Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные отношения 1 page





 

Примерные вопросы

 

1. Социальная структура общества, ее элементы. Не­равенство и социальная стратификация.

2. Личный и социальный статус человека. Социаль­ные роли.

3. Социальная мобильность.

4. Социальные нормы. Социальное поведение.

5. Этнические общности. Межнациональные отно­шения.

6. Семья как социальный институт и малая группа. Правовые основы семьи и брака.

7. Ребенок в семье. Права ребенка.

8. Социальный конфликт и пути его разрешения.

9. Социальное законодательство, социальная политика.

 

 

1. Социальная структура общества, ее элементы. Неравенство и социальная стратификация

 

 

Под социальной (стратификационной) струк­турой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а так­же совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое проис­хождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стра-тификационной структуры общества является есте-ственное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого нера­венства, их мнения расходятся. Изучая процесс стра­тификации в обществе, К. Маркс назвал таким кри­терием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним соци­альный престиж и принадлежность субъекта к поли­тическим партиям, к власти. Питирим Сорокин счи­тал причиной стратификации неравномерность рас­пределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что соци­альное пространство имеет и множество иных крите­риев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, рели­гиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонни­ки теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социаль­ные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож-дение.м человеческого общества. С появлением пер­вых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), по­степенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа со­циальной стратификации — рабство, касты, сосло­вия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

Первой системой социальной стратификации яв­ляется рабство, возникшее еще в древности и в неко­торых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет ни­каких прав и считается собственностью хозяина (го­ворящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху ра­бовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации сле­дует признать кастовый строй. Кастой называют та­кую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невоз­можен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества яв­ляется Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различ­ных частей бога Брахмы:

а) брахманы — священнослужители;

б) кшатрии — воины;

в) вайшьи — купцы;

г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые не­прикасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют со­словия. Сословие - это группа людей, которая обла­дает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обыч-но в обществе существуют сословия привилегирован­ные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духо­венство (во Франции их так и называли - первое со-словие и второе сословие) ко второй - ремесленни-ков, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лени­ным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически опре­деленной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а сле­довательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они распола­гают». Классовый подход нередко противопоставля­ют стратификационному, хотя на самом деле классо­вое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в общест­ве выделяют в качестве основных следующие клас­сы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура пред­ставляет собой совокупность всех функционирую­щих социальных общностей, взятых в их взаимодей­ствии, в ней могут быть выделены следующие эле­менты:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня:

высший, средний и низший. В экономическираз­витых странах второй уровень является преобладаю­щим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находит­ся также иерархически упорядоченная совокуп­ность различных социальных слоев. Человек, зани­мающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на ка­ком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их проме­жуточное положение во многом определяется неспо­собностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих со­циальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его пе­ремещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это индивид, утра-тивший своп прежний социальный статус, лишен-ный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптиро­ваться к новой социокультурной среде той стра­ты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей на­столько устойчива, что не поддается вытеснению но­выми нормами, принципами, правилами. Их поведе­ние отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредска­зуемые поступки. Среди маргиналов могут быть эт-номаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в ре­зультате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Качественные изменения, происходящие в эконо­мическом базисе современного российского общест­ва, повлекли за собой серьезные изменения в его со­циальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоре­чивостью, неустойчивостью и склонностью к сущест­венным изменениям. К высшей страте (элите) сего­дня могут быть отнесены представители государ­ственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка — финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвали­фицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных про­фессий, занятые трудом средней и низкой квалифи­кации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государствен­ных и муниципальных учреждениях). Следует отме­тить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограничен­ный характер, что может стать одной из предпосы­лок будущих конфликтов в обществе.

В процессе изменения социальной структуры сов­ременного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на бо­гатых и бедных, углубление социальной и имущест­венной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка моз­гов»).

В целом можно сказать, что основными критерия­ми, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

 

 

2. Личный и социальный статус человека. Социальные роли

 

 

Статусэто определенная позиция в социаль­ной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязан­ностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в про­цессе взаимодействия с другими индивидами каж­дый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный ста­тус.

Социальным статусом называется общее поло­жение личности или социальной группы в общест­ве, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предпи­санные и приобретенные (достигнутые). К первой ка­тегории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — про­фессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Этаиерархия формируется под

влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является не-обоснованно завышенным или, наоборот, занижен­ных, обычно говорят, что имеет место утрата равно­весия статусов. Общество, в котором наблюдается по­добная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функциони­рование. От престижа необходимо отличать автори­тет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего ока­зывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большин­ство качеств, которыми он обладает, а также пред­сказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоци­ируемое с тем статусом, который он имеет, приня­то называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый обра­зец поведения, признанный целесообразным для лю­дей данного статуса в данном обществе. Фактиче­ски роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситу­ации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, напри­мер, в военных организациях, другие весьма рас­плывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законода­тельном акте), так носить и неформальный харак­тер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей

эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он иг-рает в обществе. Их совокупность называется роле-вой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации со­циальных ролей. Среди последних, как правило, вы­деляют так называемые основные (базисные) соци­альные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она за­нимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автоно­мию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к уни­фикации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социаль­ных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осу­ществить выбор путей его исполнения самой лич­ности.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт. Ролевым конфликтом называется такая ситу­ация, в которой человек сталкивается с необходи­мостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

 

3. Социальная мобильность

 

 

Социальной мобильностью называется переме­щение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой.

Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во-первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением индивидуумов в рам­ках социальной иерархии общества, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурны­ми изменениями. Примером последней может быть социальная мобильность, вызванная процессом ин­дустриализации: одним из последствий процесса индустриализации стал рост количества людей ра­бочих профессий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством. Во-вторых, мобильность бывает межпоколенная и вну-трипоколенная. Межпоколенной мобильностью на­зывают перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями. В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию. Наконец, выделяют мобильность индивидуальную и группо­вую. Про индивидуальную мобильность говорят, ког­да перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мо­бильности перемещения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс фе-

одалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности. Таких факто­ров социологи выделяют несколько.

Первым фактором социальной мобильности явля­ется образование. Оно играло решающую роль в про­цессе социальной мобильности еще в некоторых древних государствах. В частности, в Китае претен­довать на государственный пост мог только человек, сдавший специальный экзамен.

Важным фактором социальной мобильности явля­ется также социальный статус семьи, к которой при­надлежит человек. Многие семьи различными спосо­бами — от браков до поддержки в деловой сфере — помогают продвижению своих членов в более высо­кие страты.

Влияет на уровень и характер социальной мобиль­ности система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно,

и качественно.

Еще одним фактором, облегчающим социальную мобильность, являются изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приво­дят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются бо­лее престижными.

Кроме экономических изменений усилению про­цесса социальной мобильности могут способствовать также социальные потрясения, например, воины и революции, приводящие, как правило, к смене эли­ты общества.

В качество дополнительного фактора социальной мобильности можно отметить различный уровень рождаемости в разных стратах — более низкий в верхних и более высокий в нижних создает извест­ный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейши­ми из которых являются такие социальные инсти­туты, как армия, семья, школа, церковь, собствен­ность.

Армия функционирует в качестве канала, обес­печивающего вертикальную мобильность как в во­енное, так и в мирное время. Однако в периоды войн процесс «подъема вверх» идет быстрее: крупные потери среди командного состава приводят к за­полнению вакансий людьми более низких званий, отличившихся благодаря своему таланту и храбро­сти.

Церковь в прошлом была вторым после армии ка­налом вертикальной мобильности, особенно в отно­шении средней страты. В результате запрета католи­ческому духовенству жениться исключалась переда­ча церковных должностей по наследству, и после смерти церковнослужителей их должности заполня­лись новыми людьми. Значительные возможности продвижения снизу вверх появлялись также в пери­оды становления новых религий.

Мощным каналом социальной циркуляции в сов­ременном мире являются школы. Получение обра­зования в наиболее престижных школах и универ­ситетах автоматически обеспечивает человеку при­надлежность к определенной страте и достаточно высокий социальный статус.

Семья становится каналом вертикальной мобиль­ности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX — начале XX в. в России достаточно распро-

страненным явлением был бракобедневших, но ти­тулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого бра­ка оба партнера продвигались по социальной лест­нице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том слу-чае, если индивид из более низкой страты подго­товлен к быстрому усвоению новых для него образ­цов поведения и образа жизни. Если же он не смо­жет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида

«своим».

Наконец, наиболее быстрым каналом вертикаль­ной мобильности является собственность, как прави­ло, в виде денег — одного из самых простых и дейст­венных способов продвижения вверх.

Социальная мобильность в открытом обществе по­рождает ряд явлений, как позитивных, так и нега­тивных.

Продвижение индивида вверх способствует реали­зации его личных качеств. Если же движение проис­ходит вниз, то оно помогает выработке у человека бо­лее реалистической самооценки и, соответственно, более реалистическому выбору цели. Также социаль­ная мобильность предоставляет возможности созда­ния новых социальных групп, появления новых идей, приобретения нового опыта.

К отрицательным результатам мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной) относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежнос­ти, необходимость приспосабливаться к своей новой группе. Такая идентификация поведения имеет сво­им следствием напряженность в отношениях с окру­жающими людьми и часто ведет к отчуждению. Для преодоления этого барьера существуют несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности:

1) изменение образа жизни, принятие нового материального статусного стандарта (покупка новой, бо­лее дорогой машины, переезд в другой, более пре­стижный район и т. п.);

2) развитие типичного статусного поведения (из­менение манеры общения, усвоение новых словес­ных оборотов, новые способы проведения досуга и

т. п.);

3) изменение социального окружения (индивид старается окружить себя представителями того соци­ального слоя, в который он стремится попасть).

Положительные и отрицательные последствия со­циальной мобильности сказываются не только на ин­дивиде, но и на обществе. Продвижение людей вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллек­туальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; переме­щение вниз ведет к освобождению высших слоев от малополезных элементов. Но важнее всего то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Предоставляя ин­дивидам возможность изменить свой социальный статус, открытое общество порождает у своих инди­видов так называемое статусное беспокойство — ведь изменение статуса может произойти и в худшую сто­рону. Социальная мобильность часто способствует разрыву социальных связей в первичных социаль­ных группах, например, в семьях, в которых родите­ли принадлежат к низшим стратам, а дети смогли пробиться наверх.

4. Социальные нормы. Социальное поведение

В процессе своей жизнедеятельности люди посто­янно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также свя­зи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть обще-

ственными отношениями. Значительная часть обще-ственных отношений характеризуется противоречи-выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглажива­ния возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при по­мощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма ука­зывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим со­бой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные

нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе^ обусловленные общественными отношениями и яв­ляющиеся результатом сознательной деятельнос-ти людей. Социальные нормы складываются истори­чески, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых об­ществу отношениях и актах. В той или иной мере со­циальные нормы являются обязательными для ис­полнения теми, кому адресованы, имеют определен­ную процедурную форму выполнения и механизмы

своей реализации.

Существуют различные классификации социаль­ных норм. Наиболее важным является разделение со­циальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ-лений людей о добре и зле, о справедливости и не-справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед-шие в привычку в результате их многократного по­вторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, ко­торые выражают стремление людей сохранить опре­деленные идеи, ценности, полезные формы поведе­ния. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, се­мейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила по­ведения, установленные общественными организа­циями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также сами­ми общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются прави­ла поведения, содержащиеся в различных священ­ных книгах либо установленные церковью. Реализа­ция данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уста­вленные или санкционированные государством,

церкви

вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация ко­торых обеспечивается авторитетом и принудитель­ной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не

одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием обществе они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом соци­альных норм, возникшим еще в первобытном обще-стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является за­ранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значе­ние имеет именно его форма. Ритуалами сопровожда­лись многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов со­племенников на охоту, вступления в должность вож­дя, преподнесения даров вождям и др. Несколько по­зднее в ритуальных действиях стали выделять обря­ды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символиче­ских действий. В отличие от ритуалов они преследо­вали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психи­ку человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, бо­лее высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все сто­роны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиоз­ного преклонения был реально существующий пред­мет — фетиш. Потом человек стал поклоняться ка­кому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем то­темизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — ду­ша), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухот­воренность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъесте­ственных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и ре­лигии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появ­ляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регулято­ров.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают кор­поративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего ха­рактера, т. е. рассчитаны на многократное приме­нение, и действуют непрерывно во времени в отно­шении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санк-ционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного по­рядка (процедуры) их реализации. Санкционирован-ность отражает тот факт, что каждый из видов соци­альных норм имеет определенный механизм реализа­ции их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допусти­мого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было ука­зано выше, соблюдение данных норм обычно обес­печивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых соци­альных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается ре­акция общества или социальной группы на поведе­ние индивида в общественно значимой ситуации. По

Date: 2015-12-13; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию