Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Ценности и идеалы личности





Мораль и право. Мораль и право похожи. И мораль пред­писывает нам делать одно и запрещает делать другое, и пра­во точно так же ограничивает наше поведение. Тем не менее между ними существуют различия.

Мораль — совокупность нравственных норм, форма об­щественного сознания, регулирующая поведение людей как в частной, так и в общественной жизни.

Право — форма общественного сознания, регулирующая поведение людей согласно совокупности норм, установ­ленных государством и обеспеченных его принудитель­ной силой.

Мораль является совокупностью норм, установленных обществом и обеспеченных силой общественного мнения, личным убеждением человека, а право — совокупностью норм, установленных или санкционированных государ­ством и обеспеченных его принудительной силой.

А что из них появилось раньше? Конечно общество — 40 тыс. лет назад. Государство возникло всего 5—б тыс. лет назад. Следовательно, мораль старше права.

Ещё одно различие. Правовое регулирование, как прави­ло, намного жёстче морального: в первом случае нарушите­лю грозит наказание, во втором — порицание.

Для соблюдения права нужны суды, полиция, парла­мент. Были они в первобытном обществе? Рановато ещё. А кто нужен для того, чтобы соблюдалась мораль? Коллек­тивное мнение людей? Не всегда оно в силах призвать к по­рядку нарушителя. Да и что делать в таком случае — по каждому поводу собирать всё племя, подходить по очереди и каждому виновнику высказывать своё неодобрение или, быть может, провести социологический опрос? Ни один из перечисленных методов не годится. Они неэффективны по части наказания. Нужны другие инструменты воздействия.

И они были придуманы. Первый — религиозная идея за­гробного мира. Второй — страх перед изгнанием из сообще­ства. Вроде бы они разные, но действовали одинаково безот­казно. Но кто сказал, что они разные? У них есть очень существенная общая черта. В одном случае виновник отлу­чался от праведников на том свете, где горел в огне, а во вто­ром его отлучали от праведников на земле — выгоняли в пу­стыню или в чужую страну.

Как действует общественное мнение? Способы самые раз­нообразные. Среди них такие воздействия, как увещевание и осуждение. Виновный может воспротивиться обществен­ному осуждению, если считает, что его несправедливо окле­ветали. Тогда публика должна разобраться, и наказание снимается. Иными словами, ложно обвинённый имеет пра­во защитить свою честь и достоинство. Но, конечно, не в су­де, а в среде своих близких и знакомых. Ведь первобытные племена немногочисленны. Наказанием могло служить внутреннее моральное переживание, связанное с опасением лишиться доброй славы, боязнь стыда. Более мощным инструментом воздействия являлась религия. Именно она содержала и содержит моральный кодекс, который призван удержать человека от дурных поступков и направить на праведные дела. Одним из положений древних религий яв­лялся культ предков.

Древний культ предков превратился в современную эти­ку сыновней почтительности. Она потеряла своё религи­озное содержание, став основой не только светского, но и народного воспитания. Уважение к родителям и забота о них — основа человеческой морали.

Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если они возникают, рождаются из чувства ответ­ственности за благосостояние и благополучие другого челове­ка. Моральную ответственность отличает бескорыстие. Она не должна появиться из-за страха наказания, в силу заклю­чённого делового договора или будущей выгоды. Если чело­век чувствует себя ответственным перед вами только потому, что, боясь вас, договорился с вами и не может нарушить дан­ное слово или, ещё хлеще, рассчитывает на выгодность со­трудничества с вами, то о нравственности лучше забыть.

Эта ответственность не зависит и от того, что делает дру­гой человек, как и от того, что это за человек. Вы чувствуе­те ответственность перед близким, любимым или просто симпатичным вам человеком, но это ваше личное дело. К че­ловеческой морали оно не имеет отношения. Мы пристраи­ваем своего сына или племянника в вуз, на высокую долж­ность или отправляем за границу за государственный счёт. Нравственным подобный поступок именовать нельзя. И гордиться здесь нечем.

Ответственность моральна, пока она полностью беско­рыстна и безусловна: я несу ответственность за другого че­ловека просто потому, что он есть и тем самым может рас­считывать на мою ответственность.

Ответственность моральна постольку, поскольку я вос­принимаю её как мою и только мою ответственность. Её не­возможно обсуждать или передать другому человеку. Я не могу уговорить себя отказаться от этой ответственности. И никакая сила на земле не может освободить меня от неё.


Ответственность за другого, причём за любого другого, а не только за любимого, не требует ни оправданий, ни под­тверждений. Она не требует награды, слов благодарности, повышения оклада или правительственных орденов. Хотя на каждом шагу мы слышим, видим и знаем, как за благо­родный поступок общество спешит нас отблагодарить. Бла­годарностью служит наш добрый поступок. Я горжусь тем, что смог такое сделать. И более высокой благодарности при­думать невозможно.

Ценность и значение. Так уж устроен человек: всё, что попадает в его поле зрения, до чего он касается и что вовле­кает в круг своей деятельности, наделяется значением.

Значение — смысл, которым наделяются понятия и пред- ! меты, составляющие социальное окружение человека, их важность, значительность, роль.

Даже когда мы говорим, что данная вещь не имеет для нас значения, мы неявно помещаем её на некоторую шкалу и придаём ей минимальную важность.

То, что значимо для человека, превращается в ценность.

Ценности — как вам известно — это то, в чём человек нуждается. Очень часто то, что есть в избытке, мы не ценим, но то, что теряем или чего у нас нет, то ценим. Именно до­стижение определённых ценностей является мотивом. Ка­питал, земля, полезные ископаемые, рабочая сила дефицит­ны в любом обществе, и для экономики они — основные ценности. Экономика и есть учение о том, как рационально распоряжаться этими ценностями. Понятия прибыли, при­ватизации, собственности и многое другое — всего лишь техническое обозначение методов, техники и способов наи­более рационального распоряжения дефицитными благами общества, т.е. экономическими ценностями.

Ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне. Для голодного человека хлеб — наивыс­шая ценность, особенно если он долго голодал.


Ценности бывают самыми разными — материальными и духовными, вполне земными и очень отстранёнными. В пер­вой половине 1990-х гг., когда Россию постиг экономиче­ский кризис, значительная часть населения «хотела колба­сы». Так и говорили. В тот момент она была ценностью. Поскольку экономический кризис сопровождался полити­ческим, в стране возросли политическая нестабильность и преступность. Опросы населения чётко показали: на первый план вышел правопорядок, спокойствие на улицах и гаран­тии жизни как высшая ценность. Но 10—15 лет назад, когда перед этим в стране был порядок, никто не говорил о право­порядке как о ценности. Он не был дефицитным благом.

Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И не­удивительно, что они выполняют самые разные функции.

Как-то упорядочившись, составив своеобразную иерар­хию или шкалу, ценности становятся стержнем человече­ской личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости от того, на какие цен­ности он ориентируется и совпадают ли выбранные им цен­ности с теми, которые общество признаёт в числе наиваж­нейших.

Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, гуманизм, гражданствен­ность, альтруизм и т. п. Они занимают верхнюю часть шка­лы общественных ценностей.

Человека, у которого на шкале индивидуальных ценно­стей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью.

Ценностей нет у животных и практически они отсутству­ют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуе­мы. Они приобретаются в обществе — в ходе социализации. Растёт человек, формируется его система ценностей. Разви­тая система ценностей — результат правильной социализа­ции, а не её предпосылка.

В основе иерархии ценностей лежит выбор или предпоч­тение одних ценностей другим.

I Предпочтение — признание преимущества чего-либо по I сравнению с другим.

Когда у мужчин появляется достаточно много денег, то они, планируя трату, расставляют приоритеты: к примеру, детей отправить в престижную школу, жене купить сти­ральную машину и т. д.

В нормальном обществе с нормальными гражданами шкала индивидуальных ценностей жёстко не закреплена.

Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Такова много­мерная шкала индивидуальных ценностей, соответствую­щих свободе выбора, предоставляемой открытым, демокра­тическим обществом.

В том случае, если иерархия ценности человека совпада­ет с общественной шкалой, появляется уверенность и ува­жение к себе, чувство того, что он живёт и поступает пра­вильно. Общественные ценности — добра, справедливости, честности, героизма, патриотизма — выступают по отноше­нию к отдельно взятому человеку как некие идеалы, к кото­рым он стремится в своей жизни, или эталоны поведения.

Самоуважение — осознание себя в качестве личности, уважение к самому себе, к своей личности.

Человек всегда должен быть уверен, что у него есть не­что, за что его можно и следует уважать. На общественной шкале высшее место занимают, в частности, профессио­нальные ценности. Многие требуют от окружающих того, чтобы их уважали как профессионала, как семьянина, как верного друга, как патриота либо как личность. Все это — элементы или разновидности общественной шкалы ценно­стей. Мало кто хочет, чтобы его уважали, скажем, «как бо­гача», «как красивого мужчину». «Богатый человек» и «красивый мужчина» — это разновидности оценки, но не ценностей.

Базовые ценности личности. С ценностями мы сталкива­емся на каждом шагу, хотя задумываемся об этом очень ред­ко. Ещё реже мы задаём себе следующие вопросы:

• Как влияют ценности на наше поведение?

• Какую ценность следует выбрать, если их несколько?

• Что делать, если между ними возник конфликт?

Если обобщить всё многообразие конкретных проявле­ний, видов, типов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придётся выделить семь фундаментальных цен­ностей, важных для всех людей и для всех сфер общества. Это: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справед­ливость, Свобода.


Ведущим мотивом экономической сферы является Поль­за. Не важно, в каких частных терминах она выражается: прибыль, выгода и т. д. Социальная сфера общества — повсе­дневная борьба за существование миллионов простых людей. В ней главным мотивом является Справедливость. Равен­ство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудниче­ство основаны на справедливости. Она их высший лейтмотив и смысл.

Политика строится вокруг другой фундаментальной ценности — Господства. Борьба за власть, лидерство, доми­нирование, подавление, карьера, конкуренция — все они своим лейтмотивом имеют одно, господство. Формы про­явления разные, а суть одна.

Духовная сфера — самая разнородная изо всех четырёх. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Они опираются сразу на три великие ценности — Истину, Кра­соту и Добро. Религия строится вокруг добра, наука — во­круг истины, культура и искусство — вокруг красоты. Об­разование находится на пересечении добра и истины.

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: Истину — Добро — Красоту. Союз Красоты и Добра даёт изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — при­кладные искусства. Цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Кра­соту и Пользу.

Особняком стоит Свобода. Многие готовы отдать за неё свою жизнь. Иногда люди выражаются так: лучше умереть свободным, чем сытым. Свобода нужна всем людям и во всех четырёх сферах. В экономической сфере предпринима­тели без свободы от государства не могут построить успеш­ный бизнес. Свяжи их по рукам ограничительными закона­ми и постановлениями, и никакой пользы (выгоды) они не увидят. Нужна свобода вероисповедания и в религии. Не меньше свобода творчества ценится в науке, образовании и искусстве. Свобода нужна и политикам. Свобода нужна в частных делах рядовым гражданам. В таком случае мы должны признать, что свобода — общее для всех достояние, общая всем ценность.


Разумеется, сказанное представляет весьма схематич­ную и одностороннюю картину мира. В жизни всё гораздо сложнее. Скажем, учёный создаёт не только истинную, но и полезную теорию, а художник стремится принести своей красотой ещё и добро людям. Один человек стремится не к одной, а к нескольким ценностям. Одна сфера общества не может строиться на единственной ценности. Это понятно. Но следует понять ещё и другое.

Описанная выше картина имеет то предназначение, что помогает, убрав частности, выделить главное. Характер человека, как и характер общественной сферы, определя­ется одной, ставшей для них центральной, ценностью. Нельзя стремиться к выгоде и добру одновременно. Суще­ствуют исключающие друг друга ценности.

Но правильно и то, что некоторые, казалось бы, разные ценности могут соседствовать, уживаться одна с другой, да­вать неплохой союз. Так, стремление к выгоде может непло­хо уживаться с господством.

Учёные высказывают мнение, что в число неколебимых ценностей семейной жизни входят верность и постоянство; огромная любовь к детям в сочетании со строгой дисципли­ной; уважение к каждому человеческому существу и внут­реннее духовное напряжение, придающее смысл жизни. Все разногласия разрешаются как бы сами собой, если люди избегают хвастовства, раздражительности, зависти, ревно­сти, себялюбия, нетерпимости, грубости и т. д.

Мы выбираем одни ценности и отторгаем другие. Одни стремятся заработать как можно больше. Для них эталоном поведения служит Польза (выгода). Другие считают, что не в деньгах счастье, главное сохранить гармонию внутренне­го мира и поступать честно.

Конфликт ценностей. Но иногда ценности вступают в конфликт. Это происходит тогда, когда достижение одной цели мешает выполнению другой.

Допустим, для вас важны такие ценности, как хорошие друзья и учёба в престижной школе. Вы в одинаковой сте­пени цените то и другое. Но в жизни возникают ситуации, когда приходится ради одного жертвовать другим. Предпо­ложим, ваша семья прекрасно устроена, живёт в замеча­тельном доме, у вас милые соседи, с которыми вы поддер­живаете самые добрые отношения. У вас много верных дру­зей, но до конца вы не можете назвать себя счастливым, по­скольку школа вас не очень устраивает — низкий уровень образования.

И вот представилась возможность переехать в другой рай­он или переменить школу. Как поступить? Вы приобретёте школу, о которой мечтаете, но потеряете старых друзей. Как выбрать и легко ли это сделать?

Вы должны принять решение, в основе которого лежит конфликт двух ценностей — верные друзья и престиж­ная школа. Ваше решение зависит от выбора: какую цен­ность считать более важной. Но независимо от того, ка­кое решение принять — оставаться или уезжать, — оно будет иметь самые серьёзные последствия. Одно исклю­чает другое.

Подросткам постоянно приходится сталкиваться с кон­фликтом ценностей, когда они должны принять решение относительно своего поведения или поступка. Родители ожидают одного, а друзья — совсем иного. Чьё одобрение они ценят выше — родителей или друзей?

В основе конфликта ценностей лежит нравственная ди­лемма (посылка) — затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями. Вот пример такой ди­леммы.

Муж и жена живут в деревне. Они очень бедны. Жена тяжело болеет, а местные врачи ничем не могут помочь, поскольку не рас­полагают необходимыми лекарствами. Ситуация критическая. Муж отправляется в город и находит аптеку, где продаётся нужное лекар­ство. Оно стоит дорого, а у него нет денег. Аптекарь отказывается помочь. Других возможностей получить лекарство нет. Той же ночью мужчина возвращается в аптеку и крадёт лекарство для умирающей жены. Правильно ли он поступил?

Жизненные ценности подростков. На какие ценности ори­ентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки всё больше ценят собственные интересы. В частно­сти, имеются документальные свидетельства того, что фи­нансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установлено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки всё меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с которыми молодым людям приходится сталки­ваться. Возможно, у молодёжи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жизни. Или они ду­мают, если такое позволено другим и ведёт к успеху, то поче­му оно не может быть позволено мне? Во всяком случае, за­метно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответственному поведению.

Может быть, современные молодые люди становятся в большей степени материалистами и реалистами, чем их сверстники в прежние времена? Или юноши и девушки, несмотря ни на что, остаются идеалистами?

Существуют научные данные, подтверждающие оба пред­положения. Исследование показало: 1) молодёжь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев романов, героев ки­нофильмов или великих людей; 2) она стремится сделать ус­пешную карьеру в шоу-бизнесе, предпринимательстве, про­мышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то — физически привлекательным и популярным.

Вместе с тем значительная часть опрошенных хотела бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо раз­витым чувством юмора, быть честными, надёжными, трудо­любивыми, добрыми. Исходя из этого, учёные пришли к выводу: во всём мире и во все времена молодым людям свой­ственно быть идеалистами.

Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеали­стических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и романтики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превращается в материалиста.

Материалист — человек, преувеличивающий влияние ве­щественных или материальных факторов на поведение людей и жизнь общества.

Юношеский идеализм на самом деле долго не выветрива­ется. И в 18 лет мы верим в идеальную дружбу и платониче­скую любовь. Мы представляем людей лучше, чем они есть порой на самом деле. Мы хотим и общество перекроить по своим меркам, списанным с идеального вымышленного об­щества, в котором все люди братья, нет обмана и войн, а мужчины и женщины бесконечно красивы.

Идеалист — человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов в повседневной жизни и в развитии общества.

Однако в юности идеализм, зародившийся в подростко­вом возрасте, нередко превращается в максимализм. Мне надо всё и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Такой идеализм, оказыва­ется, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несогласие с бедностью и неравенством, нар­команией и призывами к войне. Разве плох такой макси­мализм?

Так кто же они на самом деле, современные юноши и девушки, идеалисты или материалисты? Они идеалисты потому, что хотят перестроить наше общество в соответ­ствии с лучшими идеалами, которые выработало челове­чество за многие тысячелетия. Они материалисты потому, что не витают в облаках и не устраняются от борьбы. Они последовательно отстаивают свои убеждения и претворя­ют в жизнь свои замыслы. Вот какая нынешняя моло­дёжь.

Именно в подростковом периоде закладывается фунда­мент долговременных ценностей. Они ориентированы на вечные вопросы бытия, а не на достижение сиюминутной цели. В них выражена забота о будущем, мысли о рефор­мировании общества. Вечные ценности очень абстрактны и альтруистичны, они направлены на «других», а не «на себя ».

Культурные ценности разнятся у отдельных народов в зависимо­сти от исторических, географических и социальных условий, но мо-

ральный кодекс абсолютен, он неподвластен месту и времени. От­носительные культурные ценности существовали наряду с такими проявлениями зла, как рабство, крепостное право и даже геноцид. В наши дни эти крайние проявления заклеймены, но какое-то зло всегда может быть противопоставлено нравственному принципу любви.

Западные ценности индивидуальной свободы сформировались на равнинах Северной Америки. Изолированность, независимость и необходимость полагаться только на себя стали восприниматься как национальные черты характера и, несмотря на изрядный налёт романтики, продолжают оказывать влияние на людей и сегодня. С малых лет японцу прививают жёсткую систему ценностей: вер­ность, преданность по отношению к императору, государству и на­ции, сыновний долг по отношению к родителям и предкам, обяза­тельства по отношению к своей работе.

В дореволюционной России суровая природа заставила людей сплотиться в большие общины, помогавшие им выжить. Поэтому здесь привился иной культурный опыт, основанный на ценностях взаимной зависимости и равенства.

Зарождение идеи добра и зла. Представления о добре и зле зародились в глубокой-глубокой древности. Такой глубо­кой, что учёные затрудняются указать точную дату. Тогда ещё не было письменности, а человечество только ещё овла­девало языком. В этом языке существовали слова, обознача­ющие конкретные предметы — птиц, деревья, камни. Но не было абстрактных понятий, даже таких привычных нам, как «красивое» или «красота». Наши предки могли лишь, указав на красный закат, передать таким способом представ­ление о красном цвете. Разумеется, что понятия о добре и зле были тогда совсем иными. Они были конкретными, нагляд­ными, ощущаемыми.

Показав на плохого человека, его сородич как бы говорил: вот что такое зло. Это злой человек. Конечно, этот способ был не очень убедительным. Для одного человека его соплемен­ник был злым, а для другого — добрым. Всё это пристраст­ные, очень субъективные оценки.

Позже, уже в период разложения первобытного строя и зарожде­ния классового, появляются представления о загробном мире. Так, в загробном мире лодагаа (племя в Западной Африке) все умершие проходят испытание, сидя на солнце: для хороших людей оно длит­ся три месяца, для плохих — шесть, воры мучаются пять месяцев, лжецы — четыре, колдуны — три года, столько же — жадные богачи и вожди. Получалось так: чем правильнее, добрее ты живёшь на зем­ле, тем меньше придётся мучиться в загробном мире. Просто, на­глядно и убедительно. Так вот, страх перед мучительными испыта­ниями сделал идею зла очень понятной. Человек воображал, как ему больно сидеть в самом пекле, и испытывал почти эмоциональное отвержение злого и грешного.

В разряд злых людей, грешников человек попадал за свершение преступлений. У древних скандинавов на том свете мучились клят­вопреступники, убийцы, трусы, предавшие товарищей на поле бра­ни, и соблазнители чужих жен.

Зло и добро. Жизненный опыт человека формируется на перекрёстке двух сил давления — супер-эго, требований об­щества, и либидо, мятежных инстинктов, всегда готовых к восстанию. Мы хотим угодить своим желаниям, скрытым глубоко в душе надеждам и чаяниям, пойти навстречу свое­му «я» и одновременно боимся поссориться с обществом и его законами. Мы раздираемы силами, действующими в противоположных направлениях.

А может быть, человек двойственен по самой природе? Разве Ф.М. Достоевский не писал о том, что в человеке таит­ся дьявол (олицетворение Зла) и Господь Бог (олицетворение Добра)? Кто кого победит? А человеческая душа — поле этой битвы. Однажды он посетовал на то, что когда дьявол победит и человек решит для себя: «Бог умер», то ему будет позволе­но все: и сластолюбие, и предательство, и убийство. Высшие нравственные нормы, которые общество навязывает нам яко­бы от своего имени, на самом деле созданы не им самим, а кем-то, кто стоит выше. Они имеют божественную сущность. Выходит, что общество лишь их присвоило, но автором веч­ных ценностей и нравственных заветов выступает Бог.

В своём поведении мы сознательно или неосознанно сле­дуем каким-то идеалам. Чаще всего даже не подозревая об этом.

Идеал — понятие, характеризующее представление о та­ком поведении, которое кажется достойным подражания (или вызывает внутреннее согласие).

К идеалу люди стремятся всю жизнь. Многие в конце заключают: жизнь прожил, а идеала так и не достиг. Иде­ал становится той дальней, но всеподчиняющей целью, ради которой выстраивается вся человеческая жизнь. Но идеал не только организует наше поведение, он ещё слу­жит эталоном. С ним сверяем мы наши поступки и успе­хи. Не достиг идеала, поставил в свой дневник жизни «двойку».

Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы под­гоняем под идеал не только себя, но и других. И в других, особенно в близких и любимых, мы хотим видеть воплоще­ние нашего идеала. Спрашивается, а у него самого что, нет своего идеала? Есть, конечно, как и у каждого. Но мы не­пременно требуем от него соответствия своим, а не его иде­алам.

Ценности и цели. Часто мы путаем эти понятия то ли на­меренно, то ли по незнанию. К примеру, богатство — это ценность или цель жизни? Тот, кто дал правильный ответ — богатство есть цель, а не ценность, — всё равно ошибся. По­чему? Является ли богатство смыслом жизни?

Богатство может стать целью жизни в практическом, но не в этическом смысле. Богатство потому и не является по-настоящему целью жизни, что оно не может быть ценно­стью.

Но так происходит только с богатством, успехом и неко­торыми другими целями-ценностями. А вот очень малень­кие и очень конкретные цели, например сходить за моло­ком, завтра проснуться в шесть часов утра и постирать рубашку, никогда не спутаешь с большими ценностями. Например, общественное положение.

Высокое общественное положение — цель, которой мы можем с упорством добиваться. Но вряд ли можно сказать то же самое о стремлении к счастью (в противоположность удовольствиям). Можно ли стать счастливым, поставив себе целью добиваться счастья?

Часто происходит как раз наоборот: счастья достигают те, кто требует малого. Положение в обществе, может быть, и стоит усилий, но сами эти усилия легко превращаются в нелепицу. Как и счастье, общественное положение обычно приходит к нам как побочный продукт какой-то другой дея­тельности.

Образец бескорыстного служения людям — Мать Тереза, католиче­ская монахиня, основательница Ордена милосердия, занимающего­ся помощью бедным и больным. Мать Тереза на занятии в одной из школ Ордена милосердия

 

Сравнивая всевозможные цели, которые мы ставим перед со­бой, надо упомянуть о стремлении создать что-то прекрасное, нужное и всем интересное. Художник, писатель или музыкант ста­вят перед собой цель, которая не ведёт ни к положению в обще­стве, ни к богатству, счастью или спокойной жизни. Скульптор, вы­секающий шедевр из глыбы мрамора, создаёт прекрасное произведение искусства. Для него в этом и труд, и забава, ему жаль каждой минуты, потерянной на еду или на сон. Статуя, кото­рую он изваял, может принести ему и некоторую сумму денег, и славу в мире искусства. Он счастлив, когда работает, и испытыва­ет удовлетворение, завершив эту работу. Он верит, что слава пе­реживёт его самого и его лучшие произведения останутся в на­следство грядущим поколениям.

Только такой род занятий может соединить все мыслимые цели: славу, богатство, счастье, интересную работу, удовольствие. Какая радость сравнится с радостью композитора, написавшего музыку к мюзиклу, имеющему бешеный успех? Заставить петь весь мир —

это само по себе счастье, но, если получаешь удовольствие во вре­мя работы, а по окончании её на тебя ещё сваливается слава и бо­гатство, это значит, что ты добился почти всего, чего можно добить­ся в жизни.

Как добиться жизненного успеха? Наверное, необходимо поставить правильную цель. Профессор медицинского фа­культета Университета Корнелл доктор Герберт Фенстер- хайм посоветовал обратить внимание на то, что: «Поставить цель — значит отделить важное от мелочей и правильно тратить время и силы. Долгосрочные планы дают возмож­ность ощутить движение по жизни, а достижение неболь­ших промежуточных целей позволяет испытать чувство победы». Технология постановки целей, их достижения мо­жет быть, например, такой:

1. Поставьте себе цель. (Каковы ваши цели? Как вы мо­жете их достичь? Как вы преодолеваете препятствия?)

2. Старайтесь сосредоточиться на промежуточных целях. Спросите себя, чего вы хотите от жизни. Потом раз­делите свою жизнь на несколько этапов. Это значит: «Что я хочу сделать сегодня?» Промежуточные цели добавляют мужества. Без них легко потерять уверенность в себе.

3. Начните с малого. После того как вы поставили себе цели, запишите их. Ваш список должен быть ясным и кон­кретным. Не нужно общих фраз типа: «Я не буду ничего от­кладывать на потом». Вы должны разбить свои цели на кон­кретные дела. К примеру, если ваша цель — выступить на уроке и исправить предыдущую оценку, возможные дей­ствия описываются так: «выбрать тему», «прочитать нуж­ный параграф в учебнике», «найти дополнительную литера­туру и сделать из неё выписки» и т. д.

4. Выделите главное. Распределяйте время и силы: тог­да-то я сделаю то, а вот тогда — это. Если вам нужно сделать что-то действительно важное, отложите всё остальное на завтра. Сначала сделайте срочные дела.

5. Помните, что вы не всесильны. Талант и возраст — вот два основных ограничителя ваших возможностей. В 40 лет можно научиться играть в теннис, но классным профессиональным теннисистом уже не стать. Если вы ре­шили преуспеть на спортивном поприще, начинать надо как можно раньше. В возрастной психологии известно, чего можно достичь подростку в том или ином возрасте, а за что ещё браться рановато. Познакомьтесь с ней и ставь­те такие цели, которые учитывают возрастные возмож­ности.

6. Создайте себе систему поощрений. Вы можете сами себя награждать (конечно, если добились цели) или можете сделать и так, чтобы вас награждали другие. Попросите ро­дителей, брата или сестру, друзей, наконец, делать вам что-то приятное, если вы продвинулись к своей цели. Смысл этой акции состоит в том, чтобы вдохновить вас на новые свершения.

Основные термины и понятия

Мораль, право, значение, предпочтение, самоуважение, ма­териалист, идеалист, идеал

Вопросы и задания

1. Что такое мораль и чем она отличается от права?

2. Какую роль мораль играет в обществе?

3. Как связаны между собой мораль и религия?

4. Какие человеческие отношения можно назвать моральными?

5. Попробуйте сформулировать, что такое Добро и Зло.

6. Что такое ценности? Чем различаются ценности и идеалы?

7. Назовите базовые ценности личности. Как они взаимосвязаны?

8. Что такое конфликт ценностей? Приведите примеры из жизни, которые его характеризуют. Как в тех случаях, которые вы приве­ли, он разрешался?

9. Что такое жизненные ценности подростка? Сравните их с жиз­ненными ценностями взрослого человека. По какой причине они схожи, а почему они различаются?

Практикум

1. Проиграйте мысленно стратегию постановки и достижения од­ной из своих жизненных целей по технологии, которая приведена в параграфе.


2. Проанализируйте приведённый ниже список демократических ценностей и убеждений. Всё ли перечисленное вам понятно? Со­гласны ли вы с этим списком? Можете ли вы его дополнить (а мо­жет, сократить)?

1) Права личности на: жизнь, свободу, достоинство, безопас­ность, справедливость в суде, уединение, частную собственность.

2) Свободы личности: участия в политическом процессе; веро­исповедания; взглядов; совести; юридического расследования; слова.

3) Обязанности личности: уважать человеческую жизнь; ува­жать права других; быть терпимым; быть сострадательным; про­являть сдержанность; участвовать в демократическом процессе; трудиться во имя общего блага; уважать чужую собственность.

4) Убеждения, связанные с условиями жизни в обществе и обя­занностями по управлению государством: обществу нужны зако­ны, приемлемые для большинства нации; диссидентские мень­шинства защищены; правительство избирается народом, уважает и защищает свободы личности, гарантирует гражданские свобо­ды, осуществляет свою деятельность во имя общего блага.

Сравните эти демократические ценности с христианскими за­поведями, приведёнными ниже.

Христианские заповеди

Греховные поступки: блуд, нечистота, распутство, идолослу- жение, колдовство, вражда, ссоры, ревность, вспышки гнева, рас­при, разлады, ересь, зависть, пьянство, чревоугодие.

Богоугодные поступки: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность, кротость, умение владеть собой.








Date: 2015-12-13; view: 1536; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.055 sec.) - Пожаловаться на публикацию