Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественнонаучное — технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой НФ





Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, этики, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.

Футурологическое допущение — перенесение действия в будущее. Характерно для большинства видов [[научная фантастика|научной фантастики]].

Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования). Характерно для [[фэнтези]], «[[Городское фэнтези|городского фэнтези]]».

Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью [[сеттинг|вымышленный мир]] (допущение существования такого мира). Характерно для традиционных видов фэнтези.

Мистическое допущение — введение в произведение фантастического фактора, которому не даётся рационального объяснения. Характерно для жанров [[мистика (жанр)|мистики]] и [[Литература ужасов|ужасов]].

* Фантасмагорическое допущение — введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания. Сюда часто относят развлекательную фантастику (чёрный юмор, супергероев, различную японскую мангу и др.)

В середине XX века [[Твёрдая научная фантастика|традиционная НФ]] выродилась в развлекательный жанр «космическая опера». Новое поколение авторов НФ постепенно разочаровалось в предвосхищении прогресса. Все чаще в антураже НФ публикуются антиутопии-предупреждения, социальная сатира. Психологические и социальные драмы лежат в основе фантастики писателей третьей четверти XX в: [[Брэдбери, Рэй|Рэя Брэдбери]], [[Герберт, Фрэнк|Фрэнка Герберта]], [[Дик, Филип Киндред|Филипа К. Дика]], [[Азимов, Айзек|Айзека Азимова]], [[Хайнлайн, Роберт Энсон|Роберта Хайнлайна]]<ref>Борис Невский. [http://www.mirf.ru/Articles/art2067.htm «То взлет, то посадка… „Твердая“ научная фантастика»]. Журнал «[[Мир фантастики]]» № 47; июль 2007</ref>.

Разочарование в прогрессе и науке дало толчок «литературе [[эскапизм|побега]]», фантастике, не связанной с реальностью. Вторая половина XX в. переживает бум фэнтези. Вослед [[Говард, Роберт Ирвин|Говарду]] и Толкину появляется множество писателей, чье творчество основано на мифологии, мистике, средневековой романтике. Это [[Урсула Ле Гуин]], [[Роджер Желязны]], [[Андерсон, Пол Уильям|Пол Андерсон]], [[Майкл Муркок]] и др.

Следует отметить жанр юмористической фантастики, развившейся во второй половине XX века. Признанный мастер таких произведений — [[Шекли]], например, «[[Кое-что задаром]]», «[[Рейс молочного фургона]]», «[[Билет на планету Транай]]».

В XX веке фантастика перестаёт быть чисто литературным жанром. Фантастические фильмы начали снимать ещё в самом начале XX в. («[[Путешествие на Луну (фильм, 1902)|Путешествие на Луну]]», 1902). Во второй половине века наступает расцвет [[Кинофантастика|кинофантастики]]. Новейшие технологии позволили воплотить на экране то, что прежде было недоступно: фантастическую технику, вымышленных существ, декорации других миров. Особого размаха кино- и телефантастика достигает в США, где снимаются известные фильмы, такие как «[[Звёздные войны]]», «[[Терминатор (фильм)|Терминатор]]», «[[Пятый элемент (фильм)|Пятый элемент]]»,«[[Матрица (фильм)|Матрица]]», а также телесериалы «[[Звёздный путь]]», «[[Вавилон-5]]», «[[Звёздный крейсер «Галактика»]]», «[[Звёздные врата]]», "[[Робокоп (фильм, 1987)| Робокоп]]", "[[Звёздный десант (фильм)| Звёздный десант]]". В жанре кинофантастики прославились такие режиссёры и продюсеры как [[Джеймс Кэмерон]], [[Спилберг, Стивен|Стивен Спилберг]], [[Питер Джексон]], [[Джордж Лукас]], [[Тим Бёртон]], [[Ридли Скотт]], [[Пол Верховен]] и [[Джон Карпентер]]. Параллельно с массовой кинофантастикой существует кинофантастика элитарная, экспериментальная, например, фильмы [[Тарковский, Андрей|Андрея Тарковского]], [[Стэнли Кубрик]]а, [[Терри Гиллиам]]а.

Комикс]] становится ещё одной популярной формой фантастики, особенно в США, Франции, Японии. Поначалу это развлекательные комиксы о [[Супергерой|супергероях]], таких как [[Супермен]], [[Бэтмен]], [[Человек-паук]], [[Фантастическая четвёрка]]. Во второй половине XX в. появляются и более серьёзные работы таких комиксистов как [[Алан Мур]], [[Фрэнк Миллер]], [[Марк Миллар]], [[Нил Гейман]] в США, [[Жиро, Жан (художник)|Жан Жиро]], Братья Стояловы (писатели, автор идей), [[Алехандро Ходоровски]], [[Энки Билал]] во Франции.

== Примечания ==

{{rq|cleanup}}

{{примечания|2}}

Share on facebookShare on livejournalShare on vkShare on twitterShare on odnoklassniki_ruShare on mymailruShare on google_plusone_shareShare on googleShare on tumblrShare on favoritesMore Sharing Services 0

Русские писатели

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Лев Николаевич Толстой.

К. Н. Леонтьев. Фотография 1880-х годов

Михаил Васильевич Ломоносов.

Сергей Владимирович Михалков. В кабинете.

Александр Сергеевич Пушкин.

Даниил Иванович Хармс.

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

 

А[править]

· Аблесимов, Александр Онисимович

· Абрамов, Фёдор Александрович

· Авдеев, Михаил Васильевич

· Авенариус, Василий Петрович

· Аверинцев, Сергей Сергеевич

· Аверкиев, Дмитрий Васильевич

· Аверченко, Аркадий Тимофеевич 1881—1925

· Авсеенко, Василий Григорьевич

· Автократов, Серафим Петрович

· Агеев, Михаил (Леви, Марк Лазаревич)

· Азарьин

· Акунин, Борис — настоящее имя Чхартишвили, Григорий Шалвович

· Андреев, Леонид Николаевич

· Арбатова, Мария Ивановна

· Аржак, Николай — настоящее имя Даниэль, Юлий Маркович (1925—1988)

Б[править]

· Бабель, Исаак Эммануилович (1894—1941)

· Бажин, Николай Федотович (1843—1908)

· Бакланов, Григорий Яковлевич (род. 1923)

· Балашов, Виктор Сергеевич

· Барановский, Василий Саввич (род. 1933)

· Барышев, Иван Ильич (1854—?)

· Беккер, Иосиф Исаакович (1881—1956)

· Белкин, Сергей Николаевич (род. 1950)

· Белый, Андрей (1880—1934), (настоящее имя Бугаев, Борис Николаевич)

· Беляев, Александр Романович (1884—1942)

· Блок, Александр Александрович (1880—1921)

· Боборыкин, Пётр Дмитриевич

· Бояндин, Константин Юрьевич

· Брагин, Владимир Григорьевич (1896—1972)

· Бродский, Иосиф Александрович (1940—1996)

· Брюсов, Валерий Яковлевич (1873—1924)

· Булгаков, Михаил Афанасьевич (1891—1940)

· Бунин, Иван Алексеевич (1870—1953)

· Буковский, Владимир Константинович (род. 1942)

· Булычёв, Кир (1934—2003), (настоящее имя Можейко, Игорь Всеволодович)

В[править]

· Вагинов, Константин Константинович

· Вагнер, Николай Петрович (1829—1907)

· Васильев, Владимир Николаевич (род. 1967)

· Васильев, Борис Львович (род. 1924)

· Веневитинов, Дмитрий Владимирович

· Вересаев, Викентий Викентьевич (настоящее имя Смидович, Викентий Викентьевич)

· Войнович, Владимир Николаевич

· Волынский, Леонид Наумович (1913—1969)

Г[править]

· Гайто Газданов (1903—1971)

· Гамзатов, Расул Гамзатович (1923—2003)

· Гиппиус, Зинаида Николаевна (1869—1945)

· Глинка, Дмитрий Григорьевич (1808—1883)

· Гоголь, Николай Васильевич (1809—1852)

· Головенчиц, Михаил Ефимович (род. 1927)

· Голубов, Сергей Николаевич (1894—1962)

· Гомберг, Леонид (род. 1948)

· Гончаров, Иван Александрович (1812—1891)

· Горький, Максим (1868—1936), настоящее имя Пешков, Алексей Максимович

· Григорович, Дмитрий Васильевич (1822—1899)

· Гроссман, Василий Семёнович

· Гутина, Нелли

Д[править]

· Давыдов, Александр Давидович

· Довлатов, Сергей Донатович (1941—1990)

· Достоевский, Фёдор Михайлович (1821—1881)

· Даниэль, Юлий Маркович (1925—1988)

· Дехтерёв, Александр Петрович (1889—1959)

Е[править]

· Елпатьевский, Сергей Яковлевич (1854 — 1933)

· Ерофеев, Венедикт Васильевич

· Есенин, Сергей Александрович (1895—1925)

· Ефремов, Иван Антонович

Ж[править]

· Жуковский, Василий Андреевич (1783—1852)

З[править]

· Загоскин, Михаил Николаевич (1789—1852)

· Замятин, Евгений Иванович (1884—1937)

· Зарин, Андрей Ефимович

· Засодимский, Павел Владимирович (1843—1912)

· Зверев, Илья (род. 1926)

· Златовратский, Николай Николаевич (1845—1911)

· Золотоницкий, Владимир Трофимович (1741-?)

· Зощенко, Михаил Михайлович

· Зорин, Иван Васильевич (род. в 1956)

· Зражевская, Александра Васильевна (1805—1867)

· Зырянов, Александр Никифорович (1830—1884)

И[править]

· Иванов, Вячеслав Иванович

· Ивинская, Ольга Всеволодовна

· Игумнов, Александр Васильевич (1761—1834)

· Извеков, Николай Дмитриевич (1858—?)

· Икорников, Василий Александрович (1859—1888)

· Исмайлов, Филипп Филиппович (1794—1863)

К[править]

· Кадлубовский, Арсений Петрович (1867—?)

· Казина, Александра Никандровна (1837—1918)

· Каллаш, Владимир Владимирович (1866—?)

· Каменевич-Рвовский, Тимофей (?)

· Каминский, Виктор Кириллович (? — 1856)

· Капнист, Павел Александрович (1842—1904)

· Карабчевский, Николай Платонович (1851—1925)

· Карамзин, Николай Михайлович (1766—1826)

· Каратыгин, Евгений Сергеевич (1872—?)

· Караулова, Варвара Александровна (1774—1842)

· Карнеев, Егор Васильевич (1773—1849)

· Касицын, Дмитрий Фёдорович (1838—1901)

· Катетов, Иван Валерьянович (?—1892)

· Катков, Михаил Никифорович (1817? 1818? —1887)

· Кедров, Константин Александрович (1942)

· Кедров, Николай Иванович (1858—?)

· Киприанович, Григорий Яковлевич (1846—?)

· Кирияк, Тимофей Прокофьевич (?)

· Кислов, Александр Степанович (1808—1866)

· Клепинин, Николай Андреевич (1899—1941)

· Маруся Климова

· Клитин, Александр Михайлович (1860—?)

· Кобринская, Наталия Ивановна (1855—?)

· Коваленская, Александра Григорьевна (1829—?)

· Коваль, Юрий Иосифович (1938-1995)

· Ковальницкий, Аполлинарий Северианович

· Кокошкин, Иван Алексеевич

· Колбасин, Елисей Яковлевич (1827—1890)

· Колоколов, Иван Дмитриевич (?—1869)

· Коломов, Николай Александрович (1863—?)

· Колосов, Владимир Иванович (1854—?)

· Конецкий, Виктор Викторович (1929-2002)

· Коншин, Николай Михайлович (1793—1859)

· Коргуев, Николай Алексеевич (1829—1900)

· Коренева, Раиса Александровна (1840—?)

· Короленко, Владимир Галактионович (1853—1921)

· Коропчевский, Дмитрий Андреевич(?—1903)

· Коростовец, Людмила Ивановна (1794—1883)

· Корсакова, Лидия Петровна

· Корсини, Мария Антоновна (?—1859)

· Косаткин, Василий Васильевич

· Костенецкий, Яков Иванович (1811—1885)

· Костенко, Лев Феофилович (1841—1891)

· Костомаров, Николай Иванович (1817-1895)

· Котелянский, Лев Осипович (1851—1879)

· Красковский, Ипполит Феофилович (1845—1889)

· Красовский, Василий Иванович (1782—1824)

· Крашенинников, Сергей Петрович (1811—1870)

· Кременецкий, Иван (?)

· Кремлев, Анатолий Николаевич (?)

· Кренке, Виктор Данилович (1816—1893)

· Крешев, Иван Петрович (1824—1859)

· Кржижановский, Сигизмунд Доминикович

· Кривенко, Василий Силович (1854—1931)

· Кривин, Феликс Давидович

· Кропотов, Андрей Фролович (?)

· Кропотов, Дмитрий Андреевич (?-1875)

· Круглов, Александр Васильевич (?)

· Куприн, Александр Иванович (1870-1938)

Л[править]

· Лавренёв, Борис Андреевич (1891-1959)

· Ланн, Евгений Львович (1896—1958)

· Лапин, Игорь Петрович (род. 1978)

· Леви, Марк Лазаревич (Михаил Агеев) (1888-1973)

· Левитов, Александр Иванович (1835 — 1877)

· Леонтьев, Константин Николаевич (1831-1891)

· Лермонтов, Михаил Юрьевич (1814—1841)

· Лесков, Николай Семёнович (1831—1895)

· Лубенский Андрей Витальевич (Андрей Лубенский) (1959)

· Ломоносов, Михаил Васильевич (1711-1765)

· Лягачев, Олег — Хельги (1939)

М[править]

· Мельников-Печерский, Павел Иванович (1819 — 1883) (псевдоним Андрей Печерский)

· Михайловский, Николай Георгиевич (1852 — 1906) (псевдоним Н.Гарин)

· Михалков, Сергей Владимирович (1913)

· Меняйлов, Алексей Александрович

Н[править]

· Набоков, Владимир Владимирович (1899—1977)

· Нагибин, Юрий Маркович (1920-1994)

· Нарбикова, Валерия Спартаковна

· Найдёнов, Сергей Александрович (1869 — 1922)

· Некрасов, Виктор Платонович (1911-1987)

· Никитин, Константин

О[править]

· Образцов, Александр Алексеевич

· Окуджава, Булат Шалвович (1924-1997)

· Олейников, Николай Макарович (1898-1937)

П[править]

· Пастернак, Борис Леонидович (1890—1960)

· Пильняк, Борис (1894—1937)

· Пименов, Андрей Владимирович (псевдоним Андрей Кивинов)

· Попадин, Александр Николаевич

· Попов, Евгений Анатольевич (род. 1946)

· Попудогло, Фёдор Федосеевич (1846 — 1883)

· Потапенко, Игнатий Николаевич (1856 — 1929)

· Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)

· Пелевин, Виктор Олегович (род. 1962)

Р[править]

· Радзинский, Эдвард Станиславович (1936)

· Резун, Владимир Богданович (псевдоним Виктор Суворов) (1947)

· Рёрих, Николай Константинович (1874-1947)

· Романушко, Мария (1950)

· Рубцов, Николай Михайлович (1936-1971)

· Рыбаков, Анатолий Наумович (Аронов, Анатолий Наумович) (1911-1998)

· Рыбаков, Вячеслав Михайлович (1954)

С[править]

· Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович (1826—1889)

· Семёнов, Сергей Терентьевич (1868—1922)

· Серафимович, Александр Серафимович (настоящая фамилия — Попов)

· Славутинский, Степан Тимофеевич (1825—1884)

· Слепцов, Василий Алексеевич (1836—1878)

· Саша Соколов

· Солженицын, Александр Исаевич (1918—2008)

· Соловьёв, Владимир Сергеевич

· Сологуб, Фёдор Кузьмич

· Сорокин, Владимир Георгиевич

· Софронов, Анатолий Владимирович (1911—1990)

· Станюкович, Кирилл Владимирович (1911—1986)

· Станюкович, Константин Михайлович (1843—1903)

· Стояловы, Максим и Денис

· Стругацкие, Аркадий и Борис

· Суворов, Виктор (р. 1947), (настоящее имя Резун, Владимир Богданович)

· Сухово-Кобылин, Александр Васильевич

Т[править]

· Тавров, Андрей Михайлович

· Терц, Абрам, настоящее имя — Синявский, Андрей Донатович (1925—1997)

· Толстая, Татьяна Никитична

· Толстой, Лев Николаевич (1828—1910)

· Толстой, Алексей Николаевич

· Тургенев, Иван Сергеевич (1818—1883)

· Тэффи (1876—1952) — псевдоним Надежды Александровны Бучинской

У[править]

· Улицкая, Людмила Евгеньевна

· Успенский, Николай Васильевич (1837 — 1889)

· Успенский, Пётр Демьянович (1878—1947)

Ф[править]

· Фадеев, Александр Александрович

· Файн, Катерина Викторовна

· Филатов, Леонид Алексеевич (1946—2003)

· Фонвизин, Денис Иванович

Х[править]

· Хазанов, Борис (Геннадий Моисеевич Файбусович)

· Хармс, Даниил Иванович

· Хетагуров, Коста Леванович

· Хлебников, Велимир (Виктор Владимирович)

· Хруцкий, Эдуард Анатольевич (род. 1933)

Ч[править]

· Антон Павлович Чехов (1860—1904)

· Евгений Николаевич Чириков (1864—1932)

Ш[править]

· Шаламов, Варлам Тихонович (1907—1982)

· Шаршун, Сергей Иванович (1888—1975)

· Шефнер, Вадим Сергеевич

· Шим, Эдуард Юрьевич (род. 1930)

· Шолохов, Михаил Александрович

· Шукшин, Василий Макарович

Э[править]

· Эренбург, Илья Григорьевич (1891—1967), писатель и военный корреспондент

· Эрис Андрей (Andreas fon Eris) (род. 1962), русский писатель.

Ю[править]

· Юркин, Анатолий Борисович (род. 1963)

· Юденич Марина Андреевна (род. 1969)

Я[править]

· Якимчук, Николай Алексеевич (род. 1961)

· Яновский, Анатолий Николаевич (1919—1990)

· Яркевич, Игорь

См. также[править]

На Викискладе есть страница
с иллюстрациями по теме
Русские писатели

· Список писателей-фантастов СССР, России и СНГ

· Русские поэты

· Русские советские писателиhu:Orosz költők, írók listája

При написании этой статьи использовались материалы страницы «Русские писатели» Русской Википедии.

Категории:

· Традиция:Изолированные статьи/кластер4сирота0

· Русские писатели

· Списки писателей

Навигация

· русский

· MaxSvet

· Обсуждение

· Настройки

· Список наблюдения

· Вклад

· Выйти

· Статья

· Обсуждение

· Читать

· Править

· История

· Не следить

Начало формы

 

Конец формы

· Главная

· Летопись

· Новые статьи

· Случайная статья

Созидание

· Портал сообщества

· Справка

· Техподдержка

· Статистика

· Активность

· Пожертвования

· Сувениры

· Свежие правки

Статьи к улучшению

· Недостающие

· Планируемые

· Короткие

· Сироты

· Тупики

· Незавершённые

· С нехваткою иллюстраций

· Недостающие шаблоны

Партнёры

· АПН

· «Новые Хроники»

· «Русский Обозреватель»

· «Актуальная история»

· «Славянская культура»

· НДП

· РОД

Инструменты

· Ссылки сюда

· Связанные правки

· Загрузить файл

· Спецстраницы

· Версия для печати

· Постоянная ссылка

· Сведения о странице

· Просмотреть свойства

· Цитировать страницу

· Share on facebookShare on livejournalShare on vkShare on twitterShare on odnoklassniki_ruShare on mymailruShare on google_plusone_shareShare on googleShare on tumblrShare on favoritesMore Sharing Services 0

Последнее изменение этой страницы: 17:10, 17 ноября 2015.

· Политика конфиденциальности

· Описание «Традиции»

· Отказ от ответственности

· Мобильная версия

·

·

·

Share on facebookShare on livejournalShare on vkShare on twitterShare on odnoklassniki_ruShare on mymailruShare on google_plusone_shareShare on tumblrShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services 0

Фантастика

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

В Википедии есть проект «Фантастика»  
Фантастика греч. φανταστική литературный жанр

Отношения с другими понятиями:

Художественная литература:


» Научная фантастика • Фэнтези

Фантастика:

На задворках рая (фантастико-детективный роман) • Олежики (сборник четверостиший) •Унисон (научно-фантастическая повесть)

Представители:

· Издание/Документация

· Кольцо фараона

· На задворках рая (фантастико-детективный роман)

· Призраки отеля «International» (фантастический триллер)

· Скрут (книга)

Шаблон: п·о·и

Форма: в·о·и

Фантастика (греч. φανταστική, «воображаемая») — разновидность художественной литературы; её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину «чудесного мира», противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии.

Содержание

[убрать]

· 1 История фантастики

o 1.1 Истоки фантастики

o 1.2 Фантастика в античной и древней литературе

o 1.3 Фантастика в средневековой литературе

o 1.4 Фантастика в эпоху Возрождения

o 1.5 Фантастика в 17 и 18 веке

o 1.6 Фантастика в романтизме

o 1.7 Фантастика в реализме

o 1.8 Возрождение интереса к фантастике в конце 19 века

o 1.9 Фантастика в 20 веке

o 1.10 Фантастика в 21 веке

· 2 Жанры фантастики

· 3 Другие формы фантастики

· 4 Писатели-фантасты

· 5 Ссылки

o 5.1 Журналы

История фантастики[править]

Истоки фантастики [править]

Истоки фантастики — в мифотворческом народно-поэтическом сознании, выразившемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика в существе своём предопределена многовековой деятельностью коллективного воображения и представляет собой продолжение этой деятельности, используя и обновляя постоянные мифические и сказочные образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности. Таким образом возникает предуказанный («архетипический») принцип фантастического правдо- и жизнеподобия, сообразного нравственным и эстетическим закономерностям воображаемого сказочно-мифологического мироздания и составляющего разрастающееся мозаичное целое. Фантастика эволюционирует вместе с развитием литературы, свободно сочетаясь с различными методами (в том числе с реалистическим) изображения идей, страстей и событий. Особенно плодотворным, однако, оказалось сочетание фантастики с романтизмом.

Фантастика в античной и древней литературе [править]

Фантастика выделяется как особый вид художественного творчества по мере отдаления фольклорных форм от практических задач мифологического осмысления действительности и ритуально-магического воздействия на неё. Первобытное миропонимание становится исторически несостоятельным и тем самым — фантастическим, то есть не соответствующим новым представлениям о действительности. Характерным признаком возникновения фантастики служит разработка эстетики чудесного, несвойственной первобытному фольклору. Происходит расслоение: богатырская сказка и сказания окультурном герое трансформируются в героический эпос (народное иносказание и обобщение истории), в котором элементы чудесного являются подсобными и несущественными; сказочно-волшебная стихия осознаётся как таковая и служит естественной средой для рассказа о путешествиях и приключениях, вынесенного за исторические рамки. Так, «Илиада» Гомера представляет собой по сути дела реалистическое описание эпизода Троянской войны (чему не мешает участие в действии героев-небожителей); гомеровская же «Одиссея» — прежде всего фантастическое повествование о всевозможных и невероятных приключениях, не связанных с эпическим сюжетом, одного из героев той же войны. Сюжет, образы и происшествия «Одиссеи» — начало всей литературной западно-европейской фантастики. Примерно так же, как «Илиада» и «Одиссея», соотносятся ирландскиегероические саги и «Плавание Брана, сына Фебала» (7 в. н. э.). Прообразом многих будущих фантастических путешествий послужила пародийная «Правдивая история» Лукиана, где автор для усиления комического эффекта стремился нагромоздить как можно больше невероятного и несуразного и обогатил при этом флору и фауну «чудесной страны» многими живучими выдумками.

Таким образом, ещё в античности наметились основные направления фантастики — фантастические блуждания-похождения и фантастический поиск-паломничество (характерный сюжет — сошествие в ад). Овидий в «Метаморфозах» направил в русло фантастики исконно-мифологические сюжеты превращений и положил начало фантастико-символической аллегории — жанру скорее дидактическому, чем приключенческому: «поучению в чудесах». Фантастические превращения становятся формой осознания превратности и ненадёжности человеческой судьбы в мире, подвластном лишь произволу случая или загадочной вышней воле.

Богатый свод литературно обработанной сказочной фантастики дают сказки «Тысячи и одной ночи»; влияние их экзотической образности сказалось в европейской предромантике и романтизме. Фантастические сюжеты «Тысячи и одной ночи» отличаются своеобразной национальной и религиозной замкнутостью. Фантастическими образами и отзвуками «Махабхараты» и «Рамаяны» насыщена индийская литература от Калидасы до Р. Тагора. Своеобразный литературный переплав народных сказаний, легенд и поверий представляют собой многие произведения японской (например, жанр «рассказа о страшном и необычайном» — Кондзяку-моногатари) и китайской фантастики («Рассказы о чудесах из кабинета Ляо» Пу Сун-лина).

Фантастика в средневековой литературе [править]

Фантастическое воображение под знаком «эстетики чудесного» было основой средневекового рыцарского эпоса — от «Беовульфа» (8 в.) до «Персеваля» (около 1182) Кретьена де Труа и Смерти Артура (1469) Т. Мэлори. Обрамлением фантастических сюжетов стала легенда о дворе короля Артура, наложенная впоследствии на расцвеченную воображением хронику крестовых походов. С ней скрещивалась более исторически обоснованная легенда о дворе Карла Великого. Дальнейшую трансформацию этих сюжетов являют монументально-фантастические, почти совсем утратившие историко-эпическую подоснову ренессансные поэмы «Влюблённый Роланд» Боярдо, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Королева фей» Э. Спенсера. Вместе с многочисленными рыцарскими романами 14-16 вв. они составляют особую эпоху в развитии фантастики. Вехой в развитии фантастической аллегории, созданной Овидием, был «Роман о Розе» 13 в. Гильома де Лорриса и Жана де Мена.

Фантастика в эпоху Возрождения [править]

Развитие фантастики в период Ренессанса завершают «Дон Кихот» М. Сервантеса — пародия на фантастику рыцарских похождений и одновременно начало реалистического романа, и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле — комическая эпопея на фантастической основе, одновременно традиционной и произвольно переоформленной и переосмысленной. У Рабле же находим (глава «Телемское аббатство») один из первых примеров фантастической разработки утопического жанра, хотя и исконно нехарактерной: ведь у зачинателей жанра Т. Мора (1516) и Т. Кампанеллы (1602) утопия тяготеет к дидактическому трактату и лишь в «Новой Атлантиде» Ф. Бэкона являет собой научно-фантастическую игру воображения. Пример более традиционного сочетания фантастики с мечтой о сказочном царстве справедливости — «Буря» У. Шекспира.

В меньшей степени, чем древнейшая мифология и фольклор, стимулировали фантастику религиозно-мифологические образы Библии. Крупнейшие произведения христианской фантастики — «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» Дж. Мильтона — основаны на апокрифах. Это, однако, не умаляет того факта, что произведения европейской фантастики средневековья и Возрождения, как правило, имеют вторичную, этическую христианскую окраску или представляют игру фантастических образов в духе христианской апокрифической демонологии. Вне фантастики стоят жития святых, где чудеса принципиально выделены как экстраординарные происшествия. Тем не менее христианско-мифологическое сознание способствует расцвету особого жанра — фантастики видений. Начиная с апокалипсиса Иоанна Богослова «видения» или «откровения» становятся полноправным литературным жанром: разные аспекты его представляют «Видение о Петре Пахаре» (1362) У. Ленгленда и «Божественная комедия» Данте. Идея «откровения», в отличие от жития, — противопоставление земной действительности иного, сверхъестественного плана существования.

Поэтика религиозного «откровения» определяет визионерскую фантастику У. Блейка: его грандиозные «пророческие» образы — последняя вершина жанра.

Фантастика в 17 и 18 веке [править]

К концу 17 в. маньеризм и барокко, для которых фантастика была постоянным фоном, дополнительным художественным планом (при этом происходила эстетизация восприятия фантастики, утрата живого ощущения чудесного), сменил классицизм, по своей сути чуждый фантастике: его обращение к мифу полностью рационалистично. В романах 17-18 вв. мотивы и образы фантастики походя используются для осложнения интриги. Фантастический поиск трактуется как эротические похождения («фейные сказки», например «Акажу и Зирфила», 1744, Ш. Дюкло). Фантастика, не имея самостоятельного значения, оказывается подспорьем плутовского романа («Хромой бес» А. Р. Лесажа, «Влюблённый дьявол» Ж. Казота), философского трактата («Микромегас» Вольтера) и т. д. В «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта фантастика в духе Рабле и Сирано де Бержерака поставлена на службуидеологической сатире. Реакция на засилье просветитительского рационализма наступила во 2-й половине 18 в.; англичанин Р. Хёрд призывает к прочувствованному изучению фантастики («Письма о рыцарстве и средневековых романах», 1762); в «Приключениях графа Фердинанда Фэтома» Т. Смоллетт предваряет ставший началом развития фантастики 19—20 в. «готический роман» Х. Уолпола, А. Радклиф, М. Льюиса, У. Бекфорда. Поставляя аксессуары романтических сюжетов, фантастика остаётся на подсобной роли: с её помощью двойственность образов и событий становится изобразительным принципом предромантизма.

Фантастика в романтизме [править]

У романтиков двойственность оборачивается раздвоением личности, ведущим к поэтически благотворному «священному безумию». «Прибежища в царстве фантазии» искали все романтики: у «иенцев» фантазирование, то есть устремлённость воображения в запредельный мир мифов и легенд, выдвигалось как приобщение к высшему прозрению, как жизненная программа — сравнительно благополучная (за счёт романтической иронии) у Л. Тика, патетичная и трагическая у Новалиса, чей «Генрих фон Офтердинген» являет образец обновленной фантастической аллегории, осмысленной в духе поисков недостижимого и непостижимого идеально-духовного мира. Гейдельбергская школа использовала фантастику как источник сюжетов, придающих дополнительный интерес земным событиям (так, «Изабелла Египетская» Л. А. Арнима представляет собой фантастическую аранжировку любовного эпизода из жизни Карла V). Такой прагматический подход к Ф. оказался особенно перспективным.

Стремясь обогатить ресурсы фантастики, немецкие романтики обратились к её первоисточникам — собрали и обработали волшебные сказки и легенды («Народные сказки Петера Лебрехта», 1797, в обработке Тика, «Детские и семейные сказки», 1812—1814, и «Немецкие предания», 1816—1818, братья Я. и В. Гримм). Это способствовало становлению жанра литературной сказки во всех европейских литературах, остающегося и поныне ведущим в детской фантастике. Классический его образец — сказки Х. К. Андерсена.

Романтическую фантастику синтезировало творчество Э. Т. А. Гофмана: здесь и готический роман («Эликсир дьявола»), и литературная сказка («Повелитель блох», «Щелкунчик и мышиный король»), и феерическая фантасмагория («Принцесса Брамбилла»), и реалистическая повесть с фантастической подоплёкой («Выбор невесты», «Золотой горшок»).

Попытку оздоровить влечение к фантастике как к «пропасти потустороннего» представляет «Фауст» Гёте; используя традиционно-фантастический мотив продажи души дьяволу, поэт обнаруживает тщету блужданий духа в сферах фантастического и в качестве окончательной ценности утверждает земную жизнедеятельность, преобразующую мир (то есть утопический идеал исключается из области фантастики и проецируется в будущее).

В России романтическая фантастика представлена в творчестве В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, А. Ф. Вельтмана. К фантастике обращались А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», где особенно важен былинно-сказочный колорит фантазии) и Н. В. Гоголь, фантастические образы которого органично влиты в народно-поэтическую идеальную картину Украины («Страшная месть», «Вий»). Его петербургская фантастика («Нос», «Портрет», «Невский проспект»), крайне экономная и «выморочная», по-иному обусловлена общей картиной действительности, сгущенное изображение которой естественно порождает фантастические образы (как и в «Пиковой даме» Пушкина или в «Двойнике» Ф. М. Достоевского).

Фантастика в реализме [править]

С утверждением критического реализма фантастика опять оказалась на периферии литературы, хотя нередко привлекалась как своеобразный контекст повествования, придающий символический характер реальным образам (например, у Ш. Бронте, Н. Хоторна, А. Стриндберга). Готическую традицию фантастики развивает Э. По, рисующий или подразумевающий запредельный, потусторонний мир как царство призраков и кошмаров, властвующих над земными судьбами людей. Однако он же предвосхитил («История Артура Гордона Пима», «Низвержение в Мальстрем») появление новой отрасли фантастики — научной фантастики, которая в творчестве Ж. Верна и Г. Уэллса принципиально обособляется от общефантастической традиции; она рисует реальный мир, преображаемый наукой (к худу или к добру) и по-новому открывающийся взгляду исследователя. (Правда, развитие космической фантастики приводит к открытию новых миров, по неизбежности как-то соотносящихся с традиционно-сказочным, но это момент привходящий.)

Возрождение интереса к фантастике в конце 19 века [править]

Интерес к фантастике как таковой возрождается к концу 19 в. у неоромантиков (Р. Л. Стивенсон), декадентов (М. Швоб, Ф. Сологуб), символистов (М. Метерлинк, А. А. Блок), экспрессионистов (Г. Мейринк), сюрреалистов (Г. Казак, Э. Крёйдер). Развитие детской литературы порождает новый облик фантастического мира — мир игрушечный: у Л. Кэрролла, К. Коллоди, А. Милна; А. Н. Толстого («Золотой ключик»), Н. Н. Носова, К. Чуковского. Воображаемый, отчасти сказочный мир создаёт с привлечением мотивов и образов западной приключенческой литературы А. Грин.

Фантастика в 20 веке [править]

В западной литературе 20 в. богато представлена неоготическая фантастика (У. Де ла Мар, Г. Ф. Лавкрафт, Дж. Кольер). Хотя во 2-й половине 20 в. фантастический импульс находит себе выход в основном в области научной фантастики, однако иногда он вызывает качественно новые художественные явления, например трилогия англичанина Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» (1954—1955), написанная в русле эпической фантастики, романы и драмы Кобо Абэ, произведения испанских и латиноамериканских писателей (А. Састре, Хулио Кортасар). Для современности характерно отмеченное выше контекстное использование фантастики, когда внешне реалистическое повествование имеет символико-иносказательный оттенок и даёт более или менее зашифрованную отсылку к какому-либо мифологическому сюжету (например, «Улисс» Дж. Джойса, «Кентавр» Дж. Апдайка, «Корабль дураков» К. А. Портер). Сочетание различных возможностей фантастики являет собой роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Фантастико-аллегорический жанр представлен циклом «натурфилософских» поэм Н. А. Заболоцкого («Торжество земледелия» и др.), народно-сказочная фантастика — творчествомП. П. Бажова, литературно-сказочная — пьесами Е. Шварца.

 

(источник)

Борис Стругацкий о романе "Град обреченный"

Фантастика в 21 веке [править]

В конце ХХ-начале ХХI века классическая научная фантастика начала уступать в популярности фэнтези, стимпанку и мистическим триллерам. Широкий коммерческий успех имеют «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, в России — «Дозоры» Сергея Лукьяненко, книги Ника Перумова. Комикс становится ещё одной популярной формой фантастики, особенно в США, Франции, Японии. Поначалу это развлекательные комиксы о супергероях, таких как Супермен,Бэтмен, Человек-паук, Фантастическая четвёрка. Во второй половине XX в. появляются и более серьёзные работы таких комиксистов как Алан Мур, Фрэнк Миллер, Марк Миллар, Нил Гейман в США, Жан Жиро, Братья Стояловы (писатели, автор идей), Алехандро Ходоровски, Энки Билал во Франции.

Этот подраздел ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников «Традиции», на этом месте должен располагаться подраздел, посвящённый направлениям фантастики в 21-м веке. Вы можете помочь проекту, написав этот подраздел.

Жанры фантастики[править]

Основная статья: Жанры фантастики

В настоящий момент в фантастике выделяют несколько основных направлений, имеющих характерные особенности, например научная фантастика,фэнтези, альтернативная история.

Другие формы фантастики[править]

Жанровые формы фантастики — фантасмагория и феерия — стали традиционным вспомогательным средством сатиры: от М. Е. Салтыкова-Щедрина(«История одного города») до В. В. Маяковского («Клоп» и «Баня»).

Писатели-фантасты[править]

· Список писателей-фантастов СССР, России и СНГ

· Список зарубежных писателей-фантастов

Ссылки[править]

· Лаборатория фантастики

· Русская Фантастика

· Фантастические и фэнтезийные рассказы

· Архивы Кубикуса

· Портал «Цитадель Олмера»

· Фэнзин

· Мегатонна

Журналы [править]

· Журнал «Мир Фантастики»

· Журнал «Если»

· Журнал «The Iron Fort»

· Журнал «Техника - Молодёжи»

· Журнал «Реальность Фантастики»

Категории:

· Articles containing non-English-language text

· Словарь

· Традиция:Статьи с незавершёнными разделами

· Фантастика

· Художественная литература

Навигация

· русский

· MaxSvet

· Обсуждение

· Настройки

· Список наблюдения

· Вклад

· Выйти

· Статья

· Обсуждение

· Читать

· Правка в форме

· Править

· История

· Не следить

Начало формы

 

Конец формы

· Главная

· Летопись

· Новые статьи

· Случайная статья

Созидание

· Портал сообщества

· Справка

· Техподдержка

· Статистика

· Активность

· Пожертвования

· Сувениры

· Свежие правки

Статьи к улучшению

· Недостающие

· Планируемые

· Короткие

· Сироты

· Тупики

· Незавершённые

· С нехваткою иллюстраций

· Недостающие шаблоны

Партнёры

· АПН

· «Новые Хроники»

· «Русский Обозреватель»

· «Актуальная история»

· «Славянская культура»

· НДП

· РОД

Инструменты

· Ссылки сюда

· Связанные правки

· Загрузить файл

· Спецстраницы

· Версия для печати

· Постоянная ссылка

· Сведения о странице

· Просмотреть свойства

· Цитировать страницу

· Share on facebookShare on livejournalShare on vkShare on twitterShare on odnoklassniki_ruShare on mymailruShare on google_plusone_shareShare on tumblrShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services 0

Последнее изменение этой страницы: 17:21, 17 ноября 2015.

· Политика конфиденциальности

· Описание «Традиции»

· Отказ от ответственности

· Мобильная версия

·

·

·

DENAMAX[править преамбулу]

Date: 2015-12-13; view: 529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию