Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ревизионизм





Э. Бернштейн (1850 - 1932) - немецкий социал-демократ, объявивший марксизм устаревшей системой. Он подверг ревизии (пересмотру) основные положения марксизма, что положило начало целому направлению общественной мысли - ревизионизму. Бернштейн отверг марксистское учение о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата, обнищании рабочего класса и заявил, что. пролетариат должен добиваться своих целей путем реформ. Социализм он интерпретировал только как этический идеал, к которому следует стремиться, но которого невозможно достичь. Такая доктрина нашла воплощение в лозунге: «Цель - ничто, движение - все».

 

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Иларион (XI в.) - киевский священник, митрополит. «Слово о законе и благодати» Илариона - первая попытка осмыслить место Руси в мире. Иларион возносит похвалу «великому кагану» Владимиру как крестителю Руси, славит деяния «кагана» Ярослава, подчеркивает величие и независимость Русской земли, которая «слышима и ведома есть всеми четырьмя концами земли...».

Филофей (XV - XVI вв.) - псковский монах, автор концепции «Москва ­третий Рим». В письмах к великому князю Василию III (1505 - 1533) Филофей провозгласил Москву третьим Римом, наследницей древнего Рима и Византии, оплотом истинной веры и заявил, что «четвертому Риму не быть».

 

Ф. Прокопович (1681 - 1736) - сподвижник Петра I, вице-президент Святейшего Синода. В своих произведениях - «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» - идеологически обосновывал реформы Петра I, доказывал преимущества неограниченной, абсолютной монархии, утверждал, что духовная власть должна подчиняться власти светской.

П.Я. Чаадаев (1794 - 1856) автор «Философических писем», первое из которых было опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп». Чаадаев утверждал, что религиозное обособление России, получившей веру от Византии, привело ее к культурной изоляции от Востока и Запада, что поэтому она оказалась не затронутой «всемирным воспитанием человеческого рода», что история ее «мрачна», а будущее сомнительно. За публикацию «Философического письма» «Телескоп» был закрыт, его редактор сослан, а Чаадаев официально объявлен сумасшедшим.

 

Западники и славянофилы - течения в русской общественной мысли, возникшие в 40-х гг. XIX в.

Славянофилы - это русские националисты, полагавшие, что России предназначен свой, особый путь развития. В православной вере и крестьянской общине они видели· те институты, что определяли своеобразие Руси и позволили ей сохранить соборность, цельность, духовность, утраченные на рациональном и эгоистичном Западе. Пороки современного им строя они связывали с отступлением от древних идеалов и особенно - с деятельностью Петра I, насильственно свернувшего, на их взгляд, Россию с ее исторического пути. Славянофилы призывали отменить крепостное право, ввести свободы слова и печати.

В то же время они отвергали парламентскую демократию, полагая, что она ведет к хаосу и революции. Альтернативой парламенту они считали земские соборы. Идеи славянофилов резюмировал К.С. Аксаков в известной формуле: сила власти - царю, сила мнения - народу. (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, С.Т. Аксаков, И.С. Аксаков.)

Западники же доказывали, что не существует особых путей развития для разных народов и что Россия должна следовать по пути западной цивилизации. Однако цель этого маршрута они понимали по-разному. Для одних это был социализм (А.И. Герцен, Н.П. Огарев), для других - либеральное, правовое государство (Т.Н. Грановский).

 

В.С. Соловьев (1843 - 1900) - автор концепции всеединства. Всеединство выступает у Соловьева как Бог, единый в трех ипостасях и определяющий начало всякого Бытия.

В.И. Вернадский (1863 - 1945) - геолог и философ, автор учения о биосфере как о едином, живом веществе и ее эволюции в ноосферу («мыслящую» оболочку Земли).

Понятие «ноосферы» ввели французские ученые Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден; Вернадский наполнил его материалистическим содержанием. В его понимании такое превращение совершается тогда, когда вооруженный научными знаниями человеческий разум становится ведущим фактором развития Земли, сравнимым по мощи с геологическими процессами.

 

Евразийство - политическое и философское течение в русской послереволюционной эмиграции. Евразийцы полагали, что Россия представляет собой особый, «срединный» материк между Европой и Азией и воплощает особый тип культуры, что ее интересы всегда противоположны интересам Запада. (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин).

 

ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ФОРМАЦИИ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

Исследователей всегда занимал вопрос, в каком направлении развивается человеческое общество. При ответе на этот вопрос возникли три рода теорий: исторического круговорота, исторического регресса, исторического прогресса.

Согласно теориям исторического круговорота, общество в своем развитии проходит одни и те же стадии, возвращаясь всякий раз в исходное положение. Такие теории преобладали в античные времена, когда общество было довольно статичным их придерживались, в частности, Платон и Аристотель.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до н.э.) видел в истории человечества лишь регресс. Ее началом он считал «золотой век», когда люди жили легко и беспечно. Затем последовал «серебряный век», сопровождающийся упадком морали. Современную ему эпоху Гесиод оценивал как «железный век», когда правят зло и насилие.

Бурное развитие науки и техники в XVIII в. способствовало распространению теорий общественного прогресса (А. Тюрго, Ж. Кондорсе). Кондорсе рассматривал историю как непрерывный переход от одной эпохи к другой, более прогрессивной. В основе этого движения, на его взгляд, лежит прогресс человеческого разума.

Прогрессистский подход разделял и Гегель. Всемирную историю он описывал как прогресс абсолютного духа во времени.

К. Маркс также верил в концепцию линейного, поступательного развития общества. Но его двигателем, в отличие от Гегеля, он считал материальный фактор - конфликт производительных сил и производственных отношений, приобретающий форму классовой борьбы. Маркс выдвинул теорию общественно-экономических формаций. Формация, в понимании Маркса, есть исторически определенный тип общества, представляющий ступень в его развитии. В основе каждой формации лежит особый способ производства ­совокупность производственных отношений, образующих базис данного общества и основанных на определенном уровне развития производительных сил. Этому базису соответствует определенная политическая, юридическая и идеологическая надстройка. В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс писал: «Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые; более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созревают материальные условия их существования в недрах старого общества». Согласно марксистскому учению, все или почти все общества проходят в своем развитии пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

Первобытнообщинный строй - это самая ранняя стадия в истории человечества, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, коллективным трудом, уравнительным распределением.

Вследствие развития производительных сил на смену первобытнообщинному строю приходят классовые формации. Первой становится рабовладельческая. Основными классами здесь являются рабовладельцы и рабы «говорящие орудия труда».

Эта система сменяется феодализмом - строем, основанным на сословном неравенстве, натуральном хозяйстве, прикреплении крестьян к земле или личности господ.

В результате буржуазных революций преобладающей общественной системой становится капитализм - строй, который базируется на частной собственности и раздирается непримиримыми, антагонистическими противоречиями между буржуазией и пролетариатом. Буржуазия эксплуатирует пролетариат, но пролетариат является, по выражению Маркса, ее могильщиком. Совершив социалистическую революцию, он приходит к власти.

Так возникает коммунизм - система, где преобладает общественная собственность и где нет места эксплуатации человека человеком. В этой формации Маркс выделял две стадии: переходную, социалистическую и завершающую, коммунистическую, на которой образуется полностью бесклассовое общество и возникает изобилие материальных благ.

В теории формаций, однако, есть уязвимые места. Едва ли все многообразие общественных систем можно ограничить цифрой «пять». Существуют сомнения и в справедливости прогрессистской концепции. Ведь в истории каждого народа, каждой страны бывают периоды подъема и упадка. Поэтому в современной философии истории господствует цивилизационный подход. Его сторонники рассматривают историю человечества как процесс смены и сосуществования цивилизаций. Цивилизации могут соседствовать друг с другом, могут менять друг друга, могут возникать новые цивилизации, которые в чем-то превосходят предшествующие, а в чем-то им уступают. Если формации выделяются по экономическим признакам, то цивилизации - по культурно-ценностным.

Цивилизация - это образ жизни, система ценностей, при сущие в определенную эпоху данному народу или группе народов. (В другом значении этого термина, цивилизация есть то, что пришло на смену первобытному варварству.)

Количество цивилизаций зачастую определяется точкой зрения историка.

Скажем, русский публицист Н.Я Данилевский (1822 - 1885) выделял десять «культурно-исторических типов» и считал, что единой всемирной истории не существует. Такую же позицию занимал немецкий философ О. Шпенглер (1880 - 1936), вычленявший восемь культур. (Термин «культура» Шпенглер употреблял в значении «цивилизация».) Каждая культура, по Шпенглеру, живет около тысячи лет, а когда умирает, то превращается в цивилизацию. Это переход от творчества к бесплодию, от становления - к механической работе.

Английский историк А. Тойнби (1889 - 1975) выделял пять крупных цивилизаций, которые делил на 21 мелкую. Цивилизация, по его мнению, возникает в результате вызова, который бросают данному сообществу природа и исторические обстоятельства и на который оно дает ответ. Совокупность этих вызовов и ответов определяет своеобразие данной цивилизации. Каждая цивилизация, согласно Тойнби, проходит четыре стадии: генезис, рост, надлом, распад. Историю Тойнби рассматривал как кругооборот сменяющих друг друга локальных цивилизаций. При этом он не исключал их слияния в будущем на религиозной основе.

 

Date: 2015-12-13; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию