики в прессе, на телевидении и радио. Относительно временной хронологии - логика не нарушена, ведь сначала идет действие, затем - сообщение. В данном случае стартовая связка «приветствие - разминка» этой логике отвечают полностью. Относительно присвоения этого названия именно разминке тоже все в порядке: одной из форм этого конкурса являются новости (те же вести).
Музыкальный конкурс - «Играй, гармонь!» Тут уже сразу срабатывают почти все принципы. Во-первых, название явно музыкальное, что соответствует жанру конкурса. Во-вторых, название говорит уже не о трудовом, или информативном процессе, а об отдыхе, причем ближе к деревенскому (гармонь!). Это уже - разносторонность раскрытия темы игры. В-третьих, хронология соблюдена, так как за работой всегда следует отдых. В-четвертых, налицо возрастание степени актуальности. Конечно, здесь речь идет не о жизненной актуальности, а об актуальности восприятия. Понятно, что работа - важнее всего, но говорить об отдыхе, согласитесь, намного приятнее. И, наконец, в пятых, название - общеизвестное.
Конкурс капитанов - «Первый парень на деревне». Здесь тоже все логично. О соответствии теме игры и известности названия даже говорить не будем. Соответствие конкурсу: капитан - один, первый парень на деревне, как правило, тоже один. Капитан - лидер, любимец публики, первый парень - та же беда. К тому же в суть конкурса органично вписывается вечный конфликт, на который обречены наши герои. И капитаны на сцене КВН, и первые парни на деревне обязаны доказать друг другу: кто из них круче? Соответствие хронологии: близкое, поскольку первые парни, как правило, ранним утром по деревне не шастают. Они появляются примерно в то же время, когда «играй, гармонь», причем часто с той самой гармонью в руках.
И, наконец, домашнее задание - «Битва за урожай». Название говорит само за себя. Хронологичность во времени и в актуальности здесь соблюдена полностью. Ведь сельскохозяйственный сезон заканчивается именно битвой за урожай. Более глобальный аспект, соответствующий данной теме игры, придумать трудно.
А теперь подведем промежуточные итоги. Если вам удалось в рамках темы более-менее соблюсти перечисленные рекомендации по выбору тем конкурсов, значит, вам уже удалось заложить прочный фундамент драматургии в сценарии игры. Теперь, чтобы эту драматургию внедрить в игру полностью и сделать более интересной саму форму ее проведения, остается немногое.
Логическую связь между конкурсами должен обеспечить сценарий ведущего. Его основа должна быть не сухо статистической, а желательно литературной. Постарайтесь сделать так, чтобы текст ведущего воспринимался зрителем не как дежурные связки между конкурсами, а как монологи театрального спектакля. Все это по мере возможности неплохо дополнить сценическими декорациями, выполненными в контексте темы игры. Хотя, единые декорации на весь сезон должны предусматривать легкую трансформацию в тему отдельной игры (детали, мелочи и т.д.). В общем, обратитесь за помощью к собственной фантазии и тогда, поверьте, ваша игра в результате может превратиться в настоящий праздник.
Помимо принципов, являющихся более-менее универсальными в выборе идей и тем конкурсов, существует несколько моментов персональных. Речь идет о разминке и конкурсе капитанов. Разминку желательно формализовать, то есть при выдаче командам заданий четко определить: какую форму разминки играют команды, иными словами: в какой форме команда задает вопрос и в какой форме соперник на него отвечает. Вариантов здесь масса. Стандартная разминка проводится по схеме «вопрос - ответ». Ситуационная - по схеме «ситуация - комментарий». Предметная - «демонстрация предмета (с вопросом, или ситуацией) - формальный ответ (чистый ответ, или комментарий)». Формализация разминки может быть подтверждена конкретными фразами, с которых команда обязана задавать свой вопрос (к примеру: «Ходят слухи, что:») и отвечать на вопрос соперника («Это - правда, так как:», или «Этого не может быть, потому что:»).
В той же степени формализация может коснуться и экспромтной части капитанского конкурса. Кроме этого необходимо создать ситуацию для его домашней части. Сделать это надо так, чтобы по мере возможности эта ситуация органично вплеталась в общую идею и драматургию игры. А если вам еще удастся при этом накрыть какую-либо актуальную проблему - цены вам нет!
К примеру, в полуфинале 1995 года, посвященном телевидению, капитанам было предложено баллотироваться на должность директора нового телеканала, представив свою предвыборную программу. То, что ситуация в теме - бесспорно. Да еще втройне (!) повезло с актуальностью: 1) повсеместное создание новых телеканалов; 2) повальные выборы во все, что возможно; 3)массовое увлечение всякими многообещающими программами. Что касается формализации экспромтной части, тут тоже все в ажуре: вопросы от претендента на ту же должность должны были носить компрометирующий характер, что в те времена особенно было модно, да и сейчас тем более.
Теперь об ограничениях. При подготовке к играм, помимо всех наших рекомендаций, старайтесь вводить для команд как можно меньше ограничений дополнительных, особенно по творческим вопросам. При этом напомним вам об основных ограничениях, которые проверены годами и годами работают только на улучшение качества игры в целом и команд в частности. К тем рамкам, о которых мы говорили выше, остается добавить еще несколько.
- Рекомендуемые временные ограничения по конкурсам: приветствие - 5-6 минут, СТЭМ - 4-5 минут, БРИЗ - 2-3 минуты, монолог капитана - до 2,5 минут, музыкальный конкурс - до 6 минут, конкурс одной песни - до 4 минут, домашнее задание - до 10 минут.
- Количество вопросов на разминке в зависимости от количества команд колеблется от 2 до 5.
- Если играет более двух команд, то команда, которой на разминке адресован вопрос, отвечает первой и обязательно, остальные - по желанию.
- Количество участников конкурса СТЭМов - 3 человека.
- В конкурсе одной песни используется только одна мелодия.

И еще один совет: не тратьте время на изобретение велосипеда. Есть ошибки, на которых кто-то уже научился. К примеру, в сезоне Высшей Лиги 1986-87 года игру между командами МХТИ и ОГУ судили так: выигрыш конкурса - 1 очко, поражение - 0. После четырех конкурсов ОГУ вело у МХТИ со счетом 3:1. Далее игра теряла смысл. Конечно, вы можете придумать и новые правила игры, но помните, что большинство населения Земли играет именно по нашим правилам, а они, повторимся, проверены временем. Оставайтесь с нами! На закуску процитируем шутку "Махачкалинских бродяг": "На боях без правил победил дагестанский спортсмен: и его шестеро друзей!"

Ведущий.
Если вы думаете, что игру КВН может провести любой, Вы ошибаетесь. Нет, конечно, формально может, но так, чтобы это было здорово - вряд ли. Поэтому к выбору ведущего надо отнестись серьезно. И здесь помогут несколько советов от родителей КВНа - Аксельрода, Муратова и Яковлева.
- Прежде всего, этому человеку должен нравиться сам процесс игры. Он тоже должен играть, а не изображать из себя этакого всезнающего экзаменатора или заведующего учебно-юмористической частью.
- Хорошо чувствовать шутку. Не «работать всерьез», легко вступать в контакт с людьми. Внимательно «слушать» зал.
- Иметь чувство меры. Нельзя «сыпать остроты» по любому поводу, превращая соревнование КВН в сольный вечер.
- Говорить ясно, правильно строить фразы.
- Должна быть хорошая дикция, громкий голос.
- Он должен быть «в работе» с самого начала.
Чтобы убедиться в объективности отцов КВНа, включите телевизор на любой игре Высшей Лиги и посмотрите - как это делается.

 

Date: 2015-12-13; view: 217; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию