Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 12





1)
§ 2. СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ Как цельная форма мысли понятие представляет собой закономерное единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем — структурный элемент понятия, отражающий со­бой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками. Так, объем понятия «стол» отражает собой всю совокупность столов на нашей планете, все их множество, весь их класс. Объем понятия «человек» - пятимиллиардное население планеты. Содержание — элемент струк­туры понятия, отражающий собой совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету, явлению (клас­су предметов, множеству явлении, процессов и пр.). Содержание понятия «стол», например, будет представлять собой совокуп­ность таких существенно-отличительных признаков данного предмета, как искусственность его происхождения, гладкость и твердость плоскости, возне­сенной над поверхностью земли (пола), жесткость точки (точек) опоры и пр., и предназначенность для различных видов ручной деятельности человека. Полный перечень существенных признаков может сделать только хороший специалист в этом деле, логика не может заменить его, она не изучает подобные предметы, она лишь указывает, что входит в содержание отдельных мыслей о предмете, но какие именно признаки существенны для этого предмета лучше всего может знать лишь специалист в данной предметной области. Перечисляя признаки, входящие в содержание понятия "стол", - предмет всем хорошо известный, - мы тем не менее не застрахованы от замечаний специалистов в этой предметной области.

Закономерная связь объема и содержания понятия опреде­ляет целостность данной формы мысли. Внутренним законом структуры понятия является закон обратного отношения объема и содержания понятия. Увеличение объема понятия влечет за собой сокращение его содержания, а увеличение содержания — уменьшение объема, и наоборот. Так, добавление к перечню су­щественных признаков общего понятия «стол» еще и признака «квадратность» (а это определенно увеличивает содержание) сразу же сокращает объем исходного понятия до нового — «квадратный стол». Добавление еще одного признака, например «деревянность», сокращает объем еще более — до понятия «квадратный деревянный стол». Обратный процесс — сокраще­ние содержания, — естественно, повлечет за собой увеличение объема понятия.

Обратное отношение объема и содержания понятия высту­пает главным законом структуры данной формы мысли. Такие законы мы и будем в дальнейшем называть внутренними законами, законами струк­туры. Законы структуры являются определяющими для любого предмета, ибо отражают его внутренние, существенные связи. Закон структуры понятия является определяющим внутренним законом данной формы мысли, и все особенности ее находятся в прямой зависимости от этого закона.

Некоторыми оспаривается правомерность этого закона на том основании, что развивающаяся наука по мере расширения области познания, т.е. объема предметов, на которые может распространяться то или иное понятие, увеличивает при этом и само содержание понятий в результате все более глубокого исследования познаваемой области. Здесь явное игнорирование или недопонимание специфики предмета формальной логики, которая отвлекается от конкретного содержания форм мысли и рассматривает их как таковые, ставшие, вне их исторического развития и изменения. Исторические изменения содержания тех или иных понятий, например, понятия "диалектика", понятия "человек", "метафизика" и пр., исследуются не формальной логикой, а теорией познания, диалектической логикой, наконец, филологией. Логику интересуют лишь структурные зависимости составляющих форму мысли элементов, а они в любые времена (при любых объемах и содержании) остаются закономерными и даже диалектическими. Закон обратной зависимости объема и содержания понятия есть диалектический по своей сути закон, потому что он взаимосвязывает определенным образом несовпадающие (противоположные) элементы данной формы мысли, и эта взаимосвязь определяет целостность ее.

2) Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов. Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признаётся всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность.

В большинстве примитивных обществ семья – это единственный реально функционирующий институт. Примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья является единственным и достаточным институтом распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев.

При переходе к более сложным культурам всё большее значение начинают приобретать другие институциональные структуры. Возникающие экономические институты осуществляют функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций.

Семьёй в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих исторически определённую организацию.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак - это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи, особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Иными словами, брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития общества.

Структура семьи. Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определённых важных для общества функций. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. Каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают супружескими или нуклеарными. Её основу составляют пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи распространена форма семейной организации, которая называется родственной (расширенной)) семьёй. Такая семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа членов малой группы.

По xapaктepy pacпpeдeлeния ceмeйныx oбязaннoстей, пo тoмy, кaк peшaeтcя в ceмьe вoпpoc o лидepcтвe, coциoлоги выдeляют нa ceгoдняшний дeнь тpи ocнoвныx типa ceмьи1

Tpaдuцuoннaя (или пaтpиapxaльнaя) ceмья. Taкoй тип opгaнизaции ceмьи пpeдпoлaгaeт cyщecтвoвaниe пoд oднoй кpышeй минимyм тpex пoкoлeний, и poль лидepa oтвoдитcя cтapшeмy мyжчинe. Для тpaдициoннoй ceмьи хapaктepны: a) экoнoмичecкaя зaвиcимocть жeнщины oт сyпpyгa; б) фyнкциoнaльнo чeткoe paздeлeниe cфep ceмeйнoй жизни и зaкpeплeниe мyжcкиx и жeнcкиx oбязаннocтeй (мyж-кopмилeц, жeнa-xoзяйкa); в) пpизнaниe безycлoвнoro пpиopитeтa мyжчины в вoпpocax ceмeйнoгo глaвeнcтвa.

Неompaдuцuoннaя ceмья. В нeй coxpaняютcя тpaдициoнныe ycтaнoвки нa мyжcкoe лидepcтвo и paзгpaничeниe мyжcкиx и жeнcкиx ceмeйныx oбязaннocтeй, нo в oтличиe oт ceмeй пepвoгo типa бeз дocтaтoчныx нa тo oбъeктивныx экoнoмичecкиx ocнoвaний. Taкoй тип ceмьи coциoлorи нaзывaют экcплyaтaтopcким, пocкoлькy нapядy c прaвoм нa paвнoe c мyжчинoй yчacтиe в oбщecтвeннoм трyдe жeнщинa пoлyчaeт «иcключитeльнoe» пpaвo нa домaшний тpyд.

Эгалиmapнaя ceмья (ceмья paвныx). Для ceмьи тaкoгo xapaктepны: a) cпpaвeдливoe, пpoпopциoнaльнoe дeлeниe дoмaшниx oбязaннocтeй мeждy члeнaми ceмьи, взaимoзaмeняeмocть cyпpyгoв в peшeнии бытoвыx проблeм (тaк нaзывaeмaя «poлeвaя cиммeтpия»); б) oбсуждeниe ocнoвныx пpoблeм и coвмecтнoe пpинятиe важныx для ceмьи peшeний; в) эмoциoнaльнaя нacыщеннocть oтнoшeний.

Существyют и пepexoдныe типы ceмeй, в кoтopыx poлeвыe мyжчин нocят бoлee тpaдициoнный xapaктep, нeжeли их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Фyнкции ceмьи. Ceмья вo вcex oбщecтвax paзвивaeтcя кaк инcтитyциoнaльнaя cтpyктypa, цeлью кoтopoй являeтcя peшeниe oпpeдeлeнныx coциaлышx зaдaч. Kaкoвы ee фyнкции кaк ocнoвнoгo coциaльнoгo инcтитyтa?

1. Фyнкцuя ceкcyaлънoгo peгyлupoвaнuя. Ceмья — этo глaвный coциaльный инcтитyт, чepeз кoтopый oбщecтвo yпopядoчивaeт, нaпpaвляeт и peryлиpyeт ecтecтвeнныe ceкcyaлышe пoтpeбнocти людeй. Bмecтe c тeм пpaктичecки кaждoe oбщecтвo имeeт aльтepнaтивныe пyти yдoвлeтвopeния ceкcyaльныx пoтpeбнocтeй. Hecмoтpя нa тo чтo cy-щecтвyют oпpeдeлeнныe нopмы cyпpyжecкoй вepнocти, бoльшинcтвo oбщecтв лeгкo пpoщaeт нapyшeния этиx нopм. Пpи этoм, кaк нигдe, нaблюдaютcя oтклoнeния peaльнoй кyльтypы oт идeaльнoй. Ho чacтo нopмы ceмьи paзpeшaют ceкcyaльныe cвязи cyпpyгoв внe ceмьи.

2. Penpoдyкmшнaя фyнкцuя. Oднa из ocнoвныx зaдaч любoro oбщecтвa — вocпpoизвoдcтвo нoвыx пoкoлeний eгo члeнoв. Пpи этoм вaжнo, чтoбы дeти были физичecки и пcиxичecки здopoвыми и впocлeдcтвии имeли cпocoбнocти к oбyчeнию и coциaлизaции. Bмecтe c тeм вaжным ycлoвиeм cyщecтвoвaния oбщecтвa являeтcя peгyлиpoвaниe poждaeмocти, избeжaниe дeмoгpaфичecкиx cпaдoв или, нaoбopoт, взpывoв. Ceмья — этo ocнoвнoй инcтитyт, oтвeтcтвeнный зa вocпpoизвoдcтвo нoвыx члeнoв oбщecтвa. Дpyrиe пyти нeэффeктивны и, кaк пpaвилo, coциaльнo нe oдoбpяютcя. Пoэтoмy пoявлeниe peбeнкa внe инcтитyтa ceмьи oбычнo вызывaeт жaлocть, cocтpaдaниe или ocyждeниe.

3. Фyнкцш coцшлuзaцuu. Hecмoтpя нa бoльшoe чиcлo инcтитyтов, yчacтвyющиx в coциaлизaции личнocти, цeнтpaльнoe мecтo в этoм пpoцecce, бeзycлoвнo, зaнимaeт ceмья. Этo oбъяcняeтcя пpeждe вceгo тeм, чтo имeннo в ceмьe ocyщecтвляeтcя пepвичнaя coциaлизaция индивидa, зaклaдывaютcя ocнoвы eгo фopмиpoвaния кaк личнocти. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и институт семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов.

4. Cmamycнaя фyнкцuя. Kaждый чeлoвeк, вocпитaнный в ceмьe, пoлyчaeт в кaчecтвe нacлeдия нeкoтopыe cтaтycы, близкиe к cтaтycaм члeнoв eгo ceмьи. Этo пpeждe вceгo oтнocитcя к тaким вaжным для личнocти cтaтycaм, кaк нaциoнaльнocть, мecтo в ropoдcкoй или ceльcкoй кyльтype и дp. В клaccoвыx oбщecтвax пpинaдлeжнocть ceмьи к oпpeдeлeннoмy coциaльнoмy cлoю пpeдocтaвляeт peбeнкy вoзмoжнocти и вoзнaгpaждeния, xapaктepныe для этoгo cлoя, и в пoдaвляющeм бoльшинcтвe cлyчaeв oпpeдeляют eгo дaльнeйшyю жизнь. Ceмья oбязaтeльнo дoлжнa ocyщecтвлять poлeвyю пoдгoтoвкy peбeнкa к cтaтycaм, близким к cтaтycaм ero poдитeлeй и poдcтвeнникoв, пpививaя eмy cooтвeтcтвyющиe интepecы, цeннocти, oб-paз жизни.

5. Зaщumнaя фyнкцuя. Bo вcex oбщecтвax инcтитyт ceмьи ocyщecтвляeт в paзнoй cтeпeни физичecкyю, экoнoмичecкyю и пcиxoлoгичecкyю зaщитy cвoиx члeнoв. Mы пpивыкли к тoмy, чтo, зaдeвaя интepecы и бeзoпacнocть любoй личнocти, мы зaдeвaeм и ero ceмью, члeны кoтopoй зaщищaют cвoero близкoro или мcтят зa нeгo. В бoльшинcтвe cлyчaeв винy или cтыд зa чeлoвeкa paздeляют вce члeны ero ceмьи.

6.Экoнoмuчecкaя фyнкцnя. Beдeниe члeнaми ceмьи oбщeгo xoзяйcтвa, кoгдa вce oни paбoтaют, кaк oднa кoмaндa, cпocoбcтвyeт фopмиpoвaнию кpeпкиx экoнoмичecкиx cвязeй мeждy ними. Moжнo cкaзaть, чтo ceмья пpeдcтaвляeт coбoй caмyю кpeпкyю экoнoмичecкyю ячeйкy oбщecтвa. Hopмы ceмeйнoй жизни включaют oбязaтeльнyю пoмoщь и пoддepжкy кaждoro члeнa ceмьи в cлyчae, ecли y нeгo вoзникaют экoнoмичecкиe тpyднocти.

 

2. Семья как социальная группа

 

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои». Одной из таких групп является «моя семья».

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее чётко заметно в первичных и вторичных группах. Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения.

Семья - первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Анализ социальной структуры общества требует, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала элементарная частица общества, сосредоточивающая в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы анализа была выбрана так называемая малая группа.

«Малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».1 Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные.

Семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Семья оказывает довольно заметное воздействие на общество. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. В семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда.

В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный рост, миграция населения – все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье принимается решение о том, куда молодому человеку пойти учиться. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви привязанности и заботы.

Естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них она включает в себя хозяйственно экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и др. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В преобразованном виде семья аккумулирует в себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии человека обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, и таким образом создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека.

3. Современная семья: основные тенденции развития семейных отношений

 

В современных условиях всё заметнее становится кризис семьи как социального института общества. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание (социализацию) детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщины от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов.

Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Наиболее важным признаком современной семьи, по мнению историков и социологов, является переход от патриархального типа отношений в семье к отношениям демократическим. В патриархальной семье главенство, безусловно, принадлежало старейшине рода, а семья включала в себя несколько поколений. За последние сто лет патриархальная семья превратилась в секулярную семью, т. е. "атомарную", "точечную". В ее состав входят представители только одного поколения, и все вопросы семейной жизни решаются непосредственно членами семьи.

Ничто не мешает секулярной семье сохранять взаимосвязь со старшими поколениями, со своими родителями, перенимая их жизненный опыт и духовные традиции. Но власть старшего поколения уже не является столь безусловной и всеобъемлющей, как в предыдущий исторический период. С одной стороны, это расширило поле свободного выбора семейных приоритетов, стиля жизни, форм воспитания детей и т.п. С другой стороны - многократно повысило ответственность семьи за результаты реализации своего выбора.

И самое главное - современная семья дает каждому своему члену возможность быть более индивидуальным, личностным, а это и есть основа индивидуальной, личной ответственности за судьбу семьи.

Доминирующим типом семьи во всем европейском мире стала нуклеарная семья. Расширенная семья, осуществлявшая в прошлом экономическую связь и поддержку разных поколений, распалась. При этом возникла материальная зависимость детей исключительно от своих родителей, а женщин - в значительной мере от мужей. Нередко она имеет негативные последствия для тех и других. И внутренние семейные катаклизмы, заканчивающиеся разводом, и внешние, связанные с резким спадом производства, ставят детей и женщин в исключительно трудное положение. Экстремальный пример, каковым теперь является Россия, подтверждает данное заключение и говорит о необходимости скорейших законодательных изменений с учетом существующей мировой практики.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество. Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника, семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в которых с традиционными семейными проблемами (воспитание детей, главенство в семье) появляются новые проблемы социокультурного, психологического плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаётся без присмотра взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу отсутствия у них времени. В семье безработного свои проблемы: резкое падение авторитета отца в глазах детей, т.к. он не может содержать семью и уже не кажется сильным человеком. У ребёнка разрушается чувство безопасности. В семье воцаряются неуверенность, страх за будущее. Большой интерес представляют собой семьи фермеров, где дети раньше, чем в другой семье, вовлекаются в трудовую деятельность. Каждый новый тип семьи порождает свои специфические проблемы.

Хотя в современной семье отношения между мужем и женой строятся по принципу взаимозаменяемости, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей, в ней намечается тенденция традиционализации семейных ролей в патриархальном их значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего очага, матери, а отца – ролью кормильца, добытчика. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут содержать безбедно свою семью, а жена становится лишь хозяйкой дома, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы.

Анализируя жизнедеятельность семьи в современной ситуации, необходимо отметить некоторую формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.

 

 

Билет

1) Общение и деятельность. Общение как деятельность

 

Предложить определение общения – важное дело, но им нельзя ограничиться; дальше требуется дать его понимание. Скажем сразу же, что, рассматривая общение как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

 

Прежде чем раскрыть этот тезис, скажем, что советские психологи, при всем различии их подходов к истолкованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности.

 

Категория деятельности вообще занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. В поисках лаконичного указания на главное отличие человека от других существ М. С. Каган даже предлагает называть его «Homo Agens», то есть «человек действующий» (1974. С. 5). Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С. Л. Рубинштейна (1946, 1973), Б. Г. Ананьева (1980а), Л. С. Выготского (1982, 1983), А. Н. Леонтьева (1983). В основу своего понимания общения мы положили концепцию деятельности, разработанную А. Н. Леонтьевым и развитую А. В. Запорожцем (1960а, б, 1979), Д. Б. Элькониным (1960, 1978а), В. В. Давыдовым (1977), П. Я. Гальпериным (1978). С точки зрения указанной концепции деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любую деятельность – значит, указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать специфику составляющих ее действий и операций.

 

Связь общения и деятельности можно понимать по–разному. Так, по мнению Г. М. Андреевой (1980а), они могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека (Б. Ф. Ломов, 1975); общение может выступать как сторона деятельности, а последняя – как условие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности. Сама Г. М. Андреева ратует за наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, при котором «общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват» (1980а. С. 95).

 

Применяя концепцию А. Н. Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности, мы обозначили ее термином «коммуникативная деятельность». Повторим, что «общение» и «коммуникативная деятельность» для нас – синонимы. Но здесь необходимо подчеркнуть отличие нашего подхода к общению от типичных для западной социальной психологии подходов к коммуникативному процессу как к внешнему поведению, характеризуемому с формально–количественной точки зрения. Толкование общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностно–мотивационных аспектов. Поэтому избранный нами подход к изучению общения в известном смысле противоположен подходу к нему как к поведению, хотя в обоих случаях исследование идет от регистрации внешне наблюдаемых коммуникативных операций. Но при анализе деятельности психолог движется от операций вглубь явлений, а при анализе поведения остается на поверхности фактов.

 

Итак, что значит понимать общение как особый вид деятельности? Мы согласны с В. В. Давыдовым (1977), что для этого необходимо выделить в общении основные структурные компоненты. Другими словами, требуется наложить на коммуникативную деятельность общую сетку, решетку, применимую для изучения любых видов деятельности, и наполнить ее ячейки конкретным содержанием. Вот что у нас получилось в результате подобного наложения. Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом.

 

Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект. Сходное определение предмета общения дает Т. В. Драгунова (Возрастные и индивидуальные особенности…, 1967).

 

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения. Указанная точка зрения нашла широкое отражение в трудах конференций по социогенным потребностям (Проблемы формирования социогенных потребностей, 1974) и по проблемам познания людьми друг друга (Теоретические и прикладные проблемы., 1975).

 

Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение. Предложенное выше понимание предмета деятельности общения, естественно, приводит к выводу о том, что мотивы общения должны воплощаться, или, по терминологии А. Н. Леонтьева (1983), «опредмечиваться», в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем–то из окружающих.

 

Действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия.

 

Задачи общения – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.

 

Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

 

Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения, но также и взаимоотношения (Я. Л. Коломинский, 1976; Отношения между сверстниками…, 1978), избирательные привязанности (С. В. Корницкая, 1975; Р. А. Смирнова, 1981) и, главное, образ самого себя и других людей – участников общения (А. А. Бодалев и др., 1970; Н. Н. Авдеева – в кн.: Проблемы периодизации…, 1976; Экспериментальные исследования…, 1979; И. Т. Димитров; М. И. Лисина, Н. Н. Авдеева; А. И. Силвестру – в кн.: М. И. Лисина. Исследование по проблемам., 1980).

 

Более подробный анализ структуры коммуникативной деятельности можно найти в наших работах (Развитие общения., 1974, 1974а, 1978; Исследование по проблемам., 1980).

 

Повторим, что подход к общению как к деятельности имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения, или взаимодействия, или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица. Анализ общения как деятельности позволяет при рассмотрении перехода от взаимодействия животных к общению у человека четко определить происходящие здесь качественные преобразования. То же касается и хода онтогенетического развития. В рамках предлагаемого подхода и филогенетическое, и онтогенетическое развитие перестает сводиться к умножению коммуникативных операций или к появлению новых средств обмена информацией и осуществления контактов. Напротив, сами перемены этого рода получают свое адекватное объяснение через преобразование потребностей и мотивов общения. Важное преимущество подхода к общению как к коммуникативной деятельности мы видим также в том, что он позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и в конечном счете определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.

 

2)

§ 3 Экономическая нестабильность и безработица

В условиях рыночной экономики цикличность развития характеризуется экономической нестабильностью, которая проявляется в росте безработицы

 

Безработица как экономическое явление возникает вследствие саморегулирования рыночной экономики, охватывает определенную часть трудоспособного населения, временно не имеет возможности працюватиЗакон Украины \"О зайнятис во населения \"от 1 марта 1991 года признает безработными трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте по причинам, не зависящим от них самих, не имеют заработка или трудового дохода, зарегистрированы в государственной службе занятости как лица, ищущие работу Они способны к труду и готовы работать, но эта служба не обеспечивает надлежащей работой, то есть таким рабочим местом, которому соответствуют пр офесийна подготовка гражданина, его стаж и опыт, возраст и транспортная доступностьть.

 

Статус безработного гражданин Украины получает в случае, если с ним прекращено трудовой договор в связи с производственными изменениями и он в течение ближайших 10 дней зарегистрировался в службе занятости На пер рши три месяца за рабочим сохраняется среднемесячная заработная плата, чтобы он мог заниматься поиском нового рабочего места Если рабочий не нашел этот срок надлежащей работы, а служб а занятости также ничего ему не предложила, он получает статус безработного В Украине помощь по безработице выплачивают с одиннадцатого дня после регистрации гражданина в государственной службе занятости и, но не более 12 месяцев в течение следующих трех лет, а для лиц предпенсионного возраста - 18 месяцев Размер пособия гарантируется не менее 50% средней заработной платы по предыдущему месту рабо ты, но не ниже установленной законодательством минимальной заработной платы Граждане, которые ищут работу впервые или после перерыва более одного года, получают пособие в размере не ниже 75% минимального ной заработной платплати.

 

Причинами безработицы могут быть следующие явления:

 

1) темпы роста народонаселения превосходят темпы роста производства (Т Мальтус, XVIII в);

2) относительное отставание спроса на труд от темпов накопления капитала, роста технической и органической построения капитала (К Маркс, XIX в);

3) в условиях несовершенной конкуренции на рынке труда происходит повышение цены и сокращение спроса на труд (А Пигу, 1923);

4) с ростом доходов люди склонны увеличивать свое потребление, но не в той мере, в какой растет доход; склонность населения к потреблению снижается, а к сбережению растет (Дж Кейнс, 1936);

5) циклическое развитие экономики на стадии экономического кризиса, спада производства приводит к уменьшению совокупного спроса на товары и услуги, к снижению уровня занятости трудоспособного населения;

6) развитие научно-технического прогресса предопределяет структурные сдвиги в экономике, возникновение новых отраслей, требующих квалифицированных рабочих и больше времени на профессиональную подготовку и переподъема дготовку работников старых отраслей народного хозяйства

7) сезонные изменения в уровнях производства снижают спрос на труд в сельском хозяйстве, строительстве и др.;

8) рост населения трудоспособного возраста, молодежи, увеличивает предложение труда;

9) экономическая политика правительства по увеличению минимального размера заработной платы приводит к росту издержек производства и снижение спроса на работников

 

Специалисты классифицируют безработицы по причинам его существования:

1 Фрикционная безработица связана с постоянным движением, поисками или ожиданием работы населением в результате смены места жительства, профессии, из-за рождения ребенка и уход за ним Такая безработица имеет п естественный характер и не должно быть слишком продолжалисьим.

2 структурных безработица возникает под влиянием научно-технического прогресса и охватывает тех работников, чей труд не может быть использована на новых рабочих местах и??требующие определенного времени для дополнительной ного обучения и переподготовкии.

3 Циклическая безработица обусловлено дефицитом спроса в период экономического кризиса, спада производства и стагнации

4 СЕЗОННЫЕ безработицы касается работников, занятых только в определенные времена года

5 Институциональное безработица возникает как следствие низкой эффективности работы организационных структур рынка труда, государственных служб занятости (отсутствие информации о свободных рабочих местах, условия труда т т.д.).

6 Скрытая безработица существует в условиях неполного использования ресурсов предприятия, при этом работники вынуждены работать сокращенный рабочий день, переходить на временную работу или идти в дополнительную нео оплачиваемый отпуску.

7 Добровольное безработицы создают отдельные люди, которые не хотят работать и за длительный чает потеряли эту возможность и связи с трудовой жизнью

8 Естественная безработица постоянно имеет место в условиях экономического равновесия между спросом на труд и предложением рабочих мест Оно равно сумме уровней фрикционной и структурной безработицы Уровень естественно ого безработицы не должен превышать 4-5% занятого населения Содержание и значение естественной безработицы в современных условиях развитых стран определили представители монетаристской модели рынка труда - ам ериканськи экономисты, лауреаты Нобелевской премии М Фридмен (1976 г), ФА Хайек (1974) и и4) та ін.

 

Безработица как фактор экономической нестабильности вызывает определенные негативные последствия, которые следует учитывать, чтобы выработать эффективную систему мер по регулированию развития этого явления Государство примут ать мероприятий по снижению уровня негативных последствий безработицыя.

 

Безработица порождает убытки в производстве А Оукен открыл математическую зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание обся ягу ВНП составляет 2-2,55%.

 

Безработица снижает покупательский спрос, сбережения населения, инвестиционный спрос, количество рабочих мест и значительно уменьшает объем производства Безработные теряют свои профессиональные навыки к труду, не егативно сказывается на спросе Безработица снижает жизненный уровень населения, является фактором, способствующим росту социального напряжения в обществе, увеличению преступленииів.

 

Государство и правительство регулируют уровень безработицы, разрабатывают программы обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения, устраняют причины существования этого явления

 

примеру, государство принимает следующие меры: ограничивает рождаемость, уровень заработной платы, расходы на социальные нужды населения, дефицит бюджета, уменьшает продолжительность рабочего времени, т.е. использует п политику неполной занятости, увеличивает учетную процентную ставку; организует систему учреждений, в которых проходят переподготовку и повышение квалификации рабочие, которые временно не работают, разрабатывает программы борьбы с маргинализма и преступностью и и.

 

Безработица имеет взаимосвязь с инфляцией Английский экономист О Филипс (50-е годы XX века) обнаружил нелинейную зависимость между динамикой номинальной заработной платы и уровнем безработицы: увеличение уровня безработицы сопровождается уменьшением уровня инфляции и наоборот Осведомленность относительно этой зависимости позволяет государству выбрать определенную экономическую политику: либо увеличивать заработную плату и безработицы или стабильные цены и заработную плату в условиях стабилизации уровня безработицыіття.

 

Динамика уровня безработицы в современных условиях развития экономики в Украине имеет специфические особенности: во-первых, среди форм безработицы преобладает скрытая безработица, во-вторых, в экономике одновременно возр тает безработицы и уровень цен, происходит спад производства, то есть имеет место стагфляция, в-третьих, наблюдаются сдвиги в социально-профессиональной и половозрастной структуре безработных (специалисты управленцы, молодежь.

 

 

Билет

1) Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека

• Познание — потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего, способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

• Эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

• Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют чётко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

• Мировоззрение — система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, её целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

1. Оно всегда исторично, т.е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.

3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Пути формирования мировоззрения — стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нём выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессиместическим.

С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:

— обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

— религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

— научное — теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

Менталитет (позднелат. mentalis — умственный) — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

 

2) Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли.

Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — профаны (все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться. По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны — многослойны, многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порою существование множества стратификационных моделей). Степень свободы социальных перемещений (мобильность) из одного социального слоя в другой определяет то, каким является общество — закрытым или открытым

 

Билет

1) Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бэкон , знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно — истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире, и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.В современной науке под истиной понимают адекватное отражение объекта, его воспроизведение в человеческом сознании таким, каков он на самом деле, независимо от человека и его сознания. Противоположностью истины является заблуждение — не до конца познанная истина. Как отличить истинное знание от заблуждения? Иными словами: что является критерием истины? В обществознании выделяют следующие критерии истины:

· опытные данные;

· теоретически обоснованные знания;

· соответствие окружающему миру.

Истина объективна по своему содержанию, но субъективна по форме выражения. В любых знаниях присутствует субъективное начало, связанное с особенностями органами чувств, нервной системы, деятельности головного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.Возможно ли полное, абсолютное знание, иными словами — абсолютная истина? Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет, и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Но, в таком случае абсолютной истины не бывает, она всегда относительна, так как окружающий мир бесконечен и неисчерпаем. В то же время абсолютную истину можно рассматривать как образец или предел, к которому стремится наше знание. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития.

2) Девиантное (от лат. deviatio — отклонение) поведение, согласно современной социологии, – это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

 

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

 

позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

 

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

 

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Формы девиантного поведения

 

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

 

Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

 

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

 

инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;

ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

 

Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель — материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ — девианты.

 

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

 

Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

 

Хоббит Дмитрия Суслина

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

 

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

 

Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

 

Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов — опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.

 

Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

 

Если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным. Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

 

расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;

соблюдать социальное равенство перед законом;

совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;

стремиться к адекватности преступления и наказания.

 

Девиантное и делинкветное поведение

 

В социальной жизни, как в реальном дорожном движении, люди часто отклоняются от правил, которым они должны следовать.

 

Поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм, называется девиантным (или отклоняющимся).

 

Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного.

Позитивные и негативные девиации

 

Девиации (отклонения), как правило, бывают негативными. Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций.

 

Негативные девиации делятся на два типа:

 

отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия);

отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).

 

Причины девиантного поведения

 

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

 

Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

 

Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

 

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия – это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

 

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

 

В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

 

 

Билет

1) Глобальные проблемы современности Термин «глобализация » происходит от латинского слова «глобус», т.е. Земля, земной шар, и означает общепланетарный характер тех или иных явлений и процессов.Глобальные проблемы человечества — это такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты. В значительной степени эти проблемы представляют угрозу для выживания планеты Земля, для сохранения ее биосферы, а поэтому требуют неотложного решения усилиями народов всех стран.К глобальным проблемам человечества относятся следующие проблемы.:

  1. Экологическая проблема — разлад системы взаимодействия с природой, исчерпаемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания.
  2. Угроза термоядерной войны — гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма и шантажа как на межгосударственном уровне, так и на уровне криминальных структур и отдельных террористов.
  3. Экономический кризис — экономические, финансовые, промышленные потрясения, разрыв в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира».
  4. Демографическая проблема — неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах, при одновременном уменьшении населения в развитых странах.
  5. Кризис условий выживания человека — истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой (пресной) воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ.
  6. Проблемы охраны здоровья — предотвращение распространения СПИДа, наркомании, алкоголя, табакокурения, устранение голода, нищеты и безграмотности на земном шаре.
  7. Кризис духовности человека — утрата нравственных ценностей, крушение идеалов, зависимость от алкоголя и наркотиков.
  8. Преодоление непосредственных и отдаленных отрицательных последствий НТР — научно-технической революции. К отрицательным последствиям НТР необходимо отнести:

o разрушение природы и подрыв естественных условий существования общества;

o создание новых видов оружия (атомное, водородное), создающих угрозу существованию человечества;

o компьютерная революция привела к ухудшения зрения значительного числа населения, к психическим отклонениям, к дефициту общения, дополнительным нервным перегрузкам;

o в целом возросли нагрузки на человеческий организм, увеличились стре

Date: 2015-12-13; view: 599; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию