Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика





СОДЕРЖАНИЕ

ЭКОНОМИКА

Предмет экономической науки 2

Потребности и ресурсы 2

Экономическая система 3

Рынок и его предпосылки 3

Спрос 4

Предложение 5

Равновесная цена 6

Доходы и расходы потребителя 7

Фирма, ее издержки и прибыль 7

Оптимизация объема производства 8

Конкуренция и ее виды 8

Система национальных счетов, валовой внутренний продукт 10

Экономический цикл 11

Налоги 11

Государственный бюджет 11

Капитал 12

Занятость и безработица 13

Деньги 13

Банки и их роль в экономике 14

Ценные бумаги 15

Государственное регулирование экономики 15

История экономических учений 16

Словарь 18

Тесты 23

ЭКОНОМИКА

ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙНАУКИ

Слово «экономика» имеет греческое происхождение. Состоит оно из двух частей: «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» ­правило, закон. В буквальном переводе экономика - это правило ведения домашнего хозяйства, и греки вкладывали в данный термин именно такое содержание. Однако ныне он приобрел более широкий смысл. Экономика в современном понимании, во-первых, хозяйство региона, страны, мира, Во-вторых, наука о законах функционирования этого хозяйства.

Экономическая наука подразделяется на позитивную и нормативную. Позитивная теория определяет причины и пытается установить последствия тех или иных экономических явлений. Скажем, она выясняет, почему произошел спад, повысилась безработица и т.д. Нормативная теория вырабатывает практические рекомендации, например, как обеспечить подъем, увеличить занятость и т.п.

Экономическая теория, кроме того, делится на микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение участников хозяйственной жизни: домашних хозяйств, фирм, отраслей, рынков конкретных товаров и услуг. Макроэкономика рассматривает экономику в целом, ее общие сферы: цены, инвестиции, занятость, национальный доход. Микроэкономика и макроэкономика не разделены китайской стеной; это две стороны одной медали: макроэкономика есть совокупность микроэкономических субъектов.

 

ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ

Своим существованием экономическая наука обязана свойственному человеку и обществу

фундаментальному противоречию: неограниченности потребностей и ограниченности ресурсов.

Потребности человека никогда не бывают полностью удовлетворены; если он голоден и раздет, ему нужны еда и одежда; если он сыт и одет, он захочет лучше есть и одеваться; когда же его доход станет достаточно велик, у него появятся новые потребности: в просторной квартире, загородном доме, образовании, отдыхе, медицинском обслуживании. Все это именуется законом возрастания потребностей.

Однако ресурсы, блага, находящиеся в распоряжении человека, с помощью которых он удовлетворяет свои потребности, как правило, ограничены. Поэтому они являются платными. Называются такие блага экономическими.

Впрочем, есть блага, присутствующие в количестве, превышающем человеческие потребности. Именно поэтому они бесплатны. Такие блага называются свободными или неэкономическими. Это, например, песок в пустыне или вода у родника.

Для того чтобы удовлетворить свои потребности, люди производят блага: товары и услуги. Используемые в этом процессе ресурсы называются факторами производства. Основные виды факторов производства таковы.

1. Земля. В это понятие включается не только сама земля, но и все природные ресурсы: вода, воздух, полезные ископаемые. Доход, который приносит земельная собственность, именуется рентой.

2. Труд, т.е. деятельность людей по производству благ. Доход, приносимый трудом, именуется заработной платой.

3. Капитал, т.е. здания, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты. Доход, получаемый собственниками капитала, именуется процентом.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Экономическая система есть способ устройства хозяйственной жизни общества.

Каждая экономическая система вынуждена решать три фундаментальных вопроса.

1. Что производить? Выпуску каких товаров и услуг отдать предпочтение? Скажем, производить пушки или масло?

2. Как производить? Какую избрать технологию, например, трудоемкую, требующую большого числа занятых, или капиталоемкую, базирующуюся на применении эффективного оборудования?

3. Для кого производить? Иными словами, как распределять полученный доход? Поровну или в зависимости от вклада в конечный результат? Проедать доход или направлять какую-то его часть в сбережения и инвестиции?

 

Ответом, который дает общество на эти вопросы, становится избранная им экономическая система. Существуют следующие типы экономических систем.

1. Традиционная экономика. Такая система основывается на традиции, определяющей занятия людей. Веками, по неизменным технологиям, они изготавливают одни и те же блага. В этой экономике господствует натуральное хозяйство, сельское хозяйство является ведущей отраслью. К прогрессу такая система не способна. Ныне она сохраняется только в Африке и некоторых странах Азии.

2. Централизованная (плановая, социалистическая, командно-административная) экономика. В этом случае все или почти все средства производства находятся в собственности государства. Производство происходит по плану, принимаемому правительством. Такая система позволяет мобилизовать ресурсы для ускоренного развития какой-либо отрасли, обычно военной промышленности. Однако она не стимулирует труд и затрудняет развитие гражданских отраслей. Социалистическая система существовала в Советском Союзе, Китае и соседних с ними странах, ныне сохраняется только на Кубе и в Северной Корее.


3. Рыночная (капиталистическая) экономика. Такая экономика основывается на частной собственности, инициативе и конкуренции свободных людей. Рыночная система создает стимулы для экономического роста, но граждане в полной мере несут риск и ответственность за свои решения.

4. Смешанная экономика. В экономике любой страны почти' всегда присутствуют, хотя в различной мере, разные уклады. Поэтому почти любую экономику можно назвать смешанной. Смешанной называется и современная капиталистическая экономика, поскольку она базируется не только на свободном предпринимательстве, но и государственном регулировании.

 

РЫНОК И ЕГО ПРЕДПОСЫЛКИ

Рынок есть свободный обмен товарами и услугами. При более менее развитых рыночных отношениях в этом обмене участвует особый товар, выполняющий роль посредника, принимаемый всеми покупателями и продавцами, - деньги. Рыночные отношения зародились в глубокой древности, основываются они на двух предпосылках:

разделение труда, порождающее специализацию;

частная собственность.

 

СПРОС

Спрос есть зависимость между ценой товара и тем его количеством, которое хотят и могут купить потребители.

Величина спроса - это количество товара, которое потребители готовы приобрести при данной цене в определенном месте за единицу времени.

Закон спроса гласит, что величина спроса на товар находится в обратной зависимости от его цены. Чем выше цена товара, тем ниже спрос на него, чем ниже цена, тем спрос выше. Действие закона спроса вызывается следующими обстоятельствами..

1. Эффект покупателя. При повышении цены товар становится недоступным для ряда граждан, таким образом, число покупателей уменьшается. При понижении цены товар становится доступным для большего числа граждан, число покупателей увеличивается.

2. Эффект дохода. При снижении цены покупатель экономит часть своих денег и может позволить себе приобрести большее количество данного товара.

3. Эффект замещения. При снижении цены товара покупатель стремится заменить им, насколько возможно, те товары, чьи цены повысились или не изменились.

 

Величина спроса на товар меняется только под воздействием его цены.

Эта зависимость выражается функцией спроса

Qd=a - bр,

где

Qd - величина спроса,

а - максимальная величина спроса на товар, т.е. то его количество, которое показатели готовы при обрести при нулевой цене,

b - тангенс угла наклона кривой спроса,

р - цена.

 

Зависимость между величиной спроса на товар и его ценой можно выразить также в таблице или на графике. Таблица именуется шкалой спроса, график - кривой спроса. Приведем следующий пример.

Цена (тыс. руб.)          
Величина спроса (штук)          

Под воздействием неценовых факторов меняется сам спрос. Эти факторы таковы.

1. Вкусы и предпочтения потребителей, меняющиеся, например, под влиянием, моды.

2. Цены на сопряженные товары: заменяющие (субституты) и дополняющие (комплементы). Скажем, черный и белый хлеб являются товарами-заменителями. При росте цен на белый хлеб увеличится спрос на черный. Жилье и мебель являются дополняющими товарами. При падении цен на недвижимость вырастет спрос на мебель.

3. Количество покупателей. При росте населения города, например, вырастает спрос на продаваемые в нем товары.

4. Доходы потребителей. Спрос на большинство товаров растет с ростом дохода. Такие товары называются нормальными. Однако есть товары, спрос на которые падает с ростом дохода и увеличивается с его падением. Это относительно дешевые товары, товары низшей категории: картофель, крупы, табак и т.д. Разбогатев, потребитель сокращает их долю в своем рационе, обеднев - увеличивает.

 

Изменение величины спроса иллюстрируется движением по кривой спроса, изменение спроса - сдвигом кривой спроса. При росте спроса она смещается вправо, при падении - влево.

 


ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение есть зависимость между ценой товара и тем его количеством, которое хотят и могут продать продавцы. Величина предложения - это количество товара, которое продавцы готовы продать по данной цене в определенном месте за единицу времени.

Закон предложения гласит, что величина предложения товара находится в прямой зависимости от его цены. Чем выше цена товара, тем больше его предложение, чем ниже цена, тем предложение меньше. Действие закона предложения объясняется тем обстоятельством, что рост цены побуждает производителей увеличивать выпуск, падение - его сокращать.

Величина предложения товара меняется только под воздействием его цены. Эта зависимость выражается функцией предложения

Qs=c+dp

где

Qs - величина предложения,

с - минимальная величина предложения товара, Т.е. то его количество, которое продавцы готовы предложить при нулевой цене,

d - тангенс угла наклона кривой предложения.

 

Зависимость между величиной предложения товара и его ценой можно выразить также в таблице или на графике. Таблица именуется шкалой предложения, график - кривой предложения. Приведем следующий пример.

Цена (тыс. руб.)          
Величина спроса (штук)          

Под воздействием неценовых факторов меняется само предложение. Эти факторы таковы.

1. Издержки фирмы. Снижение издержек в результате технических усовершенствований или падения цен на сырье и материалы ведет к росту предложения, увеличение издержек - к его падению.

2. Спрос на сопряженные товары. При увеличении спроса на заменяющие товары предложение данного товара падает, при уменьшении - возрастает. При увеличении спроса на дополняющие товары предложение данного товара возрастает, при уменьшении ­падает.

3. Ожидания изменения цен. При ожидании, например, повышения цены предложение данного товара уменьшается: продавцы начинают его придерживать.

4. Налоги и субсидии. Фирмы рассматривают налоги как издержки. Поэтому рост налогов ведет к уменьшению, падение - к увеличению предложения. Субсидии же компенсируют издержки и способствуют росту предложения.

5. Изменение количества производителей. Увеличение числа фирм в отрасли ведет к росту, уменьшение - к падению предложения.

 

Изменение величины предложения иллюстрируется движением по кривой предложения, изменение предложения - сдвигом кривой предложения. При росте предложения она смещается вправо, при падении влево.

 

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА

Если совместить приведенные в предыдущих разделах шкалы и кривые спроса и предложения, то окажется, что при цене в три тыс. руб. их величины совпадают. Такая цена называется равновесной. Количество товара, продаваемого при этой цене, называется равновесным. При равновесной цене количество товара, которое продавцы готовы продать, равно количеству товара, которое покупатели готовы купить. Если цена поднимется выше равновесной, то образуется избыток, если опустится ниже равновесной, то возникнет дефицит данного товара.

Рост спроса ведет к увеличению равновесной цены и равновесного количества. Падение спроса ведет к их уменьшению. Рост предложения ведет к уменьшению равновесной цены и к увеличению равновесного количества, Падение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества.

Когда же спрос и предложение меняется одновременно, то наблюдается следующая картина.

1. Предложение растет, спрос падает. Тогда равновесная цена снижается, а равновесное количество меняется в зависимости от того, в какой степени изменились спрос и предложение.

2. Предложение падает, спрос растет. Тогда равновесная цена повышается, а равновесное количество меняется в зависимости от того, в какой степени изменились спрос и предложение.

3. Спрос и предложение растут. Тогда равновесное количество повышается, а равновесная цена меняется в зависимости от того, как изменились спрос и предложение.

4. Спрос и предложение падают. Тогда равновесное количество снижается, а равновесная цена меняется в зависимости от того, как изменились спрос и предложение.


 

 

ДОХОДЫ И РАСХОДЫПОТРЕБИТЕЛЯ

Различаются номинальный, т.е. денежный доход, и доход реальный. Реальный доход зависит от изменения цен: при их повышении он растет, при снижении - падает. Индекс потребительских цен, выражающий их динамику

Ip =S1/S0

где

S1 - стоимость фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде,

S0 - его стоимость в базовом периоде.

Индекс реального дохода

Ir=In/Ip

где In - индекс номинального дохода.

 

Потребительские расходы делятся на обязательные и произвольные.

Обязательные расходы - это совершаемые в минимально необходимом размере траты на жизненно необходимые вещи (еду, одежду, транспорт, коммунальные услуги). Произвольные расходы - это траты, осуществляемые вне данных рамок.

 

ФИРМА, ЕЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ

Фирма это коммерческая организация, приобретающая и соединяющая факторы

производства для создания и продажи товаров и услуг с целью получения прибыли.

Прибыль есть разность между выручкой фирмы и ее общими (совокупными) издержками. Выручка - это денежная сумма, полученная от реализации продукции. Издержки - это стоимость приобретенных ресурсов (факторов производства). Издержки делятся на прямые и косвенные, постоянные и переменные.

Прямые издержки непосредственно относятся к производству продукта.

Они включают стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, зарплату рабочих. Косвенные издержки не связаны напрямую с продуктом. Они относятся к фирме в целом и включают расходы на содержание административного аппарата, амортизационные отчисления, арендную плату, плату за кредит т.д.

Постоянными называются издержки, не зависящие от объема производства. Это затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, энергию, зарплата рабочих, некоторые налоги, например, на прибыль, на добавленную стоимость. Главным образом это прямые издержки.

Деление издержек на постоянные и переменные предполагает выделение в истории фирмы краткосрочного и долгосрочного периодов. В краткосрочном периоде часть издержек остается неизменной. Скажем, в это время не закупает новых станков. В долгосрочном периоде фирма обычно расширяет производство, закупает новое оборудование, строит новые здания, поэтому все ее издержки становятся переменными.

Издержки производства единицы продукции именуются средними.

АТС= ТС /Q

где

ТС - общие издержки (total costs),

Q - общий продукт, т.е. объем продукции, выпущенный фирмой за единицу времени.

 

Средние постоянные издержки (average fixed costs)

АFС = TFC/Q

где

ТFС - общие постоянные издержки.

 

Средние переменные издержки (average variable costs)

AVC = TVC/Q

где

ТVС - общие переменные издержки.

 

Выделяются также бухгалтерские (явные, внешние) издержки и экономические издержки.

Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость использованных ресурсов. Такие расходы фиксируются в бухгалтерских книгах и поэтому называются бухгалтерскими.

Экономические издержки включат бухгалтерские издержки, а также альтернативные (внутренние, неявные) издержки, т.е. величину упущенной выгоды от лучшего из отвергнутых вариантов. Скажем, вложив деньги в свое дело, предприниматель упустил возможность положить их в банк и получать процент. Развернув производство в принадлежащих ему зданиях, он упустил возможности сдать их в аренду. Неполученные процент и арендная плата и составляют альтернативные издержки.

Вычтя бухгалтерские издержки из выручки фирмы, получим бухгалтерскую прибыль. Отняв от этой величины альтернативные издержки, получим экономическую прибыль.

 

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА

Издержки фирмы тесно связаны с масштабом ее производства: С ростом выпуска эффект масштаба поначалу является положительным: средние издержки снижаются. Затем он становится отрицательным: средние издержки начинают возрастать.

Положительный эффект масштаба связан с преимуществами массового производства. Он достигается благодаря углублению специализации, применению дорогостоящего, но высокопроизводительного оборудования, закупок больших партий ресурсов по низким ценам, проведению научных исследований и внедрению их результатов в производство и т.д. Отрицательный эффект масштаба вызывается прежде всего ухудшением управляемости. Интересы подразделений начинают преобладать над интересами компании.

Фирме целесообразно наращивать производство до тех пор, пока средние издержки снижаются. Объем выпуска, при котором их величина достигает минимума, называется минимально эффективным размером фирмы.


 

КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Конкуренция в экономической деятельности есть происходящее на рынке соперничество.

Выделяются следующие виды конкуренции (типы рыночных структур).

1. Совершенная конкуренция. На таком рынке действует множество мелких фирм, выпускающих однородный продукт; доля каждой фирмы в общем производстве отрасли крайне мала; отсутствуют барьеры для входа фирм в отрасль и ухода из нее; покупатели и продавцы обладают полной информацией о состоянии рынка и качестве товаров. Такой рынок является абстракцией, хотя в определенной мере к нему приближаются рынки отдельных продуктов питания и в некоторых секторах сферы услуг.

2. Несовершенная конкуренция. Это рынок, где ограничивается свободное предпринимательство. На таком рынке действует небольшое число фирм, каждая из них способна влиять на цены, существуют барьеры для входа в отрасль (например, размер первоначального капитала). Известны такие рынки несовершенной конкуренции, как монополия и олигополия.

 

Монополия есть фирма, являющаяся единственным поставщиком данного продукта. Монополия крайне редко возникает в результате абсолютной победы какой-либо фирмы в конкурентной борьбе. Однако она образуется в тех случаях, когда для производства продукта нужен уникальный ресурс, например, минеральная вода из определенного источника, виноград определенного сорта, либо когда конкуренция не возможна по техническим причинам, например, в электро-, газо-, водоснабжении.

В отсутствие конкуренции фирма теряет стимул к повышению качества продукции и эффективности производства. Поэтому в условиях монополии цены и издержки выше, чем в условиях свободной конкуренции.

Возможна противоположная монополии ситуация: на рынке действует множество продавцов и один покупатель. Такая ситуация называется монопсонией. Классическим примером монопсонии считается город с одним предприятием.

Олигополия есть ситуация, когда на рынке присутствует небольшое число поставщиков. Это обычная ситуация в отраслях тяжелой промышленности, для входа в которые требуется значительный капитал. Олигополисты стремятся избегать ценовой конкуренции. Для повышения прибыли. они предпочитают использовать другие методы. Это, скажем, образование картеля. Участники картеля сохраняют юридическую самостоятельность, но договариваются о дележе рынка, уровне производства и цен. Если же создание картеля запрещено антимонопольным законодательством, применяется такой способ, как лидерство в ценах: крупная фирма назначает цену на свой продукт, другие устанавливают сходные цены на такие же или аналогичные продукты. Используются и методы неценовой конкуренции: реклама, повышение качества, послепродажное обслуживание.

 

3. Монополистическая конкуренция. На таком рынке присутствует много фирм, вход на него, уход с него вполне свободны. Но каждая из этих фирм производит уникальный продукт, представляя собой монополию. В то же время продукция всех этих фирм взаимозаменяема. Подобная ситуация существует на рынках парфюмерии, модной одежды, продуктов питания. Допустим, потребитель предпочитает докторскую колбасу комбината им. Микояна. Данное предприятие в производстве данного сорта колбас для данного потребителя является монополистом. Но у покупателя есть выбор: он может купить другую колбасу Микояновского комбината или докторскую колбасу иного предприятия.

 

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

Результаты экономического развития оцениваются с помощью системы национальных счетов. Важнейшим ее показателем является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП есть суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, изготовленных внутри страны. Обычно ВВП исчисляется за год.

В ВВП не учитываются следующие товары и услуги:

1. произведенные без оплаты, например, в домашнем хозяйстве;

2. произведенные в теневой экономике, т.е. незарегистрированной хозяйственной деятельности, не сопровождающейся уплатой налогов;

3. не вошедшие в конечное потребление, именуемые промежуточными.

 

Промежуточные блага включают сырье и материалы, потребленные в текущем году. Неиспользованное в данном году сырье и материалы в ВВП включаются. Такой подход позволяет избежать повторного счета.

Немногим отличается от ВВП другой показатель системы национальных счетов - валовой национальный продукт (ВНП). ВНП есть суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, изготовленных как внутри страны, так за ее пределами с помощью только ей принадлежащих факторов производства.

ВВП исчисляется тремя способами.

1. По отраслям. В этом случае ВВП представляет собой сумму стоимости конечных товаров и услуг, созданных во всех отраслях национальной экономики.

2. По доходам. В этом случае ВВП рассчитывается как сумма факторных доходов: заработной платы, прибыли, процента, ренты, а также амортизационных отчислений и косвенных налогов. Во избежание повторного счета в ВВП не включаются трансфертные доходы, получаемые в результате перераспределения факторных доходов: пенсии, стипендии, пособия, дивиденды.

3. По расходам. В этом случае ВВП рассчитывается как сумма личных потребительских расходов, валовых частных инвестиций, сделанных внутри страны, государственных закупок товаров и услуг, чистого экспорта, т.е. разности между экспортом и импортом.


 

Показатели системы национальных счетов можно исчислять в текущих ценах и в постоянных ценах, скажем, ценах предыдущего года. ВВП, определенный в текущих ценах, называется номинальным, в постоянных ­реальным. О динамике экономического роста дают представление только величины реального ВВП.

Величина реального ВВП

ВВПр= ВВПн/IВВП

 

ГД

ВВПн - величина номинального ВВП,

Iввп - дефлятор ВВП, т.е. усредненный индекс цен товаров и услуг.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Экономическое развитие не является неуклонно поступательным процессом. Подъем регулярно сменяется спадом. Периодический процесс смены фаз подъема и спада называется экономическим циклом. Подъем именуется также оживлением, спад ­рецессией. Особенно глубокий спад называется депрессией.

Продолжительность подобного цикла - примерно восемь лет. Спад длится обычно около года, производство за это время сокращается на 2-3%. Однако за четыре года Великой депрессии (1929 - 1933) промышленное производство в США уменьшил ось на 40%.

Высказываются гипотезы о существовании более продолжительных циклов. Так, русский экономист Н.Д. Кондратьев (1892 - 1938) полагал, что с конца 18 в. происходят циклы с периодом в 40 - 60 лет. Их он назвал «большими циклами конъюнктуры». Ныне они именуются «волнами Кондратьева).

 

НАЛОГИ

Сбор налогов является одной из важнейших функций государства. Налоги - это обязательные платежи в государственную казну; совершаемые гражданами и организациями.

Выделяются два вида налогов: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества. Это, например, подоходный налог, налоги на прибыль, недвижимость, наследство. Косвенные налоги включаются в цены товаров и услуг. Это таможенные пошлины и сборы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы, т.е. налоги, включенные в цены конкретных товаров и услуг (скажем, водки, пива, сигарет).

Размер налоговых поступлений зависит от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это величина, с которой взимается налог. Налоговая ставка - это доля налога в величине налоговой базы.

Существует три вида налогообложения: пропорциональное, прогрессивное, регрессивное. В первом случае с увеличением дохода налоговая ставка не меняется, во втором - растет, в третьем - падает. Так, за приобретенную единицу товара выплачивается определенная величина акциза. Но чем больше доход, тем меньшую долю составит в нем этот акциз.

С ростом налоговой ставки сужается налоговая база. Со снижением налоговой ставки налоговая база расширяется. Соотношение между этими параметрами должно быть таким, чтобы обеспечивать максимум налоговых поступлений и не подрывать стимулы к производству.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Государственный бюджет это план государственных доходов и расходов. Составляется он обычно на год. Важнейшим источником доходов государства служат налоги. При равенстве доходов и расходов бюджет считается сбалансированным. Превышение доходов над расходами именуется профицитом, расходов над доходами - дефицитом бюджета.

Для того чтобы покрыть дефицит, используются следующие способы: увеличение налогов, сокращение расходов, продажа государственных активов, дополнительная денежная эмиссия (выпуск денег), займы, внутренние (сделанные внутри страны) и внешние (сделанные за рубежом). Все эти методы имеют значительные недостатки.

Увеличение налогов замедляет экономический рост. Сокращение расходов не позволяет государству выполнить свои обязательства. Необеспеченная денежная эмиссия порождает инфляцию. Государственные займы ложатся тяжелым бременем на всех граждан страны и ведут к удержанию кредита.


 

КАПИТАЛ

Капитал есть совокупность материальных, денежных, интеллектуальных ресурсов, служащих для производства других благ. Капитал делится на реальный, имеющий форму средств производства, и денежный (финансовый).

Реальный капитал подразделяется на основной и оборотный. К основному капиталу относится имущество, служащее более года. Это

1. здания и сооружения;

2. машины и оборудование, инструменты, инвентарь, скот;

3. патенты, товарные знаки, авторские права.

 

К оборотному капиталу относится имущество, которое переносит свою стоимость на продукт в течение срока, не превышающего один год. Это

1. сырье, материалы, энергия;

2. незавершенное производство;

3. готовая продукция;

4. товары для перепродажи.

 

Эффективность использования капитала характеризуется таким показателем, как норма прибыли (рентабельность).

Норма прибыли (rate оfrеturn)

RR=TP/C

где

ТР - величина прибыли (total pгofit),

С - величина вложенного капитала.

 

Основной капитал подвержен физическому и моральному износу.

Физический износ заключается в ухудшении состояния средств производства по мере их использования. Моральный износ состоит в удешевлении основного капитала в связи с появлением более эффективных средств производства или уменьшением издержек их изготовления.

Уменьшение вследствие износа стоимости основного капитала называется амортизацией. В целях возмещения такого износа производятся амортизационные отчисления. Вложения в основной капитал именуются инвестициями.

 

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

Население страны делится на экономически активное и экономически неактивное. Экономически активное население (рабочая сила) делится на занятых и безработных. Занятые - это люди, участвующие в производстве товаров и услуг. Безработные - это люди, которые не имеют работу, но ее ищут. Экономически неактивное население, следовательно, - это люди, которые не имеют работы и не ищут ее - в силу возраста, болезни, учебы, наличия средств к существованию, асоциального поведения и т.д.

Для измерения масштабов безработицы используются такие показатели, как ее средняя продолжительность, т.е. длительность поисков работы, и ее норма (уровень), т.е. доля безработных в численности экономически активного населения (в %).

Норма безработицы

ru =U/L =V/E+V

где

U - численность безработных;

L - численность экономически активного населения;

Е - численность занятых.

 

Выделяются следующие виды безработицы.

1. Фрикционная безработица. Включает граждан, впервые появившихся на рынке труда (например, после окончания школы или вуза либо демобилизации из армии), а также покинувших по иным причинам прежнее место работы и занятых поиском нового.

2. Структурная безработица. Выражается в несовпадении структур спроса на рабочую силу и ее предложения по квалификации, специальностям, географическим районам и т.д. Такая безработица порождается техническим прогрессом, вызывающим структурные сдвиги в экономике.

3. Циклическая безработица. Связана с циклическим развитием экономики и выражается в сокращении занятости во время спада.

 

Можно выделить и другие виды безработицы: сезонную, проявляющуюся в сезонных колебаниях в спросе на рабочую силу и существующую, например, в сельском хозяйстве; скрытую, проявляющуюся в нерациональной занятости.

Стопроцентная занятость населения невозможна. Фрикционная и структурная безработица имеет место всегда. Но не всегда присутствует циклическая безработица. Поэтому считается, что в ее отсутствие имеет место полная занятость. Уровень безработицы (фрикционной и структурной), существующий при полной занятости, определяется как естественный уровень безработицы. В развитых странах он составляет обычно 5 - 6%.

 

ДЕНЬГИ

Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Деньги выполняют следующие функции.

1. Мера стоимости. Деньги позволяют дать количественную оценку ценности товара. Благодаря этому оказывается возможным сравнивать друг с другом самые разнородные товары.

2. Средство обращения. Деньги, вырученные от продажи товара, могут быть потрачены на покупку любых товаров. Разделение труда существует именно благодаря этому свойству денег.

3. Средство накопления. Деньги, изъятые из обращения с целью накопления, превращаются в сокровище - средство сохранения ценности (стоимости).

4. Средство платежа. Деньги используются как средство платежа при отложенном расчете за товары и услуги - при погашении кредитов, ссуд, уплате налогов.


Экономику обслуживают наличные и безналичные деньги. В развитых странах ныне действуют два вида наличных денег: монеты из дешевых сплавов и банкноты. Те и другие выпускаются в обращение Центральным банком.

Безналичные деньги представляют собой не что иное, как записи на банковских счетах. Безналичные деньги включают:

1. вклады до востребования (вклады на текущие счета, управляемые с помощью чеков);

2. срочные вклады (вклады, сделанные на определенный срок);

3. сберегательные склады (вклады, по которым не открываются текущие счета).

Таким образом, денежная масса представлена несколькими составляющими - денежными агрегатами; каждый последующий агрегат включает предыдущий. Эти агрегаты таковы:

М0 - наличные деньги;

М1 = М0 + вклады до востребования;

М2 = М1 + сберегательные вклады + мелкие срочные вклады;

М3 = М2 + крупные срочные вклады;

L = М3 + государственные краткосрочные ценные бумаги.

 

БАНКИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

Хотя деньги являются особым товаром, они имеют общую со всеми другими товарами черту. Как и любой товар, деньги служат объектом купли­-продажи. Предложение здесь исходит от тех фирм и домашних хозяйств, которые имеют избыток денежных средств. Спрос на них предъявляют те фирмы и домашние хозяйства, которые испытывают их недостаток и готовы платить за право пользования ими. Посреднические функции на рынке ссудного капитала выполняют банки.

Операции банков делятся на пассивные и активные. Пассивные операции заключаются в приеме на хранение денежных вкладов. Активные операции состоят в выдаче кредитов. Прибыль банка образуется за счет того, что проценты, которые он получает от заемщиков, превышает про центы, которые он выплачивает вкладчикам.

Банковские вклады (депозиты) делятся на два главных вида: вклады до востребования и срочные вклады. С тех и других вкладчик вправе снять деньги, когда ему заблагорассудится. Но процент по срочному вкладу он получит при условии, что не будет снимать деньги в течение определенного, согласованного банком срока. Поэтому по срочным вкладам процент, как правило, выше, чем по вкладам до востребования.

Банк - не копилка. Он представляет собой коммерческую организацию, стремящуюся к получению прибыли. Это возможно, если только не держать деньги взаперти, а превращать вклады в кредиты. В то же время банк должен быть готов вернуть деньги вкладчикам. Случаются «набеги вкладчиков», когда под воздействием неблагоприятных обстоятельств они теряют уверенность в надежности своего банка и бегут изымать свои деньги. Для предотвращения

краха банку необходимы резервы. И Центральный банк устанавливает норму резервов. Это доля вкладов, которую коммерческие банки должны держать в Центральном банке. Из этих средств он выдает кредиты попавшим в затруднительное положение коммерческим банкам. Процент, под который Центральный банк выдает кредиты, называется учетной ставкой.

 

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Ценные бумаги - это документы, закрепляющие имущественные права и котирующиеся на рынке. Наиболее распространенными видами ценных бумаг ныне являются акции и облигации. Акция - это документ, свидетельствующий, что ее владелец обладает долей в собственности акционерного общества и имеет право получить соответствующую долю прибыли (дивиденд). Облигации - это долговые обязательства, выпускаемые большим тиражом государством и крупными фирмами; по облигациям выплачивается определенный процент.

Акции и облигации приобретаются и в спекулятивных целях. Торговля ими происходит на фондовой бирже. Спекулянты могут играть на повышение или на понижение курса (рыночной цены) акций. Тех, кто играет на повышение, называют «быками». Тех, кто играет на понижение, называют «медведями». «Быки» скупают акции, провоцируя рост их котировок, и стремятся продать их на максимуме цены, предшествующем падению их курса. «Медведю» продают акции, добиваясь падения их курса, скупают их по низким ценам, вновь продают, когда цена вырастет, и кладут разницу в свой карман. Биржевые спекуляции способствуют притоку капитала в реальный сектор экономики, в производство товаров и услуг.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Капитализм свободной конкуренции существовал до Великой депрессии 1929 -

1933 гг. Затем западные государства приступили к регулированию экономики. Необходимо было преодолеть спад и снизить безработицу. Для этого использовались методы фискальной (бюджетно-налоговой) политики, рекомендованные английским экономистом Дж. Кейнсом (1883 - 1946). Главным фактором экономического роста он считал спрос, и в целях его стимулирования правительства снижали налоги и увеличивали свои расходы, финансируя общественные работы и различного рода программы, скажем, развития тех или иных территорий. Следствием подобных мероприятий становился бюджетный дефицит, покрывавшийся с помощью займов и дополнительной денежной эмиссии.

Фискальная политика хорошо зарекомендовала себя в борьбе со спадом.

Но в 1970-х гг. на первый план вышла инфляция спроса - рост цен, вызванный превышением спроса над предложением и опережающий увеличение производства. Для противодействия инфляции фискальная политика предлагает сдерживающие спрос способы - сокращение государственных расходов и повышение налогов. Однако их применение сталкивается с политическими препятствиями.


Поэтому упор в государственном регулировании был сделан на методы монетаристской (кредитно-денежной) политики. Это такие методы, как изменение Центральным банком своей учетной ставки, нормы обязательных резервов, продажа или покупка государством своих долговых обязательств ­облигаций. Общий их смысл состоит в воздействии на денежную массу, каковую следует увеличивать для поощрения роста и уменьшать для подавления инфляции.

Скажем, необходимо стимулировать рост. Тогда следует снизить учетную ставку и норму обязательных резервов. Это расширит объем имеющихся у коммерческих банков средств, удешевит кредит. Тогда же государству нужно скупать свои долговые обязательства. На руках у частных инвесторов появятся дополнительные деньги. Предложение денег в экономике увеличится.

Монетаристская политика является более мягкой, нежели фискальная, поскольку предусматривает только косвенное вмешательство государства в экономику.

 

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Меркантилизм. Экономическое учение, господствовавшее в Западной Европе в 16 - 18 вв. - эпоху перехода от феодализма к капитализму. Принципы меркантилизма таковы.

1. Богатство заключается в золоте и серебре, следует запретить их вывоз из страны и поощрять ввоз.

2. Добытое в стране сырье следует полностью перерабатывать в конечные товары.

3. Следует экспортировать конечные товары, а импорт ограничить по возможности сырьем, так как конечные товары стоят дороже, чем сырье.

4. Необходимо стимулировать рост населения, чтобы обеспечить хозяйство дешевой рабочей силой.

 

В 18 - 19 вв. меркантилизм уступил место экономическому либерализму, основанному на принципах свободы торговли, свободы конкуренции, невмешательства государства в экономику. Либеральные взгляды были выражены в работах представителей классической школы политической экономии: У. Петти, Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Риккардо и др. (Термин «политическая экономия» ввел в научный оборот француз А. Монкретьен в 1615 г.).

У. Петти (1623 - 1687) английский экономист, один из основоположников классической школы. В отличие от меркантилистов, Петти полагал, что богатство образуют не только деньги, золото, серебро и прочие драгоценности, но и земля, и все продукты человеческого труда. «Труд есть отец и активный принцип богатства, - писал Петти - Земля - его мать».

Ф. Кенэ (1694 - 1774) - экономист и личный врач французского короля Людовика ХУ, основоположник школы физиократов - течения в классической политэкономии. Кенэ полагал, что «чистый продукт» (согласно современной терминологии, национальный доход) создается в сельском хозяйстве, а в промышленности он лишь меняет форму. В «Экономической таблице» Кенэ впервые в мире показал кругооборот доходов, расходов и продукта общества.

А. Смит (1723 - 1790) - выдающийся английский экономист. Главное произведение - «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит ввел понятия потребительной и меновой стоимости товара. С потребительной стоимостью он отождествлял полезность товара, с меновой - его действительную, «естественную» цену, вокруг которой колеблются номинальные, рыночные цены. Естественную цену Смит понимал как сумму

заработной платы, прибыли, ренты.

Д. Риккардо (1772 - 1823) английский экономист. Главный труд «Принципы политической экономии и налогового обложения» (1817). Риккардо утверждал, что естественная цена товара определяется в основном трудом, затраченным на его производство, что колебания прибыли могут изменить эту цену всего на 6 - 7%. Поэтому американский экономист Дж. Стаглер назвал концепцию Риккардо «93%-й трудовой теорией стоимости».

Т. Мальтус (1766 - 1834) английский экономист, В «Очерке о законе народонаселения» (1798) Мальтус доказывал, что при благоприятных условиях, т.е. в отсутствие войн и эпидемий численность населения увеличивается в геометрической прогрессии, а производство продовольствия в арифметической. Мальтус опирался на неверные статистические данные, но зато он побудил обратить внимание на то обстоятельство, что чрезмерный рост численности населения может привести к падению его благосостояния.

К. Маркс (1818 - 1883) - немецкий философ и экономист. В своем основном труде - «Капитал» (1867) - Маркс последовательно развил трудовую историю стоимости, сформулировал «абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления» и «основной экономический закон капитализма». Закон капиталистического накопления состоит в том, что в результате конкурентной борьбы происходят концентрация и централизация капитала, а это, в свою очередь, ведет к обнищанию пролетариата и росту «промышленной резервной армии», т.е. безработицы. Основной экономический закон капитализма заключается в производстве прибавочной стоимости. Прибавочную стоимость Маркс определял как ту часть стоимости товара, которая создается неоплаченным трудом наемных работников сверх стоимости их рабочей силы и безвозмездно присваивается капиталистами. Прибавочная стоимость, согласно Марксу, выражает специфическую, эксплуататорскую природу капитализма, его главное противоречие, которое разрешается пролетарской революцией и крахом этой формации.

Дж. Кейнс (1883 - 1946) - английский экономист. Главная книга Кейнса ­«Общая теория занятости, процента и денег» (1936) - написана под влиянием «Великой депрессии» 1929 - 1933 гг. Кейнс полагал, что капиталистическая экономика, предоставленная сама себе, не способна преодолеть кризис и обеспечить устойчивый рост, что для этого необходимо государственное вмешательство. Задачу государства он видел в том, чтобы стимулировать спрос, для чего рекомендовал снижать проценты по кредитам, увеличивать государственные расходы, перераспределять доход в пользу бедных.

 

 

Date: 2015-12-13; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию